Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4740 просмотров

Что ждет первого виртуального сотового оператора на рынке Казахстана

Для полноценной работы ему необходима синергия с банком

Фото: Shutterstock

19 июня 2019 года его запустило ТОО «Кар-Тел», владелец торговой марки Beeline. В настоящее время первый казахстанский MVNO-оператор работает в режиме бета-тестирования.

Виртуальный оператор сотовой связи, или MVNO-оператор (mobil evirtual network operator), – это оператор сотовой связи, который продает услуги под собственным брендом, но при этом использует готовую инфраструктуру другого оператора.

«izi – это мобильный цифровой оператор, который отличается от классических операторов тем, что весь сервис предоставляется онлайн. Мы используем мобильное приложение вместо офисов обслуживания, а чат-поддержку – вместо сall-центров. Подключение, управление услугами и весь остальной сервис – через мобильное приложение izi», – говорится на сайте оператора izi.

Цены на связь, представленные в виде пакетов СМС, звонков и гигабайтов трафика, опубликованы на сайте оператора. Максимальный пакет с 30 Гб трафика, 300 минутами и 50 СМС обойдется абонентам этой сети в 4 тыс. тенге в месяц. Не удалось найти на сайте предложений по пакетам услуг в роуминге. Например, связь в Испании не выглядит слишком доступной: 50 тенге за мегабайт, 300 тенге за входящий или исходящий звонок в Казахстан и 1 050 тенге за звонок в третью страну. Зато пользоваться приложением izi в роуминге можно бесплатно.

Прямые конкуренты izi скептически восприняли новость о появлении в Казахстане виртуального оператора.

«izi вышел в один из самых дорогих маркетинговых каналов – в прямые продажи, – сказал председатель совета директоров АО «Фридом Финанс», член совета директоров АО «Кселл» Тимур Турлов. – При этом рынок и так находится на ценовых минимумах: связь дешевая, у сотовых операторов низкая маржа, а ценовая конкуренция сошла на нет».

Участники рынка говорят о том, что дифференциация izi непонятна – при нулевой силе бренда izi стоимость привлечения клиента обещает быть заведомо выше, чем у самого Beeline. Также они задаются вопросом, как оператор izi собирается быть прибыльным, если зарабатывать все сложнее самой инфраструктуре и сотовым операторам с сильными брендами. Пессимизм среди участников рынка отразился на общей рыночной картине.

Статистика рынка

Главный источник роста телекоммуникационной отрасли – это услуги по доступу в интернет. С начала 2017 года к маю 2019-го он вырос на 24% (по итогам мая текущего года доступ в интернет – это более 23 млрд тенге, 36% всего рынка). Мобильная связь за пять месяцев 2019 года к аналогичному периоду 2018 года показала рост чуть более 0,3%. 

Вообще, во всем «пироге» телекоммуникационных услуг по итогам мая 2019-го доля мобильной связи составляет 28%. Это второй по значимости сегмент рынка. Третий – прочие телекоммуникационные услуги, и он слишком аморфный, чтобы его можно было анализировать. Его доля во всех телекоммуникационных услугах составляет 18%. Все вместе три крупнейших сегмента занимают почти 82% всего рынка. 

«Никто рекордов от телекома Казахстана и не ожидал. У Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития. Мы движемся исключительно по лекалам мировых трендов», – считает директор представительства iKS-Consulting Светлана Черненко. Она предполагает, что в краткосрочной перспективе операторы будут пытаться выжать максимум из «манипуляций» с пакетными предложениями и тарифными планами с так называемым сроком годности – наращивать наполняемость пакетов и увеличивать их стоимость. Что касается среднесрочной перспективы, то, по словам эксперта, существенный вклад в доходы операторов могут внести решения IoT (интернет вещей) – промышленные решения, сервисы для ЖКХ. 

Виртуальным – быть?

В этих условиях говорить о наличии каких-то фундаментальных предпосылок для массового возникновения MVNO-операторов в Казахстане было бы преждевременным. Некоторое время назад в отрасли наблюдалась вялотекущая дискуссия по этому поводу. И мнение всех причастных к ней было неутешительным: если такое и будет возможным, то только в случае смены технологической парадигмы, например запуска сетей 5G и существенного изменения регуляторной базы. 

Кроме того, виртуальные операторы должны предложить потребителю что-то уникальное, при этом ориентируясь на вполне конкретную аудиторию. Например, тот же Virgin Mobile сконцентрировался исключительно на пользователях iPhone. Есть и более экзотические подходы: оператор Ventocom в Австрии сделал совместный проект с футбольным клубом «Рапид». В результате был создан виртуальный оператор, ориентированный на обслуживание 900 тыс. болельщиков. Еще пример такого нишевого подхода – бразильская евангелистская церковь Igreja Sara Nossa Terra, которая создала виртуального сотового оператора Mais Parceiros de Deus для своих прихожан.

Банк и оператор

С другой стороны, виртуальные операторы могут стать для финансовых групп дополнительным источником данных о клиентах; самая очевидная синергия – это банк и сотовый оператор. «Сегодня 90% клиентского пути проходит не в инфраструктуре финансовых организаций, а в мобильных приложениях и в интернете, – говорит СЕО Prime Source Евгений Щербинин. – Это толкает банки искать варианты сотрудничества  с маркетплейсами, соцсетями, агрегаторами, поставщиками различных сервисов. Самым полным, оперативным, достоверным источником информации о клиенте является сотовый оператор. Он знает, с кем вы контактируете, где находитесь, какие интернет-ресурсы посещаете, где работаете и живете. И все это в режиме реального времени».

Евгений Щербинин приводит в пример синергии банка и оператора.

«Российский Тинькофф Банк несколько лет назад создал собственного виртуального мобильного оператора. Интеграция бизнес-процессов операторов связи и банков несет огромный потенциал, ведь конверсия предложений в реальном времени достигает 50%, в то время как отклик на стандартное предложение банка в виде СМС обычно не превышает 1%, – пояснил Щербинин. – Кроме выигранной конкуренции за клиента, банк может развивать спрос клиента на свои услуги, используя, например, хорошо зарекомендовавшую себя геймификацию, для реализации которой также необходима интеграция с оператором в реальном времени. Для телеком-оператора правильно сделанные совместные проекты по событийному маркетингу могут вернуть маржинальность бизнеса на уже давно забытые высоты периода широкого распространения сотовой связи».


987 просмотров

Для чего «АлмаТел Казахстан» аудит от «Большой четверки»?

Впервые за четыре года компания планирует выплатить дивиденды акционерам

Фото: пресс-служба компании

В связи с повышенным вниманием к результатам аудита финансовой отчетности АО «АлмаТел Казахстан» за 2018 год, пресс-служба компании сообщает о фактических ее результатах.

Впервые за долгое время Советом директоров компании было принято решение о привлечении аудитора из числа «Большой четверки». Основной целью и задачей проведения такого масштабного аудита было выявление факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность деятельности, с целью их предупреждения и оперативного устранения. Это сделано для повышения прозрачности и для большего комфорта всех заинтересованных в деятельности компании сторон. Об этом говорится в сообщении компании.

В пресс-службе отмечают, что в ходе подготовки к аудиту компанией был произведен ряд корректировок в финансовой отчетности, сложившейся по результатам предыдущих лет. 

Отмечается, что компанией в 2018 году были достигнуты следующие результаты по сравнению с предыдущим годом:

  • Выручка выросла на 1,5 млрд тенге, или на 11%, до 15,4 млрд тенге.
  • Общие и административные расходы сократилась на 945 млн тенге, или на 29%, до 2,3 млрд тенге.
  • Показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации) компании увеличился на 5,8 млрд. тенге: с –1,8 млрд тенге за 2017 г. до 4,0 млрд тенге в 2018 г.
  • Размер кредитов и займов снизился на 1,1 млрд тенге, или на 39%, до 1,7 млрд тенге.
  • Чистая прибыль в 2018 году составила 1,3 млрд тенге, по сравнению с убытком в размере 4 млрд тенге в 2017 году.

По результатам деятельности за 2018 год компания в первый раз за прошедшие четыре года планирует выплатить дивиденды акционерам.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций