Лизинг в АПК: «Без современной техники сложно добиться урожайности»

Компания «КазАгроФинанс» занимает 90% на рынке лизинга АПК. Подобный метод финансирования привел к большому обновлению парка сельскохозяйственной техники и модернизации взглядов аграриев на традиционный подход в работе.

Фото: АО «КазАгроФинанс»

Председатель Правления АО «КазАгроФинанс» Каныш Избастин рассказал о том, почему лизинг обрел популярность среди казахстанских фермеров, а государство предпринимает меры, чтобы сделать новую технику доступнее.

- Каныш Темиртаевич, здравствуйте! Расскажите, какая миссия стоит перед компанией АО «КазАгрофинанс»?

- Наша компания исторически представляла собой многопрофильную компанию, которая кредитовала все подотрасли Агропромышленного комплекса и использовала различные инструменты кредитования – лизинг и займы.

Сейчас мы фокусируемся на лизинге сельскохозяйственной техники. Мы выбрали это направление, поскольку оно является приоритетным для сельского хозяйства Казахстана.
 
Кредитование посредством лизинга сельхозтехники – это самый простой, но эффективный вариант повышения производительности труда. Наличие, например, комбайна повышает объемы выработки хозяйства, на котором этой техники не было. Если есть многофункциональный и дорогой комбайн, то это еще больше влияет на увеличение продуктивности. 
Лизинг, как метод кредитования, наиболее понятен для клиентов, а для компании он удобен тем, что данные легко оцифровываются, техника – подсчитывается. 

- Насколько широко распространился лизинг сельскохозяйственной техники среди казахстанских фермеров?

- За полный 2018-й и прошедшую часть 2019 года лизинг определенно стал популярной услугой среди клиентов. 

Статистические данные показывают, что спрос растет в геометрической прогрессии. Это касается как дорогой, так и недорогой техники, и не зависит от сезона. Она используется в рамках весенне-полевых, межсезонных и уборочных работ. 

Итог прошлого года показал, что в сравнении с 2017 годом объем лизинга в денежном выражении вырос на 56%, а в количественном выражении на 42%.

В прошлом году мы поставили рекорд для нашей компании: за последние пять лет была предоставлена фермерам сельскохозяйственная техника в количестве 3 426 единиц на сумму около 63 млрд. тенге.

- Чем обоснован значительный рост?

- Есть два фактора, которые повлияли на развитие.
 
Первый – это понимание надобности обновления техники фермерами. Представители АПК понимают, что технику нужно обновлять. Без современной техники сложно добиться урожайности, которая прямым образом влияет на доход.

Второй фактор – это новые меры господдержки Министерства сельского хозяйства, решающие вопрос субсидирования.

Государство смогло создать достаточно комфортные условия для фермеров и сделать технику доступной. Так, аванс субсидируется государством в объеме, равном одной четвертой от инвестиционных вложений, а ставка вознаграждения финансируется в размере 10%.

2_10.jpg

- Как вы можете охарактеризовать принципы работы компании?

- В работе у нас доминирует рыночный подход – все зависит от клиента. Фермер сам решает, какая техника и когда ему нужна, а мы предоставляем различные варианты для ее получения.

Мы не ориентируемся исключительно на крупные хозяйства. Только за прошлый год компания предоставила более 3400 единиц, и подавляющее большинство пошло в эксплуатацию мелким и средним фермерским хозяйствам. 

- Какие программы лизинга представлены для клиентов?

- Среди программ существуют различия по категориям клиентов. Для ранее финансированных фермеров – надежных клиентов, с которыми мы работаем не первый год, с кем знакомы, мы предоставляем особые условия. Мы знаем их профессиональные качества, ответственный подход к работе. Для них у нас упрощенный подход.  

У нас есть популярная программа «Экспресс-лизинг». Она подразумевает лизинг недорогой несложной техники, которая пользуется спросом, по упрощенной схеме.

Также мы имеем программы «Урожай», «Свои корма», предоставляем услуги вторичного лизинга.

Основная цель нашей работы по программам – это ускорение процесса получения техники. 

Мы понимаем, что сельское хозяйство – достаточно традиционный бизнес. Несмотря на то, что все прекрасно знают, когда начинаются и заканчиваются работы, – ситуация повторяется каждый сезон. В силу специфики фермеры обращаются к нам в последний день. 

В связи с этим мы ежегодно совершенствуемся и трансформируемся. Мы ставим перед собой задачу сделать максимально упрощенную и ускоренную форму доступа к технике. Все программы рассчитаны именно на это.

- Вы упоминали достижения компании за 2018 год в сфере лизинга. Расскажите о том, как изменились экономические показатели?

- Если говорить о росте с финансовой точки зрения, то все планы и задачи, которые перед нами представил акционер, в том числе по чистому доходу, мы перевыполнили в разы – с большим запасом. 

Но большее значение мы уделяем другому факту. Самое главное достижение не только для нас, но и для всей отрасли – это ускорение обновления машиностроительного парка. Перевыполнение плановых показателей по количеству и стоимости переданной сельскохозяйственной техники положительно отразилось на уровне обновления всего машинно-тракторного парка в Казахстане. Данный фактор будет влиять на отрасль в долгосрочной перспективе, ведь техникой фермеры пользуются не один год, и результат проделанной работы будет чувствоваться еще долго.

3_6.jpg

- Как фермеры могут обратиться за услугой в АО «КазАгрофинанс»?

- Наша компания представлена во всех регионах Казахстана. Фермеры, которые профессионально занимаются производством сельскохозяйственной продукции, знают, кто мы, чем занимаемся и где находимся.

Если у агрария есть потребность в определенном аграрном оборудовании, то он просто выбирает нужную модель техники, и мы начинаем работу. 

Однако отмечу, что у нас есть определенные нормативы доступности техники. Они подразумевают профессиональный подход к делу. Например, мы не можем дать на маленькое поле большое количество комбайнов – они там ни к чему.

В нашей практике нет такого, что АО «КазАгрофинанс» предлагает определенную модель. Чаще мы можем проконсультировать фермера о надобности и количестве нужного оборудования, анализируя объемы площадей, финансовые возможности фермера, его готовность эксплуатировать ту или иную технику.

Мы открыты для всех фермеров и готовы рассмотреть все запросы.

- Каныш Темиртаевич, какого стратегического направления будет придерживаться компания в этом году?

- На 2019 год перед нами стоит задача, как минимум, сохранить прошлогодний темп работы. Цель  – превзойти результаты 2018 года. 

В рамках кредитования субъектов АПК на проведение весенне-полевых работ в первом полугодии 2019 года мы отметили положительную динамику и превосходство показателей над прошлогодними за идентичный период.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Инвесторы начали скупать акции Twitter на фоне сообщений о росте пользователей

Однако этот рост могут сопровождать и риски

Фото: Matt Rourke/Associated Press

Похоже, Twitter привлекает всех, кроме тех, в ком платформа нуждается больше всего. Итоги II квартала, опубликованные компанией в прошлый четверг, – это еще один неоднозначный результат: привлекательный на первый взгляд, но разочаровывающий, если взглянуть немного глубже.

Например, Twitter сообщил о том, что число пользователей, которые могут видеть рекламу на платформе, в этом квартале достигло рекордной отметки, однако доход соцсети от рекламы на фоне пандемии снизился. В прошлый четверг акции Twitter выросли на 4%.

Эти результаты подчеркивают сильные и слабые стороны всех тех усилий, которые прикладывает платформа, чтобы привлечь больше пользователей в преддверии президентских выборов. По данным компании, во II квартале года их общее число выросло на 20 млн активных пользователей, что больше по сравнению с прошлогодними показателями на 34%. Это наибольшие темпы роста, зафиксированные компанией с момента, когда она начала отчитываться по этому показателю в IV квартале 2018 года.

Факт использования Twitter такими известными людьми, как президент Дональд Трамп, Джо Байден, Илон Маск и Джефф Безос, делает платформу ценным, но противоречивым источником информации. Недавно Twitter начал помечать сообщения, содержащие то, что сеть расценивает как дезинформацию, предупреждениями о необходимости фактчекинга, а пару недель назад ей даже пришлось преодолевать последствия хакерской атаки на ряд важных аккаунтов.

По словам Джона Эгберта, аналитика компании Stifel, хакерские атаки могут угрожать самому существованию платформы. Так, потеряв доверие к Twitter, наиболее ценные пользователи платформы могут перенести свою активность на другую площадку, а вместе с ними уйдут простые пользователи и рекламодатели.

Это последнее, что нужно Twitter. Общий доход компании во II квартале уже снизился на 19% по сравнению с прошлым годом, тогда как падение рекламных доходов за аналогичный период составило 23%. Это оказалось даже хуже, чем опасались на Уолл-стрит. Спад произошел на фоне сокращения объемов рекламы со стороны брендов, а также рекламы путешествий, отдыха и офлайн-ивентов, поскольку все эти сегменты бизнеса серьезно пострадали из-за пандемии.

По данным Twitter, на доходах во II квартале негативно отразились не только проблемы бизнеса, возникшие из-за COVID-19, но и те непродолжительные рекламные бойкоты, которые были связаны с недавними гражданскими протестами в США. И хотя большинство аналитических данных показывает, что эти бойкоты оказали относительно небольшое влияние на общие доходы главного конкурента платформы – Facebook, Twitter утверждает, что именно они стали причиной 15%-ного сокращения рекламных доходов компании за последние три недели июня.

Что еще хуже, отмечает Эгберт из компании Stifel, так это то, что недавние хакерские атаки могут угрожать бизнесу Twitter по лицензированию данных, который пока еще является относительно успешным для компании направлением. За последние два квартала этот бизнес вырос, если сравнивать текущие итоги с данными за прошлый год. Эгберт считает, что принятая в компании практика продавать бизнесу лицензии на данные может попасть в поле зрения регулирующих органов, поскольку монетизация лицензирования данных «определенно в большой степени зависит от использования личных данных пользователей, чем таргетированная реклама».

И хотя на лицензирование данных приходится лишь 18% от общего дохода Twitter, значение этого бизнеса возрастает, поскольку доходы от рекламы падают. В прошлый четверг во время конференц-звонка с инвесторами Twitter подтвердил, что нанимает команды, которые работают над созданием таких новых источников доходов, как подписки и электронная коммерция, которые могут быть протестированы уже в этом году.

Уолл-стрит ожидает, что доходы от рекламы в Twitter продолжат снижаться в годовом исчислении и в III квартале, хотя и более умеренно, а затем в IV квартале покажут номинальный рост.

Положительным моментом является то, что недавние улучшения рекламных возможностей платформы способны ускорить процесс восстановления этого бизнеса – разумеется, при условии, что будет расти спрос.

Twitter утверждает, что планирует увеличить расходы в III квартале в тех областях, которые в этом определенно нуждаются. Однако чересчур активное использование и без того уязвимой платформы может создать угрозу для тех финансовых резервов компании, которые были созданы ранее.

WSJ_квартальные доходы Twitter_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg