Перейти к основному содержанию
3927 просмотров

Руководство филиала АО «НК «КазАвтоЖол» судят в Павлодаре вместе с подрядчиком

Первый приговор уже вынесен

Фото: Shutterstock

Дорожный ремонт в Павлодарской области обернулся уголовными делами о взятках. На скамье подсудимых оказался не только директорат подразделения национального оператора по управлению автодорогами, но и предприниматель. Первый приговор уже вынесен.

Пошел на поводу и дошел до суда

1 июля в Павлодаре огласили первый приговор в уголовном деле о получении взяток и извлечении других выгод от участия в кампании по ремонту дорог, проводимому в регионе в последние годы. Осуждены заместитель директора областного отделения АО «НК «КазАвтоЖол» Медет Дарабаев и руководитель филиала частной компании «АБК-Автодор НС» Азамат Бирсейтов. Отметим, что суд рассмотрел дело в порядке согласительного производства, так как оба признали свою вину и пошли на сделку с прокурором.

Они сообщили, что с 2015 по 2018 год региональный филиал АО «КазАвтоЖол» заключил с дорожно-строительной организацией «АБК-Автодор НС» ряд договоров. Фирма реконструировала участок автодорожного коридора Центр – Восток, выполняла капитальный и средний ремонт трасс республиканского и областного значения. Когда пришло время принимать работу, возникли проблемы. Как говорится в материалах дела, в конце июня прошлого года представитель подрядчика прибыл в контролирующую качество ремонта организацию – РГУ «Павлодар жол лаборатория», входящего в структуру республиканского комитета автодорог. Необходимо было подписать очередные акты выполненных работ и ведомости. Однако в этом ему было отказано без объяснения причин и оснований, хотя ранее со стороны РГУ «Павлодар жол лаборатории» претензий не поступало. Зато прозвучало «распоряжение» явиться сюда лично директору филиала частной компании. Что Азамат Бирсейтов, по его словам, и сделал в этот же день.

Согласно обвинительному заключению, тогда и прозвучало требование от руководителя РГУ «Павлодар жол лаборатория» Калжигита Койшыманова заплатить 300 тыс. тенге за беспрепятственное подписание актов выполненных работ и общее покровительство. Предприниматель пресекать правонарушение не стал.

«В свою очередь Азамат Бирсейтов согласился передать последнему требуемую им взятку и реализовал преступный умысел», – отметила в описательной части приговора судья Жанар Турлубаева.

А в конце сентября 2018 года и заместитель павлодарского филиала «КазАвтоЖол» Медет Дарабаев потребовал за свои подписи в документах 90 тыс. тенге. За год до этого он был назначен ответственным по контролю за объектами капитального и среднего ремонта и содержания автомобильных работ республиканского значения и по должности являлся лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. Средства бизнесмен передал и ему.

«Вопреки интересам службы и подрывая доверие общества к государству с целью извлечения личной материальной выгоды для себя, Медет Дарабаев поставил перед собой цель получить взятку, что и сделал», – констатировала судья.

Всем – штрафы!

Огласив обстоятельства дела, Жанар Турлубаева сообщила, что 27 июня 2019 года между заместителем прокурора Павлодарской области и подсудимыми заключены процессуальные соглашения в форме сделки о признании вины. В них представитель надзорного органа и заявил размер наказания.

«Считая вину в совершении уголовного правонарушения доказанной их собственным признанием и совокупными доказательствами, суд, соглашаясь с правильной квалификацией, полагает возможным назначить наказание подсудимым в виде штрафа», – резюмировала судья.

Размеры выплат определили двадцатикратными от суммы взяток. Таким образом, представитель нацкомпании «КазАвтоЖол» должен заплатить 1,8 млн тенге, а предприниматель – 6 млн тенге. С учетом того, что последний содержался в следственном изоляторе и под домашним арестом, сумма была значительно сокращена. Осужденные также пополнят Фонд компенсации потерпевшим – внесут 15 и 20 МРП соответственно.

Кроме того, в качестве дополнительного наказания оба пожизненно лишаются права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления и в организациях, акционером которых является государство. А при несвоевременной уплате штрафа осужденным грозят реальные сроки наказания в пределах санкций коррупционных статей.

Отметим, что Медет Дарабаев признал вину в совершении правонарушения по ст. 366, ч. 1 УК РК – получение взятки лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. Руководитель филиала подрядной организации сознался в даче взятки должностному лицу и лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, неоднократно – ст. 367, ч. 3 УК РК.

Взятки мелкие, дело – громкое

На рассмотрении в суде № 2 города Павлодара остается коррупционное дело в отношении руководителя РГУ «Павлодар жол лаборатория» Калжигита Койшыманова, который не признает, что желал получить с фирмы «АБК-Автодор НС» взятку в 300 тыс. тенге. Замешанным в историю с «подарками» от этого подрядчика оказался и директор павлодарского филиала АО «НК «КазАвтоЖол». По версии обвинения, Нуралы Тоймбетов, назначенный на должность всего год назад, требовал оплачивать ему бензин принадлежавшей фирме топливной смарт-картой и отремонтировать за счет фирмы служебный автомобиль, который нуждался в замене двигателя. Теперь ему инкриминируют совершение правонарушения, предусмотренного ст. 161, ч. 1 Уголовного кодекса – использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своего служебного положения с целью извлечения выгод, повлекшее существенный вред для граждан. Впрочем, с этими выводами следствия не согласен и он. Напомним, о выявлении фактов мздоимства при реализации дорожных проектов в Павлодарской области региональный антикоррупционный департамент заявил в ноябре прошлого года.

banner_wsj.gif

914 просмотров

Спасение Lufthansa правительством Германии – это палка о двух концах

Берлин хочет сохранить обширную внутреннюю сеть маршрутов авиакомпании, но это отрицательно сказывается на ее прибыльности

Фото: Pixabay

Компания-гигант в области авиа­перевозок Lufthansa получила от правительства Германии почти все, что требовала. У инвесторов эта новость вызвала как облегчение, так и новые опасения.

В понедельник официальный Берлин одобрил €9 млрд ($9,8 млрд) правительственной помощи в адрес крупнейшей по доходности авиакомпании Европы. На данный момент это один из самых крупных пакетов помощи, выделенных из-за пандемии COVID-19. Взамен правительство Германии получит 20%-ную долю в компании и два места в ее наб­людательном совете.

В США авиакомпаниям для получения помощи пришлось передать правительству лишь около 10% доли в виде варрантов. Тем не менее условия, предложенные Lufthansa, инвесторов в целом удовлетворили, поскольку правительство страны сразу сообщило о том, что планирует продать свою долю к 2023 году и не собирается вмешиваться в повседневную деятельность компании. Свой голос в компании оно намерено использовать лишь для того, чтобы заблокировать поглощение Lufthansa. Акции авиаперевозчика на этой неделе выросли примерно на 12%.

инвестиции WSJ-02.jpg

Сделке предшествовало многонедельное обсуждение деталей договора. Однако в реальности стратегия компании и видение правительства Германии всегда совпадали.

Lufthansa уже давно испытывает проблемы с прибыльностью из-за высокой стоимости рабочей силы и перенасыщения сети маршрутов. Хотя в последние годы компания активизировала усилия по решению некоторых из этих проблем, показатели ее рентабельности (рассчитанные до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2018 и 2019 годах снова упали и оказались ниже, чем у конкурентов. Кроме того, кризис, вызванный коронавирусом, Lufthansa встретила с весьма скромным резервным капиталом.

Одна из главных причин, почему европейские авиакомпании менее прибыльны в сравнении с американскими компаниями, заключается в том, что крупные города Европы расположены недалеко друг от друга, из-за чего возникает высокая конкуренция с другими авиаперевозчиками, а также с железнодорожными и автомобильными компаниями. В Германии это проявляется особенно ярко: в отличие от Великобритании и Франции, столицы которых являются безоговорочными центрами, в германской экономике большую роль играют множество городов среднего размера, включая Франкфурт и Мюнхен (где расположены узловые аэропорты Lufthansa, хотя эти города разделяет всего 305 км), а также Гамбург, Кёльн и Штутгарт.

 

инвестиции WSJ-04.jpg

Чтобы заполнить международные авиарейсы в Северную Америку и Азию, Lufthansa приходится поддерживать обширную сеть во всех этих городах и соседних странах, что объясняет приобретение ею других европейских авиакомпаний – Swiss Air Lines и Brussels Airlines. Однако на фоне конкуренции с такими соперниками, как лоукостеры Ryanair и easyJet, эта стратегия обходится крайне дорого. Неоднократно Lufthansa пыталась вывести на прибыль свое бюджетное подразделение Eurowings, но безуспешно.

Даже несмотря на все сложности, авиакомпания могла бы попытаться оптимизировать свой бизнес в Германии, вместо того чтобы агрессивно защищать его всеми возможными способами от новых игроков. При поддержке официального Берлина компания может позволить себе продолжить функционировать как прежде, хотя все другие европейские авиакомпании под влия­нием COVID-19 трансформируются. Например, British Airways может пойти на сокращение до четверти своего персонала, а также покинуть базу в аэропорту Гатвик, чтобы полностью сосредоточиться на лондонских рейсах в Хитроу. Норвежские авиалинии Air Shuttle, вероятно, ограничат свою деятельность скандинавским рынком.

Несомненно, Lufthansa тоже внедрит ряд изменений. Не исключено значительное сокращение расходов, а также то, что все планы использовать авиакомпанию Eurowings на протяженных авиамаршрутах, скорее всего, будут надолго забыты. Руководство Lufthansa уже объявило о том, что другое подразделение компании – лоукостер Germanwings – будет закрыто.

Тем не менее компания по-преж­нему нацелена на обеспечение немецких экспортеров надежным авиасообщением. Как сообщают местные СМИ, правительство страны противится дав­ле­нию со стороны Европейского союза, который требует, чтобы Lufthansa отказалась от слотов в аэропортах Франкфурта и Мюнхена.

Вне зависимости от того, подразумевает акция по спасению Lufthansa контроль со стороны правительства или нет, она преследует цель сохранить текущую сеть авиамаршрутов в Германии. И это совсем не то, что может по-настоящему восхитить инвесторов.

 

инвестиции WSJ-03.jpg

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png