Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1148 просмотров

Казахстанские молочники судятся из-за рекламного слогана

Одна из сторон утверждает, что просто призывала покупать отечественную продукцию

Фото: Shutterstock.com

АО «Компания «Фудмастер» усмотрела в рекламном слогане другого производителя молочной продукции, ТОО «Айс плюс», признаки недобросовестной конкуренции. Компания «Айс плюс» за защитой своих интересов обратилась в суд.

НЕмолочные истории

Представители АО «Компания «Фудмастер» обратились в департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Актюбинской области в сентябре прошлого года. Причиной обращения стала рекламная вывеска у входа одного из актюбинских супермаркетов, в которой предприятие усмотрело признаки недобросовестной конкуренции. Претензии были предъявлены к рекламному слогану конкурента ТОО «Айс плюс» – «Лучше родное, чем привозное. Сделано в Актобе. А где сделана ваша продукция?».

Позже этот слоган стал предметом разбирательства, в которое помимо двух молочных компаний были вовлечены департамент агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Актюбинской области и РПП «Атамекен».

Как считают в АО «Компания «Фудмастер», в рекламе имело место некорректное сравнение конкурентом производимых и реализуемых им товаров с продукцией других производителей.

В ответе на запрос «Курсива» о сути претензий к компании ТОО «Айс плюс» представители «Компании «Фудмастер» привели выдержку из ст. 191 Предпринимательского кодекса РК, в соответствии с которой «некорректным сравнением субъектом рынка являются публичные высказывания, заявления, утверждения, в которых свои товары сопоставляются с товарами других производителей, включая использование превосходной степени, в отсутствие документального подтверждения заявленного превосходства».

Сначала предупредили

В октябре 2018 года департаментом Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Актюбинской области в адрес ТОО «Айс плюс» было вынесено уведомление о наличии в его действиях признаков недобросовестной конкуренции. Рекламную вывеску у входа в супермаркет сняли.

Однако, по информации «Фудмастер», спустя месяц в Актобе появились брендированные машины с этим же слоганом «Лучше родное, чем привозное. Сделано в Актобе. А где сделана ваша продукция?». В связи с этим в ноябре прошлого года молочная компания направила в департамент по регулированию естественных монополий повторное обращение, приложив фотографии рекламы на автомобилях. По результатам расследования антимонопольное ведомство приняло решение о привлечении ТОО «Айс плюс» к административной ответственности. Речь идет о штрафе в размере 200 МРП (505 тыс. тенге).

«Понятно, что это реклама. Но не надо заявлять, что продукция превосходит продукцию конкурентов. В ходе расследования документального подтверждения того, что продукция ТОО «Айс плюс» превосходит продукцию его конкурентов, нами получено не было», – сообщил на заседании в РПП «Атамекен» заместитель руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Актюбинской области Сагындык Иргалеев.

Он отметил, что компанией «Айс плюс» не были предоставлены доказательства превосходства их продукции, в связи с этим в ведомстве посчитали, что в рекламе присутствуют признаки недобросовестной конкуренции.

С решением не согласны

В ТОО «Айс плюс» с результатами расследования антимонопольного ведомства и решением о привлечении компании к административной ответственности не согласны. Изначально, как сообщил представитель ТОО, в рекламном слогане присутствовала фраза «Сделано в Актобе». Однако после уведомления антимонопольного органа ее заменили на «Сделано в Казахстане». Этим рекламным слоганом, как пояснил в комментариях «Курсиву» адвокат Нурбек Альжанов, отстаивающий интересы предприятия, представители «Айс плюс» стимулировали население покупать отечественную продукцию, в том числе производителей из других регионов республики. А под «привозным» имели ввиду продукты, произведенные в странах ближнего и дальнего зарубежья.

«Считаем, что нарушения нет, так как слоган «Где сделана ваша продукция?» – это обезличенная реклама. Если бы в рекламе было четко указано, что «родное» – то есть продукция компании «Айс плюс» – лучше, чем «привозное» – продукция компании «Фудмастер», это другой вопрос», – выразил свое мнение адвокат в беседе с «Курсивом».

По его словам, в данном слогане «Айс плюс» свою продукцию не сравнивали и название «Фудмастер» не указывали.

«Значит, претензий быть не должно», – уверен Нурбек Альжанов.

Аналогичной позиции придерживаются и специалисты РПП «Атамекен», которые встали на защиту местного производителя. По их словам, реклама со слоганом «Лучше родное, чем привозное. Сделано в Казахстане. А где сделана ваша продукция?» была согласована и утверждена с ОЮЛ «Ассоциация производителей и предпринимателей», отделом архитектуры и градостроительства города Актобе, а также с областным управлением по развитию языков.

«По второй рекламе, в которой указано «Лучше родное, чем привозное. Сделано в Казахстане. А где сделана ваша продукция?», я не берусь давать оценку. Хотя здесь тоже идет сравнение. Указан логотип торговой марки «Айс плюс», его продукция указана. Здесь нужно проводить анализ», – говорит Сагындык Иргалеев.

Точка в суде?

Не согласившись с заключением антимонопольного ведомства о том, что нарушение законодательства РК в области защиты конкуренции имело место, представители ТОО «Айс плюс» обратились за защитой своих прав в суд. В исковом заявлении они потребовали признать недействительным заключение по результатам расследования и отменить решение о привлечении ТОО к административной ответственности. 8 мая специализированный межрайонный экономический суд Актюбинской области вынес решение, согласно которому в удовлетворении требований ТОО «Айс плюс» отказано. Решение суда в законную силу не вступило.


488 просмотров

Lego бьется над созданием биопластика

Отсутствие больших успехов говорит о том, что масштабное производство биоразлагаемого пластика пока под вопросом

Фото: LEGO

Биллунн, Дания. Последние семь лет компания Lego пытается наладить производство своих конструкторов из пластика на растительной основе, однако каких-либо существенных успехов в этом пока не добилась.

Сначала Lego пыталась делать детали конструктора из кукурузы, но они получались слишком мягкими. Потом в ход пошла пшеница, однако детали, изготовленные на основе этого сырья, невозможно было равномерно покрасить, и они не обладали нужным блеском. Элементы конструктора, изготовленные из других материалов, с трудом разъединялись, были ломкими либо теряли форму и разрушались, то есть «текли», как характеризуют этот процесс представители самой компании.

«В некотором смысле это можно сравнить с первым полетом человека на Луну, – говорит Тим Гай Брукс, глава отдела экологической ответственности Lego, описывая стремление компании производить детали игрушек из растительных материалов. – Когда Кеннеди заявил о том, что хочет отправить человека на Луну, многие необходимые технологии и условия тогда просто отсутствовали. То есть нам тоже нужно выйти из зоны комфорта и создать новую индустрию с нуля», – отмечает он.

В 2012 году крупнейший в мире производитель игрушек пообещал найти и начать использовать альтернативное сырье уже к 2030 году. Учитывая сложность поставленной задачи, в ее решение компания инвестировала $150 млн, чтобы привлечь ученых и профинансировать соответствующие исследования и разработки.

На данный момент Lego протестировала более 200 комбинаций различных материалов, но только 2% продукции датской компании сегодня производится из пластика на растительной основе. По сообщению Lego, она все еще изучает несколько многообещающих вариантов, однако найти подходящий материал для достижения поставленной цели оказалось далеко не просто.

В частности, формовку деталей из некоторых материалов затрудняют проблемы несовместимости с существующим оборудованием Lego. Неплохим вариантом остается вторично переработанный пластик, однако Lego нужны большие объемы именно пищевого сырья с гарантиями его происхождения и качества.

«Я бы не стал ставить на кон абсолютно все, но все же мы должны верить, что сумеем добиться своего, – говорит Брукс. Для поиска вдохновения он смотрит не только на Луну, но и на свой обед. – Разве можно было пять или десять лет назад представить вегетарианский бургер, который бы по вкусу напоминал мясо?», – вопрошает он.

Скромные успехи Lego весьма показательны с точки зрения более масштабных усилий по замещению нефти, главного сырья для производства пластика, такими растениями, как кукуруза и сахарный тростник. По словам сторонников этой идеи, в итоге это позволит сократить выбросы в атмосферу парниковых газов.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26.jpg

Отойти от нефти как основного сырья для пластмассы также пытается IKEA. Однако пока единственным пластиковым продуктом компании, сделанным на растительной основе, остается пакет для замораживания.

«Эти технологии только начинают разрабатываться. Мы по-прежнему сталкиваемся со множеством проблем, связанных с производством этих материалов наиболее эффективным способом», – говорит Йохан Брук, заместитель главы отдела IKEA по новым материалам.

В 2013 году Coca-Cola заявила, что к 2020 году все ее пластиковые бутылки будут включать растительный материал, однако позже компания отказалась от этой цели, ссылаясь на «ограниченность ресурсов» и сообщив, что все усилия будут сосредоточены на вторичной переработке пластика.

Что касается Lego, то на данный момент идти по этому пути компанию никто не заставляет – она делает это сама. Как правило, в вопросах загрязнения планеты пластиком потребителей и регулирующие органы больше беспокоят одноразовые предметы, такие как соломинки для коктейлей или пакеты, но не игрушки. Однако растущие опасения по поводу будущего окружающей среды привели к тому, что с подозрением стали смотреть и на другие товары, что побудило руководство компании защитить положительный имидж Lego.

«Мы не можем говорить, что вдохновляем и развиваем строителей завтрашнего дня, если сами разрушаем планету», – говорит по этому поводу Тим Гай Брукс.

Требования к новой продукции со стороны Lego достаточно жесткие. Детали конструкторов должны надежно соединяться и легко разбираться, сохранять свой цвет и форму в широком диапазоне температур и быть достаточно прочными, не разбиваясь при падении. Кроме того, детали не должны быть подвержены биодеградации, поскольку срок их эксплуатации исчисляется десятилетиями. Кроме того, они не могут содержать какие-либо химические вещества, способные навредить детям.

«Если вы строите большой замок, вы наверняка захотите, чтобы он простоял и пять, и десять лет. К тому, что детали конструктора изменят форму и башни замка рухнут, вы явно готовы не будете», – говорит Брукс.

В прошлом году Lego начал продавать игрушечные деревья, кустарники и листья, сделанные из пластика, который был получен из сахарного тростника, выращенного в Бразилии. Этот материал, альтернативный привычному полиэтилену из неф­тепродуктов, Lego использует для изготовления таких мягких деталей, как листва, крылья драконов и удочки.

Намного сложнее обеспечить присутствие растительного пластика в более чем 50 миллиардах деталей конструкторов, которые Lego продает ежегодно, поскольку природной версии полимера акрилонитрил-бутадиен-стирола, используемого в производственном процессе, просто не существуют. По крайней мере пока усилия по поиску такой альтернативы результатов не дали.

По данным ассоциации European Bioplastics, несмотря на то, что технология производства биопластика существует на протяжении многих десятилетий, материалы на растительной основе составляют менее 1% от 359 миллионов метрических тонн пластика, производимого ежегодно. В организации утверждают, что развитие отрасли сдерживают высокие затраты на исследования и разработки, а также неправильное представление об экологических преимуществах биопластика. Со своей стороны критики говорят о том, что выращивание сельскохозяйственных культур для производства пластмассы потребует сокращения угодий для производства продуктов питания. Впрочем, отраслевые эксперты этот довод легко опровергают, поскольку для производства биопластика используется всего 0,02% сельскохозяйственных территорий.

im-79449.jpg

Фото: Saabira Chaudhuri / The Wall Street Journal

Чтобы стимулировать производство биопластика, ассоциация European Bioplastics пытается убедить правительства внедрить соответствующие финансовые стимулы и не концентрировать усилия только на вторичной переработке.

По словам руководства компании, разработка новых материалов потребует инвестиций со стороны представителей всей индустрии, однако химические компании мотивированы инвестировать только тогда, когда есть гарантированный покупатель. При этом без участия отрасли Lego не сможет достичь своей цели, говорят в компании.

Чтобы выйти из тупика, Lego начала делиться полученными данными с другими компаниями, пытаясь создать цепочку поставок биопластика. Для этого компания даже присоединилась к альянсу, включающему Nestlé SA, Procter & Gamble Co. и McDonald’s Corp.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26 (1).jpg

Своей технологией производства одноразовых бутылок из биопластика с другими компаниями недавно начала делиться и Coca-Cola, надеясь таким образом повлиять на увеличение спроса на биопластик. Еще четыре года назад крупнейший в мире производитель газированных напитков разработал бутылку, сделанную целиком из биопластика и пригодную для вторичной переработки, однако не нашел эффективного способа наладить производство в промышленном масштабе.

Lego добилась определенных успехов в производстве пластика, частично сделанного из растительных компонентов. Примерно так же ситуация развивалась и в Coca-Cola, компания с 2009 года продает бутылки, в которых 30% полимера получено из источников на растительной основе. Однако в отличие от Coca-Cola, когда Lego не нашла подходящий источник сырья для оставшихся 70% продукта, она приняла решение не выпускать его на рынок.

«В конечном счете мы хотим получить продукт с нулевым воздействием на окружающую среду», – отмечает Брукс.

Пока же этого не произошло, действует вторичная переработка в стиле Lego.
В частности, когда клиенты обращаются в Lego с вопросом, принимает ли компания старые детали для переработки, ответ неизменен – необходимости в переработке деталей, совместимых с конструкторами последних поколений, нет. Лучше их кому-нибудь просто подарить, считают в компании.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций