Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


782 просмотра

КПО купило у западноказахстанских компаний товаров и услуг на $548 млн

Инвесторы хотят, чтобы казахстанские компании повышали свою конкурентоспособность

Фото: Оксана Каткова

В 2018 году и в первом квартале 2019 года КПО купило у западноказахстанских компаний товаров и услуг на $548 млн. Не менее 43% всех закупок КПО в денежном выражении будут отданы компаниям ЗКО. Об этом 22 мая, в ходе совещания по развитию казахстанского содержания в Карачаганакском проекте, сообщил генеральный директор КПО б.в. Эдвин Блом. 

В ходе обсуждения реализации дорожной карты подкластера «Машиностроение для нефтегазовой отрасли» генеральный директор КПО б.в. Эдвин Блом сообщил, что уровень местного содержания (МС) в Карачаганакском проекте увеличен с 48% до 60% в 2018 году. В прошлом году КПО закупило у казахстанских компаний товаров, работ и услуг на $474 млн. С момента подписания Окончательного соглашения о разделе продукции (ОСРП) в 1997 году доля МС в закупке товаров работ и услуг превысила $7 млрд.

«Хотел бы призвать машиностроительные компании ЗКО разработать и внедрять планы по улучшению и повышению своей конкурентоспособности в плане цен и качества продукции. Полагаю, правительство Казахстана готово инвестировать в реализацию (этой идеи. – kursiv). КПО, даже будучи ключевым участником, не в состоянии самостоятельно улучшить производительность местных предприятий, обеспечить их конкурентоспособность на рынке. Но со своей стороны КПО предоставит для вашего пользования такие инструменты, которые помогут», – сказал Блом Эдвин.

При этом г-н Блом подчеркнул, что консорциум заинтересован в развитии казахстанских заводов и предприятий не только в целях реализации проектов КПО, но также и для признания их на международном уровне. Свои тезисы он подкрепил примерами. Благодаря «передаче технологий и локализации производства» западноказахстанская машиностроительная компания  (ЗКМК) по контракту с компанией General Electric получила возможность на услугу по ремонту и техобслуживанию газовой турбины высокого давления Frame 5 на базе своего сервисного центра. Также КПО инициировал тендер на изготовление шести резервуаров среди шести промышленных заводов ЗКО. Тем не менее КПО все еще подвергается критике со стороны и крупного и среднего бизнеса из-за непрозрачности своих тендеров.
 
«Карачаганакский проект является технически сложным проектом. Есть определенные технические трудности и особенно в обеспечении техники безопасности производства.  Поэтому при закупе и реализации товаров, работ и услуг компания предъявляет очень строгие требования, в первую очередь для поддержания требований техники безопасности. Поэтому когда мы предъявляем требования к казахстанским компаниями, приоритет отдается международным стандартам. Мы понимаем, очень сложно поддерживать  такой уровень стандартов, но мы открыты для помощи – обучения и инвестиций в это. Такие же требования мы предъявляем и к зарубежным компаниям», – объяснил позицию консорциума в эксклюзивных комментариях «Курсив» господин Блом. 

Местные власти также заинтересованы вывести местные машиностроительные заводы на рынок нефтегазового сектора «потому, что там есть потенциал».  

«Местное содержание на Карачаганакском проекте сегодня достигает в целом 60%. В работах и услугах – 80%. В товарах – меньше. Два года назад оно составляло всего 1%. Сейчас выросло до 13%. Если три-четыре года назад мы считали такие товары, как бензин, дизтопливо, газ, то сейчас вышли на технологичный уровень и поставляем товары, которые раньше КПО покупал за рубежом. Это трансформаторы, клапаны, задвижки и т.п. Например, тампонажный цемент. Это высокотехнологичное производство, его применяют для скважин, и прежде консорциум покупал такой цемент за рубежом. Моторные масла покупали за рубежом, теперь используют наши. Передвижные электрические подстанции теперь поставляем тоже мы. Сегодня мы подписали пять твердых контрактов с КПО, а это новые налоговые поступления, новые рабочие места», – сказал, отвечая на вопросы «Курсив», аким ЗКО Алтай Кульгинов

КПО является ключевым участником Дорожной карты по развитию подкластера «Машиностроение для нефтегазовой отрасли» в ЗКО, которая утверждена решением заседания Совета национального кластера 27 декабря 2016 года. В первом квартале 2019 года КПО выплатил предприятиям ЗКО за поставку товаров работ и услуг $74 млн.


488 просмотров

Lego бьется над созданием биопластика

Отсутствие больших успехов говорит о том, что масштабное производство биоразлагаемого пластика пока под вопросом

Фото: LEGO

Биллунн, Дания. Последние семь лет компания Lego пытается наладить производство своих конструкторов из пластика на растительной основе, однако каких-либо существенных успехов в этом пока не добилась.

Сначала Lego пыталась делать детали конструктора из кукурузы, но они получались слишком мягкими. Потом в ход пошла пшеница, однако детали, изготовленные на основе этого сырья, невозможно было равномерно покрасить, и они не обладали нужным блеском. Элементы конструктора, изготовленные из других материалов, с трудом разъединялись, были ломкими либо теряли форму и разрушались, то есть «текли», как характеризуют этот процесс представители самой компании.

«В некотором смысле это можно сравнить с первым полетом человека на Луну, – говорит Тим Гай Брукс, глава отдела экологической ответственности Lego, описывая стремление компании производить детали игрушек из растительных материалов. – Когда Кеннеди заявил о том, что хочет отправить человека на Луну, многие необходимые технологии и условия тогда просто отсутствовали. То есть нам тоже нужно выйти из зоны комфорта и создать новую индустрию с нуля», – отмечает он.

В 2012 году крупнейший в мире производитель игрушек пообещал найти и начать использовать альтернативное сырье уже к 2030 году. Учитывая сложность поставленной задачи, в ее решение компания инвестировала $150 млн, чтобы привлечь ученых и профинансировать соответствующие исследования и разработки.

На данный момент Lego протестировала более 200 комбинаций различных материалов, но только 2% продукции датской компании сегодня производится из пластика на растительной основе. По сообщению Lego, она все еще изучает несколько многообещающих вариантов, однако найти подходящий материал для достижения поставленной цели оказалось далеко не просто.

В частности, формовку деталей из некоторых материалов затрудняют проблемы несовместимости с существующим оборудованием Lego. Неплохим вариантом остается вторично переработанный пластик, однако Lego нужны большие объемы именно пищевого сырья с гарантиями его происхождения и качества.

«Я бы не стал ставить на кон абсолютно все, но все же мы должны верить, что сумеем добиться своего, – говорит Брукс. Для поиска вдохновения он смотрит не только на Луну, но и на свой обед. – Разве можно было пять или десять лет назад представить вегетарианский бургер, который бы по вкусу напоминал мясо?», – вопрошает он.

Скромные успехи Lego весьма показательны с точки зрения более масштабных усилий по замещению нефти, главного сырья для производства пластика, такими растениями, как кукуруза и сахарный тростник. По словам сторонников этой идеи, в итоге это позволит сократить выбросы в атмосферу парниковых газов.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26.jpg

Отойти от нефти как основного сырья для пластмассы также пытается IKEA. Однако пока единственным пластиковым продуктом компании, сделанным на растительной основе, остается пакет для замораживания.

«Эти технологии только начинают разрабатываться. Мы по-прежнему сталкиваемся со множеством проблем, связанных с производством этих материалов наиболее эффективным способом», – говорит Йохан Брук, заместитель главы отдела IKEA по новым материалам.

В 2013 году Coca-Cola заявила, что к 2020 году все ее пластиковые бутылки будут включать растительный материал, однако позже компания отказалась от этой цели, ссылаясь на «ограниченность ресурсов» и сообщив, что все усилия будут сосредоточены на вторичной переработке пластика.

Что касается Lego, то на данный момент идти по этому пути компанию никто не заставляет – она делает это сама. Как правило, в вопросах загрязнения планеты пластиком потребителей и регулирующие органы больше беспокоят одноразовые предметы, такие как соломинки для коктейлей или пакеты, но не игрушки. Однако растущие опасения по поводу будущего окружающей среды привели к тому, что с подозрением стали смотреть и на другие товары, что побудило руководство компании защитить положительный имидж Lego.

«Мы не можем говорить, что вдохновляем и развиваем строителей завтрашнего дня, если сами разрушаем планету», – говорит по этому поводу Тим Гай Брукс.

Требования к новой продукции со стороны Lego достаточно жесткие. Детали конструкторов должны надежно соединяться и легко разбираться, сохранять свой цвет и форму в широком диапазоне температур и быть достаточно прочными, не разбиваясь при падении. Кроме того, детали не должны быть подвержены биодеградации, поскольку срок их эксплуатации исчисляется десятилетиями. Кроме того, они не могут содержать какие-либо химические вещества, способные навредить детям.

«Если вы строите большой замок, вы наверняка захотите, чтобы он простоял и пять, и десять лет. К тому, что детали конструктора изменят форму и башни замка рухнут, вы явно готовы не будете», – говорит Брукс.

В прошлом году Lego начал продавать игрушечные деревья, кустарники и листья, сделанные из пластика, который был получен из сахарного тростника, выращенного в Бразилии. Этот материал, альтернативный привычному полиэтилену из неф­тепродуктов, Lego использует для изготовления таких мягких деталей, как листва, крылья драконов и удочки.

Намного сложнее обеспечить присутствие растительного пластика в более чем 50 миллиардах деталей конструкторов, которые Lego продает ежегодно, поскольку природной версии полимера акрилонитрил-бутадиен-стирола, используемого в производственном процессе, просто не существуют. По крайней мере пока усилия по поиску такой альтернативы результатов не дали.

По данным ассоциации European Bioplastics, несмотря на то, что технология производства биопластика существует на протяжении многих десятилетий, материалы на растительной основе составляют менее 1% от 359 миллионов метрических тонн пластика, производимого ежегодно. В организации утверждают, что развитие отрасли сдерживают высокие затраты на исследования и разработки, а также неправильное представление об экологических преимуществах биопластика. Со своей стороны критики говорят о том, что выращивание сельскохозяйственных культур для производства пластмассы потребует сокращения угодий для производства продуктов питания. Впрочем, отраслевые эксперты этот довод легко опровергают, поскольку для производства биопластика используется всего 0,02% сельскохозяйственных территорий.

im-79449.jpg

Фото: Saabira Chaudhuri / The Wall Street Journal

Чтобы стимулировать производство биопластика, ассоциация European Bioplastics пытается убедить правительства внедрить соответствующие финансовые стимулы и не концентрировать усилия только на вторичной переработке.

По словам руководства компании, разработка новых материалов потребует инвестиций со стороны представителей всей индустрии, однако химические компании мотивированы инвестировать только тогда, когда есть гарантированный покупатель. При этом без участия отрасли Lego не сможет достичь своей цели, говорят в компании.

Чтобы выйти из тупика, Lego начала делиться полученными данными с другими компаниями, пытаясь создать цепочку поставок биопластика. Для этого компания даже присоединилась к альянсу, включающему Nestlé SA, Procter & Gamble Co. и McDonald’s Corp.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26 (1).jpg

Своей технологией производства одноразовых бутылок из биопластика с другими компаниями недавно начала делиться и Coca-Cola, надеясь таким образом повлиять на увеличение спроса на биопластик. Еще четыре года назад крупнейший в мире производитель газированных напитков разработал бутылку, сделанную целиком из биопластика и пригодную для вторичной переработки, однако не нашел эффективного способа наладить производство в промышленном масштабе.

Lego добилась определенных успехов в производстве пластика, частично сделанного из растительных компонентов. Примерно так же ситуация развивалась и в Coca-Cola, компания с 2009 года продает бутылки, в которых 30% полимера получено из источников на растительной основе. Однако в отличие от Coca-Cola, когда Lego не нашла подходящий источник сырья для оставшихся 70% продукта, она приняла решение не выпускать его на рынок.

«В конечном счете мы хотим получить продукт с нулевым воздействием на окружающую среду», – отмечает Брукс.

Пока же этого не произошло, действует вторичная переработка в стиле Lego.
В частности, когда клиенты обращаются в Lego с вопросом, принимает ли компания старые детали для переработки, ответ неизменен – необходимости в переработке деталей, совместимых с конструкторами последних поколений, нет. Лучше их кому-нибудь просто подарить, считают в компании.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций