Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4685 просмотров

Как казахстанская компания стала бизнес-партнером российского ВТБ

IT-проект Landau за минуты сводит все данные компании в формат резюме

Фото:Олег Спивак

Казахстанская компания Landau стала бизнес-партнером российского Банка ВТБ. Система кредитного анализа казахстанской разработки позволит банку из РФ радикально ускорить процесс оценки компаний, запрашивающих кредит. Если раньше на оценку уходило два-три месяца, то теперь это дело двух-трех минут. 

Физик и лауреат Нобелевской премии Лев Ландау – кумир основателей стартапа. Ученый умел быстро и точно производить в уме сложные вычисления. Так и система бизнес-анализа Landau обучена почти мгновенно сводить данные любой компании в краткий отчет. «Всю картину бизнеса Landau раскрывает за минуты. Приворовывает бухгалтер? Мы покажем это», – говорит Максат Айтимбетов, один из сооснователей проекта.

Возможность быстрой оценки бизнеса остро востребована банками, поскольку скорость выдачи кредита – одно из рыночных преимуществ. В Казахстане партнерами Landau уже стали четыре банка: АТФБанк, ForteBank, Альфа-Банк и Kassa Nova (последний – еще до слияния с Forte). ВТБ – первый российский партнер проекта, после заключения контракта с ним интерес к сотрудничеству проявили еще три российских банка. 

Кредит как двигатель финтеха

Первыми разрабатывать и активно применять скоринговые технологии в Казахстане стали микрокредитные организации. Процесс дистанционной оценки платежеспособности физических лиц, запрашивающих кредиты, доведен в стране до очень хорошего уровня. А вот ниша скоринговой оценки МСБ и корпоративных заемщиков долгое время оставалась незаполненной. Создатели Landau Максат Айтимбетов и Искандер Мутышев обнаружили ее случайно – пытаясь продать собственную программу для оцифровки бухгалтерии, они вели переговоры с участниками рынка. Именно тогда и услышали о том, что финансистам не хватает инструмента для быстрой и объективной оценки компаний.

«Нам показали, как кредитные менеджеры изучают файлы разметами в сотни тысяч срок. По сути, они делают это вручную, маркируя каждую строку документа. Мы подумали: «Почему бы не автоматизировать этот процесс?» – вспоминает Искандер Мутышев. Фактически стартап взял на себя решение давней рыночной проблемы. 

Как кредитные специалисты банков оценивают потенциального заемщика? Они проверяют данные, предоставленные бухгалтерией компании. Такая проверка формальна и дает искаженное представление об устойчивости бизнеса.

«Как правило, главбух удаляет информацию, которую не хочет показывать. А делать двойную проверку, через все корреспондентские счета с сотнями тысяч транзакций, вручную слишком долго и затратно. Landau занимается именно этим», – говорит Максат Айтимбетов. 

Landau проверяет информацию с разных сторон: оценивает транзакции, предоставляемые компанией, и сравнивает их с данными банка. Это самая простая модель, проверка обоих источников должна приводить к одинаковому результату. Возможен и более глубокий анализ. Например, объясняет Искандер Мутышев, оборот одного счета можно косвенно проверить по данным счетов других компаний-партнеров, число которых может доходить до сотен.

«Если по одному счету идут обороты на 150 млн тенге, то косвенная проверка с другими счетами тоже должна привести к той же цифре. Если не приводит, программа это указывает. Собственно, это было самым сложным – обучить программу видеть разницу между тем, что хорошо, и тем, что плохо», – говорит собеседник. 

Машину не обманешь

Автоматизация процесса оценки компаний не приводит к сокращению штата в банке – напротив, для специалистов открывается более широкое поле для работы.

«С Landau банк среднего уровня может справиться с объемом работ крупного банка, – считает Максат Айтимбетов. – Мы не провоцируем увольнения, люди требуются для обработки того объема заявок, который прежде был невозможен».

Тем не менее внутренне сопротивление работников банков внедрению нового скоринга встречается. Причина неприязни – чисто человеческая.

«Сейчас любой кредитный менеджер может красиво нарисовать любые данные, и никто этого не заметит. Мотивация у него может быть какой угодно, суть в другом. Рисковики не копают настолько глубоко, чтобы обнаружить ошибку. С Landau это сложно, – говорит Айтимбетов. – Когда программа выводит сводный отчет, любые «ручные» изменения фиксируются. Редактировать этот журнал невозможно». 

Владельцы стартапа затруднились назвать общую сумму инвестиций, вложенных в проект, в основном это личные компетенции. В данный момент в команде 15 человек. Сотрудничество с банками строится на основе годового контракта по системе подписки, причем после заключения контракта с ВТБ Landau планирует вдвое поднять цены на свои услуги внутри Казахстана. 

Основатели проекта предлагают свою программу не только банкам для оценки заемщиков-юрлиц, но и инвесторам или покупателям бизнеса для его быстрой оценки. «Landau за минуту составит полный отчет на страничке формата А4: у кого покупает, кому продает, насколько стабильны отношения с партнерами, как меняется структура расходов», – поясняют они. 
В перспективе Landau будет расширять функционал, чтобы стать незаменимым помощником владельца или главного управленца бизнеса. До сведения топа будут доводиться любые действия менеджеров, выбивающиеся из логики накопленной ежедневной статистики.
 


2867 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций