Перейти к основному содержанию


1916 просмотров

В частных коллекциях произведения искусства смотрятся лучше

Сделка по продаже Sotheby’s означает уход с фондового рынка одной из немногих компаний из мира искусств, прошедших листинг

Фото: Shutterstock

После глобального финансового кризиса рынок предметов искусства переживал бурное развитие. Однако это не очень заметно по динамике стоимости акций Sotheby’s, аукционного дома с 275-летней историей. На прошлой неделе он вместе с долгами был продан французскому телемагнату Патрику Драи за $3,7 млрд. Возможно, в частной коллекции миллиардера Sotheby’s найдет лучшее пристанище, чем в портфелях инвесторов. По крайней мере, именно этот аргумент всегда применяется в отношении компаний из мира искусств, чьи акции торгуются публично.

В целом результаты 30-летнего присутствия аукционного дома на бирже весьма неоднозначные. По данным FactSet, с учетом 60% премии за поглощение, которую Драи выплатит акционерам, начиная с 1980-х годов, когда акции Sotheby’s прошли листинг на бирже, они принесли своим владельцам годовой доход в размере 8%, что на 11% ниже прироста индекса S&P 500.

Исправить положение не помог даже беспрецедентный бум на мировом рынке предметов искусства – он случился после мирового финансового кризиса благодаря бешеному спросу со стороны богатых коллекционеров, и число последних постоянно растет. По данным Art Basel and UBS Global Art Market Report (совместное исследование выставки Art Basel и банка UBS), в 2018 году в мире было продано предметов искусства на сумму в $67,4 млрд, а рост с 2009 года составил 70%. Это вполне сопоставимо с темпами роста мирового рынка товаров класса люкс за аналогичный период. Еще до того, как в понедельник стало известно о неожиданной сделке с акциями аукционного дома, годовой доход публичных компаний, владеющих такими luxury-брендами, как Hermès или LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, был вдвое больше, чем доходы Sotheby’s с 2009 года.

Есть несколько причин, почему бум в мире предметов искусства не слишком сильно помог росту акций Sotheby’s. Одна из них заключается в том, что новости о многомиллионных выплатах за картины Пикассо и Ротко не соответствуют действительности, поскольку такие сделки для аукционных домов наименее маржинальные. Поэтому, хотя бум в верхнем сегменте рынка предметов искусства становился причиной появления Sotheby’s в заголовках газет и был полезен для маркетинга, серьезного дохода он не приносил.

В отличие от люксовых брендов, которые сами производят продаваемую ими продукцию и благодаря этому контролируют цены, аукционные дома вынуждены конкурировать за лучшие лоты. 

Зачастую Sotheby’s намеренно уменьшал размер своих комиссионных и даже гарантировал фиксированную цену с целью обойти конкурента в лице аукциона Christie’s и переманить предмет искусства к себе. Условия таких гарантий никогда не становились достоянием общественности, поэтому рынок мог попасть в ловушку, когда дела шли не по плану и прибыль была меньше. В августе прошлого года стоимость акций Sotheby’s упала на 6% после того, как инвесторы узнали о том, что компания ничего не заработала на продаже картины Модильяни «Лежащая обнаженная» и работы Пикассо Femme écrivant – двух самых громких лотов того года. Так случилось из-за того, что полотна были проданы по цене ниже ожидаемой и гарантии съели всю маржу. Вообще, отсутствие прозрачности на рынке искусства мешает инвесторам сориентироваться, в какую сторону будет двигаться показатель прибыльности, и это усиливает волатильность акций подобных Sotheby’s компаний.

Нелегко сгладить колебания и самого арт-рынка. Сегодня у продавцов все меньше стимулов отказываться от продажи произведений искусства в период экономического спада, что приводит к циклам взлетов и спадов в работе аукционных домов и других компаний, зависящих от оборота. Такие риелторские компании, как Savills, работающие в сегменте люкс, во время спадов на рынке недвижимости аналогичную проблему решают за счет более стабильного дохода от услуг по управлению объектами. Sotheby’s также расширил сферу своей деятельности, консультируя клиентов по вопросам частных продаж и финансирования сделок с работами художников, однако и эта деятельность подвержена экономическим колебаниям.

Возможно, арт-бизнес просто плохо подходит для публичных рынков. Основные конкуренты Sotheby’s – аукционы Christie’s, Phillips и Bonhams – долгое время были частными. Одной из немногих оставшихся публичных компаний в сфере продаж предметов искусства является MCH Group – главный организатор ярмарки Art Basel. В течение последнего десятилетия средняя годовая доходность компании составила неутешительные 4%, что отчасти может быть связано со специфическими проблемами выставки часов класса люкс Baselworld.

«Гораздо проще купить картину и наслаждаться ею у себя дома, вкладывая оставшиеся деньги в торгуемый инвестиционный фонд с низкой комиссией», – говорит профессор Люксембургской школы финансов Роман Кройссль, изучивший доходность упомянутых выше арт-компаний.

Разумеется, активы индустрии искусств могут быть очень хорошими – когда, как Sotheby’s, продаются в виде трофеев с огромными премиями. В частности, подконтрольная правительствам кантонов Цюрих и Базель компания MCH может принять решение о продаже своей международной ярмарки искусств, учитывая проблемы в часовом подразделении. В этом случае хорошая цена способствовала бы росту стоимости акций компании.

И если недостатком перехода шедевров искусства в частные коллекции является лишь то, что они исчезают из поля зрения общественности, то для инвесторов причин горевать об исчезновении с биржи акций компаний вроде Sotheby’s еще меньше.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


2197 просмотров

Шесть главных ошибок маркетолога

Советы специалиста по маркетингу

Фото: Shutterstock.com

Маркетинг – это путь, который позволяет заработать деньги, удовлетворяя и предвосхищая потребности потребителей. Очень многие отечественные компании забывают, что такое настоящий маркетинг, сводя все к билбордам, лайкам и рекламным кампаниям.

Мерять все по себе

Первая и главная ошибка, когда маркетолог, а чаще собственник бизнеса или другой большой босс, принимают рыночные решения, основываясь исключительно на своих впечатлениях: «Наш товар никто в киоске покупать не будет, потому что я сам такое никогда не куплю», и в итоге закрывается целая ниша для продажи. Любые решения должны быть основаны на данных, цифрах, исследованиях. Если недостаточно просто опросов, лучше провести исследование, эксперимент, закупить пробную партию товара и попытаться его реализовать, проверить решение: работает или нет.

Маркетинг без бюджета

В профессиональной среде есть такая шутка: нет ничего страшнее, чем шеф, который прочитал книгу «Маркетинг без бюджета». Маркетинг без бюджета существует, но обычно он бывает двух видов: убогий и нерезультативный, дорогой и качественный. Думаете, нонсенс? Но многие забывают, что маркетинг делают люди, а это тоже затраты. Действительно, достаточно значимую часть маркетинговых активностей можно сделать без огромных бюджетов, но его обычно делают суперпрофессионалы, которые на рынке труда стоят соответствующе.

К черту план – пили пост

Очень часто работа с маркетингом несистемна и носит налетный характер. Это когда налетели на какую-то часть, сделали и полетели дальше. Особенно такое заметно в компаниях, где процессом пытается рулить акционер или собственник. Когда у него есть свободное время, он налетает, что-то делается, а при отсутствии его внимания все затихает.
Для хорошей работы нужна стратегия, ощутимая нормальная и достижимая цель и пути ее достижения в виде тактических планов. Не стоит пытаться охватить неохватное, особенно если в отделе маркетинга не десять штатных единиц – лучше сосредоточиться на чем-то одном, например на интернет-маркетинге, и продвигать это направление, нежели пытаться распыляться на все.

Чрезмерное увлечение рекламой

Продать действительно можно почти что угодно. Даже то самое, если его завернуть в красивую упаковку, сделать нормальную рекламную кампанию и поставить рядом стикер «Акция». Но сделать это можно один раз. Второй раз человек не купит. Маркетинг – это не только и не столько процесс, как понять, где и кому продавать, но и путь развития собственного продукта, о чем ни в коем случае нельзя забывать. Как понять, насколько он качественный? Все просто: измерьте ваших потребителей, которые пришли к вам не по рекламе, а через сарафанное радио – этот канал продаж наиболее ощутим к качеству: рекомендуют друзьям и родным только хорошее.

Тотальное доверие

Как давно вы проверяли свой call-центр, прикинувшись клиентом? Как можно чаще ставьте себя на место потребителя и пробуйте пользоваться своими услугами, покупать свои товары, обращаться к своим же менеджерам по продажам. Во-первых, это будет держать в тонусе сотрудников, во-вторых, позволит избежать засоренности – то, что вам кажется само собой разумеющимся в каких-то нюансах услуги или товара, будет непонятно клиенту и может стать причиной ухода к конкуренту.

Консультант Аман болсын

Чрезмерное доверие и увлечение консультантами приводит к большим бюджетным тратам при слабом движении. Для работы с консультантами следует соблюдать своего рода технику безопасности – работать до конкретного результата, обучать своих сотрудников, чтобы, когда консультант уйдет, остались квалифицированные кадры, которые разбираются в процессах, настроенных консультантом, и не покупать ненужные консультации. То есть если у вас проблема с качеством товара, стоит ее сначала потратить усилия на ее решение, а потом уже оттачивать модель дистрибуции.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций