Перейти к основному содержанию

1414 просмотров

Внутренний голос

Почему L'Oréal следует концепции этического бизнеса

Фото: Emmanuel Lulin / L'Oréal

Будущее современной компании зависит не только от того, насколько она соответствует законодательным или экологическим нормам, но и от того, следует ли она правилам корпоративной этики. Компания L'Oréal на протяжении более десяти лет внедряет принципы корпоративной этики. О том, какое значение они имеют для бизнеса, рассказал старший вице-президент и директор по вопросам этики L'Oréal Эммануэль Люлян. 

- Итак, давайте начнем с того, какое значение корпоративная этика имеет для компании, и почему необходимо соблюдать ее законы?

- Корпоративная этика в первую очередь затрагивает вопросы ценностей компании и принципы нашей работы. С точки зрения этики, мы рассматриваем не только то, насколько правильно сформирована система работы компании L'Oréal, но и деятельность каждого отдельного сотрудника. 

Важность корпоративной этики заключается в том, что во многом именно она и определяет имидж компании. Как крупной организации, предлагающей продукты и услуги людям по всему миру, нам необходимо заручиться доверием не только наших клиентов, но и сотрудников, поставщиков и акционеров. Если бы кто-то из них не доверял нам, компания не смогла бы просуществовать долго. Этика сегодня создает эти условия доверия и тем самым формирует культурную целостность компании. 

- Неужели компании недостаточно лишь работать в рамках закона, для того чтобы быть этичной?

- Здесь необходимо провести различие между соблюдением законов и правилами корпоративной этики. Когда мы говорим о законе, то понимаем, что это наше обязательство, поскольку мы должны соблюдать законы любой страны, в которой работаем. Этика выходит за рамки закона. Ведь даже соблюдая законы, у вас могут возникнуть этические проблемы.

Другими словами, есть два вопроса, которые вы задаете себе, когда хотите принять решение. Первый: есть ли у меня право сделать это? и второй вопрос – правильно ли я делаю? Первый вопрос более применим для закона, второй – для этики. Очень важно быть этичным, потому что вы можете и на законных основаниях делать довольно неприятные вещи. Этика помогает как раз разобраться в том, все ли мы делаем правильно. 

- Расскажите подробнее о том, как появилась концепция корпоративной этики в L'Oréal и какова ваша основная миссия в компании?

- Обсуждение принципов корпоративной этики началось в L'Oréal еще 35 лет назад. Однако придать им формальный вид мы решили уже в XXI веке. В 2007 году генеральный директор L'Oréal сформулировал новую для нас на тот момент миссию по формированию корпоративной этики внутри компании, и руководить этим направлением было поручено мне. 

Мы считаем, что соблюдение этических правил повышает ценность компании. И компания с высокой культурной целостностью будет гораздо более успешной.

Моя основная задача заключалась в том, чтобы внедрить этические принципы в организацию и убедиться в том, что у компании существует правильная система ценностей и коммуникация. 

На сегодняшний день мы обучаем этике наших сотрудников в 150 странах, где присутствует L'Oréal.  Мы производим основательную оценку риска, чтобы выяснить, где у нас имеются проблемы или сложности. Я общаюсь как с топ-менеджментом, так и с рядовыми сотрудниками, чтобы понимать, в чем заключаются проблемы и следить за постоянным улучшением методов нашей работы.

- Расскажите, пожалуйста, каким этическим принципам L'Oréal следует в сфере бизнеса?

- У нас есть четыре главных этических принципа: честность, уважение, смелость и открытость. Однако следует учитывать, что значение этих слов может меняться в зависимости от страны. В западном мире уважение – это больше индивидуальное понятие, в то время как в Японии, Китае или Корее слово «уважение» интерпретируется несколько иначе. Поэтому нам нужно найти правильное определение этих принципов, чтобы все понимали, что мы имеем в виду. Год назад мы опубликовали небольшую брошюру для внутреннего пользования с афоризмами и пословицами и их значениями в разных странах. Так, если вы работаете в L'Oréal Kazakhstan и хотите поговорить с коллегами в L'Oréal Brasil или L'Oréal Germany, вы можете ознакомиться с этой брошюрой и начать разговор с коллегой, учитывая особенности его менталитета. Мы концентрируемся именно в этой области, для того чтобы наши сотрудники, партнеры и клиенты понимали, что мы уважаем культурные различия народов и стран, в которых мы работаем. 

- Не могли бы вы привести более подробные примеры этической деятельности, осуществляемой в L'Oréal?

- Наша кадровая политика предусматривает приоритетное рассмотрение вопросов, связанных с конфликтом интересов, дискриминацией, сексуальными домогательствами, коррупцией и т. д. Мы проявляем абсолютную нетерпимость к этим вопросам.

Для того чтобы отслеживать и контролировать эти процессы, мы создали специальные инструменты коммуникации.
В компании существует сеть сотрудников по этике, или этических корреспондентов, по всему миру. Сегодня в L'Oréal работает около 75 этических корреспондентов. Вместе мы обсуждаем этические проблемы, у нас имеются механизмы для оценки подобных рисков. Они входят в комитет директоров каждой страны. Также проводится работа над политикой открытого общения Speak up.

Другими словами, мы хотим, чтобы все сотрудники имели возможность высказаться, и для этого мы разрабатываем анонимные линии, куда люди имеют право звонить и обсуждать любые вопросы. Они могут поговорить с сотрудником по этике или обученным для этого менеджером. Если по какой-либо причине сотрудники не желают беседовать с коллегой из своей страны, они имеют возможность обратиться напрямую ко мне или на горячую линию с независимыми консультантами. Это открытая линия для разговоров, куда люди могут звонить 24 часа в сутки 7 дней в неделю на любом языке.

- Как компания, занимающаяся производством косметики, какой политики вы придерживаетесь с точки зрения экологического развития, и как корпоративная этика соотносится с концепцией экологичности?

- Около десяти лет назад L'Oréal разработал программу экологического развития. Она называется Sharing beauty with all («Разделяя красоту со всеми»), это большая и очень эффективная программа.
 
Экологическая политика влияет и на изменения в производстве. Например, это реализуется в эко-концепции производства шампуней. Также мы работаем над упаковкой, разрабатывая ее в соответствии с новейшими требованиями по безопасности и экологичности. Таким образом, весь экономический цикл нацелен на то, чтобы максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду. В частности, мы сокращаем использование электроэнергии. Несколько лет назад мы запустили так называемый «сухой завод», где мы применяем технологию повторного использования воды. Также сокращается и количество используемой воды. Конечно, на эти проекты были привлечены огромные инвестиции, но мы считаем, что в долгосрочной перспективе это рентабельные и эффективные проекты. 

Если рассматривать этот вопрос с этической точки зрения, то следует отметить, что мы взяли на себя публичное обязательство сократить потребление воды, а также уменьшить объемы образования мусора. У нас есть высокие требования, которые мы должны выполнить до 2020 года, и мы публикуем данные по результатам нашей экологической деятельности в открытом доступе каждый год. 

- Это, безусловно, важно. Но если говорить о бизнесе в целом, то насколько актуален вопрос этики для компаний сегодня? 

- Без этики не будет и бизнеса. Мы действительно считаем, что долгосрочный успешный бизнес невозможен без соблюдения корпоративной этики. На наш взгляд, эти процессы должны развиваться параллельно. Корпоративная этика влияет на нашу работу в сфере управления персоналом и финансами, в области инноваций и разработки продуктов. Это очень интересно, поскольку обычно, когда у вас есть инновация, с ней возникают и этические вопросы. Но следует учитывать, что после появлений инноваций в игру вступает и закон.

Закон будет диктовать, что мы должны делать и как далеко мы можем зайти. Это было во времена промышленной революции, в XX веке. Но в XXI веке у нас сложилась иная ситуация, когда инновации появляются все быстрее и быстрее, а закон часто отстает от них. То есть скорость появления технологий и научных инноваций выше, чем скорость юридического производства. При этом закон не дает определенных рамок. Развитие больших данных, искусственного интеллекта – пример того, как сместился баланс между законом и этикой. Вот почему относительное значение закона для бизнеса уменьшается, а значение этики для бизнеса увеличивается.

- Какие инициативы вы считаете необходимыми для обеспечения открытости и прозрачности в компании? Каких этических правил следует придерживаться бизнесу?

- Я думаю, что главное – это искренность топ-менеджмента. Если высшее руководство не искренне, то лучше ничего не делать. Потому что если вы говорите и ничего не делаете, вы лишь увеличиваете ложь в компании. Один из ключевых принципов при развитии корпоративной этики в компании – это избегать двойных стандартов. Когда у вас двойные стандарты, вы защищаете влиятельных людей и обвиняете тех, кто не имеет больших возможностей. Но работая по такому принципу, вы попросту убиваете культурную целостность и, следовательно, саму этику. В нашей компании также были успешные менеджеры, с которыми мы расстались только из-за таких этических проблем.

Важно понимать, что область этики становится все более важной для организации, как публичной, так и частной, потому что она помогает сформировать видение, которое помогает глубже понять, как развивается компания, что она делает и зачем.

Вопросы этики становятся такими же важными, как роботизация, искусственный интеллект, биотехнологии. И все эти области также нуждаются в этическом руководстве. 

Для бизнеса область этики – это постоянное развитие, ведь мы не знаем, что изобретем завтра, поэтому этическая сторона дела для любых инноваций будет актуальна всегда.

1394 просмотра

Всплеск котировок Tesla похож на рыночные пузыри прошлых лет

С октября прошлого года бумаги компании выросли в стоимости почти в четыре раза

Фото: Fang Zhe/Zuma Press

Такой бурный рост не соответствует относительно скромным показателям Tesla, которые включают в том числе ежегодные убытки.

Однако этот рост сильно напоминает ситуацию с акциями других компаний, превратившихся в опасные пузыри. Например, бумаги Qualcomm Inc и других технологических компаний в эпоху доткомов, нефтяной сектор в 2008 году и биткоин-пузырь в 2017-м.

«Не скажу, что это потолок. Я не определял какую-то целевую цену или позицию относительно того, как сильно эти акции могут вырасти еще. Просто это очень похоже на все другие пузыри», – говорит Питер Чечини, главный стратег по рынкам финансовой компании Cantor Fitzgerald.

По его словам, взлет котировок в прошлый вторник, когда промышленный индекс Доу – Джонса вырос более чем на 400 пунктов, можно сравнить с неким «нереальным миром», где все кажется не таким, каким должно быть. Tesla при этом данный процесс возглавляет. «Рост стоимости акций – весьма символичный показатель для спекулятивного мышления», – отмечает он.

Последний этап ралли произошел сразу после публикации на позапрошлой неделе квартального отчета Tesla, когда компания раскрыла данные о рекордном количестве отгрузок в IV квартале. Суматоха среди аналитиков также способствовала росту акций, поскольку выросли целевые цены.

Похоже, что среди розничных инвесторов Tesla считается фаворитом.

По данным мобильного приложения Robinhood, которое позволяет покупать и продавать акции при помощи смартфона, на долю Tesla пришелся наибольший за последнее время прирост новых покупателей, пользующихся приложением.

У скептиков такой рост вызывает раздражение. По данным финансово-аналитической фирмы S3 Partners, несмотря на короткое покрытие за последние несколько недель, сумма ценных бумаг Tesla, проданных без покрытия, все еще составляет $14 млрд, что делает ее компанией, чьи акции наиболее часто в США торгуются без покрытия. Держатели коротких позиций занимают акции и продают их, получая прибыль в том случае, если могут выкупить их снова по более низкой цене.

«По сути это классическая, будто из учебника, ситуация с коротким сжатием, хотя и в беспрецедентно больших масштабах», – говорит Мэтт Веллер, аналитик компании Gain Capital.

Прошлой осенью продажи акций без покрытия составляли 25%. Когда цена поднялась, трейдеры были вынуждены свои акции продать, что способствовало дальнейшему росту их стоимости. Это вынудило продавать и других, что еще больше взвинтило цену», – отмечает Веллер.

Продажи без покрытия все еще составляют 13%, так что, вероятно, эта динамика сохранится. В последние несколько месяцев акции Tesla напоминают другие активы, также торговавшиеся по завышенным ценам, включая все прошлые прецеденты вплоть до пузыря «Компании Южных морей» в 1720-х годах.

В эпоху доткомов лопнули сотни фондовых пузырей, хотя мало что иллюстрирует одержимость того времени лучше, чем акции Qualcomm.

Эта компания одной из первых уловила тренд бурного роста на рынке мобильных телефонов. На всех углах аналитики кричали о том, что чипы Qualcomm – это «наилучшая технология» для рынка мобильных устройств.

В 1999 году акции компании с $5 выросли до $90 с поправкой на дробление акций.

Казалось, у компании нет конкурентов.

Впрочем, затем пузырь лопнул, экономика начала бурно развиваться и возникла конкуренция. Многие компании этого не пережили, хотя сам Qualcomm выкарабкался.

После резкого падения акции компании сегодня торгуются по цене около $88, что в сравнении с максимумами эпохи доткомов фактически означает отсутствие роста.

В нефтяном секторе в 2008 году также образовался свой собственный пузырь. Подталкиваемые растущей мировой экономикой в середине августа того года цены на нефть резко взлетели вверх. Летом 2008 года они побили рекорд, достигнув цены $145 за баррель. Такая высокая цена на нефть повсюду оказывала давление на компании и пассажиров. И без того слабая экономика обрушилась, а вслед за ней и цены на нефть.

Однако самым ярким продуктом спекуляций, пожалуй, стал биткоин-пузырь в 2017 году.

В том году криптовалюты стали чрезвычайно популярными. Но лишь немногие понимали, как они работают, и еще меньше людей использовали их на практике. Заполучить же их хотели все. С начала года биткоин торговался по цене менее $1 тыс. К декабрю его стоимость подскочила почти до $20 тыс. Впрочем, сохранялся такой расклад не слишком продолжительное время – ни один пузырь не держится долго.

Те, кому нужно рациональное объяснение, говорит Чечини, могут открыть электронную таб­лицу, ввести данные для Tesla или любой другой упомянутой компании, применить функцию, предназначенную для расчета экспоненциального роста, и построить диаграмму. А можно просто сразу увидеть спекулятивную активность.

«Конечно, все это можно объяснить при помощи математики. Но чтобы понять, насколько все это неправильно, математика не нужна», – отмечает он.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

WSJ-4-1_page-0001.jpg

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif