Перейти к основному содержанию


5440 просмотров

Отмена бесплатной пересадки в Нур-Султане: слух или ближайшее будущее

Разбирался «Курсив»

Фото: Shutterstock.com. Коллаж: Александр Игизбаев

В пятницу, 21 июня, директор департамента по связям с общественностью «Астана LRT» Науат Азанбаева на своей страничке в Facebook опровергла информацию об отмене права жителей и гостей столицы осуществлять бесплатную пересадку с одного городского автобусного маршрута на другой в течение часа. Однако перевозчики заявляют о колоссальных убытках в результате бесплатного провоза части обладателей транспортных карт.

Нерешенный вопрос

Нур-Султан остается единственным городом Казахстана, где при наличии электронной транспортной карты можно в течение часа осуществить две поездки на автобусе по цене одной. Для этого пассажирам необходимо повторно прикладывать к валидатору свою карту при пересадке из одного автобуса городского маршрута в другой – или при пересадке с экспресс-маршрута в другой экспресс в течение 60 минут. Стоимость такого двойного проезда в городских маршрутах будет составлять 90 тенге, в экспрессах – 180 тенге: суть в том, что при повторной валидации оплата за проезд повторно с карточек не списывается, значит, ее не получают и перевозчики.

Такая система была введена год назад, в июле 2018 года для того, чтобы приучить население к электронной оплате за проезд, тогда же был установлен и дифференцированный тариф, когда при оплате картой пассажир платит 90 тенге в городском и 180 тенге в экспресс-маршруте при тарифах в 180 тенге и 250 тенге соответственно при оплате наличными.

Плюс при оплате наличными пассажир не имеет привилегии бесплатной пересадки в течение часа – делалось это, как говорилось выше, для увеличения количества держателей электронных карт и снижения теневого оборота столичных автопарков. Спустя год автопарки заявляют об огромных издержках в результате как бесплатных пересадок, так и сдерживания тарифа на уровне 90 тенге – с претензиями к городским властям они 20 июня обратились в территориальное подразделение национальной палаты предпринимателей, где выяснилось, что убытки автопаркам наносит не только электронная «халява» пассажиров, но и невыполнение акиматом своих обещаний по субсидированию пассажирских перевозок в городе. Обсуждение вышло достаточно громким, вследствие чего директору департамента по связям с общественностью «Астана LRT» (компании, координирующей сборы от электронной оплаты за проезд в автобусах) и пришлось выступать с отдельным разъяснением.

«Отмена бесплатной пересадки в общественном транспорте столицы – вопрос нерешенный, – написала 21 июня Азанбаева на своей страничке в Facebook. – Вчера в социальных сетях и СМИ активно обсуждался вопрос об отмене бесплатной пересадки в автобусах столицы. У пользователей общественного транспорта новость вызвала бурю негативных комментариев. И такая реакция объяснима, так как это удобство стало привычным для всех. Понимая, что такая новость не может оставить пользователей равнодушными, хочу обратить ваше внимание, что никакого официального решения по отмене бесплатной пересадки никто не принимал. Вчерашняя новость основывается лишь на инициативе всего одного из восьми перевозчиков».

Науат Азанбаева также напомнила, что предоставление бонусов и тарифных планов пассажирам (бесплатная пересадка, месячный и прочие проездные) осуществляется перевозчиками, они имеют право предлагать и выносить вопрос о пересмотре тарифных планов на общественные слушания, а также на утверждение акиматом и маслихатом города.

Убытки ценой в 300 млн тенге

На заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции палаты предпринимателей Нур-Султана, состоявшегося 20 июня, вопрос о возможности отмены бесплатной пересадки формально поднял действительно представитель только одного автопарка из восьми автопредприятий Нур-Султана – директор автопарка № 4 Насипбай Смагулов заявил о колоссальных убытках перевозчиков в результате фактически бесплатного провоза части обладателей транспортных карт.

«Если все автопарки взять, то 300 млн тенге (ежемесячно) мы теряем на бесплатных пересадках, соответственно, наш парк теряет около 30 млн, – сказал Смагулов. – На эти деньги мы могли заправить все автобусы на два дня. С перевозчиками эти бесплатные пересадки не согласовывались, их нет нигде в Казахстане – только в Нур-Султане», – добавил он.

Категорически против бесплатных пересадок действительно высказался только один автопарк, но проблема в том, что это высказывание было сделано в общем контексте информации об острой нехватке средств в автопарках города после годичного функционирования системы электронной оплаты, а потому позицию перевозчиков по этому вопросу можно считать консолидированной. Директор автопарка № 5 Иван Захарчук на заседании совета по защите прав предпринимателей привел калькуляцию расходов и доходов своего предприятия, согласно которой поступления от «Астана LRT» не дотягивают до 13 млн тенге в месяц, а расходы автопредприятия на зарплату, налоги, ГСМ и техническое обслуживание автобусов составляют порядка 24 млн тенге.

«За май мы перевезли 242 тыс. 944 пассажира на сумму 20 млн 864 тыс. тенге, а получили всего менее 13 млн. Мы сейчас просто уже на грани банкротства: мы не можем оплатить ни налоги, ни зарплату, ничего», – утверждает глава автопредприятия.

В этой ситуации бесплатная пересадка, которой, по данным оператора системы, в отдельные дни пользуются до половины всех перевозимых пассажиров, действительно способна стать для перевозчиков сродни красной тряпки для быка. Впрочем, перевозчики могли бы и не заострять на ней внимание, если бы местные исполнительные органы не оптимизировали бы в отношении них свои обязательства по субсидированию пассажирских перевозок – так, по данным представителей того же автопарка № 5, задолженность по субсидиям перед ними со стороны акимата составляет на данный момент 44 млн тенге.

Исходя из бюджета

Представители акимата признали факт оптимизации, объяснив это необходимостью перенаправления средств на решение других социальных задач. По сведениям исполняющего обязанности руководителя отдела организации и контроля пассажирских перевозок управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Нур-Султана Турсынгали Жакенова, общая потребность транспортного субсидирования на 2019 год составляет 15,7 млрд тенге, однако в ходе одобрения бюджетной заявки сумму урезали до 3,9 млрд.

«Остальная сумма не выделена. Мы выплачиваем субсидирование, исходя из бюджета, который нам выделили. Сумму, которую выделили, оплачиваем автопаркам», – пояснил Жакенов.

А заместитель руководителя управления стратегического и бюджетного планирования столицы Марлен Мурзабеков пояснил: бюджет субсидирования урезали в связи с тем, что на всю социальную сферу в столичном бюджете предусмотрены расходы на уровне 33,8% от его общего объема.

«Это очень много», – заметил Мурзабеков.

В конечном счете перевозчикам было рекомендовано сформулировать свои требования для рассмотрения на общественных слушаниях с дальнейшим направлением на утверждение в акимате и маслихате столицы. К основным требованиям, если судить по заседанию в территориальном подразделении НПП, помимо отмены бесплатной пересадки, будет относиться еще и повышение тарифа за проезд: нынешние 90 тенге за одну поездку с карты жители столицы платят в течение четырех лет, по расчетам перевозчиков же нынешняя оплата должна быть на уровне как минимум 240 тенге.

Тут, правда, существует еще одно «но»: тариф на уровне 90 тенге городские власти держали так долго, пытаясь пересадить жителей столицы с индивидуального транспорта на общественный, чтобы разгрузить городские артерии. И если цена на проезд на последний вырастет столь резко, неясно, что станет с этими планами акимата, которые усиленно декларировались при Асете Исекешеве в период с 2016-го по 2018 год. Потому что в случае удорожания проезда и отмены бесплатных пересадок часть астанчан могут вернуться к усиленной эксплуатации собственного автотранспорта.


2207 просмотров

Шесть главных ошибок маркетолога

Советы специалиста по маркетингу

Фото: Shutterstock.com

Маркетинг – это путь, который позволяет заработать деньги, удовлетворяя и предвосхищая потребности потребителей. Очень многие отечественные компании забывают, что такое настоящий маркетинг, сводя все к билбордам, лайкам и рекламным кампаниям.

Мерять все по себе

Первая и главная ошибка, когда маркетолог, а чаще собственник бизнеса или другой большой босс, принимают рыночные решения, основываясь исключительно на своих впечатлениях: «Наш товар никто в киоске покупать не будет, потому что я сам такое никогда не куплю», и в итоге закрывается целая ниша для продажи. Любые решения должны быть основаны на данных, цифрах, исследованиях. Если недостаточно просто опросов, лучше провести исследование, эксперимент, закупить пробную партию товара и попытаться его реализовать, проверить решение: работает или нет.

Маркетинг без бюджета

В профессиональной среде есть такая шутка: нет ничего страшнее, чем шеф, который прочитал книгу «Маркетинг без бюджета». Маркетинг без бюджета существует, но обычно он бывает двух видов: убогий и нерезультативный, дорогой и качественный. Думаете, нонсенс? Но многие забывают, что маркетинг делают люди, а это тоже затраты. Действительно, достаточно значимую часть маркетинговых активностей можно сделать без огромных бюджетов, но его обычно делают суперпрофессионалы, которые на рынке труда стоят соответствующе.

К черту план – пили пост

Очень часто работа с маркетингом несистемна и носит налетный характер. Это когда налетели на какую-то часть, сделали и полетели дальше. Особенно такое заметно в компаниях, где процессом пытается рулить акционер или собственник. Когда у него есть свободное время, он налетает, что-то делается, а при отсутствии его внимания все затихает.
Для хорошей работы нужна стратегия, ощутимая нормальная и достижимая цель и пути ее достижения в виде тактических планов. Не стоит пытаться охватить неохватное, особенно если в отделе маркетинга не десять штатных единиц – лучше сосредоточиться на чем-то одном, например на интернет-маркетинге, и продвигать это направление, нежели пытаться распыляться на все.

Чрезмерное увлечение рекламой

Продать действительно можно почти что угодно. Даже то самое, если его завернуть в красивую упаковку, сделать нормальную рекламную кампанию и поставить рядом стикер «Акция». Но сделать это можно один раз. Второй раз человек не купит. Маркетинг – это не только и не столько процесс, как понять, где и кому продавать, но и путь развития собственного продукта, о чем ни в коем случае нельзя забывать. Как понять, насколько он качественный? Все просто: измерьте ваших потребителей, которые пришли к вам не по рекламе, а через сарафанное радио – этот канал продаж наиболее ощутим к качеству: рекомендуют друзьям и родным только хорошее.

Тотальное доверие

Как давно вы проверяли свой call-центр, прикинувшись клиентом? Как можно чаще ставьте себя на место потребителя и пробуйте пользоваться своими услугами, покупать свои товары, обращаться к своим же менеджерам по продажам. Во-первых, это будет держать в тонусе сотрудников, во-вторых, позволит избежать засоренности – то, что вам кажется само собой разумеющимся в каких-то нюансах услуги или товара, будет непонятно клиенту и может стать причиной ухода к конкуренту.

Консультант Аман болсын

Чрезмерное доверие и увлечение консультантами приводит к большим бюджетным тратам при слабом движении. Для работы с консультантами следует соблюдать своего рода технику безопасности – работать до конкретного результата, обучать своих сотрудников, чтобы, когда консультант уйдет, остались квалифицированные кадры, которые разбираются в процессах, настроенных консультантом, и не покупать ненужные консультации. То есть если у вас проблема с качеством товара, стоит ее сначала потратить усилия на ее решение, а потом уже оттачивать модель дистрибуции.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций