Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1611 просмотров

Nokia, пионер мобильной индустрии 1990-ых годов, намерена обогнать Huawei

Компания стремится расширить свое влияние одновременно и в США, и в Китае, лавируя между участниками глобального технологического противостояния

Фото: Nokia

США и Китай вступили в противоборство за технологическое превосходство. Пионер мобильной индустрии Nokia стремится играть за обе стороны.
Знаменитая финская компания, почти исчезнувшая с рынка, сумела трансформироваться в мирового производителя телекоммуникационного оборудования. Сегодня Nokia производит сотовые антенны, телефонные коммутаторы, маршрутизаторы и компоненты для систем 5G, следующего поколения беспроводной связи. По сути, Nokia сейчас является вторым крупнейшим производителем в мире после китайской Huawei Technologies.

В США практически все телекоммуникационное оборудование Huawei попало под запрет из-за опасений, что китайские власти могут использовать его для слежки или даже для того, чтобы оборвать всю связь вообще. При этом администрация Трампа требует принятия аналогичных меры от своих союзников – Великобритании, Германии и Японии.

Совсем скоро в мире начнется внедрение сверхбыстрых беспроводных сетей стандарта 5G, способных обеспечить работу беспилотных автомобилей и цифровых промышленных предприятий, и Nokia намерена использовать сложившуюся ситуацию для развития продаж собственной продукции.
В тех странах, где США уже озвучили свои антикитайские требования, специалисты отделов продаж Nokia обзванивают операторов мобильной связи, предлагая в качестве альтернативы свое оборудование.

Как заявил в феврале генеральный директор Nokia Раджив Сури, без надежной работы сетей 5G «важные коммерческие секреты, касающиеся инноваций в области самолетостроения, фармацевтических формул и схем электромобилей окажутся под угрозой».

Помогая США вести кампанию против Huawei, Nokia в то же время стремится укрепить свое присутствие и в Китае. Основным инструментом этой стратегии стало совместное с государственной китайской компанией предприятие, где в различных регионах Большого Китая, включая Гонконг и Тайвань, на Nokia трудятся порядка 17 тыс. человек. Это почти втрое больше общего числа сотрудников Nokia в Финляндии. В Большом Китае компания управляет одним заводом и шестью исследовательскими объектами.

«Мы хотим быть другом для Китая», – заявил г-н Сури в интервью, которое он давал в штаб-квартире Nokia в Эспоо, окруженном лесами городе западнее Хельсинки. Раджив Сури – член совета иностранных инвесторов при главе Госсовета Китая, оказывает консультационные услуги правительству страны по вопросам развития бизнеса.

По словам главы Nokia, его цель – сделать компанию основным иностранным поставщиком в Китае. В прошлом году доля региона Большой Китай в бизнесе Nokia по продажам достигла 10%, или 2,1 млрд евро ($2,4 млрд).

Председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа является сопредседателем двухстороннего бизнес-консорциума, учрежденного главой КНР Си Цзиньпином и президентом Финляндии Саули Ниинистё. Во время поездки в Китай в июне 2017 года г-н Сииласмаа объявил о создании подразделения Nokia, задачей которого станет оказание помощи китайским интернет-компаниям в выходе на зарубежные рынки.

«Я считаю, что доверие – это основа отношений между Китаем и Финляндией», – заявил Ристо Сииласмаа на китайском языке во время одного из своих выступлений в поездке.

Чтобы сохранить отношения и с США, и с Китаем, между которыми разгорелся конфликт, Nokia использует стратегию, которой Финляндия придерживалась во времена холодной войны. Тогда страна вступила в союз с европейскими странами, пытаясь при этом умиротворить и своего восточного соседа – СССР.

Пока эта схема работает. В июле Nokia подписала соглашение на сумму $1,1 млрд на поставку оборудования и услуг по обслуживанию компании China Mobile Ltd., крупнейшему в мире оператору мобильной связи по числу абонентов. Три недели спустя была заключена сделка с другим оператором, только уже в США, –компанией T-Mobile. Сумма контракта на поставку оборудования для сетей 5G составила $3,5 млрд.

При этом Nokia давно стремится догнать компанию Huawei, которая начала расширять свою деятельность за пределами Китая почти 20 лет назад. Позиции Huawei на мировом рынке усилились после того, как операторы мобильной связи в развивающихся странах выбрали эту компанию в качестве поставщика дешевого и надежного оборудования.

С тех пор у Huawei появилось множество клиентов в различных западных странах. Как отмечают сами операторы, обычно китайцы предлагают свои инновационные аппаратные решения за несколько месяцев до того, как это делает Nokia. При этом оборудование Huawei более конкурентоспособно в ценовом отношении. Как правило, руководство Nokia не оспаривает эту точку зрения, говорят информированные источники. Кроме того, Huawei отрицает все обвинения со стороны США, утверждая, что действует независимо от официального Пекина.

Прошлым летом финский оператор мобильной связи развернул сеть 5G, намереваясь протестировать работу беспроводных систем производства Huawei для покрытия жилых домов высокоскоростным Wi-Fi. Если проект будет признан успешным, для подключения домашнего высокоскоростного интернета больше не придется протягивать кабели.

Nokia смогла предложить аналогичный продукт только в феврале 2019 года. 

«На тот момент необходимое оборудование могла предоставить только Huawei», – говорит Вели-Матти Маттила, исполнительный директор финского оператора Elisa, который использует сетевое оборудование Huawei, Nokia и Ericsson.

«Вы можете придираться к нам по одному или по двум продуктам, но в целом мы конкурентоспособны», – отмечает со своей стороны исполнительный директор Nokia Раджив Сури.

От древесины к шинам

Смещение интереса Nokia с рынка мобильных телефонов на телекоммуникационное оборудование вполне соответствует истории этой компании. В 1865 году Nokia появилась как предприятие по переработке древесины и производству бумаги и была названа в честь финской реки Нокианвирта, возле которой размещалась эта фабрика. Однако на протяжении последующего столетия Nokia диверсифицировала свой бизнес, начав производство резины и электроники. Компания делала ботинки, автомобильные шины, противогазы и компьютеры.

В 1980-х годах Nokia стала пионером в области сотового оборудования и телефонов. По данным исследовательской компании Gartner Inc., на долю популярных моделей финской компании, включая бестселлер прошлых лет Nokia 3310, приходилось более 30% мирового рынка мобильных телефонов. В 2008 году Nokia владела почти 40% этого рынка.

Все изменилось с приходом эры смартфонов, где безраздельно господствовали iPhone и устройства на базе Android. Nokia опоздала на этот рынок, а когда появилась там со смартфонами, покупатели сочли их слишком сложными в использовании.

В 2013 году Nokia продала свой бизнес по производству мобильных телефонов корпорации Microsoft за $7 млрд. К тому времени компания удерживала всего 14% рынка. Однако у Nokia осталось предприятие по производству телекоммуникационного оборудования, которое в 2015 году было расширено путем приобретения за $17 млрд французского конкурента Alcatel-Lucent.

Эта сделка превратила Nokia в ключевого производителя маршрутизаторов и другого оборудования для провайдеров кабельных и интернет-услуг. В итоге компания обогнала своего давнего конкурента шведскую EricssonAB и стала второй крупнейшей компанией в отрасли, пропустив вперед только Huawei.

Тем не менее с 2015 года Nokia ни разу не закрывала год с прибылью. За этот период в компании сменилось несколько руководителей. В прошлом году выручка Nokia составила 22,6 млрд евро ($25,5 млрд), а убыток – 335 млн евро. В январе было объявлено о новых сокращениях персонала, в том числе 280 сотрудников были уволены в Финляндии и еще 408 во Франции.

Тогда же руководители финской компании увидели потенциальные возможности роста на американском рынке. В 2012 году, после того как Huawei начала развивать свою деятельность в Америке, конгресс США фактически запретил деятельность этой китайской компании на территории страны, ссылаясь на соображения национальной безопасности.

«Мы увидели возможность стать одной из двух компаний, предлагающих набор комплексных решений, и единственной, кто способен делать это по всему миру», – заявил г-н Сииласмаа, глава Nokia, в своем недавнем интервью. 

Покупка Nokia бывших американских гигантов Motorola и Lucent помогло компании получить одобрение Вашингтона. Учитывая, что приобретение Alcatel-Lucent в 2015 году также затрагивало знаменитый исследовательский центр BellLabs в Нью-Джерси, долгое время работавший на правительство, эта сделка внимательно изучалась Комитетом по иностранным инвестициям в США. В задачи ведомства входит оценка степени возможного влияния иностранных инвестиций на национальную безопасность, и в итоге сделку по приобретению оно утвердило.

Когда Вашингтон разглядел потенциальную угрозу в технологиях Huawei и доминирующей роли этой компании в области телеком-оборудования, американские чиновники обратились за помощью к Nokia. По данным информированного источника, руководители компании провели целый ряд встреч с представителями Комитета разведки конгресса и Агентства национальной безопасности.

Американские официальные лица обратились к руководителям Nokia с просьбой указать на наличие каких-либо особых признаков в телекоммуникационном оборудовании, которое может быть уязвимо для шпионажа или кибератак.

По данным источника, компания также стремилась уменьшить опасения США по поводу того, что Huawei и другая китайская компания ZTECorp., также ставшая мишенью для Вашингтона, будут единственными в мире поставщиками телекоммуникационных услуг. 

В поисках союзников

Nokia получила поддержку и в самой Финляндии, и за рубежом. В 2017 году финское экспортно-кредитное агентство Finnvera заключило со своим партнером в Канаде соглашение, которое предусматривало, что оператор мобильной связи Verizon Communications закупит оборудование и услуги Nokia на сумму не менее $1,5 млрд.

Обычно такие сделки финансирует банк страны-экспортера. Однако исполнительный вице-президент Finnvera Юсси Хаарасилта заявил, что его агентство ведет переговоры о возможном партнерстве с Экспортно-импортным банком США по совместному финансированию продаж оборудования Nokia в другие страны.

Со своей стороны официальный представитель США заявил, что Вашингтон совместно с Хельсинки изучает способы, как предоставлять иностранным покупателям телекоммуникационного оборудования у таких некитайских компаний, как Nokia, «комплексный пакет финансирования».

Кроме того, официальные лица США отмечают: по подписанному президентом Трампом в октябре 2018 года Закону о лучшем использовании инвестиций, ведущих к развитию (Better Utilizationof Investment Leadingto Development – BUILDAct), в стране может появиться новая финансовая корпорация, которая будет содействовать таким компаниям, как Nokia и Ericsson. И у этой корпорации будет большая свобода действий, чтобы «привести все коммерческие сделки в соответствие с внешней политикой США», – рассказал один из американских чиновников.

Впрочем, несмотря возглавляемую Штатами международную кампанию против Huawei, китайская компания продолжает укреплять свои лидерские позиции на мировом рынке телекоммуникационного оборудования. По данным исследовательской компании Dell'Оrо Group, в 2018 году на ее долю пришлось 28,6% выручки, тогда как для Nokia и Ericsson этот показатель составил 17% и 13,4% соответственно.

Вскоре после того, как в прошлом году правительство Великобритании сообщило, что оборудование китайской компании ZTE представляет угрозу национальной безопасности, Nokia сделало коммерческое предложение компании Jersey Telecom, небольшому провайдеру беспроводной связи, обслуживающему острова в проливе Ла-Манш. 

«Намекая на новость про ZTE, они спросили нас, не хотим ли мы сменить поставщика», – рассказывает Грем Миллар, исполнительный директор Jersey Telecom. Однако он решил сохранить контракт с ZTE, поскольку смена поставщика обошлась бы слишком дорого.

По словам представителя Nokia, такие предложения являются стандартной отраслевой практикой.

Однако в публичных заявлениях, касающихся Huawei, исполнительный директор Nokia Раджив Сури очень осторожен. Он очень редко напрямую упоминает Huawei или Китай, когда говорит о рисках, обсуждаемых в Вашингтоне и в странах – союзниках США.

И все же Nokia лоббирует свои интересы в Федеральной комиссии по связи США, используя недоверие американцев к Huawei. В частности, комиссия намерена запретить сельским провайдерам телекоммуникационных услуг использовать федеральные средства для покупки оборудования, которое США рассматривает как потенциальную угрозой национальной безопасности. По сути, речь идет о продукции Huawei и ZTE.

Huawei выступает против этой инициативы Федеральной комиссии по связи, аргументируя, что Nokia также является «крупным производителем оборудования, связанным с правительством Китая».

В частности, Huawei ссылается на совместное предприятие Nokia с государственной китайской компанией China Huaxin Post&Telecommunications Economy Development Center. Доля финской компания в этом предприятии составляет 50% плюс одна акция.

По мнению юристов Huawei, которое они отразили в отчете регулятору в августе прошлого года, у Федеральной комиссии по связи нет никаких оснований для того, чтобы «проводить какие-либо различия между связями с Китаем со стороны Huawei и столь же сильными связями с КНР со стороны Nokia (и не только)».

В своем собственном отчете в комиссию Nokia заявила, что обвинения Huawei «в лучшем случае основаны на заблуждении, а в худшем – заведомо ложные».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


798 просмотров

Как Google вытеснил конкурентов

И создал мощнейшую в мире рекламную машину

Фото: Uladzik Kryhin, Shutterstock.com

США расследуют, злоупотребил ли технологический гигант своей мощью, в том числе как крупнейший брокер продаж цифровой рекламы в интернете.

Не так давно крупнейшая в США новостная компания Nexstar Media Group Inc. решила проверить, что произойдет, если она прекратит пользоваться предлагаемыми Google решениями для размещения рекламы на своих веб-сайтах.

Всего за несколько дней продажи видеообъявлений компании резко упали.

«Это очень серьезно ударило по нашим доходам», – говорит Тони Кацур, старший вице-президент Nexstar. В итоге после короткого теста Nexstar вновь подключился к сервисам Google.

Подобная ситуация, вкупе с рядом других факторов, – причина того, что сегодня входящая в холдинг Alphabet компания Google подвергается серьезной критике за свое доминирующее положение на рынке интернет-рекламы. Более того, Министерство юстиции США и прокуратура Штатов пытаются выяснить, не злоупотребляет ли Google своим положением, в том числе в качестве крупнейшего рекламного брокера во всей глобальной сети интернет. Так, большая часть из почти 130 вопросов, которые власти Штатов указали в сентябрьской судебной повестке, касалась внутренней работы рекламных продуктов Google и их взаимодействия между собой.

В значительной степени мощь Google как рекламного брокера связана с приобретением различных рекламных компаний, и в первую очередь с покупкой в 2008 году сервиса DoubleClick. Уже тогда, одобрив сделку на $3,1 млрд, регулятор предупредил, что вмешается, если компания будет увязывать свои продукты между собой в нарушение принципов конкуренции.

В интервью The Wall Street Journal десятки руководителей компаний-рекламодателей и компаний, владеющих сайтами, заявили о том, что Google сейчас именно так и поступает, то есть использует множество связанных между собой продуктов. Пример: Google владеет наиболее популярными инструментами для продажи и покупки рекламы, а также крупнейшей биржей, где совершаются сделки по размещению интернет-рекламы. Когда Nexstar решила временно не использовать рекламный сервис Google, компания потеряла доступ к огромной базе потенциальных рекламодателей, которая формируется при помощи платформы Google для закупки рекламы.

Кацур отметил: «Они хотят, чтобы в этом случае компания оказалась полностью заблокированной».

Как правило, интернет-реклама продается на специальных аукционах, которые срабатывают мгновенно, как только загружается веб-страница пользователя. И практически на каждом этапе этого процесса доминирует Google.

Вот как это работает:

 

Безымянный_98.png

Руководители многих медийных компаний утверждают, что использование DoubleClick for Publishers – это единственный способ получить полный доступ к бирже AdX от Google, где рекламное пространство продается на аукционах в режиме реального времени. Одно из преимуществ AdX перед другими биржами-конкурентами состоит в том, что она может подключаться к еще одному мощному инструменту Google – AdWords, который во многом базируется на доминирующем положении поисковой системы компании.

Рекламодатели используют AdWords, чтобы делать ставки на ключевые слова, связанные с поисковыми запросами. Например, когда пользователь вводит запрос «ипотечные кредиты», в результатах поиска показываются объявления от победителей аукциона ключевых слов AdWords. Однако AdWords способен на большее. Например, помимо всего прочего, система позволяет рекламодателям приобретать медийные объявления по всей Всемирной паутине.

В течение многих лет Google AdX была единственной рекламной биржей, имевшей доступ к этому неиссякаемому потоку рекламных бюджетов. Однако сейчас Google постепенно открывает доступ к AdWords для других бирж-конкурентов, хотя, по словам людей, знакомых с рекламными продуктами Google, большая часть спроса все равно приходится на AdX.

Медийные компании настолько сильно зависят от этого гарантированного рекламного спроса, формируемого Google AdWords, что один из руководителей крупного издателя даже назвал его своеобразным «наркотиком».

Материнская компания издания The Wall Street Journal – News Corp., давний критик Google и активный участник судебных разбирательств против нее наряду с австралийским антимонопольным органом – когда-то тоже рассматривала возможность переключения своего рекламного бизнеса с Google на конкурирующего игрока в лице компании AppNexus, инвестором которой News Corp. являлась. Однако, по данным информированного источника, в конечном счете возникли опасения, что это может привести к серьезному сокращению заявок от рекламодателей (от 40 до 60%), которые News Corp. получает через рекламную биржу Google. В целом же News Corp. инвестировала сразу в нескольких конкурентов Google в области интернет-рекламы.

В 2016 году австралийская компания Fairfax Media Limited, издатель газеты The Sydney Morning Herald, отказалась от рекламных возможностей Google, выбрав платформу AppNexus, однако уже в следующем году вернулась к Google. Наиболее известной компанией, отказавшейся от рекламного сервиса Google в пользу AppNexus, является немецкий издательский дом Axel Springer SE. Однако его крупнейшая дочерняя компания в США Business Insider по-прежнему использует систему Google.

Еще одна проблема для владельцев сайтов – это то, что собственные сервисы Google, как и у Facebook и Amazon, конкурируют с веб-мастерами за стоимость рекламы и выигрывают. По данным eMarketer, в совокупности на технологических гигантов приходится 68% из почти $130 млрд, которые в этом году будут потрачены на интернет-рекламу.

Так, в прошлом году Google заработал на рекламе $116 млрд, что на 22% больше, чем в предыдущем году, и что составляет 85% от общего дохода компании. Большая часть дохода от рекламы при этом поступает от собственных сервисов Google. Однако, учитывая, какую роль компания играет в обеспечении продаж онлайн-рекламы на своих собственных платформах, это дает ей неоспоримое преимущество.
В некоторых случаях Google намеренно стимулировала использование своих продуктов совместно друг с другом. Например, несколько лет назад Google отказался взимать плату за использование DoubleClick for Publishers при условии, что продажа рекламы осуществлялась через биржу AdX. Об этом говорится в изученном The Wall Street Journal контракте.

В прошлом году Google объ­единил DoubleClick for Publishers и AdX в единый продукт Google Ad Manager и таким образом дал отрасли понять, что оба сервиса действительно связаны между собой, говорят руководители рекламных компаний и владельцы сайтов.

Как правило, стандартная продажа интернет-рекламы – занятие не слишком сложное, поскольку все транзакции осуществляются на рекламных биржах. Однако на рынке существует несколько крупных бирж, а потому встает вопрос о том, как издатели должны определить, какой из бирж следует продавать свое рекламное пространство. И вот здесь все становится несколько сложнее.

Конкуренты и критики Google обвиняют компанию в том, что она выстроила этот процесс так, что он наносит ущерб веб-мастерам и играет на руку ее собственной бирже AdX.

В течение многих лет платформа DoubleClick for Publishers выставляла рекламное пространство на рекламную биржу, где исторически были самые высокие цены. Однако веб-мастера чувствовали, что теряют деньги, поскольку биржа – лидер по историческим ценам – не всегда предлагала самую высокую цену в конкретный момент транзакции.

В некоторых случаях AdX просто автоматически первой получала доступ к рекламному пространству, опережая другие биржи. Также эта система использовала в своих интересах данные, которые веб-мастера указывали в DoubleClick for Publishers. Например, когда AdX находила на аукционе рекламодателя, готового заплатить сумму, превышающую ту, которую, по оценкам DoubleClick, могут заплатить другие биржи, это рекламное предложение переходило к AdX.

Затем в отрасли возникла новая идея.

 

Безымянный_99.png

Процесс закручивания гаек, чем Google занимался последние годы, навредил не только владельцам сайтов, но и компаниям, работающим в сегменте интернет-рекламы. Всего за несколько лет рекламный бизнес покинул ряд конкурентов DoubleClick for Publishers, включая OpenX, Facebook и Verizon Communications Inc.

«Индустрия рекламы напоминает кладбище», – говорит Дэмиен Герадин, юрист по антимонопольному праву, профессор в области конкурентного права и экономики Тилбургского университета (Нидерланды).

В начале 2016 года Google начал требовать от покупателей рекламы использовать для покупки видеообъявлений на YouTube, самом посещаемом видеохостинге в мире, инструменты Google. Ранее же для покупки рекламы на YouTube рекламодатели могли использовать различные сторонние инструменты.

«Во многом это было началом конца», – говорит Брайан О’Келли, соучредитель AppNexus, которая в прошлом году была продана AT&T Inc. за $1,6 млрд после того, как доходы фирмы перестали расти.

Ранее Келли признавал, что AppNexus, как и другие игроки в отрасли, стремится искоренить в своей системе любые проявления нечестной конкуренции.

«Google использовал свою монополию на YouTube, чтобы повернуть игру в свою пользу», – говорит Ари Папаро, руководитель компании Beeswax.io Corp., специализирующейся на покупке рекламы и выступающей конкурентом Google.

Также в 2016 году Google разрешил для таргетинга рекламы в DoubleClick использовать данные о местоположении пользователей и адреса их электронной почты, собранные при помощи Gmail и Google Maps. Однако это стало возможным только для тех клиентов Google, кто приобрел рекламный инструмент компании DV360.

Впрочем, со своей стороны Google заявил, что обезличивает все данные и разбивает их по сегментам аудитории. В 2017 году использование данных Gmail для персонализации рекламы было прекращено.

Тем не менее компании-конкуренты утверждают, что на запрос предоставить доступ к данным Google отвечает отказом, ссылаясь на их конфиденциальность.

«Мы предложили подписать соглашение о неразглашении данных, но они все равно сказали «нет», – говорит Раджив Гоэль, исполнительный директор рекламной компании PubMatic Inc.

О том, что в 2008 году лично поддержал сделку Google с DoubleClick, теперь сожалеет и один из бывших высокопоставленных чиновников Федеральной торговой комиссии США.

«Тогда это казалось правильным решением, но за последние десять лет многое что изменилось», – говорит он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций