Перейти к основному содержанию

1425 просмотров

Что происходит с общественным транспортом в казахстанской глубинке

Рассказываем на примере Усть-Каменогорска

Фото:shutterstock

Казахстанцы бьют тревогу: в регионах отсутствует эффективная программа развития пассажирского транспорта. За исключением трех мегаполисов во всех крупных городах не работают программы субсидирования, бизнес терпит убытки, и это серьезно сказывается на качестве услуг.

Как на войне

Ожидается, что в ближайшие месяцы в областном центре ВКО полностью поменяется система городских пассажирских перевозок. Акимат намерен приобрести в кредит новые автобусы и отдать их в аренду автопаркам, победившим в конкурсе. Предполагается, что это событие положит конец конфронтации между нынешними автоперевозчиками и властью и станет началом передела всего рынка общественных перевозок областного центра. Предприниматели, работающие в этом бизнесе, уверены: их попросту вытесняют из занятой ниши.

Ранее «Курсив» писал о начале открытой конфронтации между сторонами в июле, когда автоперевозчики в одностороннем порядке отменили льготы для детей и пенсионеров. Позже к компании ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» присоединились еще три крупных автопарка. Таким образом, из 10 транспортных компаний с акиматом «поссорились» четыре автопарка. Предприниматели объяснили свои действия тем, что «дефицитный тариф за проезд 90 тенге больше не позволяет им заниматься благотворительностью, предоставляя льготы за свой счет». Ведь непосредственно в договорах скидки за счет перевозчиков не прописаны.

Тогда же аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар во всеуслышание заявил, что со всеми перевозчиками, отменившими скидки, будет расторгнут договор. Им были направлены уведомления.

«Эти компании просто решили отменить льготы, не согласовав ни с акиматом, ни с Ассоциацией автоперевозчиков. Даже если сейчас они передумают и захотят вернуть льготы, то поезд ушел», – говорил градоначальник на заседании акимата.

По словам директора ТОО «АЦ «БЭСТ» Елены Рядинских, это уведомление было оспорено в суде. Но в связи с тем, что по истечении месячного срока акимат так и не предпринял никаких фактических действий по расторжению договора, руководитель компании отозвала свой иск. В настоящее время автопарк продолжает работать в прежнем режиме. Никаких санкций от чиновников так и не последовало.

В Ассоциации автоперевозчиков Усть-Каменогорска говорят, что главной проблемой этого бизнеса является даже не тариф, а отсутствие взаимопонимания с властью. Глава ассоциации Николай Масич рассказывает, что они уже более девяти месяцев не могут добиться встречи с акимом для обсуждения проблемных вопросов.

«В существующий тариф 90 тенге, утвержденный из расчета стоимости солярки 115 тенге, включены только ГСМ и зарплата. Сейчас дизтопливо продается по 195 тенге. С сентября прошлого года ситуация усугубляется: из-за дороговизны расходных материалов, ремонта подвижного состава регулярность маршрутов уже упала с 92 до 77%. Но мы ведь не требуем повышения тарифа, а просим рассмотреть вопрос оперативного субсидирования убыточных маршрутов или перехода на пиковый режим работы», – отметил Николай Масич.

Какова прибыль?

Акимат со своей стороны не принимает доводов об убыточности автопарков. И на то есть свои причины. По данным заместителя акима Усть-Каменогорска Тамары Рахимжановой, руководители транспортных предприятий занижают цифры по пассажиропотоку, тем самым скрывая часть своих доходов.

«По данным перевозчиков, в день они перевозят 90 тыс. человек. Однако согласно информации специалистов Алматинского НИИ транспорта и коммуникаций, у которых мы заказывали исследование, реальный пассажиропоток равен 287 тыс. человек. Мы не против отработать вопрос по субсидированию, но только когда будут прозрачные цифры, то есть после введения электронного билетирования», – констатирует Тамара Рахимжанова.

В ассоциации эти выводы считают некорректными. Николай Масич поясняет, что за один день подсчитать средний годовой пассажиропоток, не беря в расчет загруженные или «провальные» месяцы, невозможно.

Нужно обновление

Неоднократно власти города предъявляли претензии перевозчикам по состоянию подвижного состава. По последним данным, 60% автобусов Усть-Каменогорска должно быть заменено на новые. В ассоциации заявляют, что им просто не на что купить новую технику.

«Уже два года банки не кредитуют перевозчиков. Из-за того, что заказчик преднамеренно затягивает проведение очередного тендера уже в течение 1,5 лет, все автопарки работают по временному договору, с открытой датой. А это значит, у нас нет перспектив, банки не уверены, что предприятия смогут и дальше работать. Поэтому нам не дают кредитов», – парирует Николай Масич.

Что касается модернизации городского пассажирского транспорта, то акимат имеет на этот счет свой план. По словам Жаксылыка Омара, до конца сентября будет подписан кредитный договор с Банком развития Казахстана о приобретении 85 новых автобусов отечественного производителя – компании DaewooBasKazakhstan. Цена вопроса – 5,4 млрд тенге. Прежним планам по займу у ЕБРР не суждено было сбыться: банк выдвинул обязательное условие субсидирования убыточных маршрутов. Кроме того, в новых автобусах будет установлена белорусская система электронного билетирования стоимостью 1,7 млрд тенге. Средства также заемные.

Вся новая техника будет передана «дочке» государственной СПК «Ертiс» – ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска». Она в свою очередь передаст автобусы в аренду тем автопаркам, которые захотят получить самые загруженные городские маршруты. 10 лет перевозчики должны будут отдавать часть своей прибыли ТОО, чтобы рассчитываться по долгам с БРК.

«Власти обвиняли нас в том, что мы против валидаторов. Это не так. Мы против той системы, которую хотят внедрить. У нее цена космическая. В течение четырех лет эти 1,7 млрд мы должны вернуть инвестору. А это значит, 40% от тарифа нужно отдавать за работу этой системы. Что тогда останется перевозчикам?» – спрашивает Елена Рядинских.

По словам руководителя ТОО «АЦ «БЭСТ», еще в начале 2018 года, когда должен был состояться очередной тендер с новыми расчетами тарифа, у их предприятия была нулевая рентабельность. А сейчас фирма вообще ушла в минус. Бизнесвумен считает, что автоперевозчиков целенаправленно подталкивают к тому, чтобы они бросили этот бизнес. А смогут ли они при таком неустойчивом финансовом состоянии участвовать в консорциуме – большой вопрос.

Не только в ВКО

Председатель ОО «Профсоюз работников предпринимательства ВКО» Галина Казанцева считает, что озвученные автоперевозчиками Усть-Каменогорска трудности возникают не только в ВКО. Это проблема республиканского масштаба.

Об аналогичной ситуации заявляла Ассоциация транспортных предприятий Карагандинской области, где 20% автобусов частных автоперевозчиков не выходит на линии из-за постоянных поломок и нехватки средств на ремонт. Дотации просят и транспортники Костанайской области, в которой большая часть автобусов уже старше 30 лет. Чтобы избежать банкротства, автоперевозчики Уральска предлагают увеличить тариф с 80 до 186 тенге. В Петропавловске предприниматели не берут новые автобусы даже в лизинг – при дефицитном тарифе заем не окупится.

«Я была в нескольких регионах, везде ситуация практически одинаковая. В стране отсутствует нормальная программа развития пассажирского транспорта. Исключение составляют только Алматы, Нур-Султан, Шымкент, где уделяется внимание развитию городских перевозок», – отметила Галина Казанцева.

Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в Казахстане комплексная программа по развитию автобусных перевозок действует с 2018 по 2020 годы. И на нее выделяется финансирование. 10 млрд тенге в прошлом году бюджет дал для обеспечения льготного лизинга и 15 млрд тенге – на субсидирование перевозок. К слову, 81% от общего объема дотаций дано для Алматы и Нур-Султана. На специальном заседании Палаты предпринимателей «Атамекен» по этому вопросу, проведенному еще весной, программу раскритиковали. Было отмечено, что срок ее реализации подходит к концу, а особых успехов так не было достигнуто.

В заключение отметим, в начале следующего года, когда в Усть-Каменогорске будут закуплены новые автобусы и пройдет конкурс, местному акимату придется вернуться к рассмотрению вопросов субсидирования или повышения тарифа. Ведь с дефицитным тарифом перевозчики не смогут вернуть кредиты, взятые акиматом на модернизацию.

1_55.png

437 просмотров

Huawei заключила сделку по строительству сетей 5G в Германии

Несмотря на политическое сопротивление

Фото: Hannibal Hanschke / Reuters

БЕРЛИН – Huawei Technologies добилась заключения сделки по частичной постройке инфраструктуры 5G в Германии. Этим компания укрепила свои позиции в крупнейшей экономике Европы, несмотря на призывы законодателей не допустить китайского гиганта телекома к сделке.

Компания Telefónica, один из трех крупнейших мобильных операторов Германии, сделала в среду заявление о том, что планирует использовать оборудование Huawei и Nokia (Финляндия) для развертывания беспроводной сети 5G. Это зависит от того, сможет ли Huawei соответствовать государственным стандартам безопасности.

«Telefónica Германия явно приняла меры ради того, чтобы не упреждать все еще продолжающийся политический процесс установления этих стандартов безопасности, но и чтобы не откладывать начало развертывания сетей 5G», – сказал представитель оператора Клаус Шульце-Левенберг.

В компании заявили, что Nokia и Huawei будут «в одинаковой мере отвечать» за поставки оборудования для антенн, поддерживающих стандарт связи пятого поколения. Поставщики оборудования для более чувствительной опорной сети будут выбраны в следующем году.

Telefónica – первый из трех ведущих мобильных операторов Германии, который обязуется использовать оборудование Huawei для сетей 5G. В эту тройку также входят лидер рынка Германии Deutsche Telekom и Vodafone Group.

Происходит это на фоне политических дебатов в Германии о том, можно ли допускать Huawei до поставок оборудования для мобильных сетей – или же нужно последовать примеру США и запретить оборудование компании из-за опасений, что оно может быть использовано Китаем для шпионажа.

Правительство Германии недавно постановило не запрещать явно технику Huawei. Однако законодатели из правящей коалиции пригрозили внести поправку в национальные законы о безопасности телекоммуникаций, согласно которой китайский поставщик фактически окажется под запретом. Вскоре может состояться парламентское голосование по обновленным правилам безопасности.

В прошлом месяце на ежегодном съезде Христианско-демократического союза Ангелы Меркель члены партии приняли резолюцию, не имеющую обязательной силы, о недопущении поставок оборудования 5G от зарубежных производителей, которые могут быть подвержены влиянию своих правительств.

Deutsche Telekom заявляет, что повременит с подписанием любых договоров на поставку оборудования, пока не уляжется пыль дебатов.

«Принимая во внимание неясную политическую ситуацию, ни с какими производителями контракты в области 5G мы в данный момент не заключаем. Мы уведомили производителей об этом на прошлой неделе, – сказали в компании. – Мы, однако, надеемся, что в вопросе развития 5G в Германии политическая ясность наступит как можно скорее, чтобы не отстать от отрасли».

США считают, что Huawei подвластна китайскому правительству, однако компания заявляет, что готова подписать соглашение о недопущении шпионажа и приветствует контроль со стороны регуляторов. В Германии Huawei уже является крупным поставщиком оборудования для существующей инфраструктуры всей тройки мобильных операторов. Представитель китайской компании на этой неделе сказал, что работа по расширению сети 4G в стране продолжается.

Германские операторы ранее проводили лоббистские кампании против запрета Huawei, утверждая, что такой шаг повысит расходы на строительство сетей 5G и задержит их развертывание.

В интервью с The Wall Street Journal основатель и CEO Huawei Жэнь Чжэнфэй заявил, что его не заботят торговые переговоры США и Китая. По его словам, компанию нельзя использовать как козырную карту, так как она может обойтись без США.

«Мы выступаем за глобализацию. Если американские компании смогут продавать нам компоненты, мы это поприветствуем. Если нет, то мы все равно справимся», – сказал Чжэнфэй.

На вопрос «Угрожает ли успех Huawei Соединенным Штатам?» он ответил, что это невозможно, так как США имеет огромный инновационный потенциал и, если серьезно займется развитием технологий 5G, то без проблем нагонит Китай.

Он также привел аналогию с производителями автомобилей: компания лишь производит «машину», а покупатель решает, что будет перевозить в багажнике. Так и в индустрии телекома: компания продает операторам устройства и технику и не решает, как они используются.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance