2070 просмотров

Суд обязал «Казтрансгаз Аймак» отменить предоплату за газ для бизнесменов

Костанайские предприниматели платили заранее за газ

Фото: Shutterstock

Суд в Костанае обязал КФ АО «Казтрансгаз Аймак» отменить предоплату за газ для бизнесменов. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Костанайского областного суда это решение уже вступило в законную силу.

«По результатам проведенного анализа установлено, что акционерное общество, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, ущемляет законные права субъекта рынка, неопределенного круга потребителей, навязывая контрагентам экономически необоснованные условия, что, в свою очередь, повлекло нарушение прав неограниченного круга лиц, вызвавшее негативный общественный резонанс в бизнес-среде», – отметили в пресс-службе прокуратуры Костаная.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 223-226 Гражданского кодекса РК, решил удовлетворить исковое заявление прокурора города Костаная к АО «КазТрансГаз Аймак» о признании пунктов публичного договора недействительными. Ответчик подал апелляцию, но решение, озвученное 27 августа, осталось прежним.

«Ответчик, применяя незаконный пункт публичного договора, взимал дополнительные суммы за объем товарного газа, который потребитель практически не использовал. Это прямо нарушает требования статьи 488 Гражданского кодекса РК, нормами которой установлено право взимать оплату лишь за фактически принятое абонентом количество энергии. Это подтвердили и представители департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав предпринимателей по Костанайской области», – говорится в сообщении.

Напомним, более четырех лет бизнесмены Костанайской области пытались избавиться от обязанности платить за газ до его использования. Это условие было прописано в договоре между ними и АО «КазТрансГаз Аймак». Согласно договору с монополистом, бизнесмены должны за месяц вперед оплачивать определенный, заранее прописанный объем газа. В том случае, если объем не будет выбран полностью, то бизнесмену придется выложить сумму «начисления упущенной выгоды в размере 10% от невыбранного объема газа». Допустимые отклонения в отборе газа, при которых санкция не применяется, – до 5% от заявленного объема. Бизнесмены давно назвали эти условия кабальными, а юристы уже не раз пытались доказать в судах, что такая норма нарушает статьи Гражданского кодекса РК, предписывающие рассчитываться за коммунальные услуги по показаниям приборов учета.

banner_wsj.gif

Перелеты в столицу Казахстана могут подорожать

Это связано с намерением аэропорта Нур-Султана поднять тариф на взлет и посадку самолетов

Фото: Аскар Ахметуллин

Столичный аэропорт намерен повысить расценки на свои услуги. Предполагается, что рост составит 46%. Крупнейшие авиаперевозчики заявили, что вынуждены будут корректировать ценовую политику, если расходы на услуги воздушной гавани придется увеличить.

Заявка АО «Международный аэропорт Астана» на утверждение нового тариф на регулируемую услугу - обеспечение взлета-посадки воздушных судов - опубликована на сайте электронной базы данных субъектов естественных, государственных монополий и общественно значимых рынков «Монополист» 29 июня. 

В документах за подписью заместителя председателя правления по финансам АО «Международный аэропорт Астана» Мухидена Абильдинова (документы находятся в распоряжении редакции) говорится, что расходная часть тарифа значительно превышает фактически полученные доходы от оказания услуги. Он не менялся последние 14 лет и в настоящее время убыточен.

Основными факторами для повышения являются рост затрат на амортизацию и техобслуживание на 77%, увеличение заработной платы сотрудникам.
Согласно данным из неконсолидированной финансовой отчетности предприятия, опубликованной на сайте bazamonopolist.kz, столичный аэропорт завершил 2019 год с убытком 7,4 млрд тенге, имеет долгосрочные займы на сумму 30,3 млрд тенге. 

На предприятии разработана инвестиционная программа на 2021-2025 годы на сумму 2,1 млрд тенге. Основные затраты, входящие в нее, включают в себя приобретение рентгено-телевизионного оборудования, детекторов частиц взрывчатки и наркотических веществ, сканеров обуви, металлоискателей. Исходя из расчетов руководства компании, финансирование инвестпроектов АО гораздо выгоднее за счет собственных доходов аэропорта, нежели от заемных средств. В частности, если аэропорт оформит новый займ, то выплата вознаграждения банку превысит 1 млрд тенге.

Каким образом новый тариф аэропорта может повлиять на пассажиров? Исходя из пункта 23 раздела 3 Правил формирования тарифов (приказ Министерства нацэкономики) сроки рассмотрения заявки субъектов естественных монополий - до 90 рабочих дней. Только после вынесения решения уполномоченным органом аэропорт сможет выставлять счета авиакомпаниям уже с учетом увеличенного тарифа. 

«Повышение ставок аэропорта на данную услугу (или любую другую) приведет к росту расходов авиакомпании, пересмотру тарифной политики, что приведет к повышению тарифа, снижению спроса и сокращению количества рейсов», - прокомментировал корреспонденту Kursiv.kz специалист департамента по корпоративным коммуникациям «Air Astana» Тлек Абдрахимов.

В компании SCAT отмечают, что тарифы аэропортов вкупе с другими факторами (стоимостью топлива, обслуживание и т.д.) влияют на стоимость перелета. И любые ценовые скачки в конечном счете могут отразиться на пассажирах.

«По опыту работы компании можно сказать, что несмотря на некоторые изменения в ценнике на авиационное топливо, и прочие услуги, в прошлом году компанией SCAT не было отмечено значительных скачков, которые бы привели к изменению стоимости авиабилетов. Все находилось в пределах допустимой нормы. В нашей компании ценник регулируется гибкой тарифной сетью», - пояснила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Виктория Старожилова.

АО «Международный аэропорт Астана» является собственностью Комитета госимущества и приватизации МФ РК, до мая 2019 года было в доверительном управлении ТОО «Airport Management Group» (данные из отчетности). 

Ранее Kursiv.kz писал о просьбе господдержки руководителей крупнейших аэропортов Казахстана в период пандемии. Директора авиапредприятий просили ввести для аэропортов налоговые каникулы, освободить от штрафов за неисполнение инвестиционных программ во время карантина. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg