Facebook забирает у банков транзакционный бизнес

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк»

Фото: justplay1412 / Shutterstock.com

Глава Facebook Марк Цукерберг на своей странице в социальной сети объявил о создании собственной цифровой валюты Libra, которой можно будет расплачиваться уже в 2020 году.

Попутно было анонсировано создание кошелька Calibra. Все эти продукты объединены в некоммерческом партнерстве Libra, куда уже вошли 27 мировых гигантов, в том числе Visa, Mastercard, Vodafone, Uber, Lyft, Spotify, Ebay, PayPal, Xapo и другие. «Мы надеемся, что ко времени запуска сети в следующем году у нас будет более 100 соучредителей», – пояснил Цукерберг.

Он говорит, что новые финансовые сервисы рассчитаны на 1,7 млрд людей, у которых нет банковского счета, но есть смартфон с доступом к Facebook, WhatsApp, Instagram.

«Все это построено на технологии блокчейн, – добавил Марк Цукерберг. – Он децентрализован – это означает, что он управляется многими различными организациями вместо одной, что делает систему в целом более справедливой. Он доступен для всех, у кого есть подключение к Интернету, и имеет низкие сборы и расходы. И это обеспечивается криптографией, которая помогает сохранить ваши деньги в безопасности».

Со слов основателя Facebook, конфиденциальность и безопасность будут встроены в каждый шаг. Например, в Calibra будет специальная группа экспертов в области управления рисками, которая сосредоточена на предотвращении использования Calibra людьми в мошеннических целях.

«Мы обеспечим защиту от мошенничества, поэтому, если вы потеряете монеты Libra, мы предложим возврат средств. Мы также считаем, что для людей важно иметь выбор, поэтому у вас будет возможность использовать многие другие сторонние кошельки в сети Libra», – добавил Цукерберг.

Американские и европейские регуляторы уже задались вопросом по ряду чувствительных вопросов: как будет проводиться идентификация (KYC), кто и как в новой системе будет противодействовать отмыванию денег (AML), как защитить потребителей и их данные?

В White Paper (основные моменты стратегии) проекта Libra говорится, что сегодня многие части финансовой системы выглядят как телекоммуникационные сети до интернета. Двадцать лет назад средняя цена за отправку текстового сообщения в Европе составляла 16 центов за сообщение; теперь же каждый, у кого есть смартфон, может бесплатно общаться по всему миру на базовом тарифном плане. Тогда цены на телекоммуникации были высокими, но одинаковыми; при этом сегодня доступ к финансовым услугам ограничен для многих.

Эти ограничения являются драйвером роста мирового рынка денежных транзакций – очень скоро темпы роста в этом направлении смогут выражаться двузначными числами. В последнем выпуске доклада Всемирного банка по вопросам миграции и развития в 2018 году указано, что мировой объем денежных переводов достиг $689 млрд ($633 млрд в 2017 году). Основной объем денег идет через банки, которые, несомненно, должны будут отдать серьезную часть этого объема новым сервисам типа цифровой валюты Facebook.

Незыблемое десятилетиями право банков переводить деньги пошатнулось под натиском новейших технических предложений. Facebook – это только начало: остальные транснациональные гиганты выйдут на рынок со своими предложениями, увеличив конкуренцию на рынке. Поэтому вопрос банковской цифровой трансформации уже перешел из среднего горизонта планирования в операционную плоскость. Банки должны знать не только своих клиентов, но и понимать то, в чем нуждается каждый из них прямо сейчас.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Инвесторы начали скупать акции Twitter на фоне сообщений о росте пользователей

Однако этот рост могут сопровождать и риски

Фото: Matt Rourke/Associated Press

Похоже, Twitter привлекает всех, кроме тех, в ком платформа нуждается больше всего. Итоги II квартала, опубликованные компанией в прошлый четверг, – это еще один неоднозначный результат: привлекательный на первый взгляд, но разочаровывающий, если взглянуть немного глубже.

Например, Twitter сообщил о том, что число пользователей, которые могут видеть рекламу на платформе, в этом квартале достигло рекордной отметки, однако доход соцсети от рекламы на фоне пандемии снизился. В прошлый четверг акции Twitter выросли на 4%.

Эти результаты подчеркивают сильные и слабые стороны всех тех усилий, которые прикладывает платформа, чтобы привлечь больше пользователей в преддверии президентских выборов. По данным компании, во II квартале года их общее число выросло на 20 млн активных пользователей, что больше по сравнению с прошлогодними показателями на 34%. Это наибольшие темпы роста, зафиксированные компанией с момента, когда она начала отчитываться по этому показателю в IV квартале 2018 года.

Факт использования Twitter такими известными людьми, как президент Дональд Трамп, Джо Байден, Илон Маск и Джефф Безос, делает платформу ценным, но противоречивым источником информации. Недавно Twitter начал помечать сообщения, содержащие то, что сеть расценивает как дезинформацию, предупреждениями о необходимости фактчекинга, а пару недель назад ей даже пришлось преодолевать последствия хакерской атаки на ряд важных аккаунтов.

По словам Джона Эгберта, аналитика компании Stifel, хакерские атаки могут угрожать самому существованию платформы. Так, потеряв доверие к Twitter, наиболее ценные пользователи платформы могут перенести свою активность на другую площадку, а вместе с ними уйдут простые пользователи и рекламодатели.

Это последнее, что нужно Twitter. Общий доход компании во II квартале уже снизился на 19% по сравнению с прошлым годом, тогда как падение рекламных доходов за аналогичный период составило 23%. Это оказалось даже хуже, чем опасались на Уолл-стрит. Спад произошел на фоне сокращения объемов рекламы со стороны брендов, а также рекламы путешествий, отдыха и офлайн-ивентов, поскольку все эти сегменты бизнеса серьезно пострадали из-за пандемии.

По данным Twitter, на доходах во II квартале негативно отразились не только проблемы бизнеса, возникшие из-за COVID-19, но и те непродолжительные рекламные бойкоты, которые были связаны с недавними гражданскими протестами в США. И хотя большинство аналитических данных показывает, что эти бойкоты оказали относительно небольшое влияние на общие доходы главного конкурента платформы – Facebook, Twitter утверждает, что именно они стали причиной 15%-ного сокращения рекламных доходов компании за последние три недели июня.

Что еще хуже, отмечает Эгберт из компании Stifel, так это то, что недавние хакерские атаки могут угрожать бизнесу Twitter по лицензированию данных, который пока еще является относительно успешным для компании направлением. За последние два квартала этот бизнес вырос, если сравнивать текущие итоги с данными за прошлый год. Эгберт считает, что принятая в компании практика продавать бизнесу лицензии на данные может попасть в поле зрения регулирующих органов, поскольку монетизация лицензирования данных «определенно в большой степени зависит от использования личных данных пользователей, чем таргетированная реклама».

И хотя на лицензирование данных приходится лишь 18% от общего дохода Twitter, значение этого бизнеса возрастает, поскольку доходы от рекламы падают. В прошлый четверг во время конференц-звонка с инвесторами Twitter подтвердил, что нанимает команды, которые работают над созданием таких новых источников доходов, как подписки и электронная коммерция, которые могут быть протестированы уже в этом году.

Уолл-стрит ожидает, что доходы от рекламы в Twitter продолжат снижаться в годовом исчислении и в III квартале, хотя и более умеренно, а затем в IV квартале покажут номинальный рост.

Положительным моментом является то, что недавние улучшения рекламных возможностей платформы способны ускорить процесс восстановления этого бизнеса – разумеется, при условии, что будет расти спрос.

Twitter утверждает, что планирует увеличить расходы в III квартале в тех областях, которые в этом определенно нуждаются. Однако чересчур активное использование и без того уязвимой платформы может создать угрозу для тех финансовых резервов компании, которые были созданы ранее.

WSJ_квартальные доходы Twitter_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg