Как помочь экспортерам строительных материалов

Производители продали товаров иностранным компаниям в прошлом году всего на $31 млн

Фото: Pixabay.com

Экспорт строительных материалов занимает мизерное значение среди казахстанских поставок за рубеж. При этом общий объем несырьевого экспорта за этот же период составил $15,7 млрд.

По итогам 11 месяцев 2018 года производство минеральной строительной продукции достигло 403,5 млрд тенге. Участники рынка говорят, что экспортёры сталкиваются с теми же проблемами, что и большинство предприятий страны -  нехватка оборотных средств, поставка товаров в рассрочку. 

Риски неуплаты 

Sieger WDF – многоуровневая структура, которая производит и реализует оконные профили и алюминиевые системы. «Наша цель стать одним из лучших евразийских производителей, обеспечивая богатый ассортимент и предоставляя квалифицированный сервис, - делится заместитель финансового директора ТОО Sieger WDF Раим Гаджиев. – Мы работаем по немецким стандартам, поэтому занимаем определенную нишу не только в Казахстане, но и в соседнем Кыргызстане. Были поставки в Монголию, в Таджикистан, Афганистан. Сейчас ведем переговоры по выходу на узбекский рынок». 

Рынок строительных материалов конкурентен, здесь много производителей из Турции и Китая, но слаженное производство, недорогой (по сравнению с Европой) рынок труда и коммунальных услуг позволяют удерживать демократичные цены. Раим Гаджиев говорит, постоянно меняющийся курс тенге усложняет подписание больших контрактов. «Комплектующие покупаем за рубежом, а в договоре сразу оговаривается цена продукции», - объясняет заместитель финансового директора компании. 

У структуры десятки иностранных клиентов, с некоторыми компания работает много лет. «С компаниями мы работаем много лет, и безусловно всем доверяем, но иногда приходится поставлять товар в рассрочку. И здесь необходима поддержка KazakhExport, решили, что береженого - бог бережет, и воспользовались страхованием экспортных поставок», - говорит представитель экспортёра. 

Страхование сделок с зарубежными партнёрами позволяет казахстанскому производителю в любом случае получить оплату за отгруженный товар, даже если покупатель не сможет вовремя рассчитаться. «Нам это позволяет быстрее принимать решения. Когда есть продукт и ты можешь перестраховать свои риски, то работать легче», - резюмирует спикер. 

Рост за счет пополнения оборотных средств 

В 2017 году в Макинске открылся крупнейший в Казахстане завод по производству теплоизоляционных материалов на основе базальтовых пород. На универсальном итальянском оборудовании здесь изготавливают как сверхлегкую минеральную плиту, так и плотную, тяжеловесную, которую используют для сэндвич-панелей. Продукция пользуется спросом не только на рынке Казахстана, но и обладает большим экспортным потенциалом. 

В частности, ведутся поставки в страны Центральной Азии. Растущее предприятие всегда нуждается в пополнении оборотных средств. В Казахстане есть несколько способов решить эту проблему: владельцы компании могут вложить собственные деньги, принять помощь инвестора со стороны, но большинство компаний берут кредиты в банках. «Кредит - это хороший рабочий инструмент, который позволяет компаниям, платить по счетам, закупать сырье - покрывать все текущие расходы, и развивать производство. У нас гарантом выступил KazakhExport», - говорит руководитель ТОО «Макинский Завод Теплоизоляции» Канатбек Садыков

Топ-менеджмент предприятия прекрасно понимает, что завод значим не только с точки зрения индустриального развития - структура решает социальные проблемы близлежащих населенных пунктов. 

Участники рынка говорят, чем больше местных компаний выходят на зарубежные рынки, тем сильнее государство. Ведь, расширяясь предприниматели, создают рабочие места, приносят новые технологии в страну и увеличивают налоговые выплаты. Одним словом, от роста несырьевого экспорта выигрывают все.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Из пандемии Tesla выходит победителем

Автопроизводитель из Кремниевой долины намерен выйти из кризиса с заделом на будущее

Фото: Agence France-Presse/Getty Images

Хотя Илон Маск публично жаловался на трудности, возникшие из-за пандемии, похоже, что Tesla Inc. может стать одним из крупнейших бизнес-победителей эпохи COVID-19.

После многолетних финансовых убытков, когда все больше инвесторов уже не были уверены в том, что автопроизводитель из Кремниевой долины когда-либо сможет выйти в плюс, Tesla сумела стать прибыльной в период одного из сильнейших экономических потрясений в истории. Отчасти компании удалось достичь этого благодаря продаже регуляторных кредитов. Сегодня Tesla быстро расширяет свой бизнес – в то время как другие крупные автопроизводители терпят убытки и сокращают объемы производства, хотя и продолжают конкурировать с Tesla за лидерство на рынке электромобилей.

на волне успеха.jpg

В текущем году цена акций Tesla взлетела в 4 раза, до уровня, который даже Маск считает чрезмерным.
За этой чередой успехов стоит целая серия важных шагов, предпринятых Илоном Маском за последний год. Именно они позволили компании обеспечить себе сильные позиции на момент начала пандемии. Также важную роль сыграла решимость Маска поддерживать во время пандемии работу компании в максимально полном объеме, даже если это шло вразрез с требованиями органов здравоохранения.

Однако дальнейшие успехи Tesla, как и подтверждение ее высокой рыночной оценки, которая на сегодня превышает оценку Volkswagen AG и Toyota Motor Corp., вместе взятых, пока не очевидны, особенно если учесть риск дальнейшего экономического спада. Кроме того, Маск намерен быстро нарастить производственные мощности и планирует выпуск новых моделей автомобилей, то есть снова использовать тот подход, который уже был источником проблем для Tesla.

Но если ему это удастся, Маск сможет достичь своей давней цели – превратить Tesla из нишевой компании в крупного автопроизводителя. И он мог бы вывести Tesla из пандемии точно так же, как из рецессии 2007–2009 годов вышла компания Ford Motor – в гораздо лучшей форме, чем ее конкуренты.

«Существует заметное сходство между тем, как Ford стал лидером после Великой рецессии, и почему Tesla имеет все шансы стать лидером после пандемии», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер инвестиционной и исследовательской компании Loup Ventures.

По его словам, обе компании приняли стратегически важные меры еще до начала экономического спада, что позволило им занять свою долю рынка и генерировать значительные денежные средства.

Илон Маск уже чуть было не потерял компанию и личное состояние во время предыдущей рецессии, когда поставил на то, что электромобили станут популярными, если только он сумеет выиграть время, привлечь больше средств и разработать лучший автомобиль.

В прошлом году Tesla снова оказалась в тяжелой ситуации после того, как на протяжении ряда лет инвестировала значительные суммы в седан Model 3 и в будущий кроссовер Model Y. Давние сторонники Tesla, такие как Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley и ветеран отрасли, стали проявлять большую осторожность, когда продажи компании замедлились, а убытки начали расти. Тогда план Маска открыть завод в Китае всего через год казался попросту нереальным.

Однако Маску удалось исправить ситуацию очень своевременно. Он сосредоточился на получении прибыли и в декабре торжественно открыл новый завод в Китае. Предприятие в Шанхае помогло Tesla нарастить продажи за последние несколько месяцев и частично компенсировало временное закрытие единственного в США завода компании из-за санитарных требований со стороны местных властей. По данным компании, выручка во II квартале в США упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в Китае она выросла более чем вдвое.

На руку Tesla сыграло и то, что в марте в производство была запущена Model Y. Тот факт, что заказы были набраны еще до пандемии, помог поддержать уровень поставок в период, когда многие потенциальные покупатели новых авто оказались на самоизоляции.

Чтобы получить прибыль во II квартале, Маск использовал все доступные возможности. Например, когда в экономике США начался спад, Tesla сократила зарплату сотрудников, отправила рабочих в отпуска без содержания и начала вести переговоры с целью получить отсрочку по платежам по аренде.

бизнес на электричестве.jpg

В прошлом году Маск также выступил за продажу Tesla регулирующих кредитов, что помогло компании получить прибыль в первом полугодии текущего года. Впервые за свою историю Tesla показала прибыль в течение четырех кварталов подряд, что позволило компании претендовать на включение в индекс S&P 500.

«Изменился сам этот подход: мол, «у Tesla дела идут хорошо, когда ситуация на рынке благоприятная, но будьте осторожны, когда это не так». Что ж, сейчас ситуация на рынке далеко не простая и традиционным автопроизводителям действительно нужна удача», – говорит Джонас. 

То, насколько сильно рецессия может повлиять на автомобильную индустрию, продемонстрировал 2009 год. Tesla тогда производила всего несколько автомобилей в месяц и недотягивала до крупного игрока.

А вот компания Ford, собрав перед рецессией миллиарды долларов для финансирования плана своей трансформации, этим моментом воспользовалась. Компания сократила расходы, закрыла дилерские центры, избавилась от ряда брендов и сосредоточилась на основных продуктах. Акции Ford взлетели с минимума в $1,01 в ноябре 2008 года до максимума в $18,81 в начале 2011-го, когда компания показала самую большую с 1998 года прибыль. 

На этот раз стать сильнее собирается Tesla. Компания уже строит автомобильный завод в пригороде Берлина, а также объявила о своих планах разместить четвертый сборочный завод в Остине, штат Техас.

Согласно прогнозу Джонаса, в течение десяти лет годовой доход Tesla с прошлогоднего уровня в $24,6 млрд вырастет до $170 млрд. По этому показателю компания может превзойти прошлогодние продажи Ford в размере $156 млрд, хотя общий объем поставок автомобилей Tesla все равно будет значительно меньше.

Но ситуация с Ford может также служить и предупреждением о том, что удача в делах иногда отворачивается очень быстро. В последнее время инвесторы с сомнением оценивают стратегию компании, которая приостановила выплату дивидендов и привлекла свыше $20 млрд наличными с целью пережить нынешний экономический кризис. В четверг Ford сообщил, что во II квартале операционные убытки компании достигли $2,76 млрд.

Критики Tesla отмечают, что доход компании за последние кварталы снизился, и ставят под сомнение ее способность обеспечить устойчивость прибыли. Кроме того, та обширная финансовая поддержка, которую некоторые страны, и в первую очередь США, использовали для стимулирования роста рынка электромобилей, постепенно исчезает.

Tesla пыталась лоббировать в Вашингтоне тему сохранения налоговых льгот внутри страны, однако решение этого вопроса в большей степени будет зависеть от результатов президентских выборов в ноябре, чем от дара убеждения Маска.

Аналитик компании Sanford C. Bernstein & Co. Тони Сакконаги в прошлом месяце понизил рейтинг автопроизводителя, хотя лично сам верит в будущее электромобилей и те преимущества, которыми обладает Tesla.

«Текущие оценки Tesla просто ошеломляющие», – говорит он.

Между тем Маск обещает принять дополнительные меры для стимулирования роста, включая разработку малогабаритного автомобиля, предназначенного для рынков Европы и Китая. При этом он делает акцент на том, что компания намерена развить свой успех в плане роста прибыли.

«Мы хотим быть прибыльными, максимизировать наш рост и сделать наши автомобили как можно более доступными. Это то, чего мы пытаемся достичь», – сообщил он инвесторам в прошлом месяце.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg