Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1389 просмотров

В Усть-Каменогорске компания, подавшая в суд, сама оказалась на «скамье» подсудимых

В хитросплетениях экономического спора разбирался корреспондент «Курсива»

Фото: Shutterstock

Спор между ТОО «Югсантехмонтаж Строй» и ТОО «Аст-Юг Холдинг» длится почти два года. За это время предприятие-истец оказалось ответчиком, которого еще и обязали выплатить «долг».

Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы под председательством судьи Сауле Басканбаевой установил, что начиная с 2015 года представители ТОО «Аст-Юг Холдинг» стали тайно скупать доли участников ТОО «Югсантехмонтаж Строй». За полтора года, нарушив действующее законодательство, что было также установлено судом, они незаконно приобрели 38% долей (решение суда от 14 декабря 2017 года).

Напомним, согласно статье 31, пп. 2.2 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» участники ТОО пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли выбывающего участника. То есть, продавая свою долю, выходящие из ТОО сначала должны были предложить ее остальным участникам и только после отказа могли продать посторонним. Этого сделано не было. 

«В результате незаконной скупки долей предприятие было буквально захвачено: проведено собрание, на котором ТОО «Аст-Юг Холдинг» назначило руководителем свое аффилированное лицо. Незаконность этих действий была доказана в судах всех инстанций», – рассказывает «Курсиву» юрист, представляющий интересы ТОО «Югсантехмонтаж Строй», Еркинбек Садыков.

Суды восстановили нарушенные права предпринимателей решением, которое было поддержано постановлением Верховного суда от 2 июля 2018 года за подписью судьи Асана Ескендирова: перевести на истцов в судебном порядке права и обязанности покупателей долей ТОО «Югсантехмонтаж Строй» с ТОО «Аст-Юг Холдинг», выплатить последнему доказанные понесенные расходы по незаконной скупке в размере 34,8 млн тенге. Также судом было признано незаконным назначение руководителем ТОО представителя сторонней организации. Решение вступило в законную силу и было исполнено.

По новому кругу

Казалось, все спорные вопросы решены в судебном порядке. Но, по мнению юриста Еркинбека Садыкова, вопреки решениям судов, вступившим в законную силу, противоправные действия ТОО «Аст-Юг Холдинг» продолжились. Теперь они выступили в качестве истцов.

«Согласно Гражданско-процессуальному кодексу (ГПК) производство по делу между теми же сторонами, по тому же предмету и основаниям было вполне обоснованно и 31 января 2019 года прекращено судьей Бахытбеком Елшибековым в Кызылординском экономическом суде, но судебная коллегия по гражданским делам Кызыл­ординского областного суда под председательством Жанат Оспановой отменила это определение, направив дело на новое рассмотрение (определение от 4 апреля 2019 года)», – рассказывает Еркинбек Садыков.

Юриста, представляющего интересы ТОО «Югсантехмонтаж Строй», возмущает и то, что Кызылординский экономический суд, по его словам, оставил без внимания многочисленные запросы, ходатайства и заявления о фальсификации доказательств ТОО «Аст-Юг Холдинг».

Суд всегда прав?

Между тем, как утверждает Еркинбек Садыков, только за год, прошедший после вступления в законную силу решения Верховного суда, дело к рассмотрению Кызылординским городским судом назначалось три раза, Кызылординским экономическим судом – четыре раза, Кызылординским областным судом – пять раз… В общей сложности – 12 раз.

Любопытный момент: представители сторон проживают в Усть-Каменогорске, Алматы, Шымкенте, откуда им приходится каждый раз приезжать.

«Иначе как судебной волокитой это не назовешь. Рассудите сами, рассмотрение гражданского дела было однажды назначено даже на праздник – 22 марта. Его, естественно, пришлось перенес­ти», – рассказывает Еркинбек Садыков.

Факты – вещь упрямая

На следующий круг судебных разбирательств спор между двумя ТОО пошел, когда ТОО «Аст-Юг Холдинг» потребовало от участников ТОО «Югсантехмонтаж Строй» возмещения расходов, возникших якобы во время скупки долей. Согласно материалам дела Специализированного межрайонного экономического суда Кызылординской области от 20 июня 2019 года, вначале был заявлен иск на возмещение дополнительных 37 млн тенге.

«ТОО «Аст-Юг Холдинг» мотивировало свое обращение в суд так: общий фактический расход по приобретению долей составляет почти 121 млн тенге, а не 34 млн, как было установлено судом ранее. В ходе судебного заседания истец увеличивает сумму еще на 50 млн тенге, якобы потраченных на приобретение одной из долей. Вот только выяснилось, что на 35 млн тенге сделки вообще не было, а документы по другой сделке на 81 млн тенге, предоставленные в суд, составлены после вступления вышеназванного решения в силу и были поддельными, о чем была извещена прокуратура», – рассказывает «Курсиву» Еркинбек Садыков.

В результате своим решением межрайонный экономический суд Кызылординской области 20 июня 2019 года отказал в удовлетворении предмета иска – взыскании 87 млн тенге, потребовав с ТОО «Аст-Юг Холдинг» в пользу участника ТОО «Югсантехмонтаж Строй» взыскать понесенные расходы в сумме 1,58 млн тенге. Но при этом суд по своей инициативе с двух участников ТОО «Югсантехмонтаж Строй» взыскивает другую сумму –14,8 млн тенге – как разницу между суммами, указанными в договорах купли-продажи долей и зарегистрированными в Депозитарии.

«Парадокс в том, что до этого ТОО «Аст-Юг Холдинг» не просило взыскать эту сумму. Выходит, суд по своей инициативе вышел за пределы иска и опять же по собственной инициативе изменил предмет и основание иска, что само по себе недопустимо», – возмущается Еркинбек Садыков.

Получается, что вопреки постановлению Верховного суда, вступившему в законную силу еще в июле 2018 года, СМЭС Кызылординской области выносит свое – иное – решение, где ответчик не только уже выступил истцом, но и частично выиграл дело.

28 августа текущего года судебная коллегия по гражданским делам Кызылординского областного суда под председательством Адилходи Шигамбаева это решение поддержала.

«Суд первой инстанции правильно определил и выяснил круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного дела, принял предусмотренные законом меры к проверке доводов и возражений сторон», – пояснил на суде Адилходи Шигамбаев, добавив, что постановление вступает в законную силу с момента оглашения.

Комментировать данную ситуацию в ТОО «Аст-Юг Холдинг» отказались. В свою очередь, в ТОО «Югсантехмонтаж Строй» сообщили, что сдаваться не намерены и будут добиваться восстановления нарушенных прав.


2906 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций