2603 просмотра

Казахстанские компании, продающие технологии иностранцам

Рассказываем о четырех из них

Фото: Олег Спивак

Для мирового рынка Казахстан остается главным образом поставщиком сырья – по итогам 2018 года республика экспортировала товары и услуги на почти $67 миллиардов. В общей стоимости экспорта 70,1% занимает топливо, 13,2% – промышленная продукция. Негативный тренд – с 2012 года в экспорте промышленной продукции сокращается доля высокотехнологичных продуктов.

Сейчас промышленные товары экспортируют около 300 казахстанских компаний. «Курсив» выделил четыре компании-экспортера, чей пример показывает: ориентация на выпуск сложной инженерной продукции приводит к быстрому росту продаж за границей. 

В созвездии Orion M2M

Orion M2M разрабатывает и внедряет решения для Smart City. По собственной оценке компании, в 2019 году она увеличит продажи в 13 раз по сравнению с прошлым годом. Показатель 2018 года – $1 млн. В 2016 году, когда компания была основана, продажи находились на уровне $10 тыс.

Оборудование Orion M2M устанавливается в РК практически везде, где внедряются технологии умного города. Это радио­модемы для дистанционного сбора показаний счетчиками, контроллеры для дистанционного управления уличным освещением, бытовые радиомодемы для учета расходов холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и отопления. 

В числе экспортных партнеров Orion M2M – Россия, Украина, Польша. Сейчас компания открывает свое производство на территории Евросоюза.

Основа для успешного развития бизнеса и реализации экспортного потенциала – правильно выбранное направление деятельности. Сразу после основания в 2016 году Orion M2M вступила в ведущий технологический альянс в области беспроводной передачи данных для интернета вещей (IoT) – LoRa Alliance. Компания стала первым отечественным разработчиком устройств, программного обеспечения и комплексных решений на базе технологии LoRa. LoRa WAN – это низкоскоростная сеть, разработанная для систем умного города, интернета вещей. Ее главная задача – передача технических данных на большие расстояния. Любая коммунальная система таким образом оказывается под круглосуточным наблюдением и не требует вмешательства человека, данные и параметры собираются автоматически.

Eltex Alatau: ориентир на экспорт

Объем экспорта в общей структуре продаж Eltex Alatau, казахстанского производителя оборудования для телекоммуникационного и IT-секторов, составляет 40%, компания нацелена довести этот показатель до 50%. Eltex Alatau с самого начала работы в 2011 году ориентировалась на внешние рынки.

«Мы идем туда, где видим бурный рост мегаполисов», – говорит Нурлан Жанибеков, директор компании. 

В 2015 году Eltex Alatau наладила поставки своего оборудования в Туркменистан, Иран, Узбекистан. Сейчас основные экспортные направления компании – Узбекистан, Кыргызстан и Ближний Восток. В планах – выход на рынки Пакистана и Индии. Покупатели – операторы связи, интернет-провайдеры, телекомпании. Стоимость заказов варьируется в пределах $10–50 тыс.

Тогда же, в 2015 году, компания стала уделять больше внимания маркетингу, продвижению бренда на внешних рынках, чаще участвовать в международных выставках. Отдельные усилия Eltex Alatau направила на решение логистических проблем. В среднем на получение разрешения на вывоз оборудования за границу уходит 40 дней. Компания нашла способ сократить этот срок до 5 дней. Проблемой остается стоимость перевозки – она составляет около $6 на один килограмм веса, поскольку в основном для доставки используется авиасообщение. 

Alageum Electriс: трансформатор роста

Сейчас доля экспорта в общем объеме продаж Alageum Electric занимает 45%. Alageum Electric – группа электротехнических компаний, чья продукция (в основном это промышленные трансформаторы) экспортируется в страны СНГ, Китай, Иран и Афганистан. В составе группы шесть заводов, два проектных и научно-технических центра, 4 тыс. сотрудников. В планах Alageum Electric довести экспорт до 60% к 2022 году. Для этого в холдинге сформирован отдельный департамент по развитию экспорта. 

Экспортным продвижением компания занимается через сеть региональных дилеров – при их содействии, например, обеспечивается 80% поставок в Россию. Чтобы предупредить ценовые войны внутри дилерской сети, Alageum Electric ввела принцип минимальных розничных цен и закрепления дилеров за крупными партнерами.

В 2016 году в российскую дилерскую сеть компании вступили опытные местные торговые организации. Год спустя Alageum Electric продала 8,5 тыс. распределительных и силовых трансформаторов. Маркетинговые исследования показали, что компания заняла 4% рынка России. В 2018 году она продала 11 680 трансформаторов. 

Безымянный_63.png

АВЗ: кайдзен и вентилятор

Алматинский вентиляторный завод создан в 2008 году и с тех пор остается единственным производителем вентиляционного оборудования в Казахстане. Текущий годовой оборот завода – $5 млн, это треть всего рынка страны. 

Минувшим летом АВЗ запустил сборочный филиал в Казани, Россия. Годовой объем рынка этой страны – $1 млрд. По подсчетам Марата Баккулова, главного акционера предприятия и его основателя, производственная экспансия в РФ поможет увеличить оборот завода на треть. 

Вентиляторы АВЗ установлены во всех кондиционерах LG, которые продаются в Средней и Восточной Азии, России и Индии. Продукция АВЗ также используется при сборке нефтедобывающего оборудования компании Сhevron. Алматинский вентиляторный экспортирует продукцию в Германию, Южную Корею, Великобританию, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

По признанию Марата Баккулова, определяющую роль в достижении этого уровня сыграло внедрение на производстве принципов кайдзен в 2012 году. Кайдзен – японское искусство организации труда, оно подразумевает разумное вовлечение и заинтересованность рабочих в качественных результатах труда.
 

banner_wsj.gif

Будущее для индустрии быстрого питания уже наступило

Сети фастфуда вроде McDonald’s извлекают уроки из пандемии

Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Крупные сети ресторанов проделали большую работу по преодолению «коронавирусного» кризиса. В результате будущее отрасли вполне может напоминать то, как она выглядит сейчас.

Распространение коронавируса, а также введенный правительством карантин стали причиной настоящего хаоса в ресторанной индустрии США. В прошлый четверг компания Darden Restaurants, под управлением которой находятся такие сети ресторанов, как Olive Garden и LongHorn Steakhouse, заявила о том, что в период до 31 мая ее объем продаж упал почти на 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в июне продажи вообще снизились на треть. Многие более мелкие независимые компании пострадали еще сильнее.

Однако в это же время крупные сети быстрого питания вновь начали зарабатывать. В кризис они упростили выбор меню, закрыли обеденные зоны и расширили число предложений в рамках различных акций. В результате многие клиенты стали к ним возвращаться. В апреле продажи McDonald’s в США упали на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако в мае этот разрыв составил всего 5%. Carrols Restaurant Group, одна из крупнейших компаний франчайзи в США, заявила о том, что в последнюю неделю марта продажи в ее ресторанах Burger King упали на 33% по сравнению с прошлым годом, но за первую неделю июня они выросли на 2,5%.

В этот же период объем продаж в точках продаж Popeye’s Louisiana Kitchen увеличился на 14,6%. Благодаря таким результатам цена акций этих компаний значительно выросла с мартовских минимумов. Как и в других отраслях, необходимость быстро адаптироваться к меняющимся условиям означает, что будущее наступило с опережением графика. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, к концу текущего года на онлайн-заказы будет приходиться не менее 13% всех продаж в ресторанах в США. До кризиса считалось, что онлайн-доставка достигнет этого уровня лишь к 2023 году.

Онлайн-заказы на самовывоз также стали более популярными. Свою роль, безусловно, играет и то, что у клиентов ресторанов быстрого питания растет доход. По состоянию на 22 мая в рамках программ стимулирования Налоговая служба США отправила американцам чеки на общую сумму $258 млрд.

Ожидается, что повышение федеральных пособий по безработице продолжится как минимум до конца июля.

Повсюду люди стали реже ходить в точки продаж, однако средний чек на одного покупателя резко вырос благодаря большим по объему заказам от целых семей. Кроме того, поскольку многие независимые рестораны все еще закрыты, выбор у потребителей невелик, что, естественно, выгодно для тех точек, которые имеют возможность продолжать работу. Без привычного обслуживания в обеденной зоне франчайзи также могут снизить свои затраты на персонал.

Тем не менее процесс восстановления работы сетей быстрого питания проходит неравномерно. Например, если в центральных городских районах рестораны страдают от отсутствия клиентов, то в точках продаж, расположенных в пригородах, где работает система обслуживания клиентов на автомобилях, наблюдается огромный рост спроса, поскольку покупатели выбирают тот вариант питания, который позволяет им не покидать свои автомобили. И здесь сетям быстрого питания удалось оперативно внедрить ряд улучшений.

Как рассказал генеральный директор McDonald’s Крис Кемпчински, в период пандемии компания на 25 секунд сократила среднее время, необходимое для выполнения заказа посетителя на автомобиле. В таком бизнесе, как быстрое питание, где происходит большое количество транзакций, подобная оптимизация ведет к росту потенциала продаж и увеличению маржинальности. С другой стороны, в ресторанах, которые раньше полагались на высокий уровень пешеходного трафика, например, на территории колледжей, в аэропортах или в центре города, рост продаж по-прежнему невысокий.

Нарушение привычного темпа работы и школьных занятий также отразилось на сетях быстрого питания, которые довольно сильно зависят от продаж завтраков. В обычное время завтраки являются важным элементом продаж благодаря таким высокомаржинальным напиткам, как кофе. Так, Starbucks сообщила о снижении за последнюю неделю мая сопоставимых с прошлым годом продаж в США на 32%, в то время как Dunkin Brands проинформировал о снижении за неделю по 23 мая продаж своих пончиков на 23%.

McDonald’s и Taco Bell также заявили о резком падении продаж завтраков. В другое время дня, например в обед, продажи, наоборот, выросли, однако не каждая сеть предлагает подобное меню. Эту проблему будет сложно решить в краткосрочной перспективе. Бесспорно, реклама и акции способны побудить клиента сменить ресторан. Однако в мире, где работникам не нужно ехать на работу в офис, убедить их выйти на улицу с утра пораньше – это весьма непростая задача. Со своей стороны Starbucks планирует открыть в городских районах большее число точек продаж, специально предназначенных для работы на вынос и предварительного заказа.

И хотя у подобных точек более низкий потенциал продаж, если сравнивать их с традиционным кафе, экономия на персонале и накладных расходах на содержание помещения будет значительной. Кроме того, акцент на онлайн-заказах делает этот формат точек продаж более привлекательным.

«Мы ожидаем, что отдача от этих инвестиций, даже при меньших объемах продаж, будет по меньшей мере такой же хорошей, как и у наших традиционных кафе», – заявил на прошлой неделе финансовый директор компании Патрик Грисмер во время конференции с инвесторами.

И до пандемии доставка, еда на вынос и предварительный заказ были экономически оправданны для ресторанов. Поэтому не стоит удивляться, если социальное дистанцирование в бургерных продолжится и после COVID-19.

Screenshot_1_6.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg