Перейти к основному содержанию

1594 просмотра

Регионы «идут» на экспорт

В Костанайской области широко представлены аграрные и промышленные компании

Обеспечить представленность товаров под лейблом «Сделано в Казахстане» за рубежом вполне по силам компаниям из «несырьевых» регионов. Особую активность в этом направлении, в частности, проявляет Костанайская область, где широко представлены как аграрные, так и промышленные компании.

Высокую активность в развитии своих экспортных возможностей сегодня демонстрирует Костанайская область, где бизнес бурно развивается, а ряд игроков выросли настолько, что только внутреннего казахстанского рынка им уже недостаточно.

Один из наиболее активно развивающихся сегментов экономики Костанайской области – это пищевая промышленность. Учитывая значительный аграрный потенциал региона, производством продуктов питания здесь занимаются сразу несколько крупных предприятий. В частности, Костанайская область – это основной на сегодня производитель муки в Казахстане. В прошлом году в регионе было произведено 28% от всего объема муки в стране. Лидером мукомольной промышленности региона при этом выступает компания «Саламат», которая поставляет муку высших сортов не только на внутренний рынок, но и в целый ряд стран по 30 иностранным контрактам. 

ТОО «Торговый Дом Аманат» 2.jpg

Другой крупный экспортер продуктов питания из Костаная ТОО «Торговый Дом Аманат» производит лапшу быстрого приготовления. Поскольку этим бизнесом компания занимается с 2005 года, она уже успела завоевать твердые позиции на внутреннем казахстанском рынке, а также стремится найти собственную нишу на рынках близлежащих стран. Сегодня компания поставляет муку и макароны в Россию, Армению, Грузию, Таджикистан и Кыргызстан. Свой фирменный продукт - лапшу быстрого приготовления «Торговый Дом Аманат» экспортирует в Беларусь, Украину, Монголию и РФ. 

Достаточно серьезный по объемам экспорт растительного масла наладила костанайская компания «Промбаза-7». Этот завод по переработке масличных культур способен в сутки перерабатывать до 50 тонн сырья и уже имеет 30 экспортных контрактов, наиболее приоритетными из которых являются экспортные поставки в Китай.

Аналогичным образом, с ориентиром на экспорт работает и одно из крупнейших в Казахстане предприятий по производству кондитерских изделий АО «Баян Сулу», чьи головной офис и производственные мощности также расположены в Костанае.

«Баян Сулу».png

Фабрика активно инвестирует во внедрение новых технологий, совершенствование производства и расширение ассортимента изделий. Из общего объема произведенного товара 35% отправляется на экспорт и сегодня вкус костанайских конфет хорошо знаком не только казахстанцам, но и жителям России, Германии, Кыргызстана, Таджикистана, Китая, Азербайджана, Узбекистана, Монголии и Армении.

Впрочем, главной проблемой для дальнейшего развития экспорта для фабрики по-прежнему остается стандартное требование покупателей предоставить отсрочку по выплатам. Как правило для торговых сетей и магазинов это обычная ситуация и «Баян Сулу» приходится прибегать к финансовым услугам банков и экспортных страховых агентств, чтобы обеспечить выполнение контрактов и защититься от неплатежей со стороны зарубежных контрагентов. 

Одним из ключевых направлений экономики области является автопром. На костанайское  ТОО «СарыаркаАвтоПром», владеющее автомобилестроительным заводом приходится 50% всех произведенных в Казахстане автомобилей (только за 9 месяцев текущего года в РК произведено 33 500 транспортных средств всех типов, что на 47,5% больше, чем за январь-сентябрь 2018 года). Более того, костанайская автомобилестроительная компания изначально была и остается единственным экспорториентированным предприятием в автомобильной промышленности страны. 

JAC.jpg

В 2018 году собранные на площадке «СарыаркаАвтоПром» в Костанае городские кроссоверы JAC S3 были отправлены в Республику Таджикистан, где стали основной нового таксопарка в Душанбе. Всего туда было экспортировано 158 единиц автомобилей. В текущем же году запланирована поставка автомобилей Ravon также костанайской сборки в соседнюю Россию. 

Благодаря тому, что «СарыаркаАвтоПром» - это единственный отечественный автопроизводитель, отвечающий требованиям по промышленной сборке, в частности по необходимым процедурам по сварке, окраске и сборке кузова, завод является реципиентом государственной поддержки в различных формах. Во многом именно это обеспечило предприятию импульс для развития своего экспортного потенциала.

JAC 2.jpg

Впрочем, пока, несмотря на все успехи костанайского бизнеса, специалисты в области экспорта, да и сами предприниматели, считают, что экспортный потенциал региона реализован не полностью. Иными словами, в случае сохранения политики стимулирования деятельности отечественных предпринимателей посредством различных государственных программ и при поддержке со стороны экспортной страховой компании KazakhExport, в Костанайской области, как и в других регионах страны, могут вырасти новые экспортноориентированные предприятия.

1308 просмотров

Почему инвесторы выдвигают новые требования к технологическим стартапам

Uber, DoorDash и им подобные должны сосредоточиться на прибыли, а не на привлечении клиентов, считают они

Postmates недавно раздала скидочные купоны в $100 на доставку для новых клиентов. Фото: Heather Somerville / The Wall Street Journal

Многие технологические стартапы пытаются привлечь новых клиентов через скидки и подарки, в числе которых и бесплатная доставка обедов, и косметика за $3, и выгодные поездки на такси. Но этот подход больше не пользуется популярностью у инвесторов – они теряют терпение, ведь компании, предлагающие эти скидки, не добились успехов в получении прибыли.

В последние десять лет на рынке произошел настоящий бум субсидируемых венчурным капиталом продуктов и услуг, так как инвесторы наперегонки пытались найти нового гиганта – производителя потребительских технологий. Предполагалась следующая схема: в лидера рынка компания вырастает за счет аудитории постоянных клиентов, привлеченных выгодными сделками в мобильном приложении. Как только компания станет достаточно крупной, прибыль потечет рекой и субсидии можно сворачивать.

Теперь инвесторы в стартапы переосмысливают такой подход. Этому способствует год негативных результатов технологических компаний, которые в значительной степени субсидировались венчурным капиталом. И теперь инвесторы и члены правления давят на такие компании, требуя, чтобы они нашли более рентабельную бизнес-модель, говорят специалисты по технологическим сделкам и основатели стартапов.

Инвесторы хотят, чтобы стартапы стали меньше использовать привлеченный капитал на покрытие расходов, на скидки для клиентов. Эти пожелания касаются, например, стартапа электронной коммерции Brandless, который продает товары для дома и красоты дешевле стоимости доставки, сервисов такси Uber и Lyft, предлагающих поездки со скидкой, и службы доставки еды Postmates, которая предложила купоны со скидкой в $100 на доставку.

«Пузырь субсидирования для привлечения нового капитала лопнул, – заявил Уэсли Чан, управляющий директор компании FelicisVentures. – Приходит осознание того, что субсидии часто приводят к катастрофе для стартапов, которые на них полагаются».

Служба доставки еды DoorDash, Uber, Lyft и WeCo (материнская компания коворкингового сервиса WeWork) в 2019 году в общей сложности потеряли свыше $13 млрд. Все эти компании стали лидерами отрасли после того, как привлекли миллиарды долларов инвестиций на субсидирование своих расходов. Но ни один из этих стартапов не приносит прибыли.

«Вы можете добиться роста искусственно, но вы не можете искусственно добиться прибыли», – заявил Райан Кулп, который прежде работал в отрасли венчурного капитала, а теперь руководит маркетинговым стартапом Fomo.

Компания DoorDash из Сан-Франциско за последние два года привлекла почти $2 млрд и использовала этот капитал, чтобы расширить свою географию с 600 городов в 2018 году до более чем 4 тыс. городов в 2019 году, заявил осведомленный источник. Но, по его словам, около 75% рынков DoorDash не приносят прибыли.

По данным аналитической фирмы SecondMeasure, DoorDash является лидером на американском рынке доставки еды с долей в 37%. DoorDash осуществляет бесплатную доставку по небольшому проценту заказов, говорит источник, а рестораны – партнеры компании покрывают убытки по другим бонусам для клиентов частично или полностью.

DoorDash нарастила свой рынок несмотря на то, что некоторые члены совета директоров призывали сосредоточиться на получении прибыли с каждого покупателя, рассказывает другой источник. По его словам, ожидается, что в 2019 году DoorDash понесет убытки примерно в $450 млн. В презентации для инвесторов 2015 года (The Wall Street Journal делал ее обзор) компания прогнозировала, что в конце 2018 года достигнет валовой годовой прибыли в $450 млн.

«Четыре года назад (больше половины жизни компании) у нас было примерно 100 сотрудников и мы работали менее чем в пяти штатах, – заявил представитель компании. – С тех пор мы помогли сотням тысяч продавцов привлечь миллионы покупателей».

В 2020 году DoorDash планирует выйти на IPO, говорят люди, знакомые с планами компании по первичному размещению. При этом публичные рынки не слишком благосклонны к аналогичным сервисам, например, акции Grubhub торгуются на 30% ниже, чем год назад. Президент и финансовый директор Grubhub Адам Девитт обвиняет в этом безудержные субсидии со стороны конкурентов, которые «проникают повсюду явно и неявно». Из-за них компания была вынуждена перейти на менее прибыльные стратегии, например сотрудничать с ресторанами, которые не платят за то, чтобы высвечиваться в приложении Grubhub.

«В итоге потребитель видит цену, которая не является рентабельной», – сказал Девитт о своих конкурентах.

Служба доставки Postmates планировала IPO на первую половину 2019 года и уже даже подала заявку, но отложила задуманное на фоне ценовой войны с конкурентами.

Большинство заказов Postmates приносит прибыль, так как основная часть ресторанов платит комиссию за пользование ее услугами, заявляют в компании. Эти сборы, как правило, покрывают расходы на водителей доставки и позволяют Postmates удерживать цену на доставку на весьма низком уровне в 99 центов.

Служба проката автомобилей ShareNow в декабре 2019 года объявила, что с февраля 2020 года прекратит работу в Северной Америке и в некоторых городах Европы и больше не будет предлагать на этих рынках прокат машин по цене 30 центов в минуту. ShareNow сосредоточится на тех европейских рынках, где компания видит наилучший потенциал для прибыльного роста. Об этом заявил Майкл Кун, старший менеджер DaimlerMobility, которая владеет ShareNow совместно с BMW.

Прошлой осенью приложение для аренды автомобилей Fair увеличило первоначальный взнос для клиентов с пары сотен долларов до нескольких тысяч. Как говорят бывшие сотрудники компании, Fair переплатила за автомобили, а потом сдавала их в аренду со скидкой.

Fair могла предлагать клиентам такие скидки благодаря инвесторам, включая SoftBankGroup, которая в конце 2018 года профинансировала Fair более чем на $380 млн. Большую часть этих денег, по словам бывших работников, Fair потратила менее чем за год.

Представитель Fair сказал, что компания намеренно отталкивает клиентов с помощью высоких цен, так как реструктурирует свой бизнес, чтобы найти более рентабельную модель. Компания намерена возобновить аренду с более низким первоначальным взносом в начале 2020 года. 

Но даже с более критичным отношением со стороны инвесторов субсидии никуда не исчезнут. Индустрия венчурного капитала сейчас может предложить больше денег, чем когда-либо, а процентные ставки остаются на исторически низком уровне. Так что многие инвесторы захотят вложиться в частные технологические компании даже невзирая на то, что те полагаются на частные средства, чтобы платить по счетам и предлагать крупные скидки.

Инвесторы охотно субсидировали компании из-за «большого обмана рынка» – так происходящее назвали почетный профессор Брэд Корнелл из Калифорнийского университета в Лос-Анд­желесе и профессор Асват Дамодаран из Нью-Йоркского университета.

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи, например, публично сравнил свою компанию с Amazon и заявил, что Uber станет поставщиком услуг на всех видах транспорта по умолчанию. Президент Lyft Джон Циммер публично заявил, что его компания завоюет большую часть рынка США путем создания транспортного «суперприложения».

В заявке на IPO Uber оценила свои рыночные возможности на $6 трлн – это стоимость пробега всех личных автомобилей и общественного транспорта во всем мире. WeWork разрекламировала оценку своих рыночных возможностей в $3 трлн. DoorDash в презентации для инвесторов 2015 года оценила свой общий адресуемый рынок в $275 млрд – примерно во столько оценивается индустрия еды на вынос в США.

Но в этих оценках не учтено противодействие со стороны регуляторов и предложение практически идентичных продуктов со стороны конкурентов. Есть и другая проблема: привлечение новых клиентов в бизнес, который уже не является прибыльным, не означает, что он неожиданно начнет приносить прибыль.

«В теории у вас может быть бесконечное число клиентов, и вы все равно никогда не выйдете на прибыль», – указал Дэниел Маккарти, доцент маркетинга в Университете Эмори и соучредитель исследовательской фирмы ThetaEquityPartners.

Uber существует уже десять лет. Но и в первом, и во втором, и в третьем кварталах 2019 финансового года компания потратила на дополнительные меры стимулирования водителей больше, чем по сравнению с годом ранее. В результате расходы на привлечение водителей превысили прибыли от поездок. Однако сейчас компания начала ограничивать эти расходы.

Uber и Lyft сказали, что в 2021 году они начнут приносить прибыль до учета процентов, налогов, износа и амортизации. Почти весь прошлый год компании демонстрировали поквартальный рост прибыли за поездку. Хотя обе компании призывали к более целесообразному ценообразованию по отрасли, они не торопились повышать цены и отменять скидки.

«По мере того как сдувается пузырь субсидий, цены начинают расти, – говорит Джавад Миан, главный редактор StrayReflections, инвестиционного издания для хедж-фондов и управляющих активами. – Многие из этих компаний не смогут достичь целей, необходимых для нового раунда финансирования при более высокой оценке».

Еще один пример – компания Brandless из Сан-Франциско, которая предлагает своим покупателям все – от органического кокосового масла и обеденных тарелок до лавандового мыла для рук за $4 или меньше за штуку. Этот стартап интернет-торговли привлек почти $300 млн венчурных инвестиций. Сейчас, заявил представитель компании, Brandless переходит на более высокодоходные товары, например блендеры за $180. Также компания приостановила расходы на маркетинг в течение летнего периода. Ее продажи по состоянию на август 2019 года снизились примерно вдвое по сравнению с годом ранее.

«Если люди могут себе это позволить, не значит, что они будут платить», – резюмировал Райан Кулп из маркетинговой фирмы Fomo.

pochemu-investory-vydvigayut-novye-trebovaniya-k-tekhnologicheskim-startapam.png

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance