Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2850 просмотров

Зачем КазАгро планирует ликвидацию трех «дочек»

Комплексный план по оптимизации работы нацхолдинга был принят еще в 2015 году

Фото: Shutterstock

На протяжении ряда лет эффективность работы национального управляющего холдинга «КазАгро» и его дочек подвергалась резкой критике, но структура, похоже, надолго застряла в затяжном кризисе. Впрочем, является ли решение о ликвидации дочек очередной попыткой разрубить гордиев узел проблем холдинга – тот еще вопрос. Ведь комплексный план по оптимизации работы нацхолдинга был принят еще в 2015 году.

По словам вице-министра сельского хозяйства Рустема Курманова, выступившего 2 июля на заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, до конца 2019 года в рамках первого этапа трансформации холдинга планируется ликвидация трех дочек «КазАгро»: «КазАгроПродукт», «КазАгроМаркетинг» и «КазАгроГарант», что повлечет за собой сокращение 25% работников. Такое решение, надо сказать, не является чрезмерным, поскольку в структуре холдинга остаются еще четыре компании: «Продовольственная контрактная корпорация», «Аграрная кредитная корпорация», «КазАгроФинанс» и «ҚазАгроӨнім».

Дежавю или пыль в глаза?

Любопытно, что еще в январе 2018 года глава нацхолдинга, на тот момент Нурлыбек Малелов, сообщил, что по «КазАгроМаркетинг» основные мероприятия по подготовке к продаже находятся на завершающем этапе. Право собственности на информационную систему по идентификации животных передано в Минсельхоз, функции агента по страхованию растениеводства переданы в «КазАгроГарант». Тогда же холдинг начал подыскивать потенциальных инвесторов и для других своих дочек – «КазАгроФинанса» и «КазАгроПродукта». В отношении последней завершить работу и согласовать условия продажи планировалось во втором квартале прошлого года. 

В ноябре 2018 года казахстанские СМИ, в том числе и Kursiv.kz, сообщили о том, что совет директоров холдинга «КазАгро» принял решение о добровольной ликвидации одной из своих дочерних организаций – «КазАгроМаркетинг».

«Компанию, которая на протяжении 15 лет предоставляла консалтинговые, аналитические, информационные и сервисные услуги сельчанам, закрывают из-за низкой инвестпривлекательности. …Ликвидация ТОО «КазАгроМаркетинг» позволит сократить присутствие квазигосударственных компаний на конкурентных рынках IT-услуг и проведение аналитических исследований, даст дополнительный импульс для развития частного бизнеса на указанных рынках услуг», – отмечалось в пресс-релизе холдинга.  

В марте 2019 года «КазАгро» вновь выдает очередное соломоново решение – объединить две дочерние компании – АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и АО «КазАгроГарант». Но структура холдинга все еще остается раздутой и помимо объединенных дочек в ней еще остаются все те же компании: «Продовольственная контрактная корпорация», АО «КазАгроПродукт», АО «КазАгроФинанс», АО «Аграрная кредитная корпорация» и АО «КазАгроМаркетинг», о ликвидации которого говорилось еще в ноябре 2018 года.

101 предупреждение от Елбасы

Первая реакция на высоком уровне о том, что в «КазАгро» не все спокойно, появилась еще в 2014 году, когда глава государства, на тот момент Нурсултан Назарбаев, возмутился тем, что холдинг неэффективно контролирует огромные активы сельскохозяйственного сектора, превратившись в посредника между бюджетом и БВУ. 

«Все это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы», – отметил тогда г-н Назарбаев и потребовал  провести приватизацию дочек, создав конкурентную среду в тех сферах, которые они занимают. Но воз, как говорится, и ныне там. 

В тот момент чиновничий аппарат лишь покивал головой в знак согласия, а дочки холдинга продолжили «пилить» плывущие к ним деньги. Причем значимых финансовых показателей «КазАгро» не демонстрировал.  Согласно составленному Kursiv Research рейтингу листинговых компаний KASE по размеру чистого убытка, полученного по итогам первого квартала 2014 года,  тройку лидеров – компаний, показавших отрицательный итог деятельности, замкнул национальный управляющий холдинг «КазАгро», получивший  чистый убыток в размере 15,3 млрд тенге. Для сравнения с аналогичным периодом годом ранее: холдинг демонстрировал убыток на порядок меньше – 121,9 млн тенге.

«Увеличение чистого убытка было обусловлено главным образом формированием суммы прочих расходов в размере 35,7 млрд тенге, тогда как годом ранее таких расходов у компании не было. С другой стороны, у компании наблюдается рост административных расходов  на 15,2% по сравнению с показателем за первый квартал 2013 года – до 229,5 млн тенге. В итоге операционный убыток компании за январь – март текущего года составил 16,2 млрд тенге», – сообщала аналитическая служба «Курсива» Kursiv Research.

Спустя три года в ходе своего обращения к народу Казахстана президент вновь поручил подвергнуть реорганизации холдинги «Байтерек» и «КазАро». На что, комментируя ситуацию ИА «Тengrinews.kz», в «КазАгро» заметили: «В 2015 году правительством принят комплексный план приватизации на 2016–2020 годы, согласно которому подлежат передаче в конкурентную среду три дочерние компании: АО «КазАгроФинанс», АО «КазАгроПродукт» и АО «КазАгроМаркетинг» и 17 зависимых организаций ДАО…. В соответствии с поручением главы государства продажа всех запланированных объектов будет завершена до конца 2018 года».

Таким образом, согласно комплексному плану реорганизация должна была состоять из двух задач: передачи в конкурентную среду ряда дочерних и зависимых компаний и оптимизация реализуемых функций и программ поддержки субъектов АПК.

Прожорливые дочки

В 2009 году на поддержание «КазАгро» для реализации целого ряда проектов по 14 направлениям из Нацфонда было выделено 120 млрд тенге. Как следует из бодрых отчетов представителей нацхолдингда, все выделенные средства были полностью освоены и направлены на создание новых производств, модернизацию действующих и на увеличение производительности труда. В частности, в мае 2015 года исполняющий обязанности главы нацхолдинга Даурен Махаджанов сообщил, что 120 млрд тенге было потрачено на инвестиционные программы в сельском хозяйстве.  

В частности, на эти средства, как следовало из слов г-на Махаджанова, должны были быть введены современные тепличные комплексы площадью 96 га с компьютерными системами создания микроклимата, автоматизированной подачей воды и зашторивания. Общий объем производства на этих тепличных комплексах должен составить 51 400 т томатов и огурцов. Помимо этого на площади 4,8 тыс. га были внедрены технологии капельного орошения; профинансировано строительство новых и модернизация действующих зернохранилищ; открыта сеть крупных молочных ферм объемом производства 109 тыс. т молочной продукции; построена сеть птицефабрик; сеть мясоперерабатывающих комбинатов объемом производства 27 тыс. т мясного сырья.
 
Однако, как отмечал глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев, проведенная ревизия выявила многочисленные нарушения, а из 82 проектов, запланированных на 2009–2010 годы, фактически реализация начата только 20.  

Согласно проведенному Счетным комитетом анализу деятельности нацхолдинга и его дочек были «установлены факты предоставления кредитов аффилированным лицам. Средства облигационного займа, заимствованные у Национального фонда конечным заемщикам – субъектам АПК, выдавались по ставке 12% годовых. Между тем на уровне нацхолдинга «КазАгро» ставка вознаграждения устанавливалась в размере 1,02%, а на уровне дочерних организаций – 6,98%». 

Также в отчете комитета указывалось, что при организации кредитования субъектов АПК были допущены нарушения законодательства на общую сумму 585,1 млн тенге, а работа Корпорации по контролю за использованием кредитных средств организована неэффективно, что привело к увеличению просроченной задолженности по кредитованию сельскохозяйственных производственных кооперативов и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности за 2009–2010 годы более чем в 22 раза.

«По итогам 2009 года корпорацией допущен убыток на сумму 4,6 млрд тенге. …По состоянию на 1 января 2011 года числится просроченная задолженность, составляющая 86% от общего числа проектов. Действующий механизм субсидирования крестьянских хозяйств и частного сектора не способствует поддержке отечественных предприятий, занимающихся выпуском продукции с высокой добавочной стоимостью, принуждает их к продаже полуфабриката», – подвел итог Омархан Оксикбаев. 

Трудным для «КазАгро», как отмечают аналитики специализированного портала «КазахЗерно.kz», оказался и 2015 год, когда холдинг резко ушел в убыток – 99,3 млрд тенге, но уже в 2016 году «КазАгро» получил прибыль 18,6 млн тенге. Правда, через год чистый убыток нацхолдинга вообще превысил 126 млрд тенге. Как следует из финансового отчета «КазАгро», непроцентные расходы увеличились на 26% – с 28,4 млрд тенге в 2016 году до 35,9 млрд тенге в 2017 году. Валовая прибыль холдинга сократилась в 3,6 раза – с 11,2 млрд тенге за 2016 год до 3,1 млрд тенге за 2017 год.  

Из пустого в порожнее

А в 2018 году тревогу забили депутаты. Мажилисмен Роман Ким на заседании по доступности финансирования субъектов АПК обратил внимание на неэффективность квазигосударственного сектора.

«У «КазАгро» семь дочек! И никто не знает, чем эти дочки занимаются. Зачем такая структура нужна – громадная и неуклюжая, которая использует только государственные деньги. Если бы они еще эффективно использовали, но ведь должен же быть какой-то результат. Но его нет. Поэтому, на мой взгляд, нужно рассмотреть целесообразность – нужна ли нам вообще такая структура, которая тратит только госсредства», – заявил Роман Ким.

Он также указал, что штат холдинга составляет более 2 тыс. человек, а административные расходы исчисляются в миллиардах. 

В свою очередь мажилисмен Нуржан Альтаев потребовал от профильного ведомства и правоохранительных структур проверить «КазАгро» на предмет коррупции. Как сообщило ИА «КазахЗерно.kz», депутат опубликовал с соцсетях информацию о том, что в его общественную приемную идет поток жалоб от предпринимателей, столкнувшихся со сложностями в получении кредитов через дочерние структуры холдинга «КазАгро». Фермеры сообщают, что по большинству программ кредитования и лизинга, указанных на сайте kazagro.kz, получение кредитов и лизинга невозможно якобы в связи с отсутствием выделенных средств по ним. Условия кредитных программ потенциальные заемщики называют негибкими, и построены на том, чтобы максимально закрыть риски невозврата ликвидным залоговым обеспечением без учета других факторов (положительная кредитная история, финансовое положение и так далее).

При этом залоги должны покрывать сумму займа в 1,5–2 раза, что делает фактически невозможным кредитование стартового бизнеса.
Проверку провели. По данным Счетного комитета, убытки холдинга за два года составили более 245 млрд тенге.

Как отметила, выступая 2 июня на заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, его представитель Халида Камбарова: «В период с 2017–18 годы в АО «КазАгро» направлены средства в сумме 1,6 трлн тенге. Из-за неэффективного управления активами группа компаний холдинга завершила финансовую хозяйственную деятельность с убытками по итогам 2017 года на сумму 126 млрд тенге, в 2018 году – 119,1 млрд тенге». 

Также, по информации г-жи Камбаровой, были установлены факты дублирования функций, касающихся осуществления кредитования субъектов АПК и лизинговой деятельности по трем дочерним акционерным обществам.

«Это свидетельствует об искусственном дроблении функций, создающем затруднения для субъектов агропромышленного комплекса при получении соответствующих услуг, и увеличении административных расходов», – подвела итог представитель Счетного комитета.


1 просмотр

Как Google вытеснил конкурентов

И создал мощнейшую в мире рекламную машину

Фото: Uladzik Kryhin, Shutterstock.com

США расследуют, злоупотребил ли технологический гигант своей мощью, в том числе как крупнейший брокер продаж цифровой рекламы в интернете.

Не так давно крупнейшая в США новостная компания Nexstar Media Group Inc. решила проверить, что произойдет, если она прекратит пользоваться предлагаемыми Google решениями для размещения рекламы на своих веб-сайтах.

Всего за несколько дней продажи видеообъявлений компании резко упали.

«Это очень серьезно ударило по нашим доходам», – говорит Тони Кацур, старший вице-президент Nexstar. В итоге после короткого теста Nexstar вновь подключился к сервисам Google.

Подобная ситуация, вкупе с рядом других факторов, – причина того, что сегодня входящая в холдинг Alphabet компания Google подвергается серьезной критике за свое доминирующее положение на рынке интернет-рекламы. Более того, Министерство юстиции США и прокуратура Штатов пытаются выяснить, не злоупотребляет ли Google своим положением, в том числе в качестве крупнейшего рекламного брокера во всей глобальной сети интернет. Так, большая часть из почти 130 вопросов, которые власти Штатов указали в сентябрьской судебной повестке, касалась внутренней работы рекламных продуктов Google и их взаимодействия между собой.

В значительной степени мощь Google как рекламного брокера связана с приобретением различных рекламных компаний, и в первую очередь с покупкой в 2008 году сервиса DoubleClick. Уже тогда, одобрив сделку на $3,1 млрд, регулятор предупредил, что вмешается, если компания будет увязывать свои продукты между собой в нарушение принципов конкуренции.

В интервью The Wall Street Journal десятки руководителей компаний-рекламодателей и компаний, владеющих сайтами, заявили о том, что Google сейчас именно так и поступает, то есть использует множество связанных между собой продуктов. Пример: Google владеет наиболее популярными инструментами для продажи и покупки рекламы, а также крупнейшей биржей, где совершаются сделки по размещению интернет-рекламы. Когда Nexstar решила временно не использовать рекламный сервис Google, компания потеряла доступ к огромной базе потенциальных рекламодателей, которая формируется при помощи платформы Google для закупки рекламы.

Кацур отметил: «Они хотят, чтобы в этом случае компания оказалась полностью заблокированной».

Как правило, интернет-реклама продается на специальных аукционах, которые срабатывают мгновенно, как только загружается веб-страница пользователя. И практически на каждом этапе этого процесса доминирует Google.

Вот как это работает:

 

Безымянный_98.png

Руководители многих медийных компаний утверждают, что использование DoubleClick for Publishers – это единственный способ получить полный доступ к бирже AdX от Google, где рекламное пространство продается на аукционах в режиме реального времени. Одно из преимуществ AdX перед другими биржами-конкурентами состоит в том, что она может подключаться к еще одному мощному инструменту Google – AdWords, который во многом базируется на доминирующем положении поисковой системы компании.

Рекламодатели используют AdWords, чтобы делать ставки на ключевые слова, связанные с поисковыми запросами. Например, когда пользователь вводит запрос «ипотечные кредиты», в результатах поиска показываются объявления от победителей аукциона ключевых слов AdWords. Однако AdWords способен на большее. Например, помимо всего прочего, система позволяет рекламодателям приобретать медийные объявления по всей Всемирной паутине.

В течение многих лет Google AdX была единственной рекламной биржей, имевшей доступ к этому неиссякаемому потоку рекламных бюджетов. Однако сейчас Google постепенно открывает доступ к AdWords для других бирж-конкурентов, хотя, по словам людей, знакомых с рекламными продуктами Google, большая часть спроса все равно приходится на AdX.

Медийные компании настолько сильно зависят от этого гарантированного рекламного спроса, формируемого Google AdWords, что один из руководителей крупного издателя даже назвал его своеобразным «наркотиком».

Материнская компания издания The Wall Street Journal – News Corp., давний критик Google и активный участник судебных разбирательств против нее наряду с австралийским антимонопольным органом – когда-то тоже рассматривала возможность переключения своего рекламного бизнеса с Google на конкурирующего игрока в лице компании AppNexus, инвестором которой News Corp. являлась. Однако, по данным информированного источника, в конечном счете возникли опасения, что это может привести к серьезному сокращению заявок от рекламодателей (от 40 до 60%), которые News Corp. получает через рекламную биржу Google. В целом же News Corp. инвестировала сразу в нескольких конкурентов Google в области интернет-рекламы.

В 2016 году австралийская компания Fairfax Media Limited, издатель газеты The Sydney Morning Herald, отказалась от рекламных возможностей Google, выбрав платформу AppNexus, однако уже в следующем году вернулась к Google. Наиболее известной компанией, отказавшейся от рекламного сервиса Google в пользу AppNexus, является немецкий издательский дом Axel Springer SE. Однако его крупнейшая дочерняя компания в США Business Insider по-прежнему использует систему Google.

Еще одна проблема для владельцев сайтов – это то, что собственные сервисы Google, как и у Facebook и Amazon, конкурируют с веб-мастерами за стоимость рекламы и выигрывают. По данным eMarketer, в совокупности на технологических гигантов приходится 68% из почти $130 млрд, которые в этом году будут потрачены на интернет-рекламу.

Так, в прошлом году Google заработал на рекламе $116 млрд, что на 22% больше, чем в предыдущем году, и что составляет 85% от общего дохода компании. Большая часть дохода от рекламы при этом поступает от собственных сервисов Google. Однако, учитывая, какую роль компания играет в обеспечении продаж онлайн-рекламы на своих собственных платформах, это дает ей неоспоримое преимущество.
В некоторых случаях Google намеренно стимулировала использование своих продуктов совместно друг с другом. Например, несколько лет назад Google отказался взимать плату за использование DoubleClick for Publishers при условии, что продажа рекламы осуществлялась через биржу AdX. Об этом говорится в изученном The Wall Street Journal контракте.

В прошлом году Google объ­единил DoubleClick for Publishers и AdX в единый продукт Google Ad Manager и таким образом дал отрасли понять, что оба сервиса действительно связаны между собой, говорят руководители рекламных компаний и владельцы сайтов.

Как правило, стандартная продажа интернет-рекламы – занятие не слишком сложное, поскольку все транзакции осуществляются на рекламных биржах. Однако на рынке существует несколько крупных бирж, а потому встает вопрос о том, как издатели должны определить, какой из бирж следует продавать свое рекламное пространство. И вот здесь все становится несколько сложнее.

Конкуренты и критики Google обвиняют компанию в том, что она выстроила этот процесс так, что он наносит ущерб веб-мастерам и играет на руку ее собственной бирже AdX.

В течение многих лет платформа DoubleClick for Publishers выставляла рекламное пространство на рекламную биржу, где исторически были самые высокие цены. Однако веб-мастера чувствовали, что теряют деньги, поскольку биржа – лидер по историческим ценам – не всегда предлагала самую высокую цену в конкретный момент транзакции.

В некоторых случаях AdX просто автоматически первой получала доступ к рекламному пространству, опережая другие биржи. Также эта система использовала в своих интересах данные, которые веб-мастера указывали в DoubleClick for Publishers. Например, когда AdX находила на аукционе рекламодателя, готового заплатить сумму, превышающую ту, которую, по оценкам DoubleClick, могут заплатить другие биржи, это рекламное предложение переходило к AdX.

Затем в отрасли возникла новая идея.

 

Безымянный_99.png

Процесс закручивания гаек, чем Google занимался последние годы, навредил не только владельцам сайтов, но и компаниям, работающим в сегменте интернет-рекламы. Всего за несколько лет рекламный бизнес покинул ряд конкурентов DoubleClick for Publishers, включая OpenX, Facebook и Verizon Communications Inc.

«Индустрия рекламы напоминает кладбище», – говорит Дэмиен Герадин, юрист по антимонопольному праву, профессор в области конкурентного права и экономики Тилбургского университета (Нидерланды).

В начале 2016 года Google начал требовать от покупателей рекламы использовать для покупки видеообъявлений на YouTube, самом посещаемом видеохостинге в мире, инструменты Google. Ранее же для покупки рекламы на YouTube рекламодатели могли использовать различные сторонние инструменты.

«Во многом это было началом конца», – говорит Брайан О’Келли, соучредитель AppNexus, которая в прошлом году была продана AT&T Inc. за $1,6 млрд после того, как доходы фирмы перестали расти.

Ранее Келли признавал, что AppNexus, как и другие игроки в отрасли, стремится искоренить в своей системе любые проявления нечестной конкуренции.

«Google использовал свою монополию на YouTube, чтобы повернуть игру в свою пользу», – говорит Ари Папаро, руководитель компании Beeswax.io Corp., специализирующейся на покупке рекламы и выступающей конкурентом Google.

Также в 2016 году Google разрешил для таргетинга рекламы в DoubleClick использовать данные о местоположении пользователей и адреса их электронной почты, собранные при помощи Gmail и Google Maps. Однако это стало возможным только для тех клиентов Google, кто приобрел рекламный инструмент компании DV360.

Впрочем, со своей стороны Google заявил, что обезличивает все данные и разбивает их по сегментам аудитории. В 2017 году использование данных Gmail для персонализации рекламы было прекращено.

Тем не менее компании-конкуренты утверждают, что на запрос предоставить доступ к данным Google отвечает отказом, ссылаясь на их конфиденциальность.

«Мы предложили подписать соглашение о неразглашении данных, но они все равно сказали «нет», – говорит Раджив Гоэль, исполнительный директор рекламной компании PubMatic Inc.

О том, что в 2008 году лично поддержал сделку Google с DoubleClick, теперь сожалеет и один из бывших высокопоставленных чиновников Федеральной торговой комиссии США.

«Тогда это казалось правильным решением, но за последние десять лет многое что изменилось», – говорит он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций