3065 просмотров

Экспорт первого вертолета казахстанской сборки в Таджикистан

Флагманская компания Таджикистана приобрела вертолет отечественной сборки

Фото: Аскар Ахметуллин

Передача ключей первому таджикскому покупателю казахстанского вертолета Н125 прошла на производственной площадке ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» - совместного предприятия, принадлежащего на паритетной основе АО «НК «Казахстан инжиниринг» и Airbus Helicopters.

Это первый вертолет в воздушном парке ООО «SOMON AIR», отметил первый заместитель генерального директора таджикской авиакомпании Сухроб Джураев.

IMG_9367.JPGФото: Аскар Ахметуллин

«Это первый вертолет, мы очень долго к этому шли - около полутора лет, долго изучали свои возможности, особенности, и, в конце концов, остановились выбор на этом вертолете. Отрадно, что Казахстан имеет такие возможности для сборки, техобслуживания. Самое главное, это наш ближайший сосед, не надо ездить в Европу, мы знаем куда ездить и с кем работать», - сказал он журналистам. 

По его словам, в основном вертолет будет использоваться для перевозок внутри Таджикистана. 

«Мы получили (вертолет) на очень хороших условиях. Мы тесно работали с (АО «Экспортная страховая компания») KazakhExport. Я думаю, те возможности и условия, которые они представили, это и есть развитие бизнеса», - сказал Джураев, не исключив возможности повторных покупок в Казахстане.

Первая экспортная поставка вертолета в Таджикистан происходит на фоне большой помощи со стороны АО «Экспортная страховая компания» KazakhExport, отметил председатель правления АО «Казахстан Инжиниринг» Куаныш Бишимов.

IMG_9289.JPGФото: Аскар Ахметуллин

«На сегодняшний день стоит задача по наращиванию экспорта и для нас первая такая поставка благодаря поддержке правительства, поддержке министерства индустрии и инфраструктурного развития. Большую помощь в этом нам оказал и наш институт развития – KazakhExport. Благодаря тем инструментам, которые у нас сегодня в Казахстане осуществляются по поддержке экспорта, стала возможной и поставка данного борта», - сказал он.

В настоящее время проводятся переговоры с таджикской стороной по возможности заключения новых контрактов на поставку казахстанских вертолетов.

«Мы не намерены на этом останавливаться, намерены наращивать экспорт. Сегодня мы проводим переговоры с таджикской стороной о дальнейшем наращивании данного потенциала до 5-10 вертолетов», - отметил Бишимов.

Кроме того, «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» работает над возможностью поставки вертолетов в Кыргызстан.

«В Кыргызстане на сегодняшний день есть интерес по 10 бортам. Мы один борт поставили в прошлом году и готовы данную работу совместно с KazakhExport проводить для того, чтобы увеличить экспортные поставки в эту страну тоже.Там потребитель – министерство по чрезвычайным ситуациям», - сказал он, отвечая на вопрос «Курсив».

На данный момент предприятие произвело 31 вертолет, в том числе 26 для нужд министерства обороны и комитета по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел. Остальные вертолеты были проданы частникам.

Экспорт вертолета Н125 будет первой поставкой продукции Airbus в Таджикистан, отметил генеральный директор ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» Штеффен Юнг.

«В прошлом году состоялась первая поставка вертолета на экспорт (в Кыргызстан), а это первая поставка на экспорт в Таджикистан. Это исторический момент для нас, потому что это не просто первая поставка вертолета в Таджикистан, но первая поставка продукции Airbus, когда-либо осуществленная Airbus Aircrafts в Таджикистан», - сказал он.

По его словам, в настоящее время вся работа на предприятии, включая сборку вертолетов, обучение пилотов и техническое обслуживание, полностью проводится казахстанскими специалистами. 

«Я последний иностранный представитель в компании. Когда я начинал здесь работать – четыре года назад, нас было восемь иностранцев. Потом каждый год локализация увеличивалась. Все пилоты, технические специалисты – казахстанцы», - сказал Юнг. 

«Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» является единственным предприятием в СНГ и Центральной Азии, которое занимается продажей вертолетов производства Airbus Helicopters, сборкой и техническим обслуживанием вертолетов ЕС145, Н125, Н130, а также обучением техников и пилотов на русском и английском языках. На предприятии работает около 40 человек и с получением новых заказов на поставку и обслуживание вертолетов численность персонала может возрасти.

«Мы обслуживаем вертолеты в России, Кыргызстане, Монголии и Казахстане. Россия для нас большой рынок. Например, скоро мы будем ремонтировать здесь вертолеты МЧС из Москвы. Наш главный бизнес – это обслуживание и обучение», - сказал он, отметив, что ежегодно на предприятии обслуживается 15-20 вертолетов. 

Представительство АО «Экспортная страховая компания» KazakhExport было открыто в Таджикистане в апреле текущего года, отметил председатель правления компании Руслан Искаков.

IMG_9335.JPGФото: Аскар Ахметуллин

«Это позволило нам выстроить отношения с флагманской авиакомпанией Таджикистана SOMON AIR, то есть постоянная работа на местах дала свои результаты. В итоге нам удалось донести до топ-менеджмента, акционеров компании, информацию, что вертолеты, которые производятся, и сервис, который предоставляется, на самом деле мирового уровня. Нам удалось пригласить представителей авиакомпании сюда в Казахстан, на предприятие, где они сами убедились, что это современное предприятие соответствующее всем необходимым требованиям качества и безопасности», - сказал он.

KazakhExport организовал финансирование данной сделки, предоставив экспортно- торговое финансирование вместе с банком-партнером в Таджикистане ОРИОН. С данным банком компания уже работала по поставке в Таджикистан казахстанского металлопроката и двух локомотивов. 

«В результате авиакомпания получила пятилетний кредит на приобретение данного вертолета и, соответственно, сможет рассчитаться в этот комфортный срок, в том числе за счет доходов, которые, я надеюсь, будет генерировать эта техника в Таджикистане, учитывая, что вертолет многоцелевой, то есть, может выполнять ряд миссий не только по перевозке пассажиров, либо поставке туристов в горную местность, но также проводить специальные миссии, в том числе спасательные операции, по тушению пожаров и так далее», - сказал Искаков.

По его словам, финансирование было для сделки было предоставлено в евро со ставком вознаграждения менее 3% годовых.

IMG_9381.JPGФото: Аскар Ахметуллин

banner_wsj.gif

Перелеты в столицу Казахстана могут подорожать

Это связано с намерением аэропорта Нур-Султана поднять тариф на взлет и посадку самолетов

Фото: Аскар Ахметуллин

Столичный аэропорт намерен повысить расценки на свои услуги. Предполагается, что рост составит 46%. Крупнейшие авиаперевозчики заявили, что вынуждены будут корректировать ценовую политику, если расходы на услуги воздушной гавани придется увеличить.

Заявка АО «Международный аэропорт Астана» на утверждение нового тариф на регулируемую услугу - обеспечение взлета-посадки воздушных судов - опубликована на сайте электронной базы данных субъектов естественных, государственных монополий и общественно значимых рынков «Монополист» 29 июня. 

В документах за подписью заместителя председателя правления по финансам АО «Международный аэропорт Астана» Мухидена Абильдинова (документы находятся в распоряжении редакции) говорится, что расходная часть тарифа значительно превышает фактически полученные доходы от оказания услуги. Он не менялся последние 14 лет и в настоящее время убыточен.

Основными факторами для повышения являются рост затрат на амортизацию и техобслуживание на 77%, увеличение заработной платы сотрудникам.
Согласно данным из неконсолидированной финансовой отчетности предприятия, опубликованной на сайте bazamonopolist.kz, столичный аэропорт завершил 2019 год с убытком 7,4 млрд тенге, имеет долгосрочные займы на сумму 30,3 млрд тенге. 

На предприятии разработана инвестиционная программа на 2021-2025 годы на сумму 2,1 млрд тенге. Основные затраты, входящие в нее, включают в себя приобретение рентгено-телевизионного оборудования, детекторов частиц взрывчатки и наркотических веществ, сканеров обуви, металлоискателей. Исходя из расчетов руководства компании, финансирование инвестпроектов АО гораздо выгоднее за счет собственных доходов аэропорта, нежели от заемных средств. В частности, если аэропорт оформит новый займ, то выплата вознаграждения банку превысит 1 млрд тенге.

Каким образом новый тариф аэропорта может повлиять на пассажиров? Исходя из пункта 23 раздела 3 Правил формирования тарифов (приказ Министерства нацэкономики) сроки рассмотрения заявки субъектов естественных монополий - до 90 рабочих дней. Только после вынесения решения уполномоченным органом аэропорт сможет выставлять счета авиакомпаниям уже с учетом увеличенного тарифа. 

«Повышение ставок аэропорта на данную услугу (или любую другую) приведет к росту расходов авиакомпании, пересмотру тарифной политики, что приведет к повышению тарифа, снижению спроса и сокращению количества рейсов», - прокомментировал корреспонденту Kursiv.kz специалист департамента по корпоративным коммуникациям «Air Astana» Тлек Абдрахимов.

В компании SCAT отмечают, что тарифы аэропортов вкупе с другими факторами (стоимостью топлива, обслуживание и т.д.) влияют на стоимость перелета. И любые ценовые скачки в конечном счете могут отразиться на пассажирах.

«По опыту работы компании можно сказать, что несмотря на некоторые изменения в ценнике на авиационное топливо, и прочие услуги, в прошлом году компанией SCAT не было отмечено значительных скачков, которые бы привели к изменению стоимости авиабилетов. Все находилось в пределах допустимой нормы. В нашей компании ценник регулируется гибкой тарифной сетью», - пояснила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Виктория Старожилова.

АО «Международный аэропорт Астана» является собственностью Комитета госимущества и приватизации МФ РК, до мая 2019 года было в доверительном управлении ТОО «Airport Management Group» (данные из отчетности). 

Ранее Kursiv.kz писал о просьбе господдержки руководителей крупнейших аэропортов Казахстана в период пандемии. Директора авиапредприятий просили ввести для аэропортов налоговые каникулы, освободить от штрафов за неисполнение инвестиционных программ во время карантина. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg