Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1805 просмотров

Как летать с 90%-ной скидкой

Устраивайтесь в авиакомпанию

Фото: shutterstock

Авиаперевозчики предлагают перелеты на выгодных условиях своим сотрудникам и даже представителям конкурентов.

Слетать в Париж на выходные или провести день на пляже вдали от зимнего холода? А, может быть, вы никогда не были в Черногории, на Таити или в Южной Дакоте? Если так, то вперед!

Все, что требуется, – просто работать в авиакомпании. Большинство из них позволяют своим сотрудникам летать бесплатно, а сотрудникам своих конкурентов – почти бесплатно. Некоторые льготы также распространяются на детей и родителей сотрудников и тех работников авиакомпаний, кто уже вышел на пенсию.

Возможно, эта самая лучшая служебная привилегия (не называйте это дополнительной выплатой – она не облагается налогом). Более того, ни в одной другой отрасли компании не предоставляют столь щедрые льготы сотрудникам своих конкурентов. Это как если бы компания Ford раздавала своим сотрудникам бесплатные автомобили, а работникам General Motors предоставляла скидку до 90%.

Более 200 авиакомпаний по всему миру имеют соглашения, позволяющие сотрудникам конкурентов, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками склада, совершать перелеты без подтвержденного места примерно за 10% от стоимости билета. Возможность получить билет на льготных условиях позволяет сотрудникам авиакомпаний вести совершенно иной образ жизни, если, конечно, они свой шанс используют. Но даже если сотрудники путешествуют изредка, сама мысль о том, что они могут слетать в Лондон просто на выходные, становится действенным бонусом.

«Моя жена не раз мне говорила, что разведется со мной, если я решу уйти из Hawaiian Airlines или если меня оттуда уволят», – рассказывает Дамиан Балиновский, менеджер по внутренним коммуникациям авиакомпании Hawaiian Airlines.

Он часто бывает в Европе, а по выходным летает на остров Мауи.

«То, чем мы оба дорожим, – это гибкость», – отмечает Балиновский.

Путешествующие без подтвержденного места сотрудники авиакомпаний – их называют некоммерческими пассажирами – применяют столь сложные стратегии, что они способны смутить даже самых опытных путешественников. Имея наготове резервные планы B, C, D и E, они регистрируются одновременно на три-четыре рейса, стремясь попасть хотя бы на один из них. Они не бронируют номер в оте­ле и не используют Airbnb до тех пор, пока самолет не начнет выруливать на взлетную полосу, поскольку всегда есть риск потерять место в самую последнюю секунду. И в основном именно из-за них свободное место рядом с вами вдруг оказывается занятым за мгновение до закрытия двери самолета.

В течение своего первого года работы в United Airlines Джасприт Сингх провел дома в Чикаго только четыре выходных из 52. Всего за три года работы в авиакомпании старший аналитик по развлекательным программам на борту совершил 500 авиарейсов, преодолев 700 тыс. миль.

Иногда 25-летний Сингх отправляется в Канзас-Сити, штат Миссури, чтобы покосить газон у своей матери. В другой раз он проводит выходные в Лондоне, Брюсселе или в каком-нибудь городе в Германии. Чтобы избежать зимних холодов, он улетает на западное побережье.

«Я просто появляюсь в аэропорту, смотрю на расписание вылетов и понимаю, где, скорее всего, будут свободные места», – говорит он.

По данным Southwest, с начала года до 15 июля авиакомпания перевезла около двух миллионов некоммерческих пассажиров. Почти 1,5 миллиона из них – это работники авиакомпании и члены их семей, 487 тыс. других пассажиров – представители конкурентов, сообщил Роб Дюссо, старший менеджер Southwest, отвечающий за мотивацию сотрудников и организацию подобных поездок.

Примечательно, что Southwest не имеет с другими авиакомпания ни код-шеринговых соглашений, ни договоренностей по интерлайну, по которым оставшиеся без места пассажиры могут улететь с другим перевозчиком. Однако у компании есть соглашения со 140 авиакомпаниями на поездки сотрудников.

«Это серьезно влияет на жизнь людей», – говорит Дюссо, который уже 20 лет руководит в Southwest подобными поездками и возглавляет ассоциацию путешествующих сотрудников.

Сам он тоже активно летает по миру в свободное время – только в этом году он совершил 46 перелетов, преодолев общее расстояние в 45 451 милю. «Просто я подумал, что у меня должны быть хорошие воспоминания», – признается он.

Существуют разные теории о том, с чего началась эта практика. Исторически в среднем авиакомпании заполняли лишь три четверти имеющихся мест. Поэтому могли позволить себе привлекать на работу (в индустрию, где уровень оплаты труда был не слишком высоким) людей, используя бонусы в виде бесплатных перелетов.

Те, кто работает в отрасли давно, полагают: перевозчики хотят, чтобы офисные работники могли лично проверить продукт компании, и отслеживали при этом деятельность конкурентов. Также считается, что авиакомпании хотели бы убедить сотрудников в том, что на работу можно добираться и на самолете, и это сейчас уже происходит.

Благодаря практике бесплатных перелетов сотрудники авиакомпаний могут позволить себе более гибкий график отдыха, например, продлить свое пребывание где-то еще на несколько дней, что редко бывает доступно обычным коммерческим пассажирам. Как правило, за билеты на международные рейсы сотрудники платят только налоги и государственные сборы. Если полет совершается на борту авиа­компании-конкурента, то оплачивается еще так называемый тариф ZED (зональная скидка для сотрудников), размер которого рассчитывается в зависимости от расстояния. Он может составлять от $15 до $179 в случае, если маршрут пролегает через половину земного шара.

Правда, сегодня, когда авиакомпании продают практически все свободные места, путешествовать с неподтвержденным местом становится все сложнее. По данным авиакомпаний, заплатившие за билет пассажиры, как правило, обладают большим приоритетом, нежели некоммерческие пассажиры из числа сотрудников. Однако в случае, когда речь идет о представителях руководства или членах экипажа, которым необходимо срочно вылететь куда-либо, наивысший приоритет может быть отдан им. Во многих авиакомпаниях позицию в листе ожидания определяет ранг сотрудников. В других все зависит от времени регистрации на рейс. Однако всегда приоритет отдается сотрудникам собственной авиакомпании, тогда как представители конкурентов попадают в конец листа ожидания.

Из-за отсутствия гарантий, что свободное место будет, некоммерческие путешественники заранее просматривают данные по бронированию билетов и отслеживают определенные тенденции, например, какие рейсы обычно заполняются уже непосредственно перед вылетом. Для этого сотрудники используют доступ к данным по бронированию билетов в своей авиакомпании, а также при помощи специального приложения узнают о наличии свободных мест у других перевозчиков. Кроме того, они могут получить прогнозные данные о степени успешности запланированного полета без подтверждения места.

«Путешествие без подтверждения места – это своего рода игра, требующая определенной стратегии, энергии и азарта», – говорит Дюссо из Southwest.

Любой некоммерческий пассажир, кто летает достаточно часто, может рассказать историю о ночи, проведенной на полу в аэропорту, или о сумасшедших маршрутах, которые пришлось построить, чтобы вовремя успеть вернуться на работу. Так, сотруднику Hawaiian Airlines Алексу Да Силва пришлось преодолеть 2700 миль по пути в Лос-Анджелес (минуя Гавайские острова), затем в Лас-Вегас и лишь потом в родной Гонолулу.

В 2017 году сотрудники авиакомпании Jet Blue, увлеченные игрой в путешествия без подтверждения места, организовали собственное соревнование в стиле реалити-шоу Amazing Race, где три команды из трех человек узнают о месте назначения в три часа дня в пятницу в штаб-квартире авиакомпании в Нью-Йорке.

Эрик Таннер, сетевой планировщик Jet Blue и автор идеи конкурса, выиграл уже две таких гонки. Когда в одной из них пунктом назначения был назван испанский Сан-Себастьян, Таннер сразу понял: игру выиграет тот, кто первым попадет в Испанию вообще. Его команда зарегистрировалась на рейсах Нью-Йорк – Мадрид сразу двух авиакомпаний – Iberia и American, после чего члены команды разместились в разных терминалах. Вылет Iberia был в 17:15, все билеты на рейс были проданы, однако игроки не теряли надежды. И действительно, десять человек на рейс не явились, и команда отправилась в путь.

Для некоммерческих пассажиров у Jet Blue есть только одно условие: они должны помочь навести порядок на борту самолета после завершения полета.

«Для меня это интересный опыт и отличный способ помочь коллегам», – говорит Таннер.

Марианна Дао начала понимать, что такое путешествие без подтверждения места, уже в первую неделю работы в Jet Blue, когда в пятницу ее босс появился в офисе с чемоданом, заполненным купальными принадлежностями и свитерами. Она тоже отправилась в аэропорт в поисках свободного места на борту.

Менее чем за четыре года Дао, аналитик по стратегическому сорсингу, путешествуя без подтверждения места, посетила 36 стран. На выходные в День независимости США она отправилась на несколько дней на Бермудские острова, затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы вместе с коллегами полететь на черногорские пляжи. Она оставила рюкзак, с которым ездила на Бермуды, в аэропорту, поскольку заранее приготовила чистую одежду для поездки в Европу.

По ее словам, это путешествие было чрезвычайно захватывающим и увлекательным.

«Я буду продолжать делать это до тех пор, пока позволяет здоровье», – говорит Дао.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1095 просмотров

Что происходит с общественным транспортом в казахстанской глубинке

Рассказываем на примере Усть-Каменогорска

Фото:shutterstock

Казахстанцы бьют тревогу: в регионах отсутствует эффективная программа развития пассажирского транспорта. За исключением трех мегаполисов во всех крупных городах не работают программы субсидирования, бизнес терпит убытки, и это серьезно сказывается на качестве услуг.

Как на войне

Ожидается, что в ближайшие месяцы в областном центре ВКО полностью поменяется система городских пассажирских перевозок. Акимат намерен приобрести в кредит новые автобусы и отдать их в аренду автопаркам, победившим в конкурсе. Предполагается, что это событие положит конец конфронтации между нынешними автоперевозчиками и властью и станет началом передела всего рынка общественных перевозок областного центра. Предприниматели, работающие в этом бизнесе, уверены: их попросту вытесняют из занятой ниши.

Ранее «Курсив» писал о начале открытой конфронтации между сторонами в июле, когда автоперевозчики в одностороннем порядке отменили льготы для детей и пенсионеров. Позже к компании ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» присоединились еще три крупных автопарка. Таким образом, из 10 транспортных компаний с акиматом «поссорились» четыре автопарка. Предприниматели объяснили свои действия тем, что «дефицитный тариф за проезд 90 тенге больше не позволяет им заниматься благотворительностью, предоставляя льготы за свой счет». Ведь непосредственно в договорах скидки за счет перевозчиков не прописаны.

Тогда же аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар во всеуслышание заявил, что со всеми перевозчиками, отменившими скидки, будет расторгнут договор. Им были направлены уведомления.

«Эти компании просто решили отменить льготы, не согласовав ни с акиматом, ни с Ассоциацией автоперевозчиков. Даже если сейчас они передумают и захотят вернуть льготы, то поезд ушел», – говорил градоначальник на заседании акимата.

По словам директора ТОО «АЦ «БЭСТ» Елены Рядинских, это уведомление было оспорено в суде. Но в связи с тем, что по истечении месячного срока акимат так и не предпринял никаких фактических действий по расторжению договора, руководитель компании отозвала свой иск. В настоящее время автопарк продолжает работать в прежнем режиме. Никаких санкций от чиновников так и не последовало.

В Ассоциации автоперевозчиков Усть-Каменогорска говорят, что главной проблемой этого бизнеса является даже не тариф, а отсутствие взаимопонимания с властью. Глава ассоциации Николай Масич рассказывает, что они уже более девяти месяцев не могут добиться встречи с акимом для обсуждения проблемных вопросов.

«В существующий тариф 90 тенге, утвержденный из расчета стоимости солярки 115 тенге, включены только ГСМ и зарплата. Сейчас дизтопливо продается по 195 тенге. С сентября прошлого года ситуация усугубляется: из-за дороговизны расходных материалов, ремонта подвижного состава регулярность маршрутов уже упала с 92 до 77%. Но мы ведь не требуем повышения тарифа, а просим рассмотреть вопрос оперативного субсидирования убыточных маршрутов или перехода на пиковый режим работы», – отметил Николай Масич.

Какова прибыль?

Акимат со своей стороны не принимает доводов об убыточности автопарков. И на то есть свои причины. По данным заместителя акима Усть-Каменогорска Тамары Рахимжановой, руководители транспортных предприятий занижают цифры по пассажиропотоку, тем самым скрывая часть своих доходов.

«По данным перевозчиков, в день они перевозят 90 тыс. человек. Однако согласно информации специалистов Алматинского НИИ транспорта и коммуникаций, у которых мы заказывали исследование, реальный пассажиропоток равен 287 тыс. человек. Мы не против отработать вопрос по субсидированию, но только когда будут прозрачные цифры, то есть после введения электронного билетирования», – констатирует Тамара Рахимжанова.

В ассоциации эти выводы считают некорректными. Николай Масич поясняет, что за один день подсчитать средний годовой пассажиропоток, не беря в расчет загруженные или «провальные» месяцы, невозможно.

Нужно обновление

Неоднократно власти города предъявляли претензии перевозчикам по состоянию подвижного состава. По последним данным, 60% автобусов Усть-Каменогорска должно быть заменено на новые. В ассоциации заявляют, что им просто не на что купить новую технику.

«Уже два года банки не кредитуют перевозчиков. Из-за того, что заказчик преднамеренно затягивает проведение очередного тендера уже в течение 1,5 лет, все автопарки работают по временному договору, с открытой датой. А это значит, у нас нет перспектив, банки не уверены, что предприятия смогут и дальше работать. Поэтому нам не дают кредитов», – парирует Николай Масич.

Что касается модернизации городского пассажирского транспорта, то акимат имеет на этот счет свой план. По словам Жаксылыка Омара, до конца сентября будет подписан кредитный договор с Банком развития Казахстана о приобретении 85 новых автобусов отечественного производителя – компании DaewooBasKazakhstan. Цена вопроса – 5,4 млрд тенге. Прежним планам по займу у ЕБРР не суждено было сбыться: банк выдвинул обязательное условие субсидирования убыточных маршрутов. Кроме того, в новых автобусах будет установлена белорусская система электронного билетирования стоимостью 1,7 млрд тенге. Средства также заемные.

Вся новая техника будет передана «дочке» государственной СПК «Ертiс» – ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска». Она в свою очередь передаст автобусы в аренду тем автопаркам, которые захотят получить самые загруженные городские маршруты. 10 лет перевозчики должны будут отдавать часть своей прибыли ТОО, чтобы рассчитываться по долгам с БРК.

«Власти обвиняли нас в том, что мы против валидаторов. Это не так. Мы против той системы, которую хотят внедрить. У нее цена космическая. В течение четырех лет эти 1,7 млрд мы должны вернуть инвестору. А это значит, 40% от тарифа нужно отдавать за работу этой системы. Что тогда останется перевозчикам?» – спрашивает Елена Рядинских.

По словам руководителя ТОО «АЦ «БЭСТ», еще в начале 2018 года, когда должен был состояться очередной тендер с новыми расчетами тарифа, у их предприятия была нулевая рентабельность. А сейчас фирма вообще ушла в минус. Бизнесвумен считает, что автоперевозчиков целенаправленно подталкивают к тому, чтобы они бросили этот бизнес. А смогут ли они при таком неустойчивом финансовом состоянии участвовать в консорциуме – большой вопрос.

Не только в ВКО

Председатель ОО «Профсоюз работников предпринимательства ВКО» Галина Казанцева считает, что озвученные автоперевозчиками Усть-Каменогорска трудности возникают не только в ВКО. Это проблема республиканского масштаба.

Об аналогичной ситуации заявляла Ассоциация транспортных предприятий Карагандинской области, где 20% автобусов частных автоперевозчиков не выходит на линии из-за постоянных поломок и нехватки средств на ремонт. Дотации просят и транспортники Костанайской области, в которой большая часть автобусов уже старше 30 лет. Чтобы избежать банкротства, автоперевозчики Уральска предлагают увеличить тариф с 80 до 186 тенге. В Петропавловске предприниматели не берут новые автобусы даже в лизинг – при дефицитном тарифе заем не окупится.

«Я была в нескольких регионах, везде ситуация практически одинаковая. В стране отсутствует нормальная программа развития пассажирского транспорта. Исключение составляют только Алматы, Нур-Султан, Шымкент, где уделяется внимание развитию городских перевозок», – отметила Галина Казанцева.

Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в Казахстане комплексная программа по развитию автобусных перевозок действует с 2018 по 2020 годы. И на нее выделяется финансирование. 10 млрд тенге в прошлом году бюджет дал для обеспечения льготного лизинга и 15 млрд тенге – на субсидирование перевозок. К слову, 81% от общего объема дотаций дано для Алматы и Нур-Султана. На специальном заседании Палаты предпринимателей «Атамекен» по этому вопросу, проведенному еще весной, программу раскритиковали. Было отмечено, что срок ее реализации подходит к концу, а особых успехов так не было достигнуто.

В заключение отметим, в начале следующего года, когда в Усть-Каменогорске будут закуплены новые автобусы и пройдет конкурс, местному акимату придется вернуться к рассмотрению вопросов субсидирования или повышения тарифа. Ведь с дефицитным тарифом перевозчики не смогут вернуть кредиты, взятые акиматом на модернизацию.

1_55.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций