Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


720 просмотров

В Казахстане предложили регулировать рекламу в интернете

Участники рынка считают, что отсутствие таких законов создает неравную конкуренцию между местными и зарубежными игроками

Изображение: Shutterstock.com

По данным Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА), объем рынка рекламы в Казахстане в 2018 году достиг 50 млрд тенге. При этом доля интернет-рекламы (ее еще называют диджитал-рекламой) составила 16%, или 8 млрд тенге. За пять лет и процентная, и денежная часть диджитала выросла более чем в два раза (7% и 3,3, млрд тенге в 2014 году). Для сравнения: объем рекламы в печатных СМИ за этот период уменьшился с 13% до 6%, или с 6 до 2,7 млрд тенге.

Развитие диджитал продолжает набирать обороты, это один из основных трендов казахстанского рекламного рынка. Парадоксальная ситуация, но именно этот быстрорастущий сегмент рынка рекламы, включающий в себя в том числе и рекламу в социальных сетях, законодательно практически не регулируется.

Интернет-реклама – не SMM

Каких-то жестких ограничений для рекламы в соцсетях нет, утверждает менеджер по социальным сетям Dentsu Aegis Network Kazakhstan Майра Аскарбекова. Стандарты размещения рекламы касаются в первую очередь правил, связанных с нарушением авторских прав, публикации ложной информации, клеветы и негатива, рекламы спиртных напитков, а также распространения контента сексуального характера.

«Если не углубляться в нюансы законодательства, то достаточно понять следующее: в соцсетях нельзя пуб­ликовать информацию, которая противоречит закону о рекламе», – пояснила она.

Генеральный директор Vi Digital Казахстан Виталий Савков подчеркивает, что даже термина «социальные сети» в законе о рекламе нет, следовательно, ограничивающих норм для этого сегмента рекламы не существует. Понятие «интернет» встречается только пару раз – в запрете рекламы интернет-казино и исключении интернет-ресурсов. Савков добавляет, что рекламой в соцсетях многие по-прежнему считают классический SMM.

Причины для законности

При подходе «все, что не запрещено, – разрешено» можно регулярно встретить интернет-рекламу, вызывающую неоднозначные эмоции у пользователей.

«Те случаи, которые не соответствуют моральным устоям нашей страны, все же накладывают неприятный отпечаток на индустрию. Выражается это в падении доверия к интернету как медиа. Проблема, полагаю, как раз в саморегулировании рекламного контента. Эту роль берут на себя сами платформы, размещающие такую рекламу. Регуляторы, возможно, и реагируют на такие проявления, но сам факт, что эти случаи повторяются, формирует впечатление, что соцсетям дозволено намного больше, чем местным интернет-изданиям», – говорит Виталий Савков.

Участники диджитал-рекламного рынка предлагают сформировать единые правила для всех игроков. По словам Савкова, сейчас отсутствие регулирования в интернет-рекламе создает большой отток локальных средств в зарубежный интернет, другими словами, на сервисы с «зарубежным» гражданством, которые не платят налоги в РК. «Наши местные ресурсы находятся в неравных конкурентных условиях с зарубежными игроками, которым все дозволено и им ничего за это не бывает», – констатирует представитель рынка, отдельно акцентируя внимание на том моменте, что предпочтение зарубежным компаниям отдается даже в государственных тендерах.

«Доминирующая доля рекламы в социальных сетях принадлежит другому сегменту рекламодателей, нежели в классических медиа и форматах. Если копнуть глубже и оценить основную массу рекламодателей, то большинство составит сегмент малого и среднего бизнеса, и это вполне логично, так как реклама в соцсетях имеет низкий порог входа и определенные удобства в работе. Говорить о смещении остальных рекламных медиа в пользу соцсетей все же рановато, но динамика быстрорастущая, и если сегодня не предпринять меры по регулированию рек­ламного контента, завтра уже может быть поздно», – заключил Виталий Савков.


1095 просмотров

Что происходит с общественным транспортом в казахстанской глубинке

Рассказываем на примере Усть-Каменогорска

Фото:shutterstock

Казахстанцы бьют тревогу: в регионах отсутствует эффективная программа развития пассажирского транспорта. За исключением трех мегаполисов во всех крупных городах не работают программы субсидирования, бизнес терпит убытки, и это серьезно сказывается на качестве услуг.

Как на войне

Ожидается, что в ближайшие месяцы в областном центре ВКО полностью поменяется система городских пассажирских перевозок. Акимат намерен приобрести в кредит новые автобусы и отдать их в аренду автопаркам, победившим в конкурсе. Предполагается, что это событие положит конец конфронтации между нынешними автоперевозчиками и властью и станет началом передела всего рынка общественных перевозок областного центра. Предприниматели, работающие в этом бизнесе, уверены: их попросту вытесняют из занятой ниши.

Ранее «Курсив» писал о начале открытой конфронтации между сторонами в июле, когда автоперевозчики в одностороннем порядке отменили льготы для детей и пенсионеров. Позже к компании ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» присоединились еще три крупных автопарка. Таким образом, из 10 транспортных компаний с акиматом «поссорились» четыре автопарка. Предприниматели объяснили свои действия тем, что «дефицитный тариф за проезд 90 тенге больше не позволяет им заниматься благотворительностью, предоставляя льготы за свой счет». Ведь непосредственно в договорах скидки за счет перевозчиков не прописаны.

Тогда же аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар во всеуслышание заявил, что со всеми перевозчиками, отменившими скидки, будет расторгнут договор. Им были направлены уведомления.

«Эти компании просто решили отменить льготы, не согласовав ни с акиматом, ни с Ассоциацией автоперевозчиков. Даже если сейчас они передумают и захотят вернуть льготы, то поезд ушел», – говорил градоначальник на заседании акимата.

По словам директора ТОО «АЦ «БЭСТ» Елены Рядинских, это уведомление было оспорено в суде. Но в связи с тем, что по истечении месячного срока акимат так и не предпринял никаких фактических действий по расторжению договора, руководитель компании отозвала свой иск. В настоящее время автопарк продолжает работать в прежнем режиме. Никаких санкций от чиновников так и не последовало.

В Ассоциации автоперевозчиков Усть-Каменогорска говорят, что главной проблемой этого бизнеса является даже не тариф, а отсутствие взаимопонимания с властью. Глава ассоциации Николай Масич рассказывает, что они уже более девяти месяцев не могут добиться встречи с акимом для обсуждения проблемных вопросов.

«В существующий тариф 90 тенге, утвержденный из расчета стоимости солярки 115 тенге, включены только ГСМ и зарплата. Сейчас дизтопливо продается по 195 тенге. С сентября прошлого года ситуация усугубляется: из-за дороговизны расходных материалов, ремонта подвижного состава регулярность маршрутов уже упала с 92 до 77%. Но мы ведь не требуем повышения тарифа, а просим рассмотреть вопрос оперативного субсидирования убыточных маршрутов или перехода на пиковый режим работы», – отметил Николай Масич.

Какова прибыль?

Акимат со своей стороны не принимает доводов об убыточности автопарков. И на то есть свои причины. По данным заместителя акима Усть-Каменогорска Тамары Рахимжановой, руководители транспортных предприятий занижают цифры по пассажиропотоку, тем самым скрывая часть своих доходов.

«По данным перевозчиков, в день они перевозят 90 тыс. человек. Однако согласно информации специалистов Алматинского НИИ транспорта и коммуникаций, у которых мы заказывали исследование, реальный пассажиропоток равен 287 тыс. человек. Мы не против отработать вопрос по субсидированию, но только когда будут прозрачные цифры, то есть после введения электронного билетирования», – констатирует Тамара Рахимжанова.

В ассоциации эти выводы считают некорректными. Николай Масич поясняет, что за один день подсчитать средний годовой пассажиропоток, не беря в расчет загруженные или «провальные» месяцы, невозможно.

Нужно обновление

Неоднократно власти города предъявляли претензии перевозчикам по состоянию подвижного состава. По последним данным, 60% автобусов Усть-Каменогорска должно быть заменено на новые. В ассоциации заявляют, что им просто не на что купить новую технику.

«Уже два года банки не кредитуют перевозчиков. Из-за того, что заказчик преднамеренно затягивает проведение очередного тендера уже в течение 1,5 лет, все автопарки работают по временному договору, с открытой датой. А это значит, у нас нет перспектив, банки не уверены, что предприятия смогут и дальше работать. Поэтому нам не дают кредитов», – парирует Николай Масич.

Что касается модернизации городского пассажирского транспорта, то акимат имеет на этот счет свой план. По словам Жаксылыка Омара, до конца сентября будет подписан кредитный договор с Банком развития Казахстана о приобретении 85 новых автобусов отечественного производителя – компании DaewooBasKazakhstan. Цена вопроса – 5,4 млрд тенге. Прежним планам по займу у ЕБРР не суждено было сбыться: банк выдвинул обязательное условие субсидирования убыточных маршрутов. Кроме того, в новых автобусах будет установлена белорусская система электронного билетирования стоимостью 1,7 млрд тенге. Средства также заемные.

Вся новая техника будет передана «дочке» государственной СПК «Ертiс» – ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска». Она в свою очередь передаст автобусы в аренду тем автопаркам, которые захотят получить самые загруженные городские маршруты. 10 лет перевозчики должны будут отдавать часть своей прибыли ТОО, чтобы рассчитываться по долгам с БРК.

«Власти обвиняли нас в том, что мы против валидаторов. Это не так. Мы против той системы, которую хотят внедрить. У нее цена космическая. В течение четырех лет эти 1,7 млрд мы должны вернуть инвестору. А это значит, 40% от тарифа нужно отдавать за работу этой системы. Что тогда останется перевозчикам?» – спрашивает Елена Рядинских.

По словам руководителя ТОО «АЦ «БЭСТ», еще в начале 2018 года, когда должен был состояться очередной тендер с новыми расчетами тарифа, у их предприятия была нулевая рентабельность. А сейчас фирма вообще ушла в минус. Бизнесвумен считает, что автоперевозчиков целенаправленно подталкивают к тому, чтобы они бросили этот бизнес. А смогут ли они при таком неустойчивом финансовом состоянии участвовать в консорциуме – большой вопрос.

Не только в ВКО

Председатель ОО «Профсоюз работников предпринимательства ВКО» Галина Казанцева считает, что озвученные автоперевозчиками Усть-Каменогорска трудности возникают не только в ВКО. Это проблема республиканского масштаба.

Об аналогичной ситуации заявляла Ассоциация транспортных предприятий Карагандинской области, где 20% автобусов частных автоперевозчиков не выходит на линии из-за постоянных поломок и нехватки средств на ремонт. Дотации просят и транспортники Костанайской области, в которой большая часть автобусов уже старше 30 лет. Чтобы избежать банкротства, автоперевозчики Уральска предлагают увеличить тариф с 80 до 186 тенге. В Петропавловске предприниматели не берут новые автобусы даже в лизинг – при дефицитном тарифе заем не окупится.

«Я была в нескольких регионах, везде ситуация практически одинаковая. В стране отсутствует нормальная программа развития пассажирского транспорта. Исключение составляют только Алматы, Нур-Султан, Шымкент, где уделяется внимание развитию городских перевозок», – отметила Галина Казанцева.

Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в Казахстане комплексная программа по развитию автобусных перевозок действует с 2018 по 2020 годы. И на нее выделяется финансирование. 10 млрд тенге в прошлом году бюджет дал для обеспечения льготного лизинга и 15 млрд тенге – на субсидирование перевозок. К слову, 81% от общего объема дотаций дано для Алматы и Нур-Султана. На специальном заседании Палаты предпринимателей «Атамекен» по этому вопросу, проведенному еще весной, программу раскритиковали. Было отмечено, что срок ее реализации подходит к концу, а особых успехов так не было достигнуто.

В заключение отметим, в начале следующего года, когда в Усть-Каменогорске будут закуплены новые автобусы и пройдет конкурс, местному акимату придется вернуться к рассмотрению вопросов субсидирования или повышения тарифа. Ведь с дефицитным тарифом перевозчики не смогут вернуть кредиты, взятые акиматом на модернизацию.

1_55.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций