Перейти к основному содержанию

2538 просмотров

«Казахтелеком» запустил коммерческую сеть 5G в Нур-Султане

Оператор готовится к массовому развертыванию сети в Казахстане

Фото: Казахтелеком

«Казахтелеком» развернул 24 октября первую в Казахстане коммерческую сеть 5G в столице. Теперь технология пятого поколения доступна в сети Altel на территории международного технопарка IT-стартапов Astana Hub. 

«Казахтелеком» обеспечил покрытие коммерческой сетью будущего в режиме Non-Stand-Alone в диапазоне радиочастот 3,5 ГГц, который является самым рекомендуемым и популярным спектром в мире для 5G. Воспользоваться технологией смогут владельцы устройств, поддерживающих формат 5G, и являющиеся абонентами Altel и Теле2. 

243A8073.JPG

«Запущенная сегодня сеть является первой в Казахстане коммерческой зоной 5G, которая будет работать на территории Astana Hub на постоянной основе. Нами неслучайно было выбрано место запуска данной сети – именно здесь разработчики смогут тестировать и реализовывать новые цифровые продукты и проекты на базе 5G. Подобные зоны будут появляться и в других регионах для различных кейсов. В этом году мы планируем запуск коммерческой технологии в Шымкенте для реализации бизнес-кейса FWA – фиксировано-беспроводного доступа», - сообщил главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

243A8106.JPG

Технология 5G отличается высокой скоростью передачи данных, большой емкостью и сверхнадежным соединением с низкой задержкой и возможностью массового подключения устройств IoT для самых разнообразных задач. В ходе демонстрации работы сети в Astana Hub скорость передачи данных достигала 1,6 Гбит в секунду.

243A7901.jpg

Запуск сети, отметил генеральный директор ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» Роман Володин, не отразится на качестве услуг, оказываемых традиционным пользователям устройств с 3G и 4G.

«Стоит отметить, что коммерческая сеть 5G запущена на базе инфраструктуры Altel и «Казахтелеком». Altel на протяжении многих лет является технологическим лидером в сфере мобильного интернета и передачи данных в нашей стране. Специалистами компании первыми в Казахстане были запущены сети 3G и 4G. Наступает эра новой технологии, и мы стремимся к сохранению звания пионера в отрасли», - сказал он. 

243A7994.JPG

Помимо самой передачи данных при коммерческом запуске 5G обязательной станет услуга VoLTE (технология голосовых сервисов на базе LTE).

«Когда ваш смартфон будет работать в сети 5G, при совершении голосового вызова он уже не будет, как сейчас, переходить из 4G в 3G», - сказал Володин.

Сети 5G будут использоваться как для предоставления услуг мобильной связи и доступа в Интернет для населения, так и для кейсов IoT, «умный» город, «умное» производство и других применений. Фактически сети 5G станут основой для цифровой трансформации компаний и развития цифровой экономики. 

В настоящее время участники рынка обсуждают с регулятором какой именно диапазон частот будет выделен для коммерческого развертывания 5G в стране. От этого, по словам Мейрманова, а также от возможности совместного использования инфраструктуры различными операторами будут зависеть уже бюджеты на полноценный запуск 5G и конкретные сроки. Соответствующее решение должна принять специальная комиссия, которая определит диапазон частот для операторов.

Сама сеть 5G будет строиться по принципу спотов или небольших участков, покрытых 5G. В ближайший месяц сеть планируется запустить в Шымкенте.

«Дело в том, что технология работает в новом частотном диапазоне, она так и называет 5G New Radio, вы можете обратить внимание это отдельные радиомодули, которые обеспечивают высококачественный доступ на небольшом участке, поэтому технологически даже 5G предполагает строительство хот спотами. Подобные споты мы будем делать в других городах в Алматы, в Шымкенте до конца года будет интересный хот спот», - сказал Мейрманов. 

243A7876.JPG

В настоящее время в «Казахтелекоме» готовятся к массовому развертыванию сети 5G.

«Первые споты мы начали в 2019 году разворачивать. Я думаю, этот процесс продолжим в 2020 году, но скажу так, учитывая, что технология 5G все еще находится в стадии стандартизации, к массовому развертыванию мы придем в 2021-2022 году», - сказал он.

Мейрманов также сообщил, что будет с телефонами, которые поддерживают только 2G.

«В итоге мы поддерживаем 2G, 3G, 4G и будем поддерживать 5G. Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Сейчас во всем мире идет процесс так называемого switch off (отключения) технологии 2G и переиспользования этих частот. В нашей стране мы готовы к этому технологически, но, к сожалению, не социально. Все-таки очень много телефонов на руках у потребителей, которые работают только в сетях 2G», - сказал он. 

По его оценке, около 30% казахстанских мобильных телефонов поддерживают лишь 2G, остальные 70% - 3G и 4G. Что касается 5G, то в настоящее время около 50 моделей телефонов поддерживают этот формат. По прогнозам экспертов, к 2023 году около 10% мобильных телефонов будут поддерживать 5G.

При строительстве сети «Казахтелеком» намерен использовать оборудование различных компаний, что позволит рассматривать различные варианты и, соответственно, снижать стоимость. 

«У нас политика вендерной независимости. Есть сейчас новое направление open run, то есть когда операторы стараются сделать радио часть дизагрегированной. Одна из причин почему мы развернули здесь (в Astana Hub). Эта часть она open source - ее можно разрабатывать самим, в том числе и в Казахстане. Этот процесс называется wide box, то есть мы сами можем сделать, потому что вся основная софтверная часть сдвигается в центр. Таким образом, мы пытаемся уйти от вендерной зависимости, перейти к open source вопросам и снизить кардинально стоимость - по моим расчетам до 30 и может до 50 процентов», - сказал Мейрманов. 

Что касается возможных тарифов на услуги 5G, то их размер будет зависеть от стоимости частот, разрешений и разовых платежей операторов. Они станут известны после решения регулятора по частотам и расчетов самих игроков. Мейрманов также сообщил о том, что влияние 5G на людей будет «минимальным».

«На самом деле технология 5G работает в миллиметровом диапазоне. Чем отличается этот диапазон? Длина волны небольшая. Вы хоть как выкручивайте мощность, скажем так, дальность распространения не увеличится кардинально… Возможно, есть вредоносное влияние, но в миллиметровых волнах это влияние минимально - можно сказать отсутствует почти», - отметил он.

243A8001.jpg

197 просмотров

Почему инвесторы выдвигают новые требования к технологическим стартапам

Uber, DoorDash и им подобные должны сосредоточиться на прибыли, а не на привлечении клиентов, считают они

Postmates недавно раздала скидочные купоны в $100 на доставку для новых клиентов. Фото: Heather Somerville / The Wall Street Journal

Многие технологические стартапы пытаются привлечь новых клиентов через скидки и подарки, в числе которых и бесплатная доставка обедов, и косметика за $3, и выгодные поездки на такси. Но этот подход больше не пользуется популярностью у инвесторов – они теряют терпение, ведь компании, предлагающие эти скидки, не добились успехов в получении прибыли.

В последние десять лет на рынке произошел настоящий бум субсидируемых венчурным капиталом продуктов и услуг, так как инвесторы наперегонки пытались найти нового гиганта – производителя потребительских технологий. Предполагалась следующая схема: в лидера рынка компания вырастает за счет аудитории постоянных клиентов, привлеченных выгодными сделками в мобильном приложении. Как только компания станет достаточно крупной, прибыль потечет рекой и субсидии можно сворачивать.

Теперь инвесторы в стартапы переосмысливают такой подход. Этому способствует год негативных результатов технологических компаний, которые в значительной степени субсидировались венчурным капиталом. И теперь инвесторы и члены правления давят на такие компании, требуя, чтобы они нашли более рентабельную бизнес-модель, говорят специалисты по технологическим сделкам и основатели стартапов.

Инвесторы хотят, чтобы стартапы стали меньше использовать привлеченный капитал на покрытие расходов, на скидки для клиентов. Эти пожелания касаются, например, стартапа электронной коммерции Brandless, который продает товары для дома и красоты дешевле стоимости доставки, сервисов такси Uber и Lyft, предлагающих поездки со скидкой, и службы доставки еды Postmates, которая предложила купоны со скидкой в $100 на доставку.

«Пузырь субсидирования для привлечения нового капитала лопнул, – заявил Уэсли Чан, управляющий директор компании FelicisVentures. – Приходит осознание того, что субсидии часто приводят к катастрофе для стартапов, которые на них полагаются».

Служба доставки еды DoorDash, Uber, Lyft и WeCo (материнская компания коворкингового сервиса WeWork) в 2019 году в общей сложности потеряли свыше $13 млрд. Все эти компании стали лидерами отрасли после того, как привлекли миллиарды долларов инвестиций на субсидирование своих расходов. Но ни один из этих стартапов не приносит прибыли.

«Вы можете добиться роста искусственно, но вы не можете искусственно добиться прибыли», – заявил Райан Кулп, который прежде работал в отрасли венчурного капитала, а теперь руководит маркетинговым стартапом Fomo.

Компания DoorDash из Сан-Франциско за последние два года привлекла почти $2 млрд и использовала этот капитал, чтобы расширить свою географию с 600 городов в 2018 году до более чем 4 тыс. городов в 2019 году, заявил осведомленный источник. Но, по его словам, около 75% рынков DoorDash не приносят прибыли.

По данным аналитической фирмы SecondMeasure, DoorDash является лидером на американском рынке доставки еды с долей в 37%. DoorDash осуществляет бесплатную доставку по небольшому проценту заказов, говорит источник, а рестораны – партнеры компании покрывают убытки по другим бонусам для клиентов частично или полностью.

DoorDash нарастила свой рынок несмотря на то, что некоторые члены совета директоров призывали сосредоточиться на получении прибыли с каждого покупателя, рассказывает другой источник. По его словам, ожидается, что в 2019 году DoorDash понесет убытки примерно в $450 млн. В презентации для инвесторов 2015 года (The Wall Street Journal делал ее обзор) компания прогнозировала, что в конце 2018 года достигнет валовой годовой прибыли в $450 млн.

«Четыре года назад (больше половины жизни компании) у нас было примерно 100 сотрудников и мы работали менее чем в пяти штатах, – заявил представитель компании. – С тех пор мы помогли сотням тысяч продавцов привлечь миллионы покупателей».

В 2020 году DoorDash планирует выйти на IPO, говорят люди, знакомые с планами компании по первичному размещению. При этом публичные рынки не слишком благосклонны к аналогичным сервисам, например, акции Grubhub торгуются на 30% ниже, чем год назад. Президент и финансовый директор Grubhub Адам Девитт обвиняет в этом безудержные субсидии со стороны конкурентов, которые «проникают повсюду явно и неявно». Из-за них компания была вынуждена перейти на менее прибыльные стратегии, например сотрудничать с ресторанами, которые не платят за то, чтобы высвечиваться в приложении Grubhub.

«В итоге потребитель видит цену, которая не является рентабельной», – сказал Девитт о своих конкурентах.

Служба доставки Postmates планировала IPO на первую половину 2019 года и уже даже подала заявку, но отложила задуманное на фоне ценовой войны с конкурентами.

Большинство заказов Postmates приносит прибыль, так как основная часть ресторанов платит комиссию за пользование ее услугами, заявляют в компании. Эти сборы, как правило, покрывают расходы на водителей доставки и позволяют Postmates удерживать цену на доставку на весьма низком уровне в 99 центов.

Служба проката автомобилей ShareNow в декабре 2019 года объявила, что с февраля 2020 года прекратит работу в Северной Америке и в некоторых городах Европы и больше не будет предлагать на этих рынках прокат машин по цене 30 центов в минуту. ShareNow сосредоточится на тех европейских рынках, где компания видит наилучший потенциал для прибыльного роста. Об этом заявил Майкл Кун, старший менеджер DaimlerMobility, которая владеет ShareNow совместно с BMW.

Прошлой осенью приложение для аренды автомобилей Fair увеличило первоначальный взнос для клиентов с пары сотен долларов до нескольких тысяч. Как говорят бывшие сотрудники компании, Fair переплатила за автомобили, а потом сдавала их в аренду со скидкой.

Fair могла предлагать клиентам такие скидки благодаря инвесторам, включая SoftBankGroup, которая в конце 2018 года профинансировала Fair более чем на $380 млн. Большую часть этих денег, по словам бывших работников, Fair потратила менее чем за год.

Представитель Fair сказал, что компания намеренно отталкивает клиентов с помощью высоких цен, так как реструктурирует свой бизнес, чтобы найти более рентабельную модель. Компания намерена возобновить аренду с более низким первоначальным взносом в начале 2020 года. 

Но даже с более критичным отношением со стороны инвесторов субсидии никуда не исчезнут. Индустрия венчурного капитала сейчас может предложить больше денег, чем когда-либо, а процентные ставки остаются на исторически низком уровне. Так что многие инвесторы захотят вложиться в частные технологические компании даже невзирая на то, что те полагаются на частные средства, чтобы платить по счетам и предлагать крупные скидки.

Инвесторы охотно субсидировали компании из-за «большого обмана рынка» – так происходящее назвали почетный профессор Брэд Корнелл из Калифорнийского университета в Лос-Анд­желесе и профессор Асват Дамодаран из Нью-Йоркского университета.

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи, например, публично сравнил свою компанию с Amazon и заявил, что Uber станет поставщиком услуг на всех видах транспорта по умолчанию. Президент Lyft Джон Циммер публично заявил, что его компания завоюет большую часть рынка США путем создания транспортного «суперприложения».

В заявке на IPO Uber оценила свои рыночные возможности на $6 трлн – это стоимость пробега всех личных автомобилей и общественного транспорта во всем мире. WeWork разрекламировала оценку своих рыночных возможностей в $3 трлн. DoorDash в презентации для инвесторов 2015 года оценила свой общий адресуемый рынок в $275 млрд – примерно во столько оценивается индустрия еды на вынос в США.

Но в этих оценках не учтено противодействие со стороны регуляторов и предложение практически идентичных продуктов со стороны конкурентов. Есть и другая проблема: привлечение новых клиентов в бизнес, который уже не является прибыльным, не означает, что он неожиданно начнет приносить прибыль.

«В теории у вас может быть бесконечное число клиентов, и вы все равно никогда не выйдете на прибыль», – указал Дэниел Маккарти, доцент маркетинга в Университете Эмори и соучредитель исследовательской фирмы ThetaEquityPartners.

Uber существует уже десять лет. Но и в первом, и во втором, и в третьем кварталах 2019 финансового года компания потратила на дополнительные меры стимулирования водителей больше, чем по сравнению с годом ранее. В результате расходы на привлечение водителей превысили прибыли от поездок. Однако сейчас компания начала ограничивать эти расходы.

Uber и Lyft сказали, что в 2021 году они начнут приносить прибыль до учета процентов, налогов, износа и амортизации. Почти весь прошлый год компании демонстрировали поквартальный рост прибыли за поездку. Хотя обе компании призывали к более целесообразному ценообразованию по отрасли, они не торопились повышать цены и отменять скидки.

«По мере того как сдувается пузырь субсидий, цены начинают расти, – говорит Джавад Миан, главный редактор StrayReflections, инвестиционного издания для хедж-фондов и управляющих активами. – Многие из этих компаний не смогут достичь целей, необходимых для нового раунда финансирования при более высокой оценке».

Еще один пример – компания Brandless из Сан-Франциско, которая предлагает своим покупателям все – от органического кокосового масла и обеденных тарелок до лавандового мыла для рук за $4 или меньше за штуку. Этот стартап интернет-торговли привлек почти $300 млн венчурных инвестиций. Сейчас, заявил представитель компании, Brandless переходит на более высокодоходные товары, например блендеры за $180. Также компания приостановила расходы на маркетинг в течение летнего периода. Ее продажи по состоянию на август 2019 года снизились примерно вдвое по сравнению с годом ранее.

«Если люди могут себе это позволить, не значит, что они будут платить», – резюмировал Райан Кулп из маркетинговой фирмы Fomo.

pochemu-investory-vydvigayut-novye-trebovaniya-k-tekhnologicheskim-startapam.png

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance