Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1383 просмотра

В чем уникальность проекта ВОЛС в Казахстане

Волоконно-оптические линии связи снизят цифровое неравенство

Проект по строительству волоконно-оптических линий связи, реализуемый АО «Казахтелеком», в отличие от аналогов в других странах не является чисто коммерческим проектом, хотя и позволит компании извлечь выгоду из создания базовой инфраструктуры для полного охвата территории страны доступом к широкополосному интернету. 

Согласно программе «Цифровой Казахстан» до конца 2021 года планируется подвести волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) к более чем 2 тыс. сельским населенным пунктам. Волоконно-оптические кабели по своей пропускной способности многократно превышают аналогичные показатели остальных систем связи, их физические особенности позволяют применять их для качественной передачи сигнала на значительных расстояниях без использования усилителей. 

волс снп 6.jpg

Эти свойства становятся критически важными, когда речь заходит об обеспечении широкополосного доступа в интернет (ШПД) – не секрет, что в сельской местности в Казахстане сейчас существует значительное отставание от городов в части разворачивания инфраструктуры для ШПД. И эта проблема актуальна не только для Казахстана – цифровое неравенство города и сельской местности существует практически во всех странах постсоветского пространства, вот только решать масштабно ее взялся пока только Казахстан. 

Стоит отметить, что в соседней России попытки выстроить ВОЛС предпринимались с начала 90-х годов, но там целью разрозненных проектов, реализуемых разными операторами в разных концах страны, было создание качественной международной и межрегиональной коммерческой линии связи. Социальный аспект, связанный с обеспечением широкополосного доступа сельской местности при выстраивании такой линии отходил на второй план, в Казахстане же главной целью проекта строительства ВОЛС станет обеспечение качественной связью регионов. 

Отметим, что для «Казахтелекома» нынешний проект, благодаря которому до конца 2020 года будет суммарно проложено 16 тыс. километров линий, не является пилотным в качестве строительства ВОЛС: к настоящему времени телекоммуникационный оператор подвел волокно к 1 тыс. 200 крупным селам республики. Нынешний проект охватит еще 828 населенных пункта, после чего треть казахстанских сел (всего в стране около 6 тыс. сел) окажется «завязано» на волокно. После чего жители этих сел смогут пользоваться всеми преимуществами высокоскоростного интернета, от дистанционного обучения в школах и телемедицины в акушерских пунктах, до получения госуслуг в режиме онлайн. 

Следует отметить, что списки сел, которые будут охвачены проектом, формировались в рамках проекта государственно-частного партнерства государством, «Казахтелеком» же, выстроив эту сеть, получит базу для охвата доступом широкополосным интернетом оставшихся сельских населенных пунктов. Цифровые услуги и качественная мобильная связь станут доступны благодаря подключению к сети станций стандарта LTE800, таким образом, ведущий оператор сформирует со временем единую сеть широкополосного доступа к интернету по всей стране. 

волс снп 9.jpg

По оценке главного технического директора «Казахтелекома» Александра Лезговко, речь идет еще о 3-3,5 тыс. сел, которые смогут получать услуги высокоскоростной связи благодаря радиосигналу от базовых станций ВОЛС. Для самого «Казахтелекома» такой охват интересен не только с точки зрения извлечения коммерческой выгоды (компания на протяжении 14 лет будет обслуживать созданные ею сети ВОЛС под гарантированный государственный заказ), но и для масштабирования новых видов услуг на всем рынке республики, уверен глава агентства стратегических коммуникаций «Khalykbergen», эксперт Нуркен Халыкберген. 

«Будущее всех телекоммуникационных компаний сегодня – это внедрение новых стандартов и услуг, таких, как 5G, IoT, - говорит Халыкберген. – Но тот же интернет вещей требует выстраивания мощной инфраструктурной базы, которая позволит предложить рынку универсальные решения. На мой взгляд, потенциал использования оптоволоконных сетей, использование потенциала в области IT, в области облачного вычисления, в области ЦОДов – центров обработки и хранения информации, все это говорит о том, что у «Казахтелекома» есть достаточно большой потенциал для дальнейшего роста», - отмечает эксперт. 

В частности, проект ВОЛС позволит распространить уникальный для Казахстана опыт компании в построении «умного города»: SmartAqkol. У «Казахтелекома» ушло всего полгода на то, чтобы сосредоточить все важные жизненные процессы городка Акколь – контроль за общественным порядком, безопасностью дорожного движения, противопожарной безопасностью – в ситуационном центре. Этот центр позволяет собирать любой объем информации, анализировать его и выдавать готовые решения для реагирования городских властей и специальных служб в считанные минуты. 

Причем речь идет не только о предотвращении или минимизации последствий ЧС, но и об упрощении многих бытовых процессов. В Акколе благодаря системе «умного города» данные с 10 тыс. счетчиков учета потребления электроэнергии и тепла собираются в автоматическом режиме, системы видеонаблюдения «научились» в автоматическом порядке определять наличие оружия у человека, попавшего в их прицел, и подавать автоматический сигнал органам правопорядка. Более того, система «Смарт сити» может соотносить попавшего на камеру человека с его персональными данными, распознавая людей, находящихся в розыске – вместе с круглосуточным видеонаблюдением, такие способности смарт сити позволяют обеспечить полную безопасность горожан. 

v-chem-unikalnost-proekta-vols-v-kazahstane4.jpg

Ситуационный центр г. Акколь

Результаты проекта налицо – в Акколе постепенно снижается статистика правонарушений и преступлений и повышается успеваемость в школах: смарт сити позволяет аккумулировать данные об успеваемости учеников и своевременно исправлять проблемы в образовательном процессе.

Все это было бы невозможно в маленьком пристоличном городке без инфраструктурной поддержки «Казахтелекома» и подведения к нему волоконно-оптической линии связи, дающей возможность работы всего комплекса жизнеобеспечения этого городка. 

После реализации проекта ВОЛС аналогичные возможности появятся и у других небольших населенных пунктов страны, и вполне возможно, что какие-то решения из опыта проекта «умного города» в Акколе будут внедрены и в сельской местности. Пока же ведущий коммуникационный оператор вкладывает в создание инфраструктуры порядка 48 млрд тенге для того, чтобы стереть цифровую грань между казахстанскими городом и деревней в ближайшие годы. И создать базу для построения цифрового будущего во всей стране. 

волс снп 7_0.jpg


2906 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций