Перейти к основному содержанию

Заводу ERG грозит штраф в 4 млн тенге за нарушение санитарных норм

До ужесточения мер за такие нарушения штраф мог бы быть в 13 раз ниже

Фото: Shutterstock.com

«Казахстанский электролизный завод» (Павлодар) по суду должен выплатить более 4 миллионов тенге. В суде представители предприятия не согласились с выводами проверяющих. У них есть время обжаловать постановления первой инстанции.

Последствия увеличения штрафов за нарушения в области санитарии испытывает на себе АО «Казахстанский электролизный завод» (АО «КЭЗ»), входящий в группу ERG. На днях в специализированном межрайонном административном суде Павлодарской области завершилось рассмотрение дела в отношении предприятия. Разбирательство началось после проведения в июне проверки деятельности завода павлодарским городским управлением контроля качества и безопасности товаров и услуг. Был составлен акт, в котором перечислены выявленные недочеты.

Основная претензия имеется к выданному несколько лет назад заключению о соответствии АО «Казахстанский электролизный завод» санитарно-эпидемиологическим требованиям. По мнению сотрудников управления, оно не распространяется на все действующие сегодня цехи.

«Не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии на цех по производству электродов, в состав которого входят анодно-монтажное, смесительно-прессовое отделения и отделение обжига», – говорится в материалах судебного дела.

Это производственное подразделение было введено в эксплуатацию позже других. Тем не менее, утверждают сотрудники госоргана, получение документации необходимо при изменениях технологических процессов. Возникли вопросы и после проведения визуального и инструментального обследований бытовых и производственных помещений.

В частности, проверяющие отметили, что:

  • не в полной мере осуществляется профилактическое ультрафиолетовое освещение в операторской смесительно-прессового отделения;
  • здесь же, у рабочих столов операторов искусственное и естественное освещение не соответствует норме в 400 люкс, а влажность, наоборот, повышена;
  • подвижность воздуха в ряде помещений превышает установленные параметры;
  • в бытовке одного из цехов нет раздаточной для выдачи работникам чистой специальной одежды, как и комнаты для приема, сбора и временного хранения загрязненных вещей рядом с гардеробной спецодежды;
  • на момент проверки в душевой для работников отделения обжига цеха по производству электродов потолки не имеют водостойкого покрытия.

«В связи с чем в действиях АО «Казахстанский электролизный завод» усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 425 КоАП РК – «нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей», – отметили специалисты.

Представитель предприятия в ходе рассмотрения административного дела заявил о несогласии с доводами управления контроля качества и безопасности товаров и услуг. Тем не менее суд посчитал их обоснованными. И вынес соответствующее постановление.

«Привлечь акционерное общество «Казахстанский электролизный завод» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 425 КоАП РК, и подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 1600 месячных расчетных показателей, что окончательно составляет 4,04 млн тенге», – говорится в резолютивной части судебного акта, опубликованного в открытой базе.

У предприятия есть время на обжалование постановления суда первой инстанции. Но сегодня понятно одно: еще несколько месяцев назад сумма штрафа за перечисленные нарушения могла быть в 13 раз меньше.

Напомним, 11 апреля текущего года в Казахстане были ужесточены меры взысканий за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Бизнесмены в регионах страны называли инициативу спорной и разорительной. Но в Кодекс об административных правонарушениях внесли соответствующие изменения. Сегодня часть 1 статьи 425 КоАП предусматривает взыскание для физических лиц в размере 30 МРП, должностных лиц, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций – в 230 МРП. Представители среднего бизнеса оплатят 310 МРП, а крупного – 1600 месячных расчетных показателей. Ранее штрафы равнялись 10, 20,40 и 120 МРП соответственно. На 2019 год 1 МРП составляет 2 525 тенге.

В случае причинения вреда здоровью гражданам и отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния на должностных лиц, на представителей малого бизнеса и НКО может быть наложен штраф в 460 МРП (ранее 300), на субъектов среднего бизнеса – 620 МРП (400 МРП). Для физлиц и объекты предпринимательства из разряда крупных размеры взысканий остаются в рамках части 2 статьи 425 прежними – 200 и 2 000 МРП соответственно.

banner_wsj.gif

1802 просмотра

На чем зарабатывает крупнейший речной порт Казахстана

Основной доход предприятию приносит добыча и продажа песка

Фото: Наталья Зинченко

Павлодарский речной порт сконцентрировался на добыче и продаже песка. Добыча песка не прекращается даже ночью – люди работают посменно. Именно этот вид деятельности, а не грузоперевозки, приносит предприятию основной доход, хотя трансграничный Иртыш позволяет отправлять на большой воде грузы в Россию дешевле, чем другими видами транспорта. 

Золотое дно

Песок добывают со дна Иртыша с помощью плавучего крана грузоподъемностью 5 т. Поднятый со дна реки песок грузят на баржи. Баржи с песком доставляет к берегу буксирный теплоход. Такие суда проекта 1741 когда-то разрабатывались специально для работы на реках Иртыш, Обь, Енисей и Лена в условиях сильного течения. Когда песок доставлен к берегу, в работу вступают огромные портальные краны грузоподъемностью 12,5 т каждый. Песок выгружают, и все повторяется снова. «Первый плавкран встал на добычу песка 1 мая, второй – 18 мая. За месяц мы добыли 100 тыс. т песка. Если все пойдет хорошо, планируем до конца навигации добыть 700 тыс. т», – комментирует заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Толеген Кульжанов.

Плавучие краны павлодарского порта добывают песок на четырех месторождениях. Исчерпать такой своеобразный карьер полностью невозможно – песок снова намывается течением. Но времени на загрузку баржи, по сравнению с прошлым годом, уходит больше. Если раньше кран наполнял одну тысячетонную баржу за шесть часов, теперь – за восемь или девять. За сутки один кран успевает загрузить только три баржи. Павлодарский песок закупают дорожники и строители, его используют на кирпичных заводах. «Пандемия нарушила планы не только нам, но и покупателям, которым необходим речной песок. Были ограничения по работе, поэтому сейчас потребность выросла. Раньше у нас был запас 50 тыс. т при реализации 5 тыс. т в день. Сейчас запасы в два раза меньше, потому что реализуем в два раза больше», – приводит цифры Кульжанов. 

Крупные заказчики забирают тонны песка на грузовиках, для заказчиков поменьше два года назад на территории порта был запущен цех, где речной песок фасуют в мешки. 

 

порт-02.jpg

Песочная диверсификация

Каждый мешок с фирменным логотипом весит 25 кг – это продукция для строительных магазинов. В 2019 году таких мешков продали больше 6 тыс., с начала этого года – больше 600 штук. Стоимость 25-килограммового мешка – 300 тенге. Для сравнения – одна тонна песка продается за 850 тенге. 

«Это диверсификация нашей деятельности. Мы добываем песок, он всегда есть в запасе, – объяснил Толеген Кульжанов. – Это, скажем так, внутренний стартап. Хотим разнообразить свою деятельность и делать конечный продукт». 

В том же цехе в ближайшее время запустится еще одно небольшое производство, напрямую связанное с добываемым речным песком. Здесь будут производить пескоблоки для строительства промышленных зданий, гаражей, заборов. Производство организовали за счет собственных средств.
Оборудование для производства пескоблоков готово, образцы – тоже. Нет рабочих. Если бы не карантин, их бы уже наняли и запустили производство. 

Туда – щебень, обратно – лес

Павлодарский речной порт уже много лет поставляет щебень в Россию, в основном в Омск и расположенную ниже по течению Татарку. В этом году навигация в Павлодаре открылась 26 апреля. Сразу же в порт зашли два омских судна, загрузились и отправились обратно. Омичи пришли по большой воде и в первый же рейс забрали 4 тыс. т щебня. Следом ушли два павлодарских теплохода. 

За месяц с начала навигации в Омск водным путем было отправлено 48,5 тыс. т щебня. Этот материал нужен дорожникам – для строительства одной дороги в Омской области потребуется около 200 тыс. т. Всего в этом году из павлодарского порта планируют отправить в Российскую Федерацию 245 тыс. т грузов.

Около 15 лет баржи возвращались обратно в павлодарский порт пустыми, но два года назад ситуация изменилась. Казахстанские баржи повезли российский лес, переработка древесины была организована уже в Павлодаре. Но условия поменялись, и в эту навигацию павлодарские суда лес не повезут: это больше не выгодно.

«Пошлина на вывоз леса постоянно растет, усилились санитарные требования к вывозу круглого леса, из-за недавних серьезных пожаров ввели мораторий на вывоз кругляка. Поэтому сейчас нам невыгодно идти за небольшой партией», – объясняет заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт».

Павлодарцам возить лес стало невыгодно, но древесина в местный порт все равно прибудет. Семипалатинская баржа доставит тысячу кубов леса, а павлодарский порт выступит в качестве перевалочной базы. «Мы их обслуживаем, обеспечиваем весь комплекс услуг: разгрузка, стропильные работы, погрузка в вагоны и машины, предоставляем железнодорожный тупик, наши рабочие чистят баржу после разгрузки. У них только теплоход с командой, и то – пришвартовку осуществляют наши сотрудники. Кроме нас в Павлодаре никто не сможет выполнить все эти работы», – рассказал Кульжанов. 

Возрождение рек и озер

Сегодня в составе павлодарского речного флота четыре современных плавучих крана, пять теплоходов, которые буксируют многотонные баржи, 12 барж – десять из них грузоподъемностью в тысячу тонн и две трехтысячных. На берегу работают восемь портальных кранов. Пять земснарядов Павлодарского речпорта в данный момент заняты на дноуглубительных работах далеко за пределами региона. «Сейчас производим работы по четырем рекам в Актюбинской области. Там расчистка от ила, расширение русла. Еще два проекта – расчистка и берегоукрепление на реках Урал и Кигач, там участки до 8 км. У нас есть конкуренты, но мы соответствуем всем требованиям, у нас своя техника и хорошие специалисты на земснарядах, – сообщил Толеген Кульжанов. – В начале мая мы выиграли конкурс и перекинули два земснаряда из Актюбинской области, где выполнено 80% работ, в Кызыл­ординскую – на Сырдарью. Там будем вести дноуглубительные работы, расчистку и расширение русла». 

Две тысячетонных баржи и два теплохода в Павлодаре работают на потравке гнуса. На трехтысячных баржах в Россию перевозят щебень. Еще несколько тысячных барж заняты на добыче песка. Один теплоход и плавкран в резерве – готовы в любой момент приступить к проектам по расчистке русла или к берегоукреплению внутри области. 

Перспективы Иртыша

Песок, а не грузоперевозки, приносит самый большой доход Павлодарскому речному порту еще и потому, что полностью загруженными баржи ходят только в начале навигации, по большой воде. Остальную часть судоходного сезона из-за небольших глубин казахстанские баржи проводят в Российской Федерации и обратно возвращаются полупустыми. Протяженность проблемного участка – 200 км: от приграничного Урлютобе до Омска. Летом уровень воды там спадает до 135 см, а для нормальной работы нужно хотя бы 260 см.

Нарастить оборот грузов между Казахстаном и Омской областью за счет Иртыша удастся только в том случае, если будут проведены дноуглубительные работы – этот вопрос уже несколько лет обсуждается на межгосударственном уровне. 

Сотрудничеством с Россией потенциальные возможности павлодарского порта не ограничиваются. В последние годы интерес проявляет бизнес из азиатских стран. Павлодарцы планировали заключить договор с Китаем о перевозке по Иртышу нефтяного кокса. Представители корейских компаний были заинтересованы в возобновлении поставок товаров из стран Юго-Восточной Азии по сибирским рекам. Речь шла о контейнерных перевозках и крубногабаритных грузах. Обратным ходом можно было бы отправлять соль и уголь.

перевалка соли (3).JPG
 
«Сейчас Иртыш работает всего на 30%, уверен заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Толеген Кульжанов. – Если наладить работу с дальним зарубежьем, открывается достаточно много перспектив. Но команда будет в пути намного дольше. Остановки, границы – все нужно предусмотреть. Невозможно просто договориться с партнерами из-за рубежа. Нужна серьезная подготовка: техника должна быть отремонтирована от и до, должны быть запасные узлы, ремни, масла, горючее, нужно проработать партнеров, которые будут заправлять по пути теплоход. Но если все это наладить, если сотрудничать с дальним зарубежьем, то это станет большим скачком в развитии судоходства».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png