Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Что происходит с общественным транспортом в казахстанской глубинке

Рассказываем на примере Усть-Каменогорска

Фото:shutterstock

Казахстанцы бьют тревогу: в регионах отсутствует эффективная программа развития пассажирского транспорта. За исключением трех мегаполисов во всех крупных городах не работают программы субсидирования, бизнес терпит убытки, и это серьезно сказывается на качестве услуг.

Как на войне

Ожидается, что в ближайшие месяцы в областном центре ВКО полностью поменяется система городских пассажирских перевозок. Акимат намерен приобрести в кредит новые автобусы и отдать их в аренду автопаркам, победившим в конкурсе. Предполагается, что это событие положит конец конфронтации между нынешними автоперевозчиками и властью и станет началом передела всего рынка общественных перевозок областного центра. Предприниматели, работающие в этом бизнесе, уверены: их попросту вытесняют из занятой ниши.

Ранее «Курсив» писал о начале открытой конфронтации между сторонами в июле, когда автоперевозчики в одностороннем порядке отменили льготы для детей и пенсионеров. Позже к компании ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» присоединились еще три крупных автопарка. Таким образом, из 10 транспортных компаний с акиматом «поссорились» четыре автопарка. Предприниматели объяснили свои действия тем, что «дефицитный тариф за проезд 90 тенге больше не позволяет им заниматься благотворительностью, предоставляя льготы за свой счет». Ведь непосредственно в договорах скидки за счет перевозчиков не прописаны.

Тогда же аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар во всеуслышание заявил, что со всеми перевозчиками, отменившими скидки, будет расторгнут договор. Им были направлены уведомления.

«Эти компании просто решили отменить льготы, не согласовав ни с акиматом, ни с Ассоциацией автоперевозчиков. Даже если сейчас они передумают и захотят вернуть льготы, то поезд ушел», – говорил градоначальник на заседании акимата.

По словам директора ТОО «АЦ «БЭСТ» Елены Рядинских, это уведомление было оспорено в суде. Но в связи с тем, что по истечении месячного срока акимат так и не предпринял никаких фактических действий по расторжению договора, руководитель компании отозвала свой иск. В настоящее время автопарк продолжает работать в прежнем режиме. Никаких санкций от чиновников так и не последовало.

В Ассоциации автоперевозчиков Усть-Каменогорска говорят, что главной проблемой этого бизнеса является даже не тариф, а отсутствие взаимопонимания с властью. Глава ассоциации Николай Масич рассказывает, что они уже более девяти месяцев не могут добиться встречи с акимом для обсуждения проблемных вопросов.

«В существующий тариф 90 тенге, утвержденный из расчета стоимости солярки 115 тенге, включены только ГСМ и зарплата. Сейчас дизтопливо продается по 195 тенге. С сентября прошлого года ситуация усугубляется: из-за дороговизны расходных материалов, ремонта подвижного состава регулярность маршрутов уже упала с 92 до 77%. Но мы ведь не требуем повышения тарифа, а просим рассмотреть вопрос оперативного субсидирования убыточных маршрутов или перехода на пиковый режим работы», – отметил Николай Масич.

Какова прибыль?

Акимат со своей стороны не принимает доводов об убыточности автопарков. И на то есть свои причины. По данным заместителя акима Усть-Каменогорска Тамары Рахимжановой, руководители транспортных предприятий занижают цифры по пассажиропотоку, тем самым скрывая часть своих доходов.

«По данным перевозчиков, в день они перевозят 90 тыс. человек. Однако согласно информации специалистов Алматинского НИИ транспорта и коммуникаций, у которых мы заказывали исследование, реальный пассажиропоток равен 287 тыс. человек. Мы не против отработать вопрос по субсидированию, но только когда будут прозрачные цифры, то есть после введения электронного билетирования», – констатирует Тамара Рахимжанова.

В ассоциации эти выводы считают некорректными. Николай Масич поясняет, что за один день подсчитать средний годовой пассажиропоток, не беря в расчет загруженные или «провальные» месяцы, невозможно.

Нужно обновление

Неоднократно власти города предъявляли претензии перевозчикам по состоянию подвижного состава. По последним данным, 60% автобусов Усть-Каменогорска должно быть заменено на новые. В ассоциации заявляют, что им просто не на что купить новую технику.

«Уже два года банки не кредитуют перевозчиков. Из-за того, что заказчик преднамеренно затягивает проведение очередного тендера уже в течение 1,5 лет, все автопарки работают по временному договору, с открытой датой. А это значит, у нас нет перспектив, банки не уверены, что предприятия смогут и дальше работать. Поэтому нам не дают кредитов», – парирует Николай Масич.

Что касается модернизации городского пассажирского транспорта, то акимат имеет на этот счет свой план. По словам Жаксылыка Омара, до конца сентября будет подписан кредитный договор с Банком развития Казахстана о приобретении 85 новых автобусов отечественного производителя – компании DaewooBasKazakhstan. Цена вопроса – 5,4 млрд тенге. Прежним планам по займу у ЕБРР не суждено было сбыться: банк выдвинул обязательное условие субсидирования убыточных маршрутов. Кроме того, в новых автобусах будет установлена белорусская система электронного билетирования стоимостью 1,7 млрд тенге. Средства также заемные.

Вся новая техника будет передана «дочке» государственной СПК «Ертiс» – ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска». Она в свою очередь передаст автобусы в аренду тем автопаркам, которые захотят получить самые загруженные городские маршруты. 10 лет перевозчики должны будут отдавать часть своей прибыли ТОО, чтобы рассчитываться по долгам с БРК.

«Власти обвиняли нас в том, что мы против валидаторов. Это не так. Мы против той системы, которую хотят внедрить. У нее цена космическая. В течение четырех лет эти 1,7 млрд мы должны вернуть инвестору. А это значит, 40% от тарифа нужно отдавать за работу этой системы. Что тогда останется перевозчикам?» – спрашивает Елена Рядинских.

По словам руководителя ТОО «АЦ «БЭСТ», еще в начале 2018 года, когда должен был состояться очередной тендер с новыми расчетами тарифа, у их предприятия была нулевая рентабельность. А сейчас фирма вообще ушла в минус. Бизнесвумен считает, что автоперевозчиков целенаправленно подталкивают к тому, чтобы они бросили этот бизнес. А смогут ли они при таком неустойчивом финансовом состоянии участвовать в консорциуме – большой вопрос.

Не только в ВКО

Председатель ОО «Профсоюз работников предпринимательства ВКО» Галина Казанцева считает, что озвученные автоперевозчиками Усть-Каменогорска трудности возникают не только в ВКО. Это проблема республиканского масштаба.

Об аналогичной ситуации заявляла Ассоциация транспортных предприятий Карагандинской области, где 20% автобусов частных автоперевозчиков не выходит на линии из-за постоянных поломок и нехватки средств на ремонт. Дотации просят и транспортники Костанайской области, в которой большая часть автобусов уже старше 30 лет. Чтобы избежать банкротства, автоперевозчики Уральска предлагают увеличить тариф с 80 до 186 тенге. В Петропавловске предприниматели не берут новые автобусы даже в лизинг – при дефицитном тарифе заем не окупится.

«Я была в нескольких регионах, везде ситуация практически одинаковая. В стране отсутствует нормальная программа развития пассажирского транспорта. Исключение составляют только Алматы, Нур-Султан, Шымкент, где уделяется внимание развитию городских перевозок», – отметила Галина Казанцева.

Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в Казахстане комплексная программа по развитию автобусных перевозок действует с 2018 по 2020 годы. И на нее выделяется финансирование. 10 млрд тенге в прошлом году бюджет дал для обеспечения льготного лизинга и 15 млрд тенге – на субсидирование перевозок. К слову, 81% от общего объема дотаций дано для Алматы и Нур-Султана. На специальном заседании Палаты предпринимателей «Атамекен» по этому вопросу, проведенному еще весной, программу раскритиковали. Было отмечено, что срок ее реализации подходит к концу, а особых успехов так не было достигнуто.

В заключение отметим, в начале следующего года, когда в Усть-Каменогорске будут закуплены новые автобусы и пройдет конкурс, местному акимату придется вернуться к рассмотрению вопросов субсидирования или повышения тарифа. Ведь с дефицитным тарифом перевозчики не смогут вернуть кредиты, взятые акиматом на модернизацию.

1_55.png


743 просмотра

Отраслевые гиганты хотят зарабатывать на IТ

Даже нетехнологические компании вполне способны сделать из разработанного для внутренних нужд ПО жизнеспособный бизнес

Фото: Joyseulay

Компании, работающие за пределами технологического сектора, выходят на рынок программного обеспечения – они предлагают другим фирмам цифровые инструменты, разработанные их собственными IТ-специалистами. Некоторые компании даже создали для этого самостоятельные технические подразделения.

По словам IТ-менеджеров и отраслевых аналитиков, данная тенденция отражает процесс изменения роли руководителей информационных служб, которые теперь не только контролируют технологический бэк-офис, но и генерируют доходы.

«Топ-менеджеры компаний испытывают все большее давление из-за необходимости искать новые источники дохода, поэтому на IТ-директоров, которые умеют зарабатывать – повышенный спрос», – говорит Майк Пино, парт­нер PricewaterhouseCoopers LLP.

У юридической фирмы из Торонто Fasken Martineau DuMoulin LLP (известна как Fasken) есть филиалы в Канаде, Великобритании, Южной Африке и Китае. А теперь имеется еще и свой бизнес по продаже платформы на базе искусственного интеллекта.

Эта платформа разрабатывалась фирмой собственными силами в течение последних двух лет, чтобы автоматизировать ряд задач юридического офиса, в числе которых, например, корректура юридических документов и поиск прецедентов.

Проект Meese AI возглавляет Марк Боуман, адвокат по корпоративной, коммерческой практике, а также специалист в области защиты прав на частную жизнь и кибербезопасности. По словам Боумана, Meese AI была создана, чтобы автоматизировать как можно больше задач, которые приходится выполнять юристам. Боуман считает, что в запуске бизнеса по продаже IТ-продуктов Fasken (они предназначены главным образом другим юридическим фирмам) помогла его предыдущая работа в качестве инженера-программиста.

«Изначально у нас был IТ-продукт, который для нас оказался очень эффективным, и мы сразу же увидели возможность его коммерциализации путем продажи за пределами фирмы», – говорит Питер Фельдберг, управляющий партнер Fasken.

Среди других компаний, которые создали самостоятельный бизнес из собственных техотделов – фирма Choice Hotels International Inc., предлагающая облачную систему бронирования для отельеров, а также производитель электроники Celestica Inc., которая продает другим компаниям облачные услуги по управлению цепями поставок.

И хотя в целом подобная стратегия не нова – Amazon.com был обыкновенным книжным интернет-магазином задолго до того, как стал технологическим гигантом – похоже, что сейчас это происходит чаще, считает Найджел Фенвик, вице-президент и главный аналитик Forrester Research. Фенвик как раз курирует сегмент электронного бизнеса и консультирует специалистов по сбыту.

Ключевыми факторами, которые поспособствовали этому процессу, он называет быстрый рост индустрии облачных вычислений и расширение цифровых возможностей в целом. Именно это позволило ритейлерам, компаниям, работающим в области недвижимости, юридическим фирмам и игрокам из других отраслей создавать высококачественное специализированное программное обеспечение.

Но гарантий успеха нет, отмечает Джон Лавлок, вице-президент и аналитик исследовательской компании Gartner Inc.

«Бизнес на технологиях требует определенного подхода к продажам, маркетингу и обороту денежных средств, то есть того, в чем у традиционных компаний может не быть опыта», – говорит он.

Кроме того, Лавлок считает, что фирмам из нетехнологического сектора важно не «не терять голову от того, что они разработали для собственных нужд что-то действительно стоящее», и не поддаваться на соблазн сразу же выпустить этот продукт на рынок. 

По мнению Крейга Стефенсона, управляющего директора подразделения по информационным технологиям Korn Ferry в Северной Америке, самая главная ошибка, которую здесь допускают компании, – это недооценка уровня конкуренции со стороны таких гигантов, как Microsoft Corp., Oracle Corp. и т. д.

Тем не менее на сформировавшемся рынке крупные игроки в своих отраслях имеют преимущество, продавая технологии собственным клиентам.

Одна из крупнейших в мире компаний в области коммерческой недвижимости, чикагская Jones Lang LaSalle Inc. с годовой выручкой более $16 млрд, еще весной объявила о своих планах по продаже мобильного приложения на базе ИИ, которое позволяет сотрудникам назначать встречи, находить коллег, бронировать конференц-зал, просматривать меню обеда и пользоваться другими офисными услугами.

Приложение, которое должно быть выпущено в этом году, было создано с использованием данных о 500 тыс. сотрудников в офисах, расположенных на 554 млн квадратных футов недвижимости, находящейся под управлением JLL. Впрочем, приложением могут воспользоваться сотрудники совершенно любой компании, а не только тех, кто арендует офисы в зданиях JLL.

«Многие из наших клиентов пытаются создать собственные решения, но они не хотят превращаться в разработчиков программного обеспечения. Разрабатывая продукты, мы опираемся на их опыт, поэтому знаем болевые точки своих клиентов и можем предложить адекватные решения», – говорит Винай Гоель, глава отдела по разработке цифровых продуктов JLL.

По данным самой компании, цифровые услуги и продукты ежегодно приносят JLL около $100 млн прибыли.
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций