Отмена бесплатной пересадки в Нур-Султане: слух или ближайшее будущее

Разбирался «Курсив»

Фото: Shutterstock.com. Коллаж: Александр Игизбаев

В пятницу, 21 июня, директор департамента по связям с общественностью «Астана LRT» Науат Азанбаева на своей страничке в Facebook опровергла информацию об отмене права жителей и гостей столицы осуществлять бесплатную пересадку с одного городского автобусного маршрута на другой в течение часа. Однако перевозчики заявляют о колоссальных убытках в результате бесплатного провоза части обладателей транспортных карт.

Нерешенный вопрос

Нур-Султан остается единственным городом Казахстана, где при наличии электронной транспортной карты можно в течение часа осуществить две поездки на автобусе по цене одной. Для этого пассажирам необходимо повторно прикладывать к валидатору свою карту при пересадке из одного автобуса городского маршрута в другой – или при пересадке с экспресс-маршрута в другой экспресс в течение 60 минут. Стоимость такого двойного проезда в городских маршрутах будет составлять 90 тенге, в экспрессах – 180 тенге: суть в том, что при повторной валидации оплата за проезд повторно с карточек не списывается, значит, ее не получают и перевозчики.

Такая система была введена год назад, в июле 2018 года для того, чтобы приучить население к электронной оплате за проезд, тогда же был установлен и дифференцированный тариф, когда при оплате картой пассажир платит 90 тенге в городском и 180 тенге в экспресс-маршруте при тарифах в 180 тенге и 250 тенге соответственно при оплате наличными.

Плюс при оплате наличными пассажир не имеет привилегии бесплатной пересадки в течение часа – делалось это, как говорилось выше, для увеличения количества держателей электронных карт и снижения теневого оборота столичных автопарков. Спустя год автопарки заявляют об огромных издержках в результате как бесплатных пересадок, так и сдерживания тарифа на уровне 90 тенге – с претензиями к городским властям они 20 июня обратились в территориальное подразделение национальной палаты предпринимателей, где выяснилось, что убытки автопаркам наносит не только электронная «халява» пассажиров, но и невыполнение акиматом своих обещаний по субсидированию пассажирских перевозок в городе. Обсуждение вышло достаточно громким, вследствие чего директору департамента по связям с общественностью «Астана LRT» (компании, координирующей сборы от электронной оплаты за проезд в автобусах) и пришлось выступать с отдельным разъяснением.

«Отмена бесплатной пересадки в общественном транспорте столицы – вопрос нерешенный, – написала 21 июня Азанбаева на своей страничке в Facebook. – Вчера в социальных сетях и СМИ активно обсуждался вопрос об отмене бесплатной пересадки в автобусах столицы. У пользователей общественного транспорта новость вызвала бурю негативных комментариев. И такая реакция объяснима, так как это удобство стало привычным для всех. Понимая, что такая новость не может оставить пользователей равнодушными, хочу обратить ваше внимание, что никакого официального решения по отмене бесплатной пересадки никто не принимал. Вчерашняя новость основывается лишь на инициативе всего одного из восьми перевозчиков».

Науат Азанбаева также напомнила, что предоставление бонусов и тарифных планов пассажирам (бесплатная пересадка, месячный и прочие проездные) осуществляется перевозчиками, они имеют право предлагать и выносить вопрос о пересмотре тарифных планов на общественные слушания, а также на утверждение акиматом и маслихатом города.

Убытки ценой в 300 млн тенге

На заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции палаты предпринимателей Нур-Султана, состоявшегося 20 июня, вопрос о возможности отмены бесплатной пересадки формально поднял действительно представитель только одного автопарка из восьми автопредприятий Нур-Султана – директор автопарка № 4 Насипбай Смагулов заявил о колоссальных убытках перевозчиков в результате фактически бесплатного провоза части обладателей транспортных карт.

«Если все автопарки взять, то 300 млн тенге (ежемесячно) мы теряем на бесплатных пересадках, соответственно, наш парк теряет около 30 млн, – сказал Смагулов. – На эти деньги мы могли заправить все автобусы на два дня. С перевозчиками эти бесплатные пересадки не согласовывались, их нет нигде в Казахстане – только в Нур-Султане», – добавил он.

Категорически против бесплатных пересадок действительно высказался только один автопарк, но проблема в том, что это высказывание было сделано в общем контексте информации об острой нехватке средств в автопарках города после годичного функционирования системы электронной оплаты, а потому позицию перевозчиков по этому вопросу можно считать консолидированной. Директор автопарка № 5 Иван Захарчук на заседании совета по защите прав предпринимателей привел калькуляцию расходов и доходов своего предприятия, согласно которой поступления от «Астана LRT» не дотягивают до 13 млн тенге в месяц, а расходы автопредприятия на зарплату, налоги, ГСМ и техническое обслуживание автобусов составляют порядка 24 млн тенге.

«За май мы перевезли 242 тыс. 944 пассажира на сумму 20 млн 864 тыс. тенге, а получили всего менее 13 млн. Мы сейчас просто уже на грани банкротства: мы не можем оплатить ни налоги, ни зарплату, ничего», – утверждает глава автопредприятия.

В этой ситуации бесплатная пересадка, которой, по данным оператора системы, в отдельные дни пользуются до половины всех перевозимых пассажиров, действительно способна стать для перевозчиков сродни красной тряпки для быка. Впрочем, перевозчики могли бы и не заострять на ней внимание, если бы местные исполнительные органы не оптимизировали бы в отношении них свои обязательства по субсидированию пассажирских перевозок – так, по данным представителей того же автопарка № 5, задолженность по субсидиям перед ними со стороны акимата составляет на данный момент 44 млн тенге.

Исходя из бюджета

Представители акимата признали факт оптимизации, объяснив это необходимостью перенаправления средств на решение других социальных задач. По сведениям исполняющего обязанности руководителя отдела организации и контроля пассажирских перевозок управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Нур-Султана Турсынгали Жакенова, общая потребность транспортного субсидирования на 2019 год составляет 15,7 млрд тенге, однако в ходе одобрения бюджетной заявки сумму урезали до 3,9 млрд.

«Остальная сумма не выделена. Мы выплачиваем субсидирование, исходя из бюджета, который нам выделили. Сумму, которую выделили, оплачиваем автопаркам», – пояснил Жакенов.

А заместитель руководителя управления стратегического и бюджетного планирования столицы Марлен Мурзабеков пояснил: бюджет субсидирования урезали в связи с тем, что на всю социальную сферу в столичном бюджете предусмотрены расходы на уровне 33,8% от его общего объема.

«Это очень много», – заметил Мурзабеков.

В конечном счете перевозчикам было рекомендовано сформулировать свои требования для рассмотрения на общественных слушаниях с дальнейшим направлением на утверждение в акимате и маслихате столицы. К основным требованиям, если судить по заседанию в территориальном подразделении НПП, помимо отмены бесплатной пересадки, будет относиться еще и повышение тарифа за проезд: нынешние 90 тенге за одну поездку с карты жители столицы платят в течение четырех лет, по расчетам перевозчиков же нынешняя оплата должна быть на уровне как минимум 240 тенге.

Тут, правда, существует еще одно «но»: тариф на уровне 90 тенге городские власти держали так долго, пытаясь пересадить жителей столицы с индивидуального транспорта на общественный, чтобы разгрузить городские артерии. И если цена на проезд на последний вырастет столь резко, неясно, что станет с этими планами акимата, которые усиленно декларировались при Асете Исекешеве в период с 2016-го по 2018 год. Потому что в случае удорожания проезда и отмены бесплатных пересадок часть астанчан могут вернуться к усиленной эксплуатации собственного автотранспорта.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Коронавирус обвалил доходы нефтяных компаний

О каких убытках объявили «КазМунайГаз», Chevron, ExxonMobil и Shell

Фото: «КазМунайГаз»

Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) в первом полугодии 2020 года зафиксировала снижение объемов почти во всех сегментах производства. Особенно сильно пострадали переработка сырья и выпуск нефтепродуктов. КМГ был вынужден снизить объемы переработки нефти и выпуска нефтепродуктов, чтобы избежать затоваривания заводских складов.

Крупные мировые частные неф­тяные компании, работающие в Казахстане, такие как Chevron, ExxonMobil и Shell, объявили о многомиллиардных убытках. 

Upstream

Уровень добычи нефти и газового конденсата в КМГ, имеющем доли участия в ряде крупных и контролирующем несколько средних добывающих компаний, за первое полугодие уменьшился на 3,1%, до 11,3 млн тонн. Тенгиз, Кашаган и Карачаганак дали национальной компании чуть более 4 млн тонн нефти и
3 млрд куб. м газа, что превышает прошлогодние показатели за аналогичный период на 2,2% и 4,3% соответственно. Однако почти на 6% снизилось производство нефти на операционных активах КМГ. Компания объясняет, что снижение объемов нефти здесь «в основном обусловлено естественным падением уровня добычи на месторождениях «Казгермунай» (на 29,6%) и «ПетроКазахстан Инк» (на 22,9%).

Корпорация Chevron, основной акционер ТОО «Тенгизшевройл», в первом полугодии в среднем добывала свыше 3,1 млн баррелей нефтяного эквивалента (бнэ) в сутки, что на 1,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, если считать показатели второго квартала, то они оказались на 3% ниже по сравнению с прошлым годом, и на 8% – в сравнении с первым кварталом. Компания вынуждена была снизить производство в ответ на падение спроса. Из-за аналогичных проблем снизил добычу другой американский нефтяной гигант – ExxonMobil, сократив суточное производство нефти на 2,6%, до 3,8 млн бнэ. При этом по сравнению с первым кварталом во втором добыча снизилась на 7%.

«Рыночные цены на сырую нефть выросли после резкого падения в конце первого квартала. Тем не менее реализация сырой нефти и природного газа во втором квартале была значительно ниже, что отражает сохраняющееся избыточное предложение на рынке и влияние COVID-19 на мировой спрос», – отметили в ExxonMobil.

Англо-голландская Shell во втором квартале снизила добычу на 5,6%, до 3,3 млн баррелей в сутки. В компании отметили, что уменьшение добычи было связано с падением спроса и сокращениями в рамках инициатив ОПЕК+.

8 полоса_Добыча нефти в первом полугодии 2020 года-1.jpg

Downstream

Отрасль переработки нефти оказалась наиболее пострадавшей из всех сегментов нефтегазовой промышленности. Из-за снижения спроса на топливо в первом полугодии общий объем переработки углеводородного сырья снизился на заводах КМГ на 17,1%, до около 8,3 млн тонн.

В Казахстане на Атырауском НПЗ объем переработки уменьшился на 2,4%, на Павлодарском нефтехимическом заводе – почти на 17%, на Шымкентском заводе ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» – на 14%. На заводах «Петромидия» и «Вега» в Румынии – на 32,3% и 23,6% соответственно. Если на казахстанских заводах сокращение объемов КМГ объясняет намеренным снижением производства во избежание затоваривания, то на румынских заводах оно произошло из-за остановки производства на заводе «Петромидия» из-за проведения планового капремонта. В результате объем производства нефтепродуктов на казахстанских и румынских заводах уменьшился на 18,3%, до свыше 7,6 млн тонн. На казахстанских НПЗ он упал на 11,3%, до 5,4 млн тонн, а на румынских – на 31,5%, до чуть выше 2,2 млн тонн.

Объем переработки на заводах Chevron в первом полугодии снизился на 10,3%, до 1,385 млн баррелей в сутки. Операции в США принесли убыток в $538 млн против прибыли в $682 млн годом ранее. Тогда как нефтеперерабатывающие компании, расположенные в других странах, увеличили прибыль на 111%, до $631 млн. При этом во втором квартале переработка и доходы компании упали как в Штатах, так и за пределами страны. В США переработка нефти принесла компании убыток в $988 млн по сравнению с $465 млн прибыли годом ранее. Международные операции дали убыток в $22 млн по сравнению с прибылью в $264 млн в прошлом году. Сокращение объемов переработки и снижение выручки произошло в основном из-за снижения маржи от продаж нефтепродуктов, объяснили в компании.

Переработка нефти на заводах ExxonMobil в первом полугодии снизилась на 10%, до 3,788 млн баррелей в сутки. При этом показатели по переработке в США принесли убыток в $202 млн по сравнению с прибылью в $149 млн годом ранее, а международные операции, наоборот, увеличили прибыль более чем в 12 раз, до $567 млн. Многократный рост за пределами США компания объясняет более высокой маржей и низкими затратами. Вместе с тем во втором квартале маржа промышленного топлива была значительно ниже, чем в первом квартале, отражая влияние COVID-19 на спрос на бензин и авиационное топливо. Средняя загрузка НПЗ значительно снизилась – на 30% по сравнению с первым кварталом из-за падения спроса.

У англо-голландской Shell переработка нефти в первом полугодии также снизилась – на 18%, до 2,170 млн баррелей в сутки. А объемы продажи нефтепродуктов сократились на 29%, до 4,659 млн баррелей в сутки. При этом прибыль от переработки составила $811 млн, падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 132%. Снижение доходов было связано с глобальным падением спроса на нефтепродукты из-за пандемии коронавируса. Во втором и первом кварталах загруженность НПЗ составила 70% и 76% соответственно.

Доходы

В результате падения спроса на энергоресурсы в первом полугодии доходы нефтяных компаний значительно уменьшились. КМГ публикует финансовые результаты несколько позднее производственных, поэтому сейчас сложно сказать, насколько сильно упали доходы компании. Известно, что в первом квартале этого года чистая прибыль компании сократилась более чем в четыре раза, до 69,5 млрд тенге, по сравнению с 309,2 млрд тенге, заработанными в январе – марте прошлого года.

Корпорация Chevron по итогам первого полугодия получила чистый убыток в размере свыше $4,6 млрд против прибыли годом ранее в размере $6,9 млрд.

«Экономические последствия реакции на COVID-19 значительно снизили спрос на нашу продукцию и снизили цены на товары», – говорит председатель совета директоров и главный исполнительный директор Chevron Майкл Вирт.

Средняя цена продажи компании за баррель сырой нефти и природного газа во втором квартале составляла $19 по сравнению с $52 годом ранее. При этом в компании отмечают, что «несмотря на то, что спрос и цены на сырьевые товары показали признаки восстановления, они не вернулись к уровню, существовавшему до пандемии, и финансовые результаты могут по-прежнему снижаться в третьем квартале 2020 года».

ExxonMobil объявила по итогам шести месяцев убыток в $1,6 млрд против прибыли в $5,4 млрд годом ранее.

«Глобальные условия пандемии и избыточного предложения значительно повлияли на наши финансовые результаты за второй квартал благодаря более низким ценам, марже и объемам продаж», – сказал Даррен Вудс, председатель и главный исполнительный директор ExxonMobil.

Капитальные затраты и расходы на геологоразведку за шесть месяцев были сокращены на 16,6%, до $12,4 млрд. Компания определила значительный потенциал для дополнительных сокращений и проводит комплексную оценку активов по предприятиям в каждой отдельной стране.

По оценке экспертов Bloomberg, Chevron зафиксировала свои самые слабые результаты как минимум за три последних десятилетия, а убыток ExxonMobil во втором квартале был самым глубоким с момента его слияния в 1998 году с корпорацией Mobil.

Чистый убыток англо-голландской Shell в первом полугодии достиг $18,1 млрд по сравнению с чистой прибылью в $9 млрд за аналогичный период прошлого года. При этом результаты включают также убытки от обесценения активов в размере $16,8 млрд после налогообложения. В компании отметили, что во втором квартале этого года Shell пересмотрела свои среднесрочные и долгосрочные прогнозы по ценам и марже переработки с учетом ожидаемых последствий пандемии COVID-19 и связанных с ней макроэкономических, а также фундаментальных показателей спроса и предложения на рынке энергоносителей. В результате была проведена проверка значительной части материальных и нематериальных активов в области разведки, добычи и переработки нефти и газа.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg