Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


11175 просмотров

В Казахстане определили самые прозрачные крупные компании

Компании оценивались по пяти наиболее значимым с точки зрения стандартов прозрачности критериям

Фото: Аскар Ахметуллин

Сегодня в казахстанской столице в рамках Астанинского экономического форума прошла презентация первого Рейтинга прозрачности крупнейших компаний Казахстана. Организаторами мероприятия выступили газета «Курсив» и агентство «Эксперт РА Казахстан». В рейтинг вошли 100 компаний страны, которые оценивались в соответствии с международными стандартами обеспечения прозрачности компаний. 

Компании оценивались по пяти наиболее значимым с точки зрения стандартов прозрачности критериям, в том числе раскрываемой информации о компании, о корпоративном управлении, устойчивому развитию, коммуникациям, качеству и полноте отчетности. В ходе подготовки рейтинга особое внимание уделялось анализу сайтов компаний, годовых отчетов за 2018 г. и публичным коммуникациям.  

Первое место в рейтинге заняла компания Kaz Minerals PLC, второе досталось НК «КазМунайГаз», третье место заняло АО «НГК «Тау-Кен Самрук». Наградами за внедрение лучших практик для обеспечения прозрачности были отмечены АО «КазТрансГаз», АО «КазТрансОйл», АО «Казахтелеком», АО «НУХ «Байтерек» и АО «Банк развития Казахстана». 

В целом лидирующие позиции заняли компании квазигосударственного сектора и горнодобывающей промышленности, большинство банков и финансовых организаций оказались во второй половине списка участников.

Как отметил директор  подготовившего рейтинг агентства «Эксперт РА Казахстан» Адиль Мамажанов, «Распределение позиций в рейтинге связано, во-первых, с обязанностями компаний раскрывать информацию в соответствии с национальными и международными требованиями, во-вторых, с намерением самих компаний раскрывать сведения о себе для инвесторов, госорганов и других стейкхолдеров».

По словам Адиля Мамажанова, на нижних позициях рейтинга оказались компании, которые раскрывают минимум информации, выполняя требования законодательства. Верхние строчки рейтинга достались преимущественно компаниям, активно привлекающим фондирование на отечественном и зарубежных финансовых рынках, а также национальным холдингам, к которым предъявляются особые требования по раскрытию информации.

«Впервые на рынке появился инструмент, позволяющий на основе понятной международной методики оценивать общий уровень прозрачности казахстанских компаний и их соответствие отдельным критериям прозрачности», - подчеркнул главный редактор газеты «Курсив» Марат Каирбеков.

По его словам, новый рейтинг позволит, наконец, с помощью измеряемых критериев отслеживать изменения в политике прозрачности казахстанских компаний, выделять тренды в поведении корпоративного сектора в этом вопросе, давать релевантную оценку влияния степени прозрачности участников рынка на их инвестиционную привлекательность.

Независимый эксперт, партнер Radius Advisory Lab Тимур Абилкасымов отметил, что казахстанским компаниям предстоит еще проделать очень большую работу по обеспечению прозрачности.

«Без реализации должных практик прозрачности невозможно не только проанализировать, но и просто обеспечить высокое качество корпоративного управления, менеджмента рисков, оценивать инвестиционную привлекательность. Особое значение это имеет для банковского сектора», - уверен эксперт.

«Статус национальной компании – это большая ответственность и в этом плане мы очень серьезно относимся к вопросам раскрытия информации. Есть специальная служба, которая этим занимается. Мы уделяем большое внимание вопросам корпоративного управления. Здорово, что проводятся такие рейтинги. Я думаю, они будут стимулировать нас и другие компании становиться лучше», - сказала пресс-секретарь АО «Тау-Кен Самрук» Вера Негрий.

Ознакомиться с «Рейтингом прозрачности крупнейших компаний Казахстана», а также с методологией подготовки рейтинга и комментариями экспертов можно в газете «Курсив» и на сайте kursiv.kz, а так же на сайте рейтингового агентства www.raexpert.kz. Организаторы мероприятия анонсировали подготовку следующего «Рейтинга прозрачности», который по планам должен выйти до конца 2019 года.

Астанинский экономический форум – ежегодное центральное деловое событие Евразии

За 11 лет работы Астанинский экономический форум (АЭФ) обрел статус одной из наиболее влиятельных международных площадок для обсуждения вопросов оздоровления и развития мировой экономики и финансовой системы. Форум посетили порядка 50 000 делегатов из 150 стран мира, среди них – более 20-и Нобелевских лауреатов и 30-и зарубежных политических деятелей высокого уровня.

В рамках конгресса было заключено более 300 меморандумов и соглашений на сумму, превышающую 20 млрд. долларов США.
Тематика АЭФ ежегодно актуализируется и охватывает широкий спектр проблем и задач общемирового развития, а также задает координаты для широкого поля обсуждений.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» создано осенью 2008 года

Стратегическая цель агентства – оказание всесторонней коммуникационно-аналитической поддержки компаниям, работающим на казахстанском рынке.

Агентство присваивает классические кредитные рейтинги банкам, страховщикам, лизинговым компаниям, промышленным предприятиям, строительным организациям. В арсенале услуг также рейтинги корпоративного управления, качества управления активами фондов, рейтинги качества услуг управляющих компаний. Также агентство формирует рэнкинги компаний в различных сферах экономики Казахстана, самым масштабным из которых является список крупнейших компаний и лидеров в отраслях экономики («Эксперт-200-Казахстан»). 

«Курсив» - ведущее деловое издание в Казахстане

Газета выпускается с 2002 года. Тираж: 13 500 экземпляров. Распространяется во всех регионах Казахстана, а также городах Алматы, Астана и Шымкент Головной офис в г. Алматы, корреспондентские пункты находятся в городах: Астана, Павлодар, Усть-Каменогорск, Шымкент, Атырау, Караганда. Над газетой Курсив работают более 60 журналистов со всего Казахстана. 

Сайт www.kursiv.kz – информационное агентство, освещающее новости экономики, бизнеса, финансов Казахстана и мира, входит в ТОП 10 деловых СМИ Казахстана. Ежемесячно сайт посещает более 1.3 млн читателей.


 


2867 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций