Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1575 просмотров

Электросамолетам разрешили взлет

Возможность модернизации существующего авиапарка вызывает интерес стартапов и крупных производителей

Фото: Shutterstock

Недавно под Лос-Анджелесом в небо взмыл самолет с пятью пассажирами. Стандартный в общем-то полет, если бы не одна деталь: самолет был на электротяге.

Борт, которому по паспорту почти 50 лет, был модернизирован калифорнийским стартапом Ampaire. В нем по-прежнему стоит штатный двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение передний пропеллер в носовой части. Однако второй двигатель инженеры заменили на электромотор, приводящий в движение винт в задней части самолета.

«Это своего рода гибридный автомобиль с подключаемым блоком», – говорит Кевин Ноерткер, сооснователь и исполнительный директор Ampaire.

Для переделки самолета действительно использовались некоторые детали, изначально предназначенные для автомобилей.

«Мы идем по тому же пути, что и электромобили», – отмечает Ноерткер.

Сегодня аэрокосмические гиганты и стартапы разрабатывают электрические самолеты, которые способны самостоятельно ориентироваться в пространстве, вертикально взлетать и приземляться и которые уже в ближайшие десятилетия, вероятно, смогут перевозить тысячи пассажиров по городам и пригородам. Например, Uber Technologies планирует к 2023 году запустить транспортный сервис с использованием электрических самолетов с вертикальным взлетом.

По мнению некоторых предпринимателей, электрические самолеты смогут подняться в небо намного раньше – нужно лишь просто начать модернизировать существующий авиапарк. Стартап Ampaire заявляет, что самолеты компании будут готовы к коммерческому использованию уже к концу 2021 года.

electrosamolet.PNG

Ampaire и другие подобные компании рассчитывают, что регуляторные органы США разрешат использование модифицированных самолетов быстрее, чем аналогичное решение будет принято в отношении новых электросамолетов. Кроме того, ставка делается и на то, что модифицированные самолеты помогут небольшим авиакомпаниям и чартерным авиакомпаниям значительно сэкономить на топливе и расходах на техобслуживание. Первый модернизированный самолет, который может быть как гибридным, так и полностью электрическим, вероятно, сможет перевозить не более 20 пассажиров и преодолевать на одной зарядке от 100 до 200 миль. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить авиасообщение между небольшими аэропортами в регионах, где передвижение на автомобиле затрудняют плотное движение или естественные преграды, говорит Ноерткер.

Однако монтаж электрических компонентов на существующие модели самолетов весьма непростая задача, и многие игроки отрасли не уверены, что ставка лишь на модернизацию – это выигрышная стратегия. Самолеты, оснащенные тяжелыми батареями и генераторами, могут быстро морально устареть, когда появится новый, полностью электрический самолет, который, как ожидается, будет более эффективным и с большей дальностью полета.

«Самолет, построенный на базе ДВС, обычно тяжело конвертировать в электрический или гиб­ридный. Намного проще сосредоточиться на создании такого самолета с нуля», – утверждает Эрик Барч, генеральный директор авиационного стартапа VerdeGo Aero, базирующегося в Дейтона-Бич, штат Флорида. 

По данным Федерального управления гражданской авиа­ции США (FAA), прохождение процедуры одобрения изменений конструкции самолета может занять несколько лет. Все видоизменения «будут тщательно изучены, после чего управление определит, какие новые стандарты безопасности могут потребоваться в связи с новой технологией», говорится в заявлении ведомства.

Тем не менее, по данным PitchBook, начиная с 2017 года инвесторы, среди которых есть и венчурное подразделение JetBlue Airways, вложили в стартапы, связанные с электросамолетами, свыше $250 млн. По словам Ноерткера, компания Ampaire привлекла необходимые средства из венчурных источников, в виде государственных грантов, а также от авиационной промышленности, в том числе от производителя двигателей Continental Aerospace Technologies.

Дин Донован, управляющий директор инвестиционной компании DiamondStream Partners, работающей в сфере авиации и туризма, считает, что нормативные препятствия для модернизации самолетов не являются непреодолимыми. По его словам, фирма уже сейчас рассматривает возможность инвестирования в некоторые концепции модернизации стандартных самолетов.

Когда речь идет о переделке, то «вы уже точно знаете, что самолет летает. Все, что вам остается сделать, – это заменить двигатель», говорит Донован.

Ampaire заявила, что уже получила разрешение FAA на полеты своего самолета в экспериментальных целях. В конце текущего года компания планирует перевезти модернизированный самолет на Гавайи для проведения дополнительных испытаний. В частности, самолет будет совершать полеты между главным аэропортом города Кахулуи на острове Мауи и небольшим аэропортом городка Хана на восточной оконечности острова. По словам Роба МакКинни, президента местной авиакомпании Mokulele Airlines, этот 15-минутный рейс будет следовать по тому же маршруту, что и лайнеры Mokulele, которая уже заинтересовалась возможностью переоборудования своего авиапарка из девяти пассажирских самолетов.

По мнению Ноерткера из Ampaire, гибридный самолет (изначально Cessna Skymaster) будет потреблять на 55% меньше топлива, чем немодифицированный. Стоимость обслуживания при этом снизится почти на 50%, а дальность полета составит 200 миль. Еще один стартап из Калифорнии – Wright Electric, который уже поддержан венчурными инвесторами, намерен модернизировать девятиместный самолет, сделав его гибридным. Такой самолет, по словам Джеффа Энглера, генерального директора компании, прекрасно подойдет для прыжков с парашютом. По его оценкам, в этом случае удастся сэкономить до 20% топлива.

Возможности модернизации самолетов также изучают и крупные авиапроизводители. Концерн Airbus SE заявил о том, что заменит один из четырех турбодвигателей реактивного лайнера малой дальности на электрический двигатель, испытания планируется провести до 2021 года. Главная цель – продемонстрировать новую технологию, коммерческое производство конкретно этой модели Airbus не планирует.

Некоторые небольшие авиакомпании уже модернизируют свой парк. В Ванкувере авиакомпания Harbor Air Seaplanes сняла один из своих самолетов с хранения, чтобы установить на нем электрический двигатель мощностью 750 лошадиных сил. Двигатель разработан компанией MagniX, которая около года назад перенесла свою штаб-квартиру из Австралии в район Сиэтла. Первый испытательный полет запланирован на ноябрь.

«В ближайшие пять лет вы увидите модифицированных самолетов гораздо больше, чем новых. Существует много авиаперевозчиков, обслуживающих короткие маршруты, для которых такая модернизация была бы выгодной», – говорит Рой Ганзарски, генеральный директор компании MagniX, за которой стоит мощный сингапурский конгломерат Clermont Group.

Грег Макдугалл, исполнительный директор и основатель Harbor Air, считает, что, поскольку у электродвигателей меньше движущихся частей и они производят меньше тепла, чем турбинные двигатели, которые сейчас используются в его авиакомпании, это делает их более дешевыми в обслуживании. Кроме того, уже в ближайшем будущем батареи обеспечат достаточную дальность полета для лайнеров авиакомпании, учитывая, что в среднем такой полет длится менее получаса.

«Я бизнесмен, а не просто мечтатель, – говорит Макдугалл, чья авиакомпания обслуживает рейсы в прибрежные районы рядом с Ванкувером, и добавляет: – Если я вижу экономическую целесо­образность в чем-то, то почему бы мне это не реализовать?»
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


495 просмотров

Hugo Boss оказался не в форме

Рыночная оценка премиальных и люксовых брендов демонстрирует разные показатели

Фото: Red Confidential/Shutterstock

Похоже, прибыль таких компаний, как Hugo Boss, тает намного быстрее, чем у ультралюксовых брендов, и при очередном экономическом спаде премиальные модные лейблы будут особенно уязвимы.

В прошлый четверг немецкая компания, чьи мужские костюмы в розницу продаются по $700, опубликовала предупреждение о снижении прибыли. В результате ее акции упали сразу на 13%. Руководство Hugo Boss сообщило, что операционная прибыль компании за 2019 год будет ниже уровня 2018 года, а рост продаж не достигнет прогнозных ожиданий. А ведь еще в прошлом году совет директоров Hugo Boss ставил амбициозные цели по ежегодному увеличению продаж на 5–7% и достижению к 2022 году операционной прибыли в 15%.

Серьезно страдают магазины Hugo Boss в США, где сильный доллар выступает сдерживающим фактором для иностранных туристов, а доверие местных потребителей ослабевает. Жесткий ценовой демпинг со стороны конкурентов и универсальных магазинов вынудил бренд снизить цены. Кроме того, в качестве причины снижения прибыли руководство компании называет протесты в Гонконге, на который приходится 2% продаж группы. Впрочем, на деле проблемы компании коренятся намного глубже.

Сегмент премиальных брендов вообще одним из первых начинает ощущать влияние экономического спада. Когда наступает период экономической неопределенности, состоятельные, но не богатые потребители, как правило, откладывают дорогие покупки либо отдают предпочтение более доступным брендам. В противоположность этому расходы сверхбогатых покупателей чаще всего остаются на прежнем уровне, о чем свидетельствуют показатели таких люксовых брендов, как LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, чьи продажи за июль, август и сентябрь выросли на 11%. Сегмент одежды премиум-класса, который демонстрировал рост на 3–4% в год, теперь выглядит менее востребованным. Ted Baker, премиальный лейбл из Великобритании, на прошлой неделе опубликовал второе за год предупреждение о снижении прибыли, что привело к падению стоимости акций компании на треть.

Также инвесторы избавляются от акций таких компаний, как Ralph Lauren и Tapestry, владеющей торговыми марками Coach и Kate Spade. Популярные в универсальных магазинах бренды вроде Michael Kors, которому принадлежит марка Capri, сегодня тоже не входят в число фаворитов.

В результате разрыв в оценке между премиальными и люксовыми брендами растет. Так, четыре крупнейших европейских дизайнерских компании, включая LVMH и Kering (владеет маркой Gucci), торгуются в среднем в 25 раз выше прогнозируемой прибыли. Для сравнения: аналогичный показатель для премиальных модных брендов вроде Capri, Tapestry, Ralph Lauren и Hugo Boss – 9.

Иными словами, по мере того как все больше признаков указывает на то, что потребители переходят на более дешевые бренды, инвесторы будут проявлять все большую заинтересованность в брендах люксовых.

hugo boss.png

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций