Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


604 просмотра

Google впервые за несколько лет дает слабину

Материнская компания Alphabet отчиталась о самом медленном росте прибыли с 2015 года

Фото: MariaX / Shutterstock.com

Когда-то незыблемые позиции Google на рынке онлайн-рекламы серьезно пошатнулись: компания пострадала от усиления конкуренции, а также противоречий, которые раздирают YouTube – все более резонансное подразделение Google.

Из отчетности за первый квартал текущего года материнской компании Google, Alphabet Inc, стало известно о самом медленном для нее темпе роста прибыли с 2015 года. Эти неутешительные результаты подчеркивают, насколько рискованно для одного из гигантов Кремниевой долины полагаться, по сути, лишь на один крупный бизнес, хоть и крайне прибыльный.

Несмотря на мириады подразделений и усилия по диверсификации, Google в основном остается старомодным бизнесом по сдаче рекламных щитов в аренду, просто с лоском высоких технологий – и сейчас у него прибавилось конкурентов.

Google revenue.png

Квартальные итоги компании выделяются на фоне других компаний технологического сектора, которые в этом сезоне продемонстрировали стабильные результаты. Такие компании, как Facebook Inc. и Twitter Inc., ранее отчитались о высоких доходах, а Amazon.com на прошлой неделе сообщила о рекордной прибыли, которая позволит ей улучшить программу для участников клуба Prime за счет вливания свежих средств.

Акции Alphabet после закрытия торгов понедельника потеряли в цене 7%, падение ускорилось во время отчетной конференции, поскольку топ-менеджеры компании отказались отвечать на прямые вопросы о слабеющем росте. Спустя почти час после начала конференции один из аналитиков, Росс Сэндлер из британского финансового конгломерата Barclays, громко вздохнул и сказал: «Ну что ж, не буду оригинален и спрошу о замедлении роста».

«Мы очень рады возможностям по всем направлениям», – ответила главный финансовый директор Alphabet Рут Порат.

Акции Alphabet продолжили снижаться во время регулярных торгов вторника, а компания потеряла более $70 млрд рыночной стоимости. Для нее это стало худшей сессией одного дня почти за 7 лет. До публикации отчета акции компании за год выросли на 24%.

За первый квартал прибыль Alphabet составила $36,3 млрд, примерно на $1 млрд ниже прогнозируемой. Разочаровала и прибыль на акцию, которая составила $9,5 за штуку, – это значительное падение по сравнению с годом ранее, когда прибыли выросли из-за того, что конгломерат сделал наценку на свои доли в частных технологических компаниях.

Рост Google замедлился по всем направлениям. Прибыль выросла за год на 17% по сравнению с 26%-ным ростом в первом квартале прошлого года. Маржа компании, источник беспрестанных опасений аналитиков и инвесторов, снизилась на 18% по сравнению с показателем прошлого года в 25%.

Снижение маржи объясняется в том числе штрафом в $1,7 млрд, который регуляторы Европы наложили на компанию в марте за злоупотребление доминирующим положением своего поисковика и ограничение конкуренции. Без учета штрафа маржа компании составляет 23%, а прибыль на акцию – $11,90.

В более долгосрочной перспективе, однако, у компании из Маунтин-Вью другая проблема – конкуренты. Соперники Google вроде Amazon, которые когда-то довольствовались тем, что играли в собственных уголках «песочницы» Кремниевой долины, теперь делают большие шаги на рынке онлайн-рекламы. Все больше онлайн-покупателей начинают поиски напрямую на Amazon, нежели через поисковик – факт, который потенциально угрожает самому существованию Google.

Рут Порат и глава Google Сундар Пичаи неоднократно заявляли в ходе конференции, что компания экспериментирует с изменениями в рекламном продукте, которые повредили краткосрочному росту. Но ни он, ни она не предоставили подробностей, а также не сказали, относятся ли изменения к настольным компьютерам или мобильным ОС.

Переход на мобильные платформы – давняя головная боль Google, которая ежегодно платит миллиарды долларов соперникам вроде Apple Inc, чтобы размещать рекламу на телефонах конкурента. В этом квартале Google удалось удержать под контролем «расходы на приобретение трафика» – они составили меньше ожиданий аналитиков. Эта цифра стала одной из немногих позитивных нот в квартальном отчете компании.

Что касается YouTube – подразделения Google, которое, наверное, привлекает к себе самое пристальное внимание, то он с финансовой точки зрения остается «черным ящиком». 13 лет назад YouTube превозносили как вдохновенное приобретение, но Google до сих пор не раскрыла результатов подразделения в своей отчетности. Это вынуждает инвесторов искать подсказки самостоятельно, в то время как дорогостоящие попытки компании по созданию оригинального контента и сервисов, заменяющих кабельное ТВ, пока что терпят неудачу.

По оценкам аналитиков, доля YouTube в продажах Google составляет 15%. В ходе конференции Рут Порат сообщила, что рост кликов на платформе в первом квартале снизился.

В последнее время YouTube навлекает на себя критику из-за того, что у него нет эффективного контроля над публикуемым и рекламируемым на сайте контентом, который иногда представляет опасность. Рост расходов, вероятно, означает, что компания проявляет дополнительные усилия по модерации видеосервиса, что не слишком отличается от дорогостоящих инвестиций, которые Facebook пришлось сделать в ответ на критику ее продуктов.

Сундар Пичаи сказал, что для YouTube сокращение вредоносного контента является «самой важной зоной фокуса».

Кроме того, в этом квартале Google достигла рекордного числа сотрудников благодаря созданию еще 18 000 позиций. Компания пересекла барьер в 100 000 постоянных сотрудников, который является по меньшей мере психологически значимым. Это наверняка ниже общего числа сотрудников, поскольку Google не раскрывает подробностей о своем растущем штате контрактников.

Новые лица – признак успеха, но они также представляют риск. Некоторые нынешние и бывшие сотрудники Google жалуются, что предпринимательская культура компании медленно деградирует, а дорогостоящая борьба за таланты Кремниевой долины все больше давит на прибыль Google.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


488 просмотров

Lego бьется над созданием биопластика

Отсутствие больших успехов говорит о том, что масштабное производство биоразлагаемого пластика пока под вопросом

Фото: LEGO

Биллунн, Дания. Последние семь лет компания Lego пытается наладить производство своих конструкторов из пластика на растительной основе, однако каких-либо существенных успехов в этом пока не добилась.

Сначала Lego пыталась делать детали конструктора из кукурузы, но они получались слишком мягкими. Потом в ход пошла пшеница, однако детали, изготовленные на основе этого сырья, невозможно было равномерно покрасить, и они не обладали нужным блеском. Элементы конструктора, изготовленные из других материалов, с трудом разъединялись, были ломкими либо теряли форму и разрушались, то есть «текли», как характеризуют этот процесс представители самой компании.

«В некотором смысле это можно сравнить с первым полетом человека на Луну, – говорит Тим Гай Брукс, глава отдела экологической ответственности Lego, описывая стремление компании производить детали игрушек из растительных материалов. – Когда Кеннеди заявил о том, что хочет отправить человека на Луну, многие необходимые технологии и условия тогда просто отсутствовали. То есть нам тоже нужно выйти из зоны комфорта и создать новую индустрию с нуля», – отмечает он.

В 2012 году крупнейший в мире производитель игрушек пообещал найти и начать использовать альтернативное сырье уже к 2030 году. Учитывая сложность поставленной задачи, в ее решение компания инвестировала $150 млн, чтобы привлечь ученых и профинансировать соответствующие исследования и разработки.

На данный момент Lego протестировала более 200 комбинаций различных материалов, но только 2% продукции датской компании сегодня производится из пластика на растительной основе. По сообщению Lego, она все еще изучает несколько многообещающих вариантов, однако найти подходящий материал для достижения поставленной цели оказалось далеко не просто.

В частности, формовку деталей из некоторых материалов затрудняют проблемы несовместимости с существующим оборудованием Lego. Неплохим вариантом остается вторично переработанный пластик, однако Lego нужны большие объемы именно пищевого сырья с гарантиями его происхождения и качества.

«Я бы не стал ставить на кон абсолютно все, но все же мы должны верить, что сумеем добиться своего, – говорит Брукс. Для поиска вдохновения он смотрит не только на Луну, но и на свой обед. – Разве можно было пять или десять лет назад представить вегетарианский бургер, который бы по вкусу напоминал мясо?», – вопрошает он.

Скромные успехи Lego весьма показательны с точки зрения более масштабных усилий по замещению нефти, главного сырья для производства пластика, такими растениями, как кукуруза и сахарный тростник. По словам сторонников этой идеи, в итоге это позволит сократить выбросы в атмосферу парниковых газов.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26.jpg

Отойти от нефти как основного сырья для пластмассы также пытается IKEA. Однако пока единственным пластиковым продуктом компании, сделанным на растительной основе, остается пакет для замораживания.

«Эти технологии только начинают разрабатываться. Мы по-прежнему сталкиваемся со множеством проблем, связанных с производством этих материалов наиболее эффективным способом», – говорит Йохан Брук, заместитель главы отдела IKEA по новым материалам.

В 2013 году Coca-Cola заявила, что к 2020 году все ее пластиковые бутылки будут включать растительный материал, однако позже компания отказалась от этой цели, ссылаясь на «ограниченность ресурсов» и сообщив, что все усилия будут сосредоточены на вторичной переработке пластика.

Что касается Lego, то на данный момент идти по этому пути компанию никто не заставляет – она делает это сама. Как правило, в вопросах загрязнения планеты пластиком потребителей и регулирующие органы больше беспокоят одноразовые предметы, такие как соломинки для коктейлей или пакеты, но не игрушки. Однако растущие опасения по поводу будущего окружающей среды привели к тому, что с подозрением стали смотреть и на другие товары, что побудило руководство компании защитить положительный имидж Lego.

«Мы не можем говорить, что вдохновляем и развиваем строителей завтрашнего дня, если сами разрушаем планету», – говорит по этому поводу Тим Гай Брукс.

Требования к новой продукции со стороны Lego достаточно жесткие. Детали конструкторов должны надежно соединяться и легко разбираться, сохранять свой цвет и форму в широком диапазоне температур и быть достаточно прочными, не разбиваясь при падении. Кроме того, детали не должны быть подвержены биодеградации, поскольку срок их эксплуатации исчисляется десятилетиями. Кроме того, они не могут содержать какие-либо химические вещества, способные навредить детям.

«Если вы строите большой замок, вы наверняка захотите, чтобы он простоял и пять, и десять лет. К тому, что детали конструктора изменят форму и башни замка рухнут, вы явно готовы не будете», – говорит Брукс.

В прошлом году Lego начал продавать игрушечные деревья, кустарники и листья, сделанные из пластика, который был получен из сахарного тростника, выращенного в Бразилии. Этот материал, альтернативный привычному полиэтилену из неф­тепродуктов, Lego использует для изготовления таких мягких деталей, как листва, крылья драконов и удочки.

Намного сложнее обеспечить присутствие растительного пластика в более чем 50 миллиардах деталей конструкторов, которые Lego продает ежегодно, поскольку природной версии полимера акрилонитрил-бутадиен-стирола, используемого в производственном процессе, просто не существуют. По крайней мере пока усилия по поиску такой альтернативы результатов не дали.

По данным ассоциации European Bioplastics, несмотря на то, что технология производства биопластика существует на протяжении многих десятилетий, материалы на растительной основе составляют менее 1% от 359 миллионов метрических тонн пластика, производимого ежегодно. В организации утверждают, что развитие отрасли сдерживают высокие затраты на исследования и разработки, а также неправильное представление об экологических преимуществах биопластика. Со своей стороны критики говорят о том, что выращивание сельскохозяйственных культур для производства пластмассы потребует сокращения угодий для производства продуктов питания. Впрочем, отраслевые эксперты этот довод легко опровергают, поскольку для производства биопластика используется всего 0,02% сельскохозяйственных территорий.

im-79449.jpg

Фото: Saabira Chaudhuri / The Wall Street Journal

Чтобы стимулировать производство биопластика, ассоциация European Bioplastics пытается убедить правительства внедрить соответствующие финансовые стимулы и не концентрировать усилия только на вторичной переработке.

По словам руководства компании, разработка новых материалов потребует инвестиций со стороны представителей всей индустрии, однако химические компании мотивированы инвестировать только тогда, когда есть гарантированный покупатель. При этом без участия отрасли Lego не сможет достичь своей цели, говорят в компании.

Чтобы выйти из тупика, Lego начала делиться полученными данными с другими компаниями, пытаясь создать цепочку поставок биопластика. Для этого компания даже присоединилась к альянсу, включающему Nestlé SA, Procter & Gamble Co. и McDonald’s Corp.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26 (1).jpg

Своей технологией производства одноразовых бутылок из биопластика с другими компаниями недавно начала делиться и Coca-Cola, надеясь таким образом повлиять на увеличение спроса на биопластик. Еще четыре года назад крупнейший в мире производитель газированных напитков разработал бутылку, сделанную целиком из биопластика и пригодную для вторичной переработки, однако не нашел эффективного способа наладить производство в промышленном масштабе.

Lego добилась определенных успехов в производстве пластика, частично сделанного из растительных компонентов. Примерно так же ситуация развивалась и в Coca-Cola, компания с 2009 года продает бутылки, в которых 30% полимера получено из источников на растительной основе. Однако в отличие от Coca-Cola, когда Lego не нашла подходящий источник сырья для оставшихся 70% продукта, она приняла решение не выпускать его на рынок.

«В конечном счете мы хотим получить продукт с нулевым воздействием на окружающую среду», – отмечает Брукс.

Пока же этого не произошло, действует вторичная переработка в стиле Lego.
В частности, когда клиенты обращаются в Lego с вопросом, принимает ли компания старые детали для переработки, ответ неизменен – необходимости в переработке деталей, совместимых с конструкторами последних поколений, нет. Лучше их кому-нибудь просто подарить, считают в компании.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций