Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Казахстанские компании, продающие технологии иностранцам

Рассказываем о четырех из них

Фото: Олег Спивак

Для мирового рынка Казахстан остается главным образом поставщиком сырья – по итогам 2018 года республика экспортировала товары и услуги на почти $67 миллиардов. В общей стоимости экспорта 70,1% занимает топливо, 13,2% – промышленная продукция. Негативный тренд – с 2012 года в экспорте промышленной продукции сокращается доля высокотехнологичных продуктов.

Сейчас промышленные товары экспортируют около 300 казахстанских компаний. «Курсив» выделил четыре компании-экспортера, чей пример показывает: ориентация на выпуск сложной инженерной продукции приводит к быстрому росту продаж за границей. 

В созвездии Orion M2M

Orion M2M разрабатывает и внедряет решения для Smart City. По собственной оценке компании, в 2019 году она увеличит продажи в 13 раз по сравнению с прошлым годом. Показатель 2018 года – $1 млн. В 2016 году, когда компания была основана, продажи находились на уровне $10 тыс.

Оборудование Orion M2M устанавливается в РК практически везде, где внедряются технологии умного города. Это радио­модемы для дистанционного сбора показаний счетчиками, контроллеры для дистанционного управления уличным освещением, бытовые радиомодемы для учета расходов холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и отопления. 

В числе экспортных партнеров Orion M2M – Россия, Украина, Польша. Сейчас компания открывает свое производство на территории Евросоюза.

Основа для успешного развития бизнеса и реализации экспортного потенциала – правильно выбранное направление деятельности. Сразу после основания в 2016 году Orion M2M вступила в ведущий технологический альянс в области беспроводной передачи данных для интернета вещей (IoT) – LoRa Alliance. Компания стала первым отечественным разработчиком устройств, программного обеспечения и комплексных решений на базе технологии LoRa. LoRa WAN – это низкоскоростная сеть, разработанная для систем умного города, интернета вещей. Ее главная задача – передача технических данных на большие расстояния. Любая коммунальная система таким образом оказывается под круглосуточным наблюдением и не требует вмешательства человека, данные и параметры собираются автоматически.

Eltex Alatau: ориентир на экспорт

Объем экспорта в общей структуре продаж Eltex Alatau, казахстанского производителя оборудования для телекоммуникационного и IT-секторов, составляет 40%, компания нацелена довести этот показатель до 50%. Eltex Alatau с самого начала работы в 2011 году ориентировалась на внешние рынки.

«Мы идем туда, где видим бурный рост мегаполисов», – говорит Нурлан Жанибеков, директор компании. 

В 2015 году Eltex Alatau наладила поставки своего оборудования в Туркменистан, Иран, Узбекистан. Сейчас основные экспортные направления компании – Узбекистан, Кыргызстан и Ближний Восток. В планах – выход на рынки Пакистана и Индии. Покупатели – операторы связи, интернет-провайдеры, телекомпании. Стоимость заказов варьируется в пределах $10–50 тыс.

Тогда же, в 2015 году, компания стала уделять больше внимания маркетингу, продвижению бренда на внешних рынках, чаще участвовать в международных выставках. Отдельные усилия Eltex Alatau направила на решение логистических проблем. В среднем на получение разрешения на вывоз оборудования за границу уходит 40 дней. Компания нашла способ сократить этот срок до 5 дней. Проблемой остается стоимость перевозки – она составляет около $6 на один килограмм веса, поскольку в основном для доставки используется авиасообщение. 

Alageum Electriс: трансформатор роста

Сейчас доля экспорта в общем объеме продаж Alageum Electric занимает 45%. Alageum Electric – группа электротехнических компаний, чья продукция (в основном это промышленные трансформаторы) экспортируется в страны СНГ, Китай, Иран и Афганистан. В составе группы шесть заводов, два проектных и научно-технических центра, 4 тыс. сотрудников. В планах Alageum Electric довести экспорт до 60% к 2022 году. Для этого в холдинге сформирован отдельный департамент по развитию экспорта. 

Экспортным продвижением компания занимается через сеть региональных дилеров – при их содействии, например, обеспечивается 80% поставок в Россию. Чтобы предупредить ценовые войны внутри дилерской сети, Alageum Electric ввела принцип минимальных розничных цен и закрепления дилеров за крупными партнерами.

В 2016 году в российскую дилерскую сеть компании вступили опытные местные торговые организации. Год спустя Alageum Electric продала 8,5 тыс. распределительных и силовых трансформаторов. Маркетинговые исследования показали, что компания заняла 4% рынка России. В 2018 году она продала 11 680 трансформаторов. 

Безымянный_63.png

АВЗ: кайдзен и вентилятор

Алматинский вентиляторный завод создан в 2008 году и с тех пор остается единственным производителем вентиляционного оборудования в Казахстане. Текущий годовой оборот завода – $5 млн, это треть всего рынка страны. 

Минувшим летом АВЗ запустил сборочный филиал в Казани, Россия. Годовой объем рынка этой страны – $1 млрд. По подсчетам Марата Баккулова, главного акционера предприятия и его основателя, производственная экспансия в РФ поможет увеличить оборот завода на треть. 

Вентиляторы АВЗ установлены во всех кондиционерах LG, которые продаются в Средней и Восточной Азии, России и Индии. Продукция АВЗ также используется при сборке нефтедобывающего оборудования компании Сhevron. Алматинский вентиляторный экспортирует продукцию в Германию, Южную Корею, Великобританию, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

По признанию Марата Баккулова, определяющую роль в достижении этого уровня сыграло внедрение на производстве принципов кайдзен в 2012 году. Кайдзен – японское искусство организации труда, оно подразумевает разумное вовлечение и заинтересованность рабочих в качественных результатах труда.
 

266 просмотров

Uzbek Companies Attract More Investments

Most of them are foreign capital and loans

Фото: Shutterstock

The volume of investments into capital stocks of Uzbek enterprises has risen from $13.3 billion in 2018 to $20 billion in 2019 or 37.1% of the country's GDP, says Uzbek State Committee of Statistics.

Almost half of this money volume in 2019 are foreign investments and loans (45.7%). The other 20.7% is a share of money spent by firms. Loans from commercial banks is 13.1%, and 7.6% is money provided by the state. Also, companies used money from various funds.

About half of these investments - $9.7 billion - was allocated for technical re-equipment. Another $8.6 billion was invested in construction and installation works.

Concerning territorial distinctions in the amount of spent money, Tashkent has proven itself as the leader. The capital city spent $4.3 billion. However, a significant increase in capital stock investments was also recorded in other regions.

For example, in the Jizzakh region, the increase was 95.2%. According to the Uzbek State Committee of Statistics, this happened because of cement plant construction in the region. In the Syrdarya region, the volume of investments rose to 94% due to the modernization of the Syrdarya thermal power station’s units. In the Khorezm region, the reconstruction of the main irrigation canals of the Tashsaki system led to an increase in investments by 67%.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance