Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


5382 просмотра

«КазТрансОйл» учитывает факторы, способные повлиять на стратегическое развитие компании»

Интервью с генеральным директором Димашем Досановым

Фото: АО «КазТрансОйл»

Оператор нефтепроводов делает ставку на повышение эффективности и надежности производства. Как АО «КазТрансОйл» развивается сегодня, рассказал генеральный директор компании Димаш Досанов. 

– Димаш Габитович, по итогам 2018 года чистая прибыль АО «КазТрансОйл» снизилась на 23,2%. В чем причина такого снижения?

– Консолидированная чистая прибыль АО «КазТрансОйл» по итогам 2018 года составила 38,5 млрд тенге, что действительно на 23,2% меньше результата 2017 года. Такая ситуация во многом обусловлена сокращением объема добычи нефти у основных грузоотправителей нашей компании и расширением пропускной способности Каспийского Трубопроводного Консорциума. 

В целом по итогам прошлого года мы наблюдаем рост доходов – 225, 4 млрд тенге, увеличение – на 1,3 %. Этого удалось достичь благодаря повышению тарифов на услуги по перекачке нефти в целях экспорта и транзита по территории РК по нефтепроводу ТОН-2, а также расширению операторской деятельности – началу сотрудничества с Каспийским Трубопроводным Консорциумом с середины прошлого года. В частности, доходы от операторской деятельности в прошлом году составили 13,2 млрд тенге, что на 24,9% выше аналогичного показателя 2017 года. Для нас рост этого показателя имеет большое значение, поскольку это логическое завершение многолетней работы, которую мы проводили в компании.
 
Что касается итогового результата, то основные факторы, повлиявшие на уменьшение консолидированной чистой прибыли АО «КазТрансОйл» за 2018 год, – это убыток совместно контролируемой организации, ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ), обесценение основных средств и увеличение расходов КТО. 

Образовавшийся в ККТ убыток обусловлен возникновением курсовой разницы по валютному займу, привлеченному в рамках строительства и реконструкции объектов проекта строительства нефтепровода «Казахстан – Китай». Соответствующая доля убытка была отражена в консолидированной финансовой отчетности АО «КазТрансОйл» за 2018 год.

Следуя международным стандартам подготовки финансовой отчетности, компания периодически оценивает свои активы на предмет возможного изменения их стоимости. В результате уменьшения объемов перевалки нефти и нефтепродуктов через Батумский нефтяной терминал компания отразила в консолидированной финансовой отчетности обесценение по основным средствам, расположенным в Грузии.

В 2018 году «КазТрансОйл» увеличил свои вложения в повышение надежности производственных объектов, техническое перевооружение и реконструкцию магистральных трубопроводов. Это повлияло на рост амортизационных отчислений и налоговых расходов компании. Но это необходимые вложения: эксплуатируя систему нефтепроводов протяженностью свыше пяти тысяч километров, мы должны постоянно заботиться о поддержании ее в надежном и безаварийном состоянии. 

– Ожидаете ли вы снижения показателей в текущем году, ведь в рамках международных обязательств Казахстан должен сократить уровень добычи нефти. Как КТО оценивает возможные риски?

– Производственные показатели по транспортировке нефти, которые мы закладываем для расчета будущих доходов, запланированы заранее, исходя из заявок нефтяных компаний на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам.

При этом, формируя заявки, нефтяные компании учитывают все те факторы, которые могут повлиять на сдачу и транспортировку нефти, в том числе и планы по снижению добычи нефти в рамках международных обязательств Казахстана. То есть в этом плане каких-то существенных рисков для себя мы не видим.

Вместе с тем существующие экономические реалии мотивируют нас вырабатывать новые подходы к управлению производством. В 2019 году мы продолжим работу по проведению качественной диагностики объектов, их дальнейшему техническому перевооружению. То есть основное наше внимание будет уделено производственной деятельности.

– Получило ли развитие подразделение компании, отвечающее за поставку воды? Изменилась ли ситуация с рентабельностью этого бизнеса? 

– ТОО «Магистральный Водовод» (МВ) как дочерняя организация АО «КазТрансОйл» занимается оказанием услуг по подаче воды по водоводу Астрахань – Мангышлак. На сегодня в ведении МВ находится все имущество, задействованное в оказании данной услуги. 

В целом ситуация в части рентабельности услуг по водоснабжению кардинально не изменилась, поскольку уполномоченным органом не принято повышение тарифов на услугу по подаче воды, и тарифы для ТОО «Магистральный Водовод» утверждены на уровне действовавших для КТО.

В этом году совместно с ТШО мы планируем завершить строительство водовода «Кульсары – Тенгиз» протяженностью 104,2 км для поставки технической воды для основного производства и технических нужд ТОО «Тенгизшевройл». Действующая ранее линия подачи воды морально и физически устарела и не обеспечивала подачу воды в нужном объеме, необходимом для предстоящего расширения производства ТШО. Проект полностью финансируется ТШО. На сегодня линейная часть водовода уже полностью обновлена, в мае-­июне мы планируем провести гидроиспытания, до конца года – завершить строительно-монтажные работы новой водонасосной станции с резервуарным парком. 

– По озвученным ранее планам в 2019 году должен быть завершен проект реверсирования нефтепровода «Кенкияк – Атырау». Как идет реализация проекта и на какой эффект рассчитывают в КТО?

– Полномасштабная реализация проекта реверса нефтепровода «Кенкияк – Атырау» ведется не один год. В прошлом году нам удалось значительно продвинуться в этом направлении, завершив реконструкцию головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) «Кенкияк», которая позволила расширить возможности транспортировки нефти в целях экспорта в направлении КНР. Эту работу мы проводим планомерно, поскольку развитие нефтепровода «Казахстан – Китай», как и диверсификация направлений транспортировки казахстанской нефти в целом, – это амбициозная задача государственного масштаба.

В рамках проекта мы намерены обеспечить перекачку нефти по участку в направлении от нефтеперекачивающей станции имени Шманова в Атырауской области до ГНПС «Кенкияк» в Актюбинской области в реверсном режиме, с увеличением производительности до 6 млн тонн в год. В итоге это позволит обеспечить загрузку Павлодарского и Шымкентского НПЗ и увеличить поставки в КНР по нефтепроводу «Казахстан – Китай», в том числе за счет западноказахстанской нефти. 

– Ранее «Роснефть» озвучивала планы по увеличению транзита российской нефти через Казахстан в направлении КНР до 18 млн тонн. Есть ли конкретные подвижки в этом направлении? 

– Консультации по этому вопросу, безусловно, ведутся. Но важно понимать, что увеличение транзита российской нефти в КНР потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику от 2013 года. Кроме того, рост объемов транзитной нефти также потребует расширения пропускной способности магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» и ПАО «Транснефть». То есть для решения вопроса необходимо участие всех вовлеченных сторон. Со своей стороны «КазТрансОйл» заинтересован в увеличении объемов транзита российской нефти.

– Есть ли подобный спрос на российскую нефть в Узбекистане, куда КТО также осуществ­ляет ее транзит?

– В целом для «КазТрансОйла» транзит российской нефти в Узбекистан – это перспективное направление. По итогам 2018 года в Узбекистан было поставлено 36 тыс. тонн российского сырья. В 2019 году поставки пока не осуществлялись. Технически в этом направлении КТО способен поставлять гораздо больше и готов к сотрудничеству.

– В прошлом году КТО подписал контракт на обслуживание Каспийского Трубопроводного Консорциума. Что удалось сделать за это время? 

– С июля прошлого года мы оказываем услуги КТК-К по техническому обслуживанию, ремонту и аварийному реагированию на объектах, находящихся на территории Республики Казахстан. Договор подписан на пять лет, и речь идет о 466 км магистрального нефтепровода, который теперь обслуживают наши специалисты. Также силами КТО ведется техническое обслуживание четырех нефтеперекачивающих станций КТК-К. Для этого в Атырауской области было создано 263 новых рабочих места, главным образом, по таким позициям, как линейные трубопроводчики, слесари, механики, электрики и другие, а также организованы три производственные базы обслуживания, оснащенные автотранспортной и специальной техникой, оборудованием, инструментами и приспособлениями. 

– Применяет ли на сегодняшний день КТО инновационные технологии?
 
– Безусловно. Несмотря на то, что трубопроводный транспорт весьма консервативная индустрия, по количеству внедренных новых технологий «КазТранс­Ойл» не отстает от мировых лидеров. В прошлом году мы запустили наш самый крупный проект по цифровизации – Главное диспетчерское управление в городе Нур-Султане. Отсюда специалисты дистанционно управляют нефтяными потоками по всей системе магистральных нефтепроводов АО «КазТранс­Ойл» и его совместно контролируемых компаний.

На предприятиях КТО внедрена уникальная отечественная цифровая технология транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам SmartTran. Программа может в режиме реального времени обрабатывать данные, полученные от диспетчерского управления, обеспечивать их мониторинг и визуализацию в удобном формате.

Примечательно, что эта инновационная разработка включает функционал по расчету энергосберегающих режимов перекачки и по определению безопасного времени остановки нефтепровода. В итоге возрастает надежность эксплуатации магистрального нефтепровода и эффективность его работы.

Кроме того, начиная с 2000 года внутри компании проводятся технические совещания эксплуатационных служб и служб электрохимической защиты магистральных трубопроводов. За это время было рассмотрено более 30 предложений и технологий в области энергетического, технологического и диагностического оборудования. Именно таким образом в АО «КазТранс­Ойл» появились вакуумные реклоузеры для воздушных линий напряжения 6-10кВ, модульные станции катодной защиты с импульсными (инверторными) преобразователями, пункты автоматического регулирования напряжения, печи подогрева нефти с высоким КПД и многое другое.

Новые технологии применяются в КТО и при строительстве новых нефтепроводов, и в ремонте существующих. Для этого используются трубы с заводской изоляцией, проводится внутритрубная диагностика трубопроводов. В период с 2008 по 2018 годы заменено 1213 км нефтепроводов и обследовано трубопроводов общей протяженностью 10 405 км.
 
Также для защиты магистральных трубопроводов от коррозии проводится модернизация системы электрохимической защиты. В этих целях в период с 2005 по 2018 годы было заменено порядка 500 автоматических станций катодной защиты, адаптированных к системе SCADA.

Кроме того, с 2014 по 2018 годы, благодаря внедрению новых технологий, применению оптимальных режимов транспортировки нефти и проведению мероприятий по энерго­сбережению, компания снизила потребление энергоресурсов на 19,3%, или на 42 725 тонн условного топлива. 

– После успешного проведения Народного IPO 10% акций КТО находится у миноритарных акционеров. Отслеживает ли компания волатильность на этом рынке?

– С самого первого дня открытия торгов акциями «КазТранс­Ойла» на Казахстанской фондовой бирже мы на постоянной основе отслеживаем динамику изменения котировок, объемы торгов, изменения структуры акционеров, а также оцениваем влияние показателей деятельности компании, корпоративных событий и изменений во внешней среде на настроения и ожидания акционеров и инвесторов.

Могу сказать, что даже несмот­ря на постоянные изменения внешнеполитических и макроэкономических условий, текущие котировки акций АО «КазТрансОйл».

гораздо выше цены размещения. Более того, акции компании находятся в лидерах ренкинга ликвидности акций, торгуемых на Казахстанской фондовой бирже. При этом, подчеркиваю, за шесть лет торгов количество акционеров из числа граждан Казахстана сократилось всего на 13%. На мой взгляд, это достаточно убедительное доказательство высокого уровня доверия к нашей компании со стороны акционеров и инвесторов. 

Что касается миноритариев, то и совет директоров, и правление, взаимодействуя с акционерами компании, руководствуются принципами равного отношения ко всем акционерам вне зависимости от количества принадлежащих им акций. На этих же принципах мы в компании выстраиваем систему информационной прозрачности и взаимного уважения. 

– Недавно совет директоров АО «КазТрансОйл» дал свои рекомендации по размеру дивидендов за 2018 год. Можете прокомментировать эти рекомендации? 

– Согласно дивидендной политике АО «КазТрансОйл» при определении размера дивидендов учитывается несколько основных факторов. Это фактический размер полученного чистого дохода, необходимость обеспечения финансовой устойчивости и стратегического развития компании, предусматривающие финансирование капитальных вложений на поддержание и развитие объектов системы магистральных нефтепроводов.

Учитывая эти факторы, совет директоров рекомендовал установить сумму дивидендов в размере 40 млрд тенге, включающую 100% чистой консолидированной прибыли компании (38,5 млрд тенге) и 1,5 млрд тенге из нераспределенной прибыли прош­лых лет. Выплата дивидендов в данном размере сохранит финансовые ресурсы, необходимые для стратегического развития компании в интересах акционеров и потребителей наших услуг.

– Периодически в СМИ появляется информация о незаконных врезках в трубопроводы. В КТО ведут статистику таких преступлений? 

– Такая проблема действительно была, но сейчас ситуация обстоит таким образом, что о незаконных врезках, по сути, можно говорить в прошедшем времени. В общей сложности за последние пять лет количество незаконных врезок в магистральные нефтепроводы снизилось в 12 раз. С начала 2019 года зафиксирован один случай несанкционированной врезки в нефтепровод «Каламкас – Каражанбас – Актау». 

Чтобы добиться этого, компании и правоохранительным органам пришлось приложить немало усилий по обеспечению безопасности нефтепроводов. В частности, было организовано более тесное сотрудничество и постоянный обмен информацией с правоохранительными и следственными органами.

Свою эффективность в предупреждении незаконных врезок доказали автоматизированные системы охраны нефтепроводов и обнаружения утечек нефти, установленные на линейной части нефтепроводов. Системы охраны нефтепроводов предупреждают о несанкционированных воздействиях на грунт в охранной зоне уже при движении автомобилей и во время земляных работ. А системы обнаружения утечек информируют наших диспетчеров об отклонениях и нарушениях технологических процессов перекачки нефти, сигнализируют об утечках из нефтепроводов. На сегодня этими системами оборудовано более половины общей протяженности системы магистральных нефтепроводов и работа по их внедрению продолжается.


924 просмотра

Кто и сколько заработал на инвестировании в величайший стартап всех времен

В 2010 году 18 фондов и частных инвесторов оценили Uber в $5,4 млн. Сегодня та же самая компания стоит $82 млрд

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE). Фото: NYCStock / Shutterstock.com

В 2010 году группа предпринимателей и венчурных капиталистов инвестировала $1,6 млн в неизвестный стартап, поставивший себе цель дать людям возможность вызывать роскошный черный автомобиль при помощи мобильного приложения. Стартап назывался UberCab.

Позже этот стартап превратился в мощный сервис по вызову такси Uber Technologies, IPO которого в прошлую пятницу обрушило на его первых инвесторов такой успех, который случается лишь раз в жизни.

Издание The Wall Street Journal изучило инвестиционные документы периода так называемого «посевного финансирования», означающего привлечение средств на самых ранних стадиях запуска проекта. Эти документы дают представление о том, кто именно выступал инвестором и сколько каждый из них заплатил за долю в стартапе. Для тех, кто стал держателем этих первых акций, цена в размере $45 за акцию во время IPO обеспечила рентабельность инвестиций в 5000-кратном размере.

Этот «посев» имеет все шансы стать одной из величайших венчурных инвестиций всех времен – даже в сравнении со знаменитыми первыми инвестициями в Google, Facebook и стартапы времен бума доткомов.

график1.jpg

Идея создать Uber возникла в 2008 году, когда основатели компании Гарретт Кэмп и Трэвис Каланик приехали на конференцию в Париж и не смогли поймать такси. В поисках способа сделать личный транспорт более доступным, Кэмп начал работать в Сан-Франциско над проектом UberCab, оставаясь в тоже время исполнительным директором сайта социальных открытий StumbleUpon. Тогда же он нанял Каланика.

Райан Грейвс, сотрудник General Electric в Чикаго, стал генеральным менеджером компании, а затем и первым генеральным директором компании благодаря твиту Трэвиса Каланика.

Cогласно инвестиционным документам, в августе 2010 года 18 фондов и инвесторов оценили Uber в $5,4 млн. Всего инвесторы заплатили $0,009 за акцию с учетом выпуска новых акций.

При этом истории конкретных инвесторов наглядно подтверждают, что поразительный инвестиционный результат в венчурном финансировании является не только результатом инвестиционной проницательности и деловых связей, но также зависит от выбранного времени и удачи. К примеру, компания Universal Music владела небольшой долей Uber, но продала ее слишком рано.

Звезды «посевного финансирования»

Группа предпринимателей и инвесторов, которые поставили $1,6 млн на малоизвестный стартап под названием UberCab.

график0.jpg

график2.jpg

За эти годы, по мере того как Uber масштабировала сервис вызова такси и привлекла порядка $20 млрд в виде акционерного капитала и заимствований, оценка компании быстро росла, достигнув почти $82 млрд по цене IPO. За это время компания Uber дважды выпускала новые акции, что в общей сложности обеспечило инвесторам по 40 акций за каждую акцию, принадлежавшую им изначально.

Если бы инвесторы, вложившие в Uber деньги на этапе посевного финансирования, продолжали держать акции, то их совокупная стоимость в ходе IPO составила бы порядка $7,4 млрд. Однако некоторые из них свои доли продали: в начале 2018 года SoftBank Group Inc. выкупил у инвесторов акции Uber на сумму около $6,5 млрд по цене $33 за акцию.

А как дела обстоят у трех основателей компании? На бумаге все они будут миллиардерами. На момент IPO стоимость доли Каланика составила порядка $5,3 млрд, Кэмпа – $3,7 млрд и Грейвса – $1,5 млрд.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank