Перейти к основному содержанию

7608 просмотров

Что ждет первого виртуального сотового оператора на рынке Казахстана

Для полноценной работы ему необходима синергия с банком

Фото: Shutterstock

19 июня 2019 года его запустило ТОО «Кар-Тел», владелец торговой марки Beeline. В настоящее время первый казахстанский MVNO-оператор работает в режиме бета-тестирования.

Виртуальный оператор сотовой связи, или MVNO-оператор (mobil evirtual network operator), – это оператор сотовой связи, который продает услуги под собственным брендом, но при этом использует готовую инфраструктуру другого оператора.

«izi – это мобильный цифровой оператор, который отличается от классических операторов тем, что весь сервис предоставляется онлайн. Мы используем мобильное приложение вместо офисов обслуживания, а чат-поддержку – вместо сall-центров. Подключение, управление услугами и весь остальной сервис – через мобильное приложение izi», – говорится на сайте оператора izi.

Цены на связь, представленные в виде пакетов СМС, звонков и гигабайтов трафика, опубликованы на сайте оператора. Максимальный пакет с 30 Гб трафика, 300 минутами и 50 СМС обойдется абонентам этой сети в 4 тыс. тенге в месяц. Не удалось найти на сайте предложений по пакетам услуг в роуминге. Например, связь в Испании не выглядит слишком доступной: 50 тенге за мегабайт, 300 тенге за входящий или исходящий звонок в Казахстан и 1 050 тенге за звонок в третью страну. Зато пользоваться приложением izi в роуминге можно бесплатно.

Прямые конкуренты izi скептически восприняли новость о появлении в Казахстане виртуального оператора.

«izi вышел в один из самых дорогих маркетинговых каналов – в прямые продажи, – сказал председатель совета директоров АО «Фридом Финанс», член совета директоров АО «Кселл» Тимур Турлов. – При этом рынок и так находится на ценовых минимумах: связь дешевая, у сотовых операторов низкая маржа, а ценовая конкуренция сошла на нет».

Участники рынка говорят о том, что дифференциация izi непонятна – при нулевой силе бренда izi стоимость привлечения клиента обещает быть заведомо выше, чем у самого Beeline. Также они задаются вопросом, как оператор izi собирается быть прибыльным, если зарабатывать все сложнее самой инфраструктуре и сотовым операторам с сильными брендами. Пессимизм среди участников рынка отразился на общей рыночной картине.

Статистика рынка

Главный источник роста телекоммуникационной отрасли – это услуги по доступу в интернет. С начала 2017 года к маю 2019-го он вырос на 24% (по итогам мая текущего года доступ в интернет – это более 23 млрд тенге, 36% всего рынка). Мобильная связь за пять месяцев 2019 года к аналогичному периоду 2018 года показала рост чуть более 0,3%. 

Вообще, во всем «пироге» телекоммуникационных услуг по итогам мая 2019-го доля мобильной связи составляет 28%. Это второй по значимости сегмент рынка. Третий – прочие телекоммуникационные услуги, и он слишком аморфный, чтобы его можно было анализировать. Его доля во всех телекоммуникационных услугах составляет 18%. Все вместе три крупнейших сегмента занимают почти 82% всего рынка. 

«Никто рекордов от телекома Казахстана и не ожидал. У Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития. Мы движемся исключительно по лекалам мировых трендов», – считает директор представительства iKS-Consulting Светлана Черненко. Она предполагает, что в краткосрочной перспективе операторы будут пытаться выжать максимум из «манипуляций» с пакетными предложениями и тарифными планами с так называемым сроком годности – наращивать наполняемость пакетов и увеличивать их стоимость. Что касается среднесрочной перспективы, то, по словам эксперта, существенный вклад в доходы операторов могут внести решения IoT (интернет вещей) – промышленные решения, сервисы для ЖКХ. 

Виртуальным – быть?

В этих условиях говорить о наличии каких-то фундаментальных предпосылок для массового возникновения MVNO-операторов в Казахстане было бы преждевременным. Некоторое время назад в отрасли наблюдалась вялотекущая дискуссия по этому поводу. И мнение всех причастных к ней было неутешительным: если такое и будет возможным, то только в случае смены технологической парадигмы, например запуска сетей 5G и существенного изменения регуляторной базы. 

Кроме того, виртуальные операторы должны предложить потребителю что-то уникальное, при этом ориентируясь на вполне конкретную аудиторию. Например, тот же Virgin Mobile сконцентрировался исключительно на пользователях iPhone. Есть и более экзотические подходы: оператор Ventocom в Австрии сделал совместный проект с футбольным клубом «Рапид». В результате был создан виртуальный оператор, ориентированный на обслуживание 900 тыс. болельщиков. Еще пример такого нишевого подхода – бразильская евангелистская церковь Igreja Sara Nossa Terra, которая создала виртуального сотового оператора Mais Parceiros de Deus для своих прихожан.

Банк и оператор

С другой стороны, виртуальные операторы могут стать для финансовых групп дополнительным источником данных о клиентах; самая очевидная синергия – это банк и сотовый оператор. «Сегодня 90% клиентского пути проходит не в инфраструктуре финансовых организаций, а в мобильных приложениях и в интернете, – говорит СЕО Prime Source Евгений Щербинин. – Это толкает банки искать варианты сотрудничества  с маркетплейсами, соцсетями, агрегаторами, поставщиками различных сервисов. Самым полным, оперативным, достоверным источником информации о клиенте является сотовый оператор. Он знает, с кем вы контактируете, где находитесь, какие интернет-ресурсы посещаете, где работаете и живете. И все это в режиме реального времени».

Евгений Щербинин приводит в пример синергии банка и оператора.

«Российский Тинькофф Банк несколько лет назад создал собственного виртуального мобильного оператора. Интеграция бизнес-процессов операторов связи и банков несет огромный потенциал, ведь конверсия предложений в реальном времени достигает 50%, в то время как отклик на стандартное предложение банка в виде СМС обычно не превышает 1%, – пояснил Щербинин. – Кроме выигранной конкуренции за клиента, банк может развивать спрос клиента на свои услуги, используя, например, хорошо зарекомендовавшую себя геймификацию, для реализации которой также необходима интеграция с оператором в реальном времени. Для телеком-оператора правильно сделанные совместные проекты по событийному маркетингу могут вернуть маржинальность бизнеса на уже давно забытые высоты периода широкого распространения сотовой связи».

banner_wsj.gif

7914 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif