Как казахстанская компания стала бизнес-партнером российского ВТБ

IT-проект Landau за минуты сводит все данные компании в формат резюме

Фото:Олег Спивак

Казахстанская компания Landau стала бизнес-партнером российского Банка ВТБ. Система кредитного анализа казахстанской разработки позволит банку из РФ радикально ускорить процесс оценки компаний, запрашивающих кредит. Если раньше на оценку уходило два-три месяца, то теперь это дело двух-трех минут. 

Физик и лауреат Нобелевской премии Лев Ландау – кумир основателей стартапа. Ученый умел быстро и точно производить в уме сложные вычисления. Так и система бизнес-анализа Landau обучена почти мгновенно сводить данные любой компании в краткий отчет. «Всю картину бизнеса Landau раскрывает за минуты. Приворовывает бухгалтер? Мы покажем это», – говорит Максат Айтимбетов, один из сооснователей проекта.

Возможность быстрой оценки бизнеса остро востребована банками, поскольку скорость выдачи кредита – одно из рыночных преимуществ. В Казахстане партнерами Landau уже стали четыре банка: АТФБанк, ForteBank, Альфа-Банк и Kassa Nova (последний – еще до слияния с Forte). ВТБ – первый российский партнер проекта, после заключения контракта с ним интерес к сотрудничеству проявили еще три российских банка. 

Кредит как двигатель финтеха

Первыми разрабатывать и активно применять скоринговые технологии в Казахстане стали микрокредитные организации. Процесс дистанционной оценки платежеспособности физических лиц, запрашивающих кредиты, доведен в стране до очень хорошего уровня. А вот ниша скоринговой оценки МСБ и корпоративных заемщиков долгое время оставалась незаполненной. Создатели Landau Максат Айтимбетов и Искандер Мутышев обнаружили ее случайно – пытаясь продать собственную программу для оцифровки бухгалтерии, они вели переговоры с участниками рынка. Именно тогда и услышали о том, что финансистам не хватает инструмента для быстрой и объективной оценки компаний.

«Нам показали, как кредитные менеджеры изучают файлы разметами в сотни тысяч срок. По сути, они делают это вручную, маркируя каждую строку документа. Мы подумали: «Почему бы не автоматизировать этот процесс?» – вспоминает Искандер Мутышев. Фактически стартап взял на себя решение давней рыночной проблемы. 

Как кредитные специалисты банков оценивают потенциального заемщика? Они проверяют данные, предоставленные бухгалтерией компании. Такая проверка формальна и дает искаженное представление об устойчивости бизнеса.

«Как правило, главбух удаляет информацию, которую не хочет показывать. А делать двойную проверку, через все корреспондентские счета с сотнями тысяч транзакций, вручную слишком долго и затратно. Landau занимается именно этим», – говорит Максат Айтимбетов. 

Landau проверяет информацию с разных сторон: оценивает транзакции, предоставляемые компанией, и сравнивает их с данными банка. Это самая простая модель, проверка обоих источников должна приводить к одинаковому результату. Возможен и более глубокий анализ. Например, объясняет Искандер Мутышев, оборот одного счета можно косвенно проверить по данным счетов других компаний-партнеров, число которых может доходить до сотен.

«Если по одному счету идут обороты на 150 млн тенге, то косвенная проверка с другими счетами тоже должна привести к той же цифре. Если не приводит, программа это указывает. Собственно, это было самым сложным – обучить программу видеть разницу между тем, что хорошо, и тем, что плохо», – говорит собеседник. 

Машину не обманешь

Автоматизация процесса оценки компаний не приводит к сокращению штата в банке – напротив, для специалистов открывается более широкое поле для работы.

«С Landau банк среднего уровня может справиться с объемом работ крупного банка, – считает Максат Айтимбетов. – Мы не провоцируем увольнения, люди требуются для обработки того объема заявок, который прежде был невозможен».

Тем не менее внутренне сопротивление работников банков внедрению нового скоринга встречается. Причина неприязни – чисто человеческая.

«Сейчас любой кредитный менеджер может красиво нарисовать любые данные, и никто этого не заметит. Мотивация у него может быть какой угодно, суть в другом. Рисковики не копают настолько глубоко, чтобы обнаружить ошибку. С Landau это сложно, – говорит Айтимбетов. – Когда программа выводит сводный отчет, любые «ручные» изменения фиксируются. Редактировать этот журнал невозможно». 

Владельцы стартапа затруднились назвать общую сумму инвестиций, вложенных в проект, в основном это личные компетенции. В данный момент в команде 15 человек. Сотрудничество с банками строится на основе годового контракта по системе подписки, причем после заключения контракта с ВТБ Landau планирует вдвое поднять цены на свои услуги внутри Казахстана. 

Основатели проекта предлагают свою программу не только банкам для оценки заемщиков-юрлиц, но и инвесторам или покупателям бизнеса для его быстрой оценки. «Landau за минуту составит полный отчет на страничке формата А4: у кого покупает, кому продает, насколько стабильны отношения с партнерами, как меняется структура расходов», – поясняют они. 
В перспективе Landau будет расширять функционал, чтобы стать незаменимым помощником владельца или главного управленца бизнеса. До сведения топа будут доводиться любые действия менеджеров, выбивающиеся из логики накопленной ежедневной статистики.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Инвесторы начали скупать акции Twitter на фоне сообщений о росте пользователей

Однако этот рост могут сопровождать и риски

Фото: Matt Rourke/Associated Press

Похоже, Twitter привлекает всех, кроме тех, в ком платформа нуждается больше всего. Итоги II квартала, опубликованные компанией в прошлый четверг, – это еще один неоднозначный результат: привлекательный на первый взгляд, но разочаровывающий, если взглянуть немного глубже.

Например, Twitter сообщил о том, что число пользователей, которые могут видеть рекламу на платформе, в этом квартале достигло рекордной отметки, однако доход соцсети от рекламы на фоне пандемии снизился. В прошлый четверг акции Twitter выросли на 4%.

Эти результаты подчеркивают сильные и слабые стороны всех тех усилий, которые прикладывает платформа, чтобы привлечь больше пользователей в преддверии президентских выборов. По данным компании, во II квартале года их общее число выросло на 20 млн активных пользователей, что больше по сравнению с прошлогодними показателями на 34%. Это наибольшие темпы роста, зафиксированные компанией с момента, когда она начала отчитываться по этому показателю в IV квартале 2018 года.

Факт использования Twitter такими известными людьми, как президент Дональд Трамп, Джо Байден, Илон Маск и Джефф Безос, делает платформу ценным, но противоречивым источником информации. Недавно Twitter начал помечать сообщения, содержащие то, что сеть расценивает как дезинформацию, предупреждениями о необходимости фактчекинга, а пару недель назад ей даже пришлось преодолевать последствия хакерской атаки на ряд важных аккаунтов.

По словам Джона Эгберта, аналитика компании Stifel, хакерские атаки могут угрожать самому существованию платформы. Так, потеряв доверие к Twitter, наиболее ценные пользователи платформы могут перенести свою активность на другую площадку, а вместе с ними уйдут простые пользователи и рекламодатели.

Это последнее, что нужно Twitter. Общий доход компании во II квартале уже снизился на 19% по сравнению с прошлым годом, тогда как падение рекламных доходов за аналогичный период составило 23%. Это оказалось даже хуже, чем опасались на Уолл-стрит. Спад произошел на фоне сокращения объемов рекламы со стороны брендов, а также рекламы путешествий, отдыха и офлайн-ивентов, поскольку все эти сегменты бизнеса серьезно пострадали из-за пандемии.

По данным Twitter, на доходах во II квартале негативно отразились не только проблемы бизнеса, возникшие из-за COVID-19, но и те непродолжительные рекламные бойкоты, которые были связаны с недавними гражданскими протестами в США. И хотя большинство аналитических данных показывает, что эти бойкоты оказали относительно небольшое влияние на общие доходы главного конкурента платформы – Facebook, Twitter утверждает, что именно они стали причиной 15%-ного сокращения рекламных доходов компании за последние три недели июня.

Что еще хуже, отмечает Эгберт из компании Stifel, так это то, что недавние хакерские атаки могут угрожать бизнесу Twitter по лицензированию данных, который пока еще является относительно успешным для компании направлением. За последние два квартала этот бизнес вырос, если сравнивать текущие итоги с данными за прошлый год. Эгберт считает, что принятая в компании практика продавать бизнесу лицензии на данные может попасть в поле зрения регулирующих органов, поскольку монетизация лицензирования данных «определенно в большой степени зависит от использования личных данных пользователей, чем таргетированная реклама».

И хотя на лицензирование данных приходится лишь 18% от общего дохода Twitter, значение этого бизнеса возрастает, поскольку доходы от рекламы падают. В прошлый четверг во время конференц-звонка с инвесторами Twitter подтвердил, что нанимает команды, которые работают над созданием таких новых источников доходов, как подписки и электронная коммерция, которые могут быть протестированы уже в этом году.

Уолл-стрит ожидает, что доходы от рекламы в Twitter продолжат снижаться в годовом исчислении и в III квартале, хотя и более умеренно, а затем в IV квартале покажут номинальный рост.

Положительным моментом является то, что недавние улучшения рекламных возможностей платформы способны ускорить процесс восстановления этого бизнеса – разумеется, при условии, что будет расти спрос.

Twitter утверждает, что планирует увеличить расходы в III квартале в тех областях, которые в этом определенно нуждаются. Однако чересчур активное использование и без того уязвимой платформы может создать угрозу для тех финансовых резервов компании, которые были созданы ранее.

WSJ_квартальные доходы Twitter_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg