Перейти к основному содержанию

1785 просмотров

Экибастузские коммунальщики попытались повысить тарифы и проиграли

Теперь им придется экономить на ремонте инфраструктуры

Фото: Shutterstock

В северном регионе компания решила не следовать тенденции сдерживания цен на коммунальные услуги. «Экибастузтеплоэнерго» заявило о намерении удвоить тариф, ссылаясь на производственную необходимость. Власти идею не поддержали, и дискуссия завершилась в суде. Не в пользу предприятия.

Проси больше – дадут меньше

В специализированном меж­районном экономическом суде Павлодарской области завершился спор между департаментом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (ДКРЕМ и ЗК) и ТОО «Экибастузтеплоэнерго». 

Это предприятие из структуры АО «Павлодарэнерго» – дочерней компании «Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации» (ЦАЭК). Оно занимается производством, передачей и распределением теплоэнергии в Экибастузе. Цены на данные услуги являются составляющими конечного тарифа для жителей этого города. Счета с учетом снабженческой надбавки предъявляет еще одно предприятие группы – «Павлодарэнергосбыт». 

Удорожание любой части тарифа приведет к его росту. В «Экибастузтеплоэнерго» заявили, что это необходимо для того, чтобы удержать квалифицированных сотрудников и провести полноценный ремонт изношенного генерирующего оборудования и сетей. Согласно расчету представителей предприятия, необходимо увеличить цену на выработку и распределение теплоэнергии с 4,74 тыс. до 8,81 тыс. тенге за гигакалорию – почти вдвое. Впервые это было озвучено в конце прошлого года на общественных слушаниях. Но тогда инициатива совпала со временем охватившей страну кампании по снижению тарифов и захлебнулась.

Жители города, которых возмутил аппетит монополиста, праздновали локальную победу, но предприятие настаивало на своем. 

В марте текущего года ТОО подало соответствующую заявку в региональный департамент по регулированию естественных монополий. А 1 апреля вышел приказ госоргана об утверждении с 1 мая текущего года по 30 апреля 2020 года тарифа, который остался на уровне прошлогоднего. Предприятие сочло свои права нарушенными и отправило своих юристов в суд оспаривать приказ государственного органа. Впрочем, сделать это не удалось.

Доводы против аргументов

Представители антимонопольного органа привели суду аргументы, которые тот посчитал убедительными и законодательно подкрепленными. Предприятие намеревалось добиться включения в статью расходов повышения заработной платы для административного и производственного персонала. В расчеты заложили численность сотрудников и средний размер заработной платы в регионе, сложившийся в отрасли за предыдущий год. Департамент настаивал на схеме, применяемой для комбинированных энергостанций, вырабатывающих и тепло, и электричество. Согласно ей заработная плата производственного и административного персонала, ранее учтенная в тарифах, индексируется на величину инфляции, то есть на 6%.

Таким образом, по мнению госоргана, она должна составлять для сотрудников экибастузского предприятия в среднем 99,2 тыс. и 104,6 тыс. тенге соответственно. Доводы истца о том, что станция не совсем соответствует категории комбинированных и такими зарплатами сотрудники довольны быть не могут, не были приняты во внимание.

Что касается сумм на капитальный ремонт, то приказом ДКРЕМ и ЗК заявленный объем также урезан – с 1,3 млрд до 591 млн тенге. Антимонопольщики разъяснили суду, с чем связана существенная корректировка. Дело в том, что ТОО «Экибастузтеплоэнерго» было создано в октябре 2018 года путем слияния активов, входивших в «Павлодарэнерго» Экибастузской ТЭЦ и «Экибастузских тепловых сетей». И расходы на капремонт, не приводящие к увеличению стоимости основных средств, включались в тарифы для этих предприятий.

«Вместе с тем станцией не освоены средства, которые выделялись с учетом утвержденных сумм, а представленная заявка превышала ранее утвержденную. Кроме того, работы по ремонту оборудования Экибастузской ТЭЦ и ремонт тепловых сетей уже были представлены при рассмотрении в 2015 году проектов тарифов на 2016–2020 годы», – сообщили суду представители департамента. 

В итоге в удовлетворении иска, а значит, и в обжаловании приказа ДКРЕМ и ЗК предприятию было отказано. Как проинформировали «Курсив» в пресс-центре АО «Павлодарэнерго», решение первой инстанции будет оспорено в вышестоящей инстанции.

Рассудит отопительный сезон

На предприятии настаивают, что пришла пора сосредоточиться на ремонте оборудования старейшей в регионе энергостанции, от которой питается теплом и электроэнергией город Экибастуз.

«В последние годы в Экибастузе со стороны государственных органов велась политика сдерживания роста тарифов, что привело к обратному эффекту. Так называемая «забота о потребителях» оборачивается риском ограничения в бесперебойном и качественном обеспечении потребителей теплом и горячей водой», – говорится в ответе «Павлодарэнерго» на запрос издания.

Здесь отметили, что работать в условиях сложившейся ситуации на рынке «весьма непросто». При росте цен, даже при условии сдерживания цен на уголь и воду, необходимо приобретать материалы для ремонта, стоимость которых растет из года в год. Надо учитывать, что поставщиками трубной продукции, которая является основным материалом для ремонта, являются российские производители, а курс рубля неуклонно растет. Кроме того, необходимо повышать заработную плату сотрудникам. Иначе квалифицированный персонал удержать невозможно. В связи с этим фактически средняя зарплата выше заявленной в смете и составляет для производственного персонала 145,5 тыс. тенге, административного персонала – 152,4 тыс. тенге.

На предприятии также считают, что заявления уполномоченного органа о том, что при утверждении тарифной сметы необходимо исходить из фактического освоения средств на эти цели за предыдущий период, не состоятельны.

«Во время реорганизации, то есть переходного периода, прекратив свою деятельность и передав активы новому собственнику, предыдущие предприятия уже не могли выполнять договорные отношения с подрядчиками и поставщиками в полном объеме. Что касается нового предприятия, то существует установленная законом процедура закупа для субъекта естественной монополии, которая занимает определенное время на организацию тендера», – уточнили в головной компании.

На экибастузской станции планировался капитальный ремонт пяти котлоагрегатов, текущий ремонт турбогенератора № 1, ремонт вспомогательного и общестанционного оборудования, ремонт зданий и сооружений на общую сумму около 638 млн тенге. Для тепловых сетей в планы был включен капитальный ремонт магистральных и внутриквартальных трубопроводов, ремонт зданий и сооружений, восстановление дорожного полотна на общую сумму более 666 млн тенге. 

«В утвержденном тарифе сумма ремонта составляет менее половины от заявленной суммы. Соответственно, расходы на ремонт будут урезаны», – предупредили на предприятии.

В заключение стоит отметить, что в регионе в целом как-то не наблюдается доверия у населения к расчетам монополистов, а намерения последних повысить тарифы, как правило, воспринимаются в штыки.

1763 просмотра

Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов

Авиационная администрация Казахстана завершила внеплановую проверку компании

Фото: Shutterstock.com

Авиакомпания Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов для получения допуска на тип воздушного судна, составляла фиктивные документы о выполнении технического обслуживания самолетов. Об этом сообщили в комитете гражданской авиации МИИР РК.

Также в КГА сообщили, что по итогам проверки дополнительно выявлено множество других существенных нарушений и недостатков, которые являются основанием для приостановления действия сертификатов авиакомпании. 

Bek Air не указала реальную причину авиационного инцидента, произошедшего 25.12.2019 г. с воздушным судном Фоккер-100 UP-F1017.

«После вылета с Международного аэропорта Нур-Султан по направлению города Шымкент командир судна обнаружил отказ гидросистемы №1 в связи с полным вытеканием гидрожидкости, что приводит к отказу выпуска закрылок, управлением передней стойки шасси, руля высоты, элеронов, реверсов и других оборудований в полете. Несмотря на критическую ситуацию, командир судна продолжил полет, используя аварийную гидросистему №2, и после приземления в аэропорту Шымкента диспетчеру управления воздушным движением сообщил недостоверную информацию как отказ управления передней стойки шасси», – говорится в сообщении КГА.

Кроме того, авиакомпания выдавала пилотам формальные сертификаты об окончании курса переподготовки по авиационной безопасности и перевозкам опасных грузов. При проверке выяснилось, что на момент проведения занятий и сдачи тестирования по предмету они находились на полётном задании в других регионах страны.

«Выявлены факты подделки двумя пилотами авиакомпании сертификатов переобучения на тип воздушного судна Фоккер 70/100. При обучении в учебном центре Латвии они не смогли сдать практический экзамен, в связи с чем им выдали лишь сертификат о прослушивании курса, который не дает им право получить допуск на управление указанным типом судна. Для получения соответствующей отметки о допуске в лицензии пилота они предоставили в уполномоченный орган фиктивный сертификат об успешном завершении курса. Учебный центр подтвердил факт фальсификации сертификатов.
В настоящее время решается вопрос об отзыве свидетельства авиационного персонала», – говорится в сообщении.

В КГА отметили, что Bek Air не имеет действующего контракта на поддержку от завода-изготовителя авиационных двигателей Rolls Royce. К тому же в нарушение Руководства по инженерным процедурам эксплуатационные данные авиационных двигателей не отправлялись заводу-изготовителю для их обработки, также они не обрабатывались Bek Air самостоятельно. Таким образом, авиакомпания не проводила мониторинг состояния авиационных двигателей, соответственно, не владела информацией об их надежности и рисках отказа в полете.

Также по итогам проверки стало известно, что авиакомпания самостоятельно, без утверждения уполномоченным органом, присваивала инженерам категории допуска, а также инженерам, не имеющим соответствующего допуска, позволяла проводить технические и эксплуатационные работы на воздушных судах.

«Выявлен факт фиктивного составления документа о техническом обслуживании самолета Фоккер-100 UP-F1014 двумя инженерами авиакомпании в аэропорту города Алматы. На день выполнения этих работ борт выполнял полеты на территории Афганистана. Результаты внеплановой проверки деятельности АО «Бек Эйр» Авиационной администрацией Казахстана направлены в авиакомпанию», – говорится в сообщении.

В КГА добавили, что авиакомпания в течение 10 дней должна будет предоставить в Авиационную администрацию Казахстана план корректирующих действий по устранению всех нарушений. В случае если нарушения не будут устранены в течение шести месяцев, сертификат эксплуатанта и сертификаты летной годности будут отозваны.

Напомним, пассажирский самолет Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр» потерпел крушение 27 декабря 2019 года (07.22, рейс №Z2100 по направлению Нур-Султан – Алматы) близ Алматы сразу после взлета. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, пострадали 49 человек. На борту воздушного судна находились 93 пассажира и пять членов экипажа. 28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур. В МВД Казахстана сообщили, что в качестве трех основных причин авиакатастрофы рассматривались техническая неисправность самолета, возможные ошибки при пилотировании и работа навигационных служб. Потерпевший крушение самолет был выпущен в Нидерландах 9 апреля 1996 года. Авиакомпания имеет десять самолетов Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел, в том числе девять с действующим сертификатом летной годности.

Комиссия, расследующая причины крушения самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр», оставила одну причину – обледенение воздушного судна.

27 декабря 2019 года сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании «Бек Эйр» были приостановлены Авиационной администрацией Казахстана. Согласно ААК, у Bek Air выявили две основные проблемы, касающиеся летной годности авиакомпании. Установлено, что Bek Air не смогла контролировать поддержание летной годности воздушного флота путем полного и надлежащего ведения учета.

Компания Bek Air снимала компоненты с одного воздушного судна на другое, из-за чего возникали проблемы с регистрацией часов эксплуатации.

Согласно сведениям Национального реестра бизнес-идентификационных номеров, ТОО «BEK AIR» зарегистрировано 12 мая 2011 года. Руководителем являлся Монахов Владимир Михайлович, учредителем – Жаркимбаев Сакен Токпаевич. 18 апреля 2017 года произведена перерегистрация в связи со сменой учредителя (Шуленбаев Дамир Маратович). С начала деятельности трижды произведена смена руководителя: 29 августа 2013 года – Жумасултанова Айгуль Файзуллаевна, 18 июля 2016 года – Жумасултанова Дина Нурлановна, 25 апреля 2019 года – Бияхметов Рустам Ильясович.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif