Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2560 просмотров

Тимур Турлов: «Работать у нас стало престижно и интересно»

Глава Freedom Holding Corp. выступил перед акционерами

Фото: Олег Спивак

Постсоветский рынок розничных инвестиций начал стремительно расти, но еще далек от насыщения. В этих условиях у брокерского бизнеса есть очень хорошие перспективы. Об этом рассказал глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов на ежегодном общем собрании акционеров холдинга, которое состоялось 10 сентября в Алматы.

Freedom Holding Corp. – это американский публичный холдинг, учрежденный по законам штата Невада. Холдинг владеет активами, которые находятся в различных локальных юрисдикциях, включая Казахстан. Специализируется на финансовых и прежде всего на брокерских услугах. Свои финансовые операции холдинг проводит через дочерние компании, зарегистрированные, помимо Казахстана, в России, Украине, Узбекистане, Кыргызстане, Германии и на Кипре. 

Акции холдинга котируются на внебиржевой площадке OTCQX Best Market в США, а также включены в официальный список KASE. Доля Турлова составляет 72,99%, остальные бумаги находятся в свободном обращении. По его информации, текущая рыночная капитализация холдинга составляет $715 млн, собственный капитал – более $125 млн, совокупные активы – $429 млн. Клиентами холдинга открыто более 121 тыс. брокерских счетов. «А общие активы клиентов, которые работают с нами через все компании группы, сейчас превышают $1,3 млрд», – сообщил финансист. 

В истории каждой успешной компании есть некие точки, после которых бизнес начинает расти и развиваться быстрее, сказал Турлов. «Для нас, – добавил он, – такая точка была пройдена несколько лет назад, когда к нам стали присоединяться действительно потрясающие специалисты. Потому что работать у нас стало престижно и интересно. И это тоже достаточно важная часть капитализации нашего бренда».

Сейчас Freedom Holding Corp.  работает, отчитывается и соблюдает все правила, как и крупные публичные компании США. «В новом году мы стали так называемым Accelerated Filer, то есть компанией, которая предоставляет свою финотчетность в ускоренном режиме. Мы теперь проходим не только аудиты нашей финотчетности, но и аудиты наших контролей. И нам удалось получить абсолютно чистые заключения и с точки зрения достоверности нашей отчетности, и с точки зрения отчетности наших контролей. Мы прошли очень много различных тестов и инспекций со стороны самых разных контрагентов, включая рейтинговые агентства, с которыми мы работали», – сообщил Турлов. По его словам, холдинг сохраняет фокусировку на фондовый рынок США. «Мы построили уникальную аналитическую экспертизу по американским IPO, лучшую на всем русскоязычном пространстве. И в этом смысле мы сейчас являемся одним из крупнейших игроков на постсоветском рынке, которые предоставляют доступ именно к фондовому рынку США», – подчеркнул он.

Холдинг определил для себя четыре ключевые линии бизнеса: брокерские услуги, управление активами, банковский сервис и инвестиционный банкинг. «Мы по-прежнему остаемся быстрорастущей компанией, которая по многим метрикам не уступает калифорнийским облачным стартапам. На постсоветском рынке сейчас мало игроков, которые растут такими же темпами. Во многом это объясняется низким проникновением и большим ростом спроса на услуги брокеров. Например, в США почти 78% от активов домохозяйств приходится на ценные бумаги, в Западной Европе – 38%, в Турции – 14%. В нашем регионе этот показатель составляет всего 2%», – отметил Турлов. 

При этом, по его оценке, проникновение инвестиционных услуг в постсоветском регионе стремительно растет. «В Казахстане наша компания является, наверное, ключевым бенефициаром роста интереса к инвестициям со стороны среднего класса. В России, где сейчас происходит бум розничного инвестирования, растем не только мы. За прошлый год почти миллион россиян открыли брокерские счета, и это почти треть от всех открытых счетов за последние 25 лет. Мы вошли в десятку крупнейших брокерских компаний на российском рынке по размеру клиентской базы и сейчас получаем там почти две трети нашей выручки», – сообщил финансист. Он уточнил, что во всех странах присутствия дочерние компании холдинга являются полноценными брокерами с полным набором лицензий. «Мы даем нашим клиентам прямой доступ на биржи и имеем право подтверждать права собственности на ценные бумаги. По сути, мы являемся расчетным депозитарием для всех наших клиентов», – пояснил Турлов.

Стратегия холдинга разнится в зависимости от географии присутствия. «Казахстан сейчас для нас регион, где мы являемся системно значимым игроком, – рассказал глава холдинга. – Здесь мы продолжаем динамично расти, к нам по-прежнему приходит много клиентов, а проникновение услуг все еще достаточно низкое. В Казахстане мы активно работаем над повышением эффективности. Как с точки зрения совершенствования наших ключевых бизнес-процессов в брокерском обслуживании, так и с точки зрения развития нашего инвестиционного банкинга ». 

По словам Турлова, за последние два года холдинг добился не только количественного роста показателей, но и качественной трансформации в структуре баланса. «Мы работали над нашим риск-менеджментом, сокращали наш инвестпортфель. Соответственно, снизились и наши собственные риски. При этом мы нарастили долю ликвидности. Если в 2018 финансовом году мы привлекали достаточно много денег под залог ценных бумаг из нашего портфеля, то сейчас наши заимствования сократились почти втрое и мы имеем весьма низкий уровень долга. Мы распродали cущественную часть нашего портфеля акций, стоимость которого два года назад составляла $177 млн. Зато нарастили до $63 млн портфель облигаций. Причем в нем почти нет бумаг с рейтингом хуже «ВВ–». У нас высококачественный портфель из государственных и квазигосударственных бумаг, а также облигаций крупного бизнеса», – сообщил финансист. 

Качественно изменилась и структура выручки. «Два года назад ключевым источником нашей выручки были доходы от собственных операций, то есть от нашего инвестпортфеля. Сейчас у нас почти вся выручка приходится на комиссионные, которые мы получаем за обслуживание наших клиентов. В 2019 финансовом году чистый комиссионный доход холдинга составил $44 млн, в первом квартале 2020-го – $24 млн. Инвесторы оценивают нас не по объему наших собственных средств, а по тем доходам, которые мы можем зарабатывать, и по тем активам, которые держат вместе с нами наши клиенты. Поэтому для нас эта метрика такая важная. И понимая, что ищут и за чем наблюдают американские инвесторы, мы в том числе проводили определенную работу по снижению рисков и изменению нашего профиля. Это позволит нам быть более привлекательными и активнее привлекать инвестиции, в том числе от профессиональных инвесторов из США», – считает Турлов.

Холдинг не только создал эффективную бизнес-модель, но и научился ее масштабировать. «Мы открыли больше 50 филиалов за последние два года. Сумели сделать их одинаковыми, удержать качество сервиса, продуктов и услуг, которые мы предоставляем во всех этих локациях. Мы умеем управлять расходами и доходами, умеем нанимать персонал. Мы построили эффективные IT-системы. Мы смогли собрать профессионалов, которые способны обучать и реплицировать наш опыт среди новых сотрудников. Таким образом, мы доказали себе и нашим акционерам, что можем эффективно масштабировать наш бизнес», – подчеркнул Турлов. 

Конечная цель финансиста, по его собственным словам, – построить большую красивую региональную историю, которая окажется конкурентоспособной именно в глобальном масштабе. «Я уверен, что, реализуя нашу стратегию, мы создадим действительно надежный прозрачный инвестиционный банк, построенный по мировым стандартам, который сможет удовлетворить все ключевые финансовые потребности наших клиентов. Потребности как в банковском обслуживании, так и в брокерских услугах, и в страховании, то есть во всех тех вещах, которые представляют собой финансы и которые традиционно являются синергетичными во всех развитых странах мира», – заключил Тимур Турлов.


2898 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций