Перейти к основному содержанию
820 просмотров

Uber пополнила список компаний, растерявших запал после IPO

Падение акций компании демонстрирует, как тяжело оправдать ожидания после яркого дебюта

Фото: AlesiaKan / Shutterstock.com

В пятницу, когда обвалились акции компании по предоставлению услуг такси Uber Technologies, она присоединилась к плеяде других знаменитых неудачников.

Многие из технологических компаний с самыми ожидаемыми IPO за последние десять лет точно так же разочаровали инвесторов, когда они обнародовали первые квартальные отчеты в качестве публичных компаний. Так, акции Facebook Inc, Twitter Inc, Snap Inc и Lyft Inc рухнули после того, как компании опубликовали финансовые результаты в первые месяцы после своих IPO. Это свидетельствует о том, насколько тяжело компаниям оправдать шумиху вокруг себя – и покрыть расходы на IPO – после сенсационного дебюта.

Акции Uber в пятницу упали на 6,8%, до $40,05 (на 7,62% на момент написания материала, до $37).

Одна из причин для падения прибыли после первичного публичного размещения – высокие расходы, связанные с IPO этих компаний. Uber отчиталась о $3,9 млрд расходов на фондовую компенсацию, связанных с майским IPO. Это составляет большую часть убытка в $5,23 млрд, который сервис по вызову такси понес за последний квартал.

tech IPO.png

Другая причина для разочаровывающих результатов – техкомпании зачастую тратят огромные деньги на маркетинг в преддверии IPO, чтобы заручиться поддержкой (и нарастить продажи). Благодаря первым финрезультатам Snap в качестве публичной компании в мае 2017 года выяснилось, что компании не удавалось поддерживать рост пользователей на фоне конкуренции с соцсетью Instagram, принадлежащей Facebook. Акции Lyft снизились в мае после того, как конкуренция с Uber затормозила рост выручки компании из Сан-Франциско.

Но если пример с Lyft на что-то указывает, то Uber еще может отыграться. Результаты Lyft за второй квартал в качестве публичной компании превзошли ожидания аналитиков и по количеству пассажиров, и по прибыли на пассажира. Убыток по скорректированному доходу также был гораздо ниже, чем прогнозировали аналитики. Снизились и общие расходы.

Несмотря на отличные новости, акции Lyft по-прежнему котируются примерно на 18% ниже цены IPO в $72. Бумаги Uber тоже «барахтаются» где-то на $5 ниже оценки компании на момент IPO.

Обе компании по предоставлению услуг такси все еще далеки от повторения успеха лидера в технологическом секторе, Facebook. Бумаги гиганта соцсетей закрылись на отметке в $23,71 (на 12% ниже) после обнародования первой отчетности в качестве публичной компании в июле 2012 года. В минувшую же пятницу акции Facebook закрылись на отметке в $187,85.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

224 просмотра

Угроза ужесточения правил ударила по мировому табачному бизнесу

Но отрасль может быть более устойчивой, чем думают инвесторы

Фото: Getty Images

Акции табачных компаний не падали так сильно уже 20 лет, с момента всплеска числа судебных исков, урегулирование которых стоило отрасли миллиарды долларов. Однако похоже, что проблемы, с которыми индустрия столкнулась сегодня, будут развиваться медленнее, чем того ожидают инвесторы.

Последние пару лет крупные производители сигарет наблюдали, как стоимость их акций резко падает на фоне плохих новостей. Регулирование табачной отрасли ужесточается, прежде всего речь идет о США, где Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) намерено запретить ароматизаторы c ментолом, а также снизить содержание никотина в сигаретах, чтобы они вызывали меньшую зависимость. Срочным вопросом для регулятора стала проблема популярности электронных сигарет среди учащихся старших классов в США. По данным исследования National Youth Tobacco Survey за 2019 год, 28% учеников используют вейп, который способен вызывать заболевания легких.

 

inf1.png

Тем временем инвесторы пытаются понять, как на классическую модель бизнеса повлияют такие новые продукты, как электронные сигареты от Juul Labs и нагреваемый табак IQOS от Philip Morris International. Эта бездымная альтернатива способна помочь компаниям стать менее зависимыми от горючих сигарет, потребление которых в долгосрочной перспективе продолжит снижаться. Однако пока рано говорить о том, смогут ли новинки обеспечить такую же операционную маржу в 40%, как традиционные табачные изделия, каким налогом они будут облагаться и как много курильщиков последуют за новым трендом. Кроме того, разработка подобных альтернативных решений обходится недешево – например, на создание бездымных сигарет компания Philip Morris потратила свыше $6 млрд.

Эта неопределенность стала настоящим ударом для давней репутации табачной индустрии как надежного, даже немного «сонного» объекта для инвестирования. Два десятка лет подряд, до середины 2017 года табачный индекс S&P 500 показывал среднегодовую доходность, которая превышала основной бенчмарк почти в 2 раза. Во многом это происходило благодаря тому, что производители упорно повышали цены, а также использовали для снижения затрат и накопления средств сделки по слиянию. С тех пор две оставшиеся табачные компании в США, чьи акции торгуются на бирже, Philip Morris International и Altria, потеряли примерно одну треть своей стоимости.

Акции еще нескольких табачных компаний сегодня торгуются на уровне, близком к уровням оценки начала 2000-х годов, когда в рамках самого масштабного судебного разбирательства в истории США представители отрасли подписали Генеральное соглашение об урегулировании споров. На лондонской бирже акции компании Imperial Brands, в чей портфель входят такие бренды, как Winston и Kool, сегодня торгуются с коэффициентом 6 к прогнозной прибыли, что меньше прежнего минимума стоимости акций, когда в начала 2000-х они торговались с коэффициентом 7.

Активная рекламная деятельность табачных компаний говорит о том, что они не собираются сдаваться.

Прежде всего они, как и раньше, могут повышать цены. В этом году Altria повышала стоимость продукции своих брендов трижды, хотя обычно цены поднимались лишь дважды в год. По данным Bernstein, с 1960 года производители сигарет повышали цены в США в среднем на 7% в год, что выше роста индекса потребительских цен на 3,8%. Благодаря этому, несмотря на неуклонное снижение объема продаваемых в мире сигарет, доходы табачных компаний выросли. И это ключевой фактор в обеспечении роста прибыли в дальнейшем.

Не исчезли и другие атрибуты, благодаря которым табачные компании были в прошлые годы настолько привлекательными для инвестиций. Большую часть прибыли компании по-прежнему распределяют среди акционеров. В условиях низкой оценки на бирже дивидендная доходность в индустрии в среднем составляет 8%, что в 4 раза выше средней доходности компаний из индекса S&P 500.

inf2.png

Ожидается, что кризис вейпинга в США станет причиной сохранения неопределенности в течение еще как минимум 18 месяцев, однако более жесткое регулирование для крупных табачных компаний в конечном счете может быть выгодным. В частности, небольшие вейп-бренды вряд ли смогут позволить себе дорогостоящий процесс получения одобрения FDA, а это необходимо для того, чтобы продукция оставалась на рынке. Например, недавно для регистрации только одного из своих продуктов компания British American Tobacco подала заявку на 150 тыс. страниц. По оценке Imperial Brands, этот процесс может обойтись в 20 млн фунтов стерлингов ($26 млн). Так что шансы оказаться в лучшем положении и стать в будущем доминирующей силой на рынке вейпинга гораздо выше у компаний, обладающих большими ресурсами.

Потребители начинают опасаться вейпинга, и из-за этого большие табачные компании могут рассчитывать на некоторое улучшение даже на фоне спада продаж сигарет в США. По данным Nielsen, количество электронных сигарет, проданных в магазинах у дома за последние четыре недели до
2 ноября, в сравнении с прошлым годом сократилось на 1%.

Это плохая новость для Juul Labs и Altria, за $13 млрд купившей год назад 35%-ную долю в этом ведущем вейпинговом бренде, однако для других крупных табачных брендов это скорее хорошо. Так, спад продаж сигарет в США на 5,5%, зафиксированный Imperial Brands в последний финансовый год, на четверть был вызван тем, что курильщики переключились на продукты, производимые JUUL и его более мелкими конкурентами.

Более того, пока FDA озабочено разрешением кризиса с электронными сигаретами, другие меры приниматься, скорее всего, не будут. В последнем перечне регуляторных приоритетов администрации президента Дональда Трампа на предстоящий год о снижении уровня никотина ничего не говорится.

Индустрия, которая делает деньги на зависимости, никогда не будет популярной, однако ее боссы играют вдолгую. По крайней мере, с точки зрения инвестиций табак полезнее, чем кажется.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance