Перейти к основному содержанию

2470 просмотров

Казахстанские компании, продающие технологии иностранцам

Рассказываем о четырех из них

Фото: Олег Спивак

Для мирового рынка Казахстан остается главным образом поставщиком сырья – по итогам 2018 года республика экспортировала товары и услуги на почти $67 миллиардов. В общей стоимости экспорта 70,1% занимает топливо, 13,2% – промышленная продукция. Негативный тренд – с 2012 года в экспорте промышленной продукции сокращается доля высокотехнологичных продуктов.

Сейчас промышленные товары экспортируют около 300 казахстанских компаний. «Курсив» выделил четыре компании-экспортера, чей пример показывает: ориентация на выпуск сложной инженерной продукции приводит к быстрому росту продаж за границей. 

В созвездии Orion M2M

Orion M2M разрабатывает и внедряет решения для Smart City. По собственной оценке компании, в 2019 году она увеличит продажи в 13 раз по сравнению с прошлым годом. Показатель 2018 года – $1 млн. В 2016 году, когда компания была основана, продажи находились на уровне $10 тыс.

Оборудование Orion M2M устанавливается в РК практически везде, где внедряются технологии умного города. Это радио­модемы для дистанционного сбора показаний счетчиками, контроллеры для дистанционного управления уличным освещением, бытовые радиомодемы для учета расходов холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и отопления. 

В числе экспортных партнеров Orion M2M – Россия, Украина, Польша. Сейчас компания открывает свое производство на территории Евросоюза.

Основа для успешного развития бизнеса и реализации экспортного потенциала – правильно выбранное направление деятельности. Сразу после основания в 2016 году Orion M2M вступила в ведущий технологический альянс в области беспроводной передачи данных для интернета вещей (IoT) – LoRa Alliance. Компания стала первым отечественным разработчиком устройств, программного обеспечения и комплексных решений на базе технологии LoRa. LoRa WAN – это низкоскоростная сеть, разработанная для систем умного города, интернета вещей. Ее главная задача – передача технических данных на большие расстояния. Любая коммунальная система таким образом оказывается под круглосуточным наблюдением и не требует вмешательства человека, данные и параметры собираются автоматически.

Eltex Alatau: ориентир на экспорт

Объем экспорта в общей структуре продаж Eltex Alatau, казахстанского производителя оборудования для телекоммуникационного и IT-секторов, составляет 40%, компания нацелена довести этот показатель до 50%. Eltex Alatau с самого начала работы в 2011 году ориентировалась на внешние рынки.

«Мы идем туда, где видим бурный рост мегаполисов», – говорит Нурлан Жанибеков, директор компании. 

В 2015 году Eltex Alatau наладила поставки своего оборудования в Туркменистан, Иран, Узбекистан. Сейчас основные экспортные направления компании – Узбекистан, Кыргызстан и Ближний Восток. В планах – выход на рынки Пакистана и Индии. Покупатели – операторы связи, интернет-провайдеры, телекомпании. Стоимость заказов варьируется в пределах $10–50 тыс.

Тогда же, в 2015 году, компания стала уделять больше внимания маркетингу, продвижению бренда на внешних рынках, чаще участвовать в международных выставках. Отдельные усилия Eltex Alatau направила на решение логистических проблем. В среднем на получение разрешения на вывоз оборудования за границу уходит 40 дней. Компания нашла способ сократить этот срок до 5 дней. Проблемой остается стоимость перевозки – она составляет около $6 на один килограмм веса, поскольку в основном для доставки используется авиасообщение. 

Alageum Electriс: трансформатор роста

Сейчас доля экспорта в общем объеме продаж Alageum Electric занимает 45%. Alageum Electric – группа электротехнических компаний, чья продукция (в основном это промышленные трансформаторы) экспортируется в страны СНГ, Китай, Иран и Афганистан. В составе группы шесть заводов, два проектных и научно-технических центра, 4 тыс. сотрудников. В планах Alageum Electric довести экспорт до 60% к 2022 году. Для этого в холдинге сформирован отдельный департамент по развитию экспорта. 

Экспортным продвижением компания занимается через сеть региональных дилеров – при их содействии, например, обеспечивается 80% поставок в Россию. Чтобы предупредить ценовые войны внутри дилерской сети, Alageum Electric ввела принцип минимальных розничных цен и закрепления дилеров за крупными партнерами.

В 2016 году в российскую дилерскую сеть компании вступили опытные местные торговые организации. Год спустя Alageum Electric продала 8,5 тыс. распределительных и силовых трансформаторов. Маркетинговые исследования показали, что компания заняла 4% рынка России. В 2018 году она продала 11 680 трансформаторов. 

Безымянный_63.png

АВЗ: кайдзен и вентилятор

Алматинский вентиляторный завод создан в 2008 году и с тех пор остается единственным производителем вентиляционного оборудования в Казахстане. Текущий годовой оборот завода – $5 млн, это треть всего рынка страны. 

Минувшим летом АВЗ запустил сборочный филиал в Казани, Россия. Годовой объем рынка этой страны – $1 млрд. По подсчетам Марата Баккулова, главного акционера предприятия и его основателя, производственная экспансия в РФ поможет увеличить оборот завода на треть. 

Вентиляторы АВЗ установлены во всех кондиционерах LG, которые продаются в Средней и Восточной Азии, России и Индии. Продукция АВЗ также используется при сборке нефтедобывающего оборудования компании Сhevron. Алматинский вентиляторный экспортирует продукцию в Германию, Южную Корею, Великобританию, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

По признанию Марата Баккулова, определяющую роль в достижении этого уровня сыграло внедрение на производстве принципов кайдзен в 2012 году. Кайдзен – японское искусство организации труда, оно подразумевает разумное вовлечение и заинтересованность рабочих в качественных результатах труда.
 

banner_wsj.gif

8057 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif