Перейти к основному содержанию
1307 просмотров

Выгодный лизинг: как получить технику от АО «КазАгроФинанс» с поддержкой от государства

Государство осуществляет субсидирование ставок вознаграждения. До 10% от общей суммы может быть оплачено из бюджета

Фото: Shutterstock.com

Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Казахстана. Природные условия и климат благоприятствуют выращиванию яровой пшеницы, овса, ячменя и других зерновых культур, а также обусловливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства.
 
Казахстан является крупным экспортером пшеницы и муки. Страна входит в десятку крупнейших мировых экспортеров. Также значительную долю в общем экспорте сельхозпродукции страны имеют также хлопок, кожа и шерсть.

Для Казахстана, стремящегося развивать экспортную ориентированность сельскохозяйственного производства, развитие аграрной производственной и сервисной инфраструктуры имеет большое значение. Проводятся крупномасштабные мероприятия направленные на повышение качества технической оснащенности АПК. 

Факторами, обусловливающими спрос на современную технику и средства механизации сельского хозяйства, являются изменения в технологии производства, прогрессирующая специализация и концентрация производства в развивающихся сельских хозяйствах, количественное и качественное состояние оснащения сельхозоборудованием.

По данным Минсельхоза, 80% техники казахстанских фермеров изношено, их «возраст» – более 15-17 лет. С целью повышения производительности, требуется стремительное обновление парка техники на территории всей страны. 

Вне зависимости от размера хозяйства, для обновления парка техники казахстанские фермеры могут прибегнуть к лизингу. АО «КазАгроФинанс» для повышения уровня технической оснащенности АПК, занимается внедрением современных технологий переработки сельскохозяйственной продукции, лизинга техники и оборудования.

К тому же, в сегменте закупа сельхозтехники действует 10% субсидия от государства. Если аграрий планирует развить парк своих машин, то Министерство сельского хозяйства, как заинтересованная сторона, стимулирует этот процесс, выдавая фермерскому хозяйству четверть суммы от стоимости приобретенной единицы оборудования. 

Для мобилизации фермеров в вопросе обновления материально-технической базы, не имеет значения происхождение сельхозмашин. Государство не хочет проявлять давление на фермеров при выборе оборудования. В данной ситуации агарарии должны рассчивать исключительно на свои нужды и возможности. 

Субсидирование ставок вознаграждения осуществляется в рамках республиканской бюджетной программы «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования».

Стоит отметить, что по правилам, финансирование государством осуществляется по кредитным договорам со ставкой вознаграждения не более 17% годовых. Обязательным условием является состояние техники – это должна быть ранее неиспользованная сельскохозяйственная техника и оборудование. 

В течение трех лет кабинет министров надеется достичь оптимального обновления парка сельхозтехники и привлечь интерес мировых производителей к открытию новых предприятий по сборке.

banner_wsj.gif

1872 просмотра

На чем зарабатывает крупнейший речной порт Казахстана

Основной доход предприятию приносит добыча и продажа песка

Фото: Наталья Зинченко

Павлодарский речной порт сконцентрировался на добыче и продаже песка. Добыча песка не прекращается даже ночью – люди работают посменно. Именно этот вид деятельности, а не грузоперевозки, приносит предприятию основной доход, хотя трансграничный Иртыш позволяет отправлять на большой воде грузы в Россию дешевле, чем другими видами транспорта. 

Золотое дно

Песок добывают со дна Иртыша с помощью плавучего крана грузоподъемностью 5 т. Поднятый со дна реки песок грузят на баржи. Баржи с песком доставляет к берегу буксирный теплоход. Такие суда проекта 1741 когда-то разрабатывались специально для работы на реках Иртыш, Обь, Енисей и Лена в условиях сильного течения. Когда песок доставлен к берегу, в работу вступают огромные портальные краны грузоподъемностью 12,5 т каждый. Песок выгружают, и все повторяется снова. «Первый плавкран встал на добычу песка 1 мая, второй – 18 мая. За месяц мы добыли 100 тыс. т песка. Если все пойдет хорошо, планируем до конца навигации добыть 700 тыс. т», – комментирует заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Толеген Кульжанов.

Плавучие краны павлодарского порта добывают песок на четырех месторождениях. Исчерпать такой своеобразный карьер полностью невозможно – песок снова намывается течением. Но времени на загрузку баржи, по сравнению с прошлым годом, уходит больше. Если раньше кран наполнял одну тысячетонную баржу за шесть часов, теперь – за восемь или девять. За сутки один кран успевает загрузить только три баржи. Павлодарский песок закупают дорожники и строители, его используют на кирпичных заводах. «Пандемия нарушила планы не только нам, но и покупателям, которым необходим речной песок. Были ограничения по работе, поэтому сейчас потребность выросла. Раньше у нас был запас 50 тыс. т при реализации 5 тыс. т в день. Сейчас запасы в два раза меньше, потому что реализуем в два раза больше», – приводит цифры Кульжанов. 

Крупные заказчики забирают тонны песка на грузовиках, для заказчиков поменьше два года назад на территории порта был запущен цех, где речной песок фасуют в мешки. 

 

порт-02.jpg

Песочная диверсификация

Каждый мешок с фирменным логотипом весит 25 кг – это продукция для строительных магазинов. В 2019 году таких мешков продали больше 6 тыс., с начала этого года – больше 600 штук. Стоимость 25-килограммового мешка – 300 тенге. Для сравнения – одна тонна песка продается за 850 тенге. 

«Это диверсификация нашей деятельности. Мы добываем песок, он всегда есть в запасе, – объяснил Толеген Кульжанов. – Это, скажем так, внутренний стартап. Хотим разнообразить свою деятельность и делать конечный продукт». 

В том же цехе в ближайшее время запустится еще одно небольшое производство, напрямую связанное с добываемым речным песком. Здесь будут производить пескоблоки для строительства промышленных зданий, гаражей, заборов. Производство организовали за счет собственных средств.
Оборудование для производства пескоблоков готово, образцы – тоже. Нет рабочих. Если бы не карантин, их бы уже наняли и запустили производство. 

Туда – щебень, обратно – лес

Павлодарский речной порт уже много лет поставляет щебень в Россию, в основном в Омск и расположенную ниже по течению Татарку. В этом году навигация в Павлодаре открылась 26 апреля. Сразу же в порт зашли два омских судна, загрузились и отправились обратно. Омичи пришли по большой воде и в первый же рейс забрали 4 тыс. т щебня. Следом ушли два павлодарских теплохода. 

За месяц с начала навигации в Омск водным путем было отправлено 48,5 тыс. т щебня. Этот материал нужен дорожникам – для строительства одной дороги в Омской области потребуется около 200 тыс. т. Всего в этом году из павлодарского порта планируют отправить в Российскую Федерацию 245 тыс. т грузов.

Около 15 лет баржи возвращались обратно в павлодарский порт пустыми, но два года назад ситуация изменилась. Казахстанские баржи повезли российский лес, переработка древесины была организована уже в Павлодаре. Но условия поменялись, и в эту навигацию павлодарские суда лес не повезут: это больше не выгодно.

«Пошлина на вывоз леса постоянно растет, усилились санитарные требования к вывозу круглого леса, из-за недавних серьезных пожаров ввели мораторий на вывоз кругляка. Поэтому сейчас нам невыгодно идти за небольшой партией», – объясняет заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт».

Павлодарцам возить лес стало невыгодно, но древесина в местный порт все равно прибудет. Семипалатинская баржа доставит тысячу кубов леса, а павлодарский порт выступит в качестве перевалочной базы. «Мы их обслуживаем, обеспечиваем весь комплекс услуг: разгрузка, стропильные работы, погрузка в вагоны и машины, предоставляем железнодорожный тупик, наши рабочие чистят баржу после разгрузки. У них только теплоход с командой, и то – пришвартовку осуществляют наши сотрудники. Кроме нас в Павлодаре никто не сможет выполнить все эти работы», – рассказал Кульжанов. 

Возрождение рек и озер

Сегодня в составе павлодарского речного флота четыре современных плавучих крана, пять теплоходов, которые буксируют многотонные баржи, 12 барж – десять из них грузоподъемностью в тысячу тонн и две трехтысячных. На берегу работают восемь портальных кранов. Пять земснарядов Павлодарского речпорта в данный момент заняты на дноуглубительных работах далеко за пределами региона. «Сейчас производим работы по четырем рекам в Актюбинской области. Там расчистка от ила, расширение русла. Еще два проекта – расчистка и берегоукрепление на реках Урал и Кигач, там участки до 8 км. У нас есть конкуренты, но мы соответствуем всем требованиям, у нас своя техника и хорошие специалисты на земснарядах, – сообщил Толеген Кульжанов. – В начале мая мы выиграли конкурс и перекинули два земснаряда из Актюбинской области, где выполнено 80% работ, в Кызыл­ординскую – на Сырдарью. Там будем вести дноуглубительные работы, расчистку и расширение русла». 

Две тысячетонных баржи и два теплохода в Павлодаре работают на потравке гнуса. На трехтысячных баржах в Россию перевозят щебень. Еще несколько тысячных барж заняты на добыче песка. Один теплоход и плавкран в резерве – готовы в любой момент приступить к проектам по расчистке русла или к берегоукреплению внутри области. 

Перспективы Иртыша

Песок, а не грузоперевозки, приносит самый большой доход Павлодарскому речному порту еще и потому, что полностью загруженными баржи ходят только в начале навигации, по большой воде. Остальную часть судоходного сезона из-за небольших глубин казахстанские баржи проводят в Российской Федерации и обратно возвращаются полупустыми. Протяженность проблемного участка – 200 км: от приграничного Урлютобе до Омска. Летом уровень воды там спадает до 135 см, а для нормальной работы нужно хотя бы 260 см.

Нарастить оборот грузов между Казахстаном и Омской областью за счет Иртыша удастся только в том случае, если будут проведены дноуглубительные работы – этот вопрос уже несколько лет обсуждается на межгосударственном уровне. 

Сотрудничеством с Россией потенциальные возможности павлодарского порта не ограничиваются. В последние годы интерес проявляет бизнес из азиатских стран. Павлодарцы планировали заключить договор с Китаем о перевозке по Иртышу нефтяного кокса. Представители корейских компаний были заинтересованы в возобновлении поставок товаров из стран Юго-Восточной Азии по сибирским рекам. Речь шла о контейнерных перевозках и крубногабаритных грузах. Обратным ходом можно было бы отправлять соль и уголь.

перевалка соли (3).JPG
 
«Сейчас Иртыш работает всего на 30%, уверен заместитель председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Толеген Кульжанов. – Если наладить работу с дальним зарубежьем, открывается достаточно много перспектив. Но команда будет в пути намного дольше. Остановки, границы – все нужно предусмотреть. Невозможно просто договориться с партнерами из-за рубежа. Нужна серьезная подготовка: техника должна быть отремонтирована от и до, должны быть запасные узлы, ремни, масла, горючее, нужно проработать партнеров, которые будут заправлять по пути теплоход. Но если все это наладить, если сотрудничать с дальним зарубежьем, то это станет большим скачком в развитии судоходства».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png