Перейти к основному содержанию

1668 просмотров

Электросамолетам разрешили взлет

Возможность модернизации существующего авиапарка вызывает интерес стартапов и крупных производителей

Фото: Shutterstock

Недавно под Лос-Анджелесом в небо взмыл самолет с пятью пассажирами. Стандартный в общем-то полет, если бы не одна деталь: самолет был на электротяге.

Борт, которому по паспорту почти 50 лет, был модернизирован калифорнийским стартапом Ampaire. В нем по-прежнему стоит штатный двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение передний пропеллер в носовой части. Однако второй двигатель инженеры заменили на электромотор, приводящий в движение винт в задней части самолета.

«Это своего рода гибридный автомобиль с подключаемым блоком», – говорит Кевин Ноерткер, сооснователь и исполнительный директор Ampaire.

Для переделки самолета действительно использовались некоторые детали, изначально предназначенные для автомобилей.

«Мы идем по тому же пути, что и электромобили», – отмечает Ноерткер.

Сегодня аэрокосмические гиганты и стартапы разрабатывают электрические самолеты, которые способны самостоятельно ориентироваться в пространстве, вертикально взлетать и приземляться и которые уже в ближайшие десятилетия, вероятно, смогут перевозить тысячи пассажиров по городам и пригородам. Например, Uber Technologies планирует к 2023 году запустить транспортный сервис с использованием электрических самолетов с вертикальным взлетом.

По мнению некоторых предпринимателей, электрические самолеты смогут подняться в небо намного раньше – нужно лишь просто начать модернизировать существующий авиапарк. Стартап Ampaire заявляет, что самолеты компании будут готовы к коммерческому использованию уже к концу 2021 года.

electrosamolet.PNG

Ampaire и другие подобные компании рассчитывают, что регуляторные органы США разрешат использование модифицированных самолетов быстрее, чем аналогичное решение будет принято в отношении новых электросамолетов. Кроме того, ставка делается и на то, что модифицированные самолеты помогут небольшим авиакомпаниям и чартерным авиакомпаниям значительно сэкономить на топливе и расходах на техобслуживание. Первый модернизированный самолет, который может быть как гибридным, так и полностью электрическим, вероятно, сможет перевозить не более 20 пассажиров и преодолевать на одной зарядке от 100 до 200 миль. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить авиасообщение между небольшими аэропортами в регионах, где передвижение на автомобиле затрудняют плотное движение или естественные преграды, говорит Ноерткер.

Однако монтаж электрических компонентов на существующие модели самолетов весьма непростая задача, и многие игроки отрасли не уверены, что ставка лишь на модернизацию – это выигрышная стратегия. Самолеты, оснащенные тяжелыми батареями и генераторами, могут быстро морально устареть, когда появится новый, полностью электрический самолет, который, как ожидается, будет более эффективным и с большей дальностью полета.

«Самолет, построенный на базе ДВС, обычно тяжело конвертировать в электрический или гиб­ридный. Намного проще сосредоточиться на создании такого самолета с нуля», – утверждает Эрик Барч, генеральный директор авиационного стартапа VerdeGo Aero, базирующегося в Дейтона-Бич, штат Флорида. 

По данным Федерального управления гражданской авиа­ции США (FAA), прохождение процедуры одобрения изменений конструкции самолета может занять несколько лет. Все видоизменения «будут тщательно изучены, после чего управление определит, какие новые стандарты безопасности могут потребоваться в связи с новой технологией», говорится в заявлении ведомства.

Тем не менее, по данным PitchBook, начиная с 2017 года инвесторы, среди которых есть и венчурное подразделение JetBlue Airways, вложили в стартапы, связанные с электросамолетами, свыше $250 млн. По словам Ноерткера, компания Ampaire привлекла необходимые средства из венчурных источников, в виде государственных грантов, а также от авиационной промышленности, в том числе от производителя двигателей Continental Aerospace Technologies.

Дин Донован, управляющий директор инвестиционной компании DiamondStream Partners, работающей в сфере авиации и туризма, считает, что нормативные препятствия для модернизации самолетов не являются непреодолимыми. По его словам, фирма уже сейчас рассматривает возможность инвестирования в некоторые концепции модернизации стандартных самолетов.

Когда речь идет о переделке, то «вы уже точно знаете, что самолет летает. Все, что вам остается сделать, – это заменить двигатель», говорит Донован.

Ampaire заявила, что уже получила разрешение FAA на полеты своего самолета в экспериментальных целях. В конце текущего года компания планирует перевезти модернизированный самолет на Гавайи для проведения дополнительных испытаний. В частности, самолет будет совершать полеты между главным аэропортом города Кахулуи на острове Мауи и небольшим аэропортом городка Хана на восточной оконечности острова. По словам Роба МакКинни, президента местной авиакомпании Mokulele Airlines, этот 15-минутный рейс будет следовать по тому же маршруту, что и лайнеры Mokulele, которая уже заинтересовалась возможностью переоборудования своего авиапарка из девяти пассажирских самолетов.

По мнению Ноерткера из Ampaire, гибридный самолет (изначально Cessna Skymaster) будет потреблять на 55% меньше топлива, чем немодифицированный. Стоимость обслуживания при этом снизится почти на 50%, а дальность полета составит 200 миль. Еще один стартап из Калифорнии – Wright Electric, который уже поддержан венчурными инвесторами, намерен модернизировать девятиместный самолет, сделав его гибридным. Такой самолет, по словам Джеффа Энглера, генерального директора компании, прекрасно подойдет для прыжков с парашютом. По его оценкам, в этом случае удастся сэкономить до 20% топлива.

Возможности модернизации самолетов также изучают и крупные авиапроизводители. Концерн Airbus SE заявил о том, что заменит один из четырех турбодвигателей реактивного лайнера малой дальности на электрический двигатель, испытания планируется провести до 2021 года. Главная цель – продемонстрировать новую технологию, коммерческое производство конкретно этой модели Airbus не планирует.

Некоторые небольшие авиакомпании уже модернизируют свой парк. В Ванкувере авиакомпания Harbor Air Seaplanes сняла один из своих самолетов с хранения, чтобы установить на нем электрический двигатель мощностью 750 лошадиных сил. Двигатель разработан компанией MagniX, которая около года назад перенесла свою штаб-квартиру из Австралии в район Сиэтла. Первый испытательный полет запланирован на ноябрь.

«В ближайшие пять лет вы увидите модифицированных самолетов гораздо больше, чем новых. Существует много авиаперевозчиков, обслуживающих короткие маршруты, для которых такая модернизация была бы выгодной», – говорит Рой Ганзарски, генеральный директор компании MagniX, за которой стоит мощный сингапурский конгломерат Clermont Group.

Грег Макдугалл, исполнительный директор и основатель Harbor Air, считает, что, поскольку у электродвигателей меньше движущихся частей и они производят меньше тепла, чем турбинные двигатели, которые сейчас используются в его авиакомпании, это делает их более дешевыми в обслуживании. Кроме того, уже в ближайшем будущем батареи обеспечат достаточную дальность полета для лайнеров авиакомпании, учитывая, что в среднем такой полет длится менее получаса.

«Я бизнесмен, а не просто мечтатель, – говорит Макдугалл, чья авиакомпания обслуживает рейсы в прибрежные районы рядом с Ванкувером, и добавляет: – Если я вижу экономическую целесо­образность в чем-то, то почему бы мне это не реализовать?»
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

11049 просмотров

Лего-дома спасут Казахстан от жилищного кризиса

Но пойдут ли на это строительные компании?

Фото: meunierd

Современная концепция модульного строительства с учетом экономических реалий и изменения мышления привлекает беспрецедентную волну интереса и инвестиций, отмечает McKinsey & Company в отчете 2019 года «Модульная конструкция: от проектов до продуктов».

Строительство недвижимости – самая капиталоемкая отрасль экономики (60%). И в то же время это самая консервативная отрасль: в течение десятилетий строительство отставало от других секторов в производительности и нововведениях. По мнению экспертов McKinsey, именно модульное строительство дает отрасли возможность сделать шаг вперед.

Плюсы и минусы лего-домов

Модульная конструкция, или prefab (pre-fabricated), предполагает производство стандартизированных компонентов конструкции на заводе за пределами площадки, а затем их сборку на месте. Можно сравнить модульный дом с набором Lego: элементы можно складывать и комбинировать друг с другом по желанию заказчика.

По оценкам McKinsey, модульные технологии могут снизить себестоимость строительства за счет уменьшения сроков на 20–50%, сокращения рабочих-строителей до нескольких человек и устранения необходимости в субподрядчиках на стройплощадке. Еще одно преимущество – сокращение эксплуатационных расходов за счет повышения точности и качества конструкций, выполненных в заводской среде. Так, клиенты новых модульных домов отмечают снижение счетов за электроэнергию на 25%. Сокращение сроков строительства и возможность более точно планировать временные и финансовые затраты выглядят очень привлекательно для инвес­торов, так как позволяют раньше начать получать доход и снизить риски рыночного цикла.

Другая сторона модульного строительства – более высокие первоначальные затраты на проектирование и затраты на качественные материалы, которые должны обеспечить целостность модуля при перевозке и установке; логистические издержки могут дойти до 10% от стоимости проекта. Профессор архитектуры Калифорнийского университета в Беркли Дана Бентрок отмечает, что стоимость доставки модулей может составлять десятки и сотни тысяч долларов, в зависимости от их размера и расстояния до места назначения. Кроме того, необходимо учитывать затраты на строительство завода.

Получается, что технология prefab выглядит привлекательной при высоком уровне повторяемости, больших масштабах и условиях, при которых экономия от переноса производства на завод перевешивает затраты на логистику. Выгодными могут стать проекты стандартизированного и воспроизводимого строительства, например доступного или студенческого жилья, объектов социальной инфраструктуры. Также эта технология может быть востребована в промышленном строительстве.

Мировая практика модульного строительства

История индустрии архитектуры не раз предпринимала попытки изменить мир строительства жилья с помощью модульных домов. Модульная конструкция была экономически выгодным вариантом в США в 1940–1950-х годах и в Великобритании в 1960-х годах. Тогда, в послевоенный период, возникла необходимость в быстрой реконструкции и социальном жилье; заводы военного времени были пустыми, а рабочей силы не хватало. Пос­левоенные дома строились как временные, без особого внимания к качеству и внешнему виду. Как следствие, популярность такого жилья пошла на убыль, когда спрос и предложение начали выравниваться. Негативную репутацию быстровозводимым домам создало трагическое обрушение в 1968 году многоквартирной башни Ronan Point в Великобритании. Такие примеры стали причиной устоявшегося мнения о том, что модульное жилье – это трейлер-парки, или ненадежные временные конструкции для тех, кто лишился дома.

В XXI веке тоже были не­удачные проекты модульного строительства. Известный американский архитектор Мишель Кауфманн закрыла свою студию по производству модульного жилья в 2009 году, после семи лет работы. В 2016 году застройщик Forest City Ratner после пяти лет стройки модульного здания в 32 этажа, которое планировал возвести за 18 месяцев, продал свое подразделение модульного строительства.

Развитие цифровых инструментов в последние годы радикально изменило предложение по модульной конструкции. Представление потребителей о сборных домах начинает меняться в лучшую сторону благодаря тому, что застройщики все чаще задумываются о качестве, экологичности и эстетике, а новые, более разнообразные материалы улучшают визуальную привлекательность сборных домов. В некоторых районах Австралии, Германии, Великобритании и США модульное строительство актуально из-за неудовлетворенного спроса на жилье. Япония сделала сильный акцент на качество и сейсмостойкость, в результате чего модульные дома там часто продаются по большей стоимости, чем традиционные. В Швеции модульные подходы стали хорошей альтернативой обычному строительству из-за короткого светового дня и холодной погоды, затрудняющих работу на строительных площадках. В Республике Коми (Россия) возвели модульный вокзал – климатические условия и удаленность территории затрудняли поставку туда материалов и оборудования для традиционного строительства. А богатые юго-восточные страны, тяготеющие к эпитетам «самый-самый», возводят модульные небоскребы. Так, в Сингапуре в июле 2019 года возвели самые высокие в мире здания по модульной технологии – жилой комплекс класса люкс Clement Canopy, состоящий из двух 40-этажных домов, 140 мет­ров высотой каждый.

Крупные инвесторы, в числе которых SoftBank, Alphabet (материнская компания Google) и даже Amazon, финансируют компании, стремящиеся встряхнуть строительную отрасль, например Katerra, RAD Urban и Factory OS. И это свидетельствует о новой волне внимания к модульному строительству.

Модульное строительство в Казахстане

Для использования всех пре­имуществ модульной конструкции главное – найти стратегически правильную нишу, где можно достичь масштаба и повторяемости. На рынке Казахстана высокий спрос на бюджетное жилье, доказательством этому служит активный отклик населения на ипотечные госпрограммы, нацеленные на то, чтобы сделать более доступной покупку именно такой недвижимости. По данным Комстата РК, за 2019 год объем продаж жилья вырос на 21%. Показатель обеспеченности жильем в стране сейчас – 21,9 кв. метров на человека.

Еще один фактор влияния – урбанизация. Из более чем 18,5 млн населения уже сейчас почти 60% живет в городах, а к 2050 году, по прогнозам ООН, этот показатель достигнет 70%. Нур-Султан и Алматы показывают самые высокие темпы прироста населения – плюс 62 тыс. и 58 тыс. человек за 11 месяцев 2019 года соответственно. С учетом урабанизационного тренда и планов государства довести показатель обеспеченности жильем к 2030 году до 30 кв. метров на человека модульное домостроение может стать решением по преодолению жилищного кризиса в стране.

Потенциальная точка роста привлекла внимание компании BI Group, которая в сентябре 2019 года заявила о строительстве в Нур-Султане завода модульного домостроения ModeX. Завод производит 3D-модули для жилых домов, и по планам, озвученным на открытии завода, за счет их использования срок строительства жилья сократится в четыре раза. Председатель совета директоров BI Group Айдын Рахимбаев отметил высокую экологичность индустриального модульного домостроения – этому способствует использование керамзитобетона и ведения «грязных» работ непосредственно в заводском цехе. Качественные показатели тепло- и шумоизоляции, превышающие требования госстандартов и СНиПов, достигаются за счет двойных стен, полов и потолков.

За ближайшие два года BI собирается построить в Нур-Султане три очереди завода общей проектной мощностью более 450 тыс. кв. м жилья в год и уже в этом году начать строительство домостроительных комбинатов в Алматы. Одновременно со строительством завода BI Group начала возводить в Нур-Султане первый модульный 16-этажный дом комфорт-класса в жилом комплексе «7Я». По прогнозам компании, озвученным на открытии завода директором ModeX Кайратом Каскановым, для возведения 16-этажного одноподъездного дома в чистовой отделке потребуется три-четыре месяца. Рахимбаев в своей презентации на Almaty Investment Forum в конце ноября 2019 года оценил снижение стоимости строительства квадратного метра жилья при переходе с монолитного строительства на модульные технологии с 365 тыс. тенге до 280 тыс. тенге за квадратный метр, то есть на 30%.

Пока неизвестно, когда первые лего-квартиры будут доступны для покупки, специалисты офиса продаж ЖК «7Я» затрудняются назвать сроки начала продаж и стоимость жилья. Желающих приобрести такую квартиру лишь вносят в лист ожидания, обещая перезвонить после начала продаж.

Будущее модульного строительства

Стоим ли мы на пороге глобальных изменений в строительстве или это лишь очередная несостоятельная попытка изменить будущее отрасли? Аналитики McKinsey ожидают, что на этот раз тенденция окажется устойчивой благодаря активному развитию цифровых технологий и качественному развитию строительных материалов. Застройщики, по мнению исследователей, смогут добиться экономии средств и повышения производительности за счет использования модульного подхода в финансируемых государством крупномасштабных проектах с повторяющимися элементами – речь идет, например, о школах и доступном жилье.

На практике рынку еще только предстоит узнать, смогут ли руководители строительного сектора реализовать свое видение. Как сказал исполнительный директор Legacy Partners (клиент компании Katerra) Дин Генри, «они говорят нам, что могут строить быстрее. Время покажет. Мы верим, что так и будет, но они этого еще не сделали».

infmodul1.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance