Эксперт: «Казахтелеком» после MWC 2019 может выйти в лидеры транзита в регионе

Китайская сторона намерена приобрести у казахстанской наземный международный транзит на уровне 1 Тбит/с

Фото: Казахтелеком

Подписание компанией «Казахтелеком» меморандума с крупнейшим оператором связи Китая China Mobile International Limited о предоставлении казахстанской стороной крупнейшего в истории страны международного транзита данных по направлению Китай – Западная Европа стало логичным завершением участия крупнейшего оператора в Mobile World Congress Shanghai 2019. Крупнейший мировой форум в Шанхае стал площадкой для демонстрации «Казахтелекомом» своих возможностей в сфере Intelligent Connectivity (Умная связь): 5G, Интернет вещей, AI, Big Data, Индустрия 4.0, Цифровое доверие и безопасность данных.

В соответствии с условиями меморандума, китайская сторона намерена приобрести у казахстанской наземный международный транзит на уровне 1 Тбит/с от Китая до Западной Европы. Этот объем транзита является крупнейшим не только в истории «Казахтелекома», но и в истории всей республики – данный канал позволит клиентам китайских партнеров в Азии и Европе получить бесперебойный стабильный сервис с наилучшими техническими характеристиками по маршруту REAL (Rapid Europe Asia Link). При этом, как считает глава агентства стратегических коммуникаций Khalykbergen, PR-эксперт Нуркен Халыкберген, это соглашение является главным шагом «Казахтелекома» на пути к завоеванию регионального лидерства в сфере транзита, а в последующем – и в других сферах предоставления телекоммуникационных услуг в Центральной Азии.

«Взаимоотношения между «Казахтелеком» и China Mobile International Limited начались в 2008 году, поэтому подписание соглашения о международном транзите – это вполне логичное развитие сотрудничества данных компаний, – считает Халыкберген. – На сегодняшний день China Mobile International Limited с абонентской базой более чем 930 миллионов абонентов является для «Казахтелекома» одним из основных партнеров на внешнем рынке телекоммуникационных услуг. До подписания соглашения их совместный годовой оборот составлял более $5,5 миллионов, думаю, что новое соглашение позволит существенно увеличить данный оборот», – добавляет эксперт.

Отметим, что этот меморандум полностью вписывается в государственную инициативу развития «Шелкового пути»: развитие потенциала услуг, связанных с возможностями «Нового Шелкового пути», на сегодняшний день является приоритетным как для Казахстана, так и для Китая. Инициатива по реализации транзитного потенциала Китай – Европа через Центральную Азию объединена в межгосударственную инициативу Belt and Road, так что национальный оператор фактически выстраивает сейчас инфраструктурную основу для этой инициативы, которая, в свою очередь, гарантирует «Казахтелекому» большой рынок сбыта своих услуг и возможности для дальнейшего развития.

«В свете этого считаю, что перспективы казахстанской компании достаточно высоки, поскольку расширение и увеличение объемов трафика между Европой и Азией положительно сказывается на объемах услуг, оказываемых «Казахтелекомом». И, соответственно, это обстоятельство повышает вероятность того, что казахстанский телекоммуникационный оператор может стать одним из доминантов на региональном рынке транзита данных», – считает Халыкберген.

Той же точки зрения придерживается и главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов, который подчеркивает, что маршрут через Казахстан становится основным наземным направлением для крупнейшего мирового сотового оператора. Это географическое преимущество подкрепляется высоким качеством услуг, которые предоставляет «Казахтелеком» и которое он демонстрирует на Mobile World Congress Shanghai – крупнейшем международном событии в сфере мобильной связи и инновационных технологий.

_MG_6039_1.jpg

«CMI не только считает «Казахтелеком» приоритетным партнером по увеличению объемов транзитных каналов, но и подтверждает свои намерения долгосрочным сотрудничеством», – подчеркнул Мейрманов.

При этом в компании подчеркивают, что маршрут REAL от «Казахтелеком» завоевал доверие его ключевого зарубежного партнера благодаря высоким показателям отказоустойчивости и минимальным задержкам, на сегодняшний день данный маршрут имеет наилучшие показатели среди аналогичных наземных маршрутов Китай – Европа, что признает и китайская сторона, которая отмечает безопасность сети, организованную и системную работу казахстанского партнера.

Напомним, что за 12 лет сотрудничества между компаниями АО «Казахтелеком» и China Mobile International были подписаны шесть документов о взаимодействии, в том числе двустороннее соглашение о создании и обслуживании «точки присутствия» (PoP) АО «Казахтелеком» в Гонконге, Меморандум о расширении стыка на участке Жаркент – Хоргос. И часть из них была подписана по итогам участия в международных форумах, аналогичных MWC 2019. Нынешняя площадка Шанхайского конгресса дала возможность казахстанскому телекоммуникационному оператору продемонстрировать свои наработки в самых передовых направлениях отрасли на выставке, которая ежегодно собирает более 550 компаний из разных стран. Главными темами MWC 2019 Shanghai стали Intelligent Connectivity («Умная связь», 5G, Интернет вещей, AI, Big Data, Индустрия 4.0, Цифровое доверие и безопасность данных – над развитием всех этих направлений в стране сейчас работает и «Казахтелеком».

Как отметил на торжественной церемонии открытия казахстанского стенда председатель комитета телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Виталий Ярошенко, «Казахтелеком» уже второй год достойно представляет страну на этом заметном событии в области инноваций и мобильной связи, представляя продукты и решения, способные конкурировать с зарубежными аналогами. А генеральный консул Республики Казахстан в Шанхае Жошыхан Кыраубаев подчеркнул, что участие в подобных выставках дает возможность казахстанским компаниям не только получить выход на международные рынки, но и обменяться мнениями по основным тенденциям развития мобильных технологий с ведущими мировыми игроками отрасли.

a-1153.JPG

«Считаю, что «Казахтелеком», благодаря трансформации подхода к телеком-рынку и использованию новых трендов, стоит в одном ряду с высокотехнологичными компаниями, которые сегодня демонстрируют в Шанхае свои достижения и потенциал», – сказал Кыраубаев. 

При этом стенд «Казахтелекома» на MWC 2019 стал отражением всего спектра перспективных направлений компании: в него вошли секции по 5G, smart cities, Big Data, blockchain, NFVi/ NFV MANO, облачному видеонаблюдению, fintech, e-commerce и биометрии, которые позволили посетителям в полной мере ознакомиться с решениями компании «Казахтелеком» в области инноваций. Особый интерес гостей выставки вызвала инсталляция Smart Aqkol, где был показан прототип «умного города» в Казахстане.

Ну, и, наконец, транзитный потенциал компании стал еще одной ключевой темой казахстанского стенда: специалисты «Казахтелекома» отмечают ежегодное увеличение объема трафика и спроса на емкости каналов связи, что сопряжено с динамично растущими рынками Китая, Индии и Пакистана. Так что меморандум о предоставлении значительного объема наземного международного транзита китайской стороне – это первый документ из ряда возможных соглашений, направленных на реализацию возможностей телекоммуникационного оператора на международном рынке.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Тенгизшевройл разместила евробонды на $1,25 млрд

В Moody's считают, что компания будет наращивать долги в рамках проектов будущего расширения

Фото: Tengizchevroil

Для финансирования реализации проекта будущего расширения (ПБР) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 15 июля разместило два выпуска евробондов на $500 миллионов и $750 миллионов со ставкой вознаграждения 2,6% и 3,2% годовых. Датой погашения обозначены 15 августа 2025 и 2030 годов. Организаторами размещения выступили Bank of China, HSBC, IMI – Intesa Sanpaolo и J.P. Morgan.

Двумя днями ранее агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) подтвердило рейтинг Baa2 в отношении облигаций, выпущенных Tengizchevroil Finance Company International Ltd (TFCI). «Эмитент является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл», созданному для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО», – сообщило Moody’s.

Выпуск ценных бумаг соответствует ожиданиям агентства о том, что ТШО будет регулярно наращивать долги в рамках проектов будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), реализуемых на месторождении Тенгиз.

Есть риски

В Moody’s считают, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль Тенгизшевройл, и что ее операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом.

В качестве положительных моментов агентство отмечает то, что ТШО имеет лицензионное соглашение с правительством Казахстана, предоставляющее ей исключительные права на добычу углеводородного сырья на Тенгизском и Королевском месторождениях до 2033 года. Кроме того, предприятие является важным источником денежных средств для его акционеров, в частности корпорации Chevron, имеющей рейтинг Aa2 стабильный, и правительства Казахстана, способных поддержать компанию.

Но и риски тоже есть. В Moody’s полагают, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в прошлом году. Казахстан взял на себя обязательства сократить производство нефти на 390 тыс. баррелей в день в течение мая-июля этого года. По некоторым данным, ТШО согласилось снизить суточную добычу более чем на 100 тыс. баррелей. 

Помимо этого, еще не определены сроки возобновления строительных работ на ПБР. С начала вспышки коронавируса в марте этого года ТШО значительно сократила персонал на площадке, отмечает агентство. Многие некритические работы на проекте были приостановлены. Компания рассчитывает завершить ПБР к середине 2023 года, а ПУУД – к концу 2022-го. Поэтому повторный запуск строительства на Тенгизе планируется в течение этого года. Однако сроки обратной мобилизации зависят от ситуации с коронавирусом в республике и являются неопределенными. Длительные задержки с ремобилизацией сделают достижение целевой даты завершения в середине 2023 года более сложной задачей, констатируют эксперты.

Также в качестве рисков отмечается возможный рост стоимости транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). При этом Moody’s считает, что ТШО обладает достаточной ликвидностью, чтобы выдержать задержки с проектом расширения, и ожидает ограниченного влияния коронавируса на текущую добычу нефти.

Базовый сценарий Moody’s предполагает, что в 2020 году цены на нефть марки Brent в среднем составят $35 за баррель, а в следующем – вырастут до $45. В прошлом году средняя цена на Brent находилась в пределах $64 за баррель, поэтому агентство ожидает, что в 2020 и 2021 годах доходы компании значительно снизятся. «В настоящее время ТШО имеет непогашенный долг в размере около $7,5 млрд, в то время как верхний предел задолженности составляет $21,5 млрд, как указано в финансовых документах ТШО», – отмечает агентство. Аналитики агентства полагают, что даже при более низких доходах в этом и следующем годах компания сможет профинансировать оставшиеся капитальные затраты в размере $14 млрд за счет сочетания долговых и операционных денежных потоков без привлечения помощи акционеров.

Moody’s может понизить рейтинг облигаций, если капитальные затраты на проект расширения существенно возрастут или произойдет задержка в завершении ПБР – такое развитие ситуации намного снижает способность ТШО погасить долги в течение периода концессии. Также на рейтинг могут повлиять снижение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, низкие цены на нефть и плохие операционные показатели.

8-полоса_ТШО_карта-Казахстана.jpg

Пособия вместо зарплаты

В самой компании «Курсиву» ответили, что на сегодняшний день проект расширения завершен на 77% и что «ТШО предпринимает действия для безопасного выполнения ключевых мероприятий». Данные отчета компании о прошлогодних итогах показывают, что на конец 2019 года проект был завершен на 74%, и это значит, что за последние полгода реализация проекта продвинулась всего лишь на 3%.

Первый случай заболевания коронавирусом на Тенгизе был зарегистрирован 8 апреля. Через неделю компания приступила к эвакуации персонала с месторождения. Из-за приостановки работ сотни казахстанских и иностранных нефтесервисных компаний, около 25 тыс. работников, участвовавших в реализации проекта, были отправлены в вынужденный отпуск. «Сейчас все находятся в процессе ожидания. ТШО надеется в сентябре возобновить критические работы на ПБР», – рассказал Нурлан Жумагулов, генеральный директор «Союза нефтесервисных компаний Казахстана».
 
По его словам, до 23 июня «Тенгизшевройл» оплачивала компенсацию в размере среднемесячной заработной платы всем рабочим, находящимся на простое. Позже она предложила подрядчикам равномерно разделить оплату половины зарплаты работников, то есть 25% платит ТШО, 25% – работодатели. Но подрядчики отказались, сославшись на отсутствие денег. Тем не менее ТШО решила не оставлять рабочих совсем без денег и согласилась до сентября (до возобновления работ) платить им ежемесячные пособия в размере 42,5 тыс. тенге на человека.

Сейчас на Тенгизе трудятся 13,7 тыс. человек, включая персонал основного производства и работников ПБР и ПУУД.
С момента обнаружения первого больного по сегодняшний день среди работников месторождения зарегистрировано 3650 случаев заражения коронавирусом, из них 333 – среди работников ТШО. 2444 человека излечились от болезни. На месторождении на данный момент проходят лечение около 260 работников. Проведено более 49 тыс. тестов на наличие коронавируса. «Основное количество выявляемых на сегодняшний день случаев приходится на работников, которые проходят скрининг перед своей вахтой», – отметили в ТШО.

8-полоса_ТШО.jpg

В долг и на свои деньги

По данным КТК, за первое полугодие по трубопроводной системе было перекачано свыше 14,1 млн тонн тенгизской нефти, это на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нефтепровод является основным экспортным маршрутом ТШО и по нему транспортируется практически все добытое на Тенгизе сырье. Если учесть, что нынешние цены на нефть намного ниже прошлогодних, то прогноз Moody’s относительно прибыли компании по итогам 2020 года может подтвердиться.

Согласно данным консолидированной финансовой отчетности ТШО за 2019 год, опубликованной на сайте Комиссии США по ценным бумагам и биржам, чистая прибыль компании в прошлом году по сравнению с предыдущим сократилась почти на 17%, до $5,9 млрд, а общая выручка на 5,8%, до $16,3 млрд. При этом капитальные затраты превысили $10,2 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3%, и на 38,8% по сравнению с 2017 годом. То есть за последние три года «капексы» ТШО превысили $27,5 млрд.

Напомним, о принятии окончательного решения по финансированию ПБР и ПУУД акционеры компании объявили летом 2016 года. Тогда же стало известно, что стоимость проекта, реализация которой позволит увеличить годовую добычу нефти на 12 млн тонн (с 27 до 39 млн тонн), составит $36,8 млрд. Однако осенью прошлого года ТШО объявило об удорожании проекта более чем на 22%, до $45,2 млрд. Оператор месторождения объяснил это повышением стоимости инженерных и строительных работ. Но и эта цифра, скорее всего, не является финальной. Нурлан Жумагулов говорит, что окончательного бюджета по ПБР все еще нет.

В ТШО ответили изданию, что компания продолжает финансировать проект за счет операционного денежного потока и внешнего долга, но отказались уточнять подробности операции.

Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, на начало 2020 года общая долгосрочная задолженность ТШО составляла $6,7 млрд, что на 67,5% больше, чем годом ранее. Из них самый большой долг у компании перед корпорацией Chevron – свыше $3,35 млрд.

Дело в том, что 27 июля 2016 год в целях привлечения средств для финансирования проекта будущего расширения TFCI выпустила облигации для институ­циональных инвесторов на $1 млрд и взяла кредит под залог в размере $2 млрд и $1 млрд у Chevron и ExxonMobil соответственно. Облигации и займы, имеющие процентную ставку 4% годовых, должны быть погашены в августе 2026 года.

Ранее в том же месяце TFCI открыла кредитную линию на $3 млрд от синдиката коммерческих банков, на $6 млрд – от Chevron, и $3 млрд – от ExxonMobil. Срок действия кредитной линии истекает в июле 2021 года, но по усмотрению товарищества может быть продлен еще на два года.

Как видно, финансирование проекта происходит за счет заемных средств, хоть и получены они в основном от двух основных акционеров. Казахстан, владеющий 20% предприятия, принимает участие в финансировании ПБР только через реинвестицию своей доли прибыли. Если в 2017–2018 годах ТШО перечислила своим акционерам в качестве дивидендов 1,4 млрд и 1,1 млрд соответственно, то в прошлом году не выплатила ничего.

Напомним, Chevron принадлежит 50% доли участия в ТШО, ExxonMobil – 25%, «КазМунайГаз» – 20%, российско-американскому СП «Lukarco» – 5%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg