Перейти к основному содержанию

899 просмотров

«Шипучие активы»

Как Coca-Cola повышает привлекательность ботлеров

фото: shutterstock.com

Наличие доли в партнерах-ботлерах позволяет компании делать ставки на те регионы, где Coca-Cola продается лучше всего.

Считается, что по вкусовым качествам Coca-Cola везде одинаковая, однако это не относится к стоимости активов компании Coca-Cola, поскольку некоторые из партнеров производителя газированных напитков демонстрируют более быстрый рост, чем другие.

Крупнейшая в мире компания по производству безалкогольных напитков самостоятельно производит менее 10% готовой продукции в бутылках. Производство всего остального объема – это результат кооперации с крупными якорными производителями напитков практически на всех ключевых мировых рынках. Как правило, именно такие компании-ботлеры, как Coca-Cola European Partners (CCEP) в Западной Европе или Coca-Cola Bottlers Japan, выполняют всю работу по доставке напитков в розничные сети.

Для этого они закупают концентрат напитков Coca-Cola, производят и разливают готовый продукт, который затем потребители могут найти в магазинах. Также ботлеры занимаются вопросами дистрибуции и договариваются о цене с супермаркетами.

В последние годы некоторые из этих компаний демонстрировали результаты лучше, чем сам бренд. Например, компания Coca-Cola Hellenic (CCH) за последние пять лет принесла акционерам годовой доход в размере 18%. Для сравнения: доходность самого гиганта по производству газированных напитков с головным офисом в Атланте составила всего 9%.

В отличие от акций глобального бренда Coca-Cola, акции ботлеров позволяют инвесторам быть более гибкими в отношении выбора регионов. В частности, CCH владеет большим бизнесом на развивающихся рынках и за последние два года увеличила продажи примерно на 6%, без учета изменений в портфеле и курсе валют. Ожидается, что рост реальных доходов в таких странах, как Нигерия, будет стимулировать дальнейшее потребление. Так, в 2018 году среднедушевое потребление газированных напитков нигерийцами составило лишь 53 бутылки. Для сравнения: в США этот показатель равен 523 бутылкам. Компания CCEP, образованная в 2016 году в результате слияния трех европейских региональных производителей, имеет еще более высокую операционную рентабельность, чем CCH.

Учитывая, что эта компания работает на более зрелых рынках, она показывает уверенный рост – в прошлом году он составил 4,5%. Однако на основе прогнозируемой прибыли акции CCEP торгуются с 10%-ным дисконтом по отношению к акциям CCH. Кроме того, европейская компания подпадает под непосредственное действие нормативных актов о защите здоровья потребителей: почти половина рынков присутствия CCEP в том или ином виде сегодня использует налог на сахар.

Кроме того, даже самые привлекательные ботлеры сейчас оцениваются ниже самой CocaCola. Так, исходя из прогноза доходов на следующий год мультипликатор цена/прибыль у CCH равен 20, у Coca-Cola этот показатель 24,5.

Частично этот дисконт отражает наличие установленных CocaCola жестких коммерческих условий, которые ограничивают ботлеров территориально и предусматривают строгую эксклюзивность. Это означает, что партнеры бренда не могут расширять свою деятельность на новые территории или диверсифицировать производство за счет других напитков – конкурентов Cola.

Кроме того, Coca-Cola владеет в компаниях-ботлерах значительной долей, как правило от 20 до 25%, и имеет в их правлении своих представителей. Существует совсем немного аналогичных примеров, когда эксклюзивный поставщик обладает такой же властью над стратегическим развитием независимой компании.

Разумеется, такое подчинение ботлеров другой компании ограничивает их возможности и влияет на стоимость их акций на фондовом рынке. Однако это вовсе не означает, что они не могут быть «вкусными» инвестициями.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

7986 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif