Тимур Турлов: «Работать у нас стало престижно и интересно»

Опубликовано
Глава Freedom Holding Corp. выступил перед акционерами

Постсоветский рынок розничных инвестиций начал стремительно расти, но еще далек от насыщения. В этих условиях у брокерского бизнеса есть очень хорошие перспективы. Об этом рассказал глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов на ежегодном общем собрании акционеров холдинга, которое состоялось 10 сентября в Алматы.

Freedom Holding Corp. – это американский публичный холдинг, учрежденный по законам штата Невада. Холдинг владеет активами, которые находятся в различных локальных юрисдикциях, включая Казахстан. Специализируется на финансовых и прежде всего на брокерских услугах. Свои финансовые операции холдинг проводит через дочерние компании, зарегистрированные, помимо Казахстана, в России, Украине, Узбекистане, Кыргызстане, Германии и на Кипре. 

Акции холдинга котируются на внебиржевой площадке OTCQX Best Market в США, а также включены в официальный список KASE. Доля Турлова составляет 72,99%, остальные бумаги находятся в свободном обращении. По его информации, текущая рыночная капитализация холдинга составляет $715 млн, собственный капитал – более $125 млн, совокупные активы – $429 млн. Клиентами холдинга открыто более 121 тыс. брокерских счетов. «А общие активы клиентов, которые работают с нами через все компании группы, сейчас превышают $1,3 млрд», – сообщил финансист. 

В истории каждой успешной компании есть некие точки, после которых бизнес начинает расти и развиваться быстрее, сказал Турлов. «Для нас, – добавил он, – такая точка была пройдена несколько лет назад, когда к нам стали присоединяться действительно потрясающие специалисты. Потому что работать у нас стало престижно и интересно. И это тоже достаточно важная часть капитализации нашего бренда».

Сейчас Freedom Holding Corp.  работает, отчитывается и соблюдает все правила, как и крупные публичные компании США. «В новом году мы стали так называемым Accelerated Filer, то есть компанией, которая предоставляет свою финотчетность в ускоренном режиме. Мы теперь проходим не только аудиты нашей финотчетности, но и аудиты наших контролей. И нам удалось получить абсолютно чистые заключения и с точки зрения достоверности нашей отчетности, и с точки зрения отчетности наших контролей. Мы прошли очень много различных тестов и инспекций со стороны самых разных контрагентов, включая рейтинговые агентства, с которыми мы работали», – сообщил Турлов. По его словам, холдинг сохраняет фокусировку на фондовый рынок США. «Мы построили уникальную аналитическую экспертизу по американским IPO, лучшую на всем русскоязычном пространстве. И в этом смысле мы сейчас являемся одним из крупнейших игроков на постсоветском рынке, которые предоставляют доступ именно к фондовому рынку США», – подчеркнул он.

Холдинг определил для себя четыре ключевые линии бизнеса: брокерские услуги, управление активами, банковский сервис и инвестиционный банкинг. «Мы по-прежнему остаемся быстрорастущей компанией, которая по многим метрикам не уступает калифорнийским облачным стартапам. На постсоветском рынке сейчас мало игроков, которые растут такими же темпами. Во многом это объясняется низким проникновением и большим ростом спроса на услуги брокеров. Например, в США почти 78% от активов домохозяйств приходится на ценные бумаги, в Западной Европе – 38%, в Турции – 14%. В нашем регионе этот показатель составляет всего 2%», – отметил Турлов. 

При этом, по его оценке, проникновение инвестиционных услуг в постсоветском регионе стремительно растет. «В Казахстане наша компания является, наверное, ключевым бенефициаром роста интереса к инвестициям со стороны среднего класса. В России, где сейчас происходит бум розничного инвестирования, растем не только мы. За прошлый год почти миллион россиян открыли брокерские счета, и это почти треть от всех открытых счетов за последние 25 лет. Мы вошли в десятку крупнейших брокерских компаний на российском рынке по размеру клиентской базы и сейчас получаем там почти две трети нашей выручки», – сообщил финансист. Он уточнил, что во всех странах присутствия дочерние компании холдинга являются полноценными брокерами с полным набором лицензий. «Мы даем нашим клиентам прямой доступ на биржи и имеем право подтверждать права собственности на ценные бумаги. По сути, мы являемся расчетным депозитарием для всех наших клиентов», – пояснил Турлов.

Стратегия холдинга разнится в зависимости от географии присутствия. «Казахстан сейчас для нас регион, где мы являемся системно значимым игроком, – рассказал глава холдинга. – Здесь мы продолжаем динамично расти, к нам по-прежнему приходит много клиентов, а проникновение услуг все еще достаточно низкое. В Казахстане мы активно работаем над повышением эффективности. Как с точки зрения совершенствования наших ключевых бизнес-процессов в брокерском обслуживании, так и с точки зрения развития нашего инвестиционного банкинга ». 

По словам Турлова, за последние два года холдинг добился не только количественного роста показателей, но и качественной трансформации в структуре баланса. «Мы работали над нашим риск-менеджментом, сокращали наш инвестпортфель. Соответственно, снизились и наши собственные риски. При этом мы нарастили долю ликвидности. Если в 2018 финансовом году мы привлекали достаточно много денег под залог ценных бумаг из нашего портфеля, то сейчас наши заимствования сократились почти втрое и мы имеем весьма низкий уровень долга. Мы распродали cущественную часть нашего портфеля акций, стоимость которого два года назад составляла $177 млн. Зато нарастили до $63 млн портфель облигаций. Причем в нем почти нет бумаг с рейтингом хуже «ВВ–». У нас высококачественный портфель из государственных и квазигосударственных бумаг, а также облигаций крупного бизнеса», – сообщил финансист. 

Качественно изменилась и структура выручки. «Два года назад ключевым источником нашей выручки были доходы от собственных операций, то есть от нашего инвестпортфеля. Сейчас у нас почти вся выручка приходится на комиссионные, которые мы получаем за обслуживание наших клиентов. В 2019 финансовом году чистый комиссионный доход холдинга составил $44 млн, в первом квартале 2020-го – $24 млн. Инвесторы оценивают нас не по объему наших собственных средств, а по тем доходам, которые мы можем зарабатывать, и по тем активам, которые держат вместе с нами наши клиенты. Поэтому для нас эта метрика такая важная. И понимая, что ищут и за чем наблюдают американские инвесторы, мы в том числе проводили определенную работу по снижению рисков и изменению нашего профиля. Это позволит нам быть более привлекательными и активнее привлекать инвестиции, в том числе от профессиональных инвесторов из США», – считает Турлов.

Холдинг не только создал эффективную бизнес-модель, но и научился ее масштабировать. «Мы открыли больше 50 филиалов за последние два года. Сумели сделать их одинаковыми, удержать качество сервиса, продуктов и услуг, которые мы предоставляем во всех этих локациях. Мы умеем управлять расходами и доходами, умеем нанимать персонал. Мы построили эффективные IT-системы. Мы смогли собрать профессионалов, которые способны обучать и реплицировать наш опыт среди новых сотрудников. Таким образом, мы доказали себе и нашим акционерам, что можем эффективно масштабировать наш бизнес», – подчеркнул Турлов. 

Конечная цель финансиста, по его собственным словам, – построить большую красивую региональную историю, которая окажется конкурентоспособной именно в глобальном масштабе. «Я уверен, что, реализуя нашу стратегию, мы создадим действительно надежный прозрачный инвестиционный банк, построенный по мировым стандартам, который сможет удовлетворить все ключевые финансовые потребности наших клиентов. Потребности как в банковском обслуживании, так и в брокерских услугах, и в страховании, то есть во всех тех вещах, которые представляют собой финансы и которые традиционно являются синергетичными во всех развитых странах мира», – заключил Тимур Турлов.

Читайте также