Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


497 просмотров

АО «Пассажирские перевозки» уволило за год более 90 проводников за провоз «зайцев»

В компании оценивают ежегодный объем безбилетных перевозок в 6 тыс. фактов при выявляемых 800-900 случаях в год

фото: shutterstock.com

АО «Пассажирские перевозки» с апреля прошлого по апрель нынешнего года уволило более 90 проводников за безбилетный провоз пассажиров в поездах, сообщил директор департамента по сервису и работе с клиентами этой компании Алибек Султанов.

«За период с апреля 2018-го года число уволенных превысило уже 110 человек, 16 из которых являются начальниками поездов и чуть больше 90 – это проводники», - сказал Султанов в ходе онлайн-конференции.

Он пояснил, что в дополнительных соглашениях к основному трудовому договору с сотрудниками компании прописывается возможность расторжения трудовых соглашений со стороны АО в том случае, если сотрудник будет уличен в безбилетном провозе пассажиров.

При этом он признал, что далеко не всегда в безбилетном проезде виноват проводник, поскольку до сих пор встречаются факты подделки билетов.

«Они у нас защищены водными знаками, но условно распечатанный на цветном принтере в период посадки массовой, где 50 человек, например Алматы-Астана – популярный маршрут - 50 человек садится в плацкартный вагон, проводникам у всех 50-ти внимательно рассмотреть этот бланк, который может быть специально немного потрепан, тоже очень сложно», - признал представитель руководства компании.

Он добавил, что основной схемой является проезд пассажира по билету, выписанному на другое лицо, и здесь проводник является обязательным участником «сделки».

«Например, человек покупает билет на Ивана Иванова, по факту едет Серик Сериков. Проводник за условное вознаграждение закрывает глаза на разницу в удостоверении личности и билете, запускает его», - пояснил директор департамента АО.

Одновременно существует схема незаконной продажи билетов со стороны кассиров, которые заведомо выкупают пул билетов в тот период, когда услуги железнодорожного транспорта наиболее популярны у пассажиров.

«И в момент уже ближе к отправлению происходит экстренный возврат билетов в билетные кассы: зная, что этот билет попадет в продажу, ждут его и выкупают уже на имя того человека, который должен по факту проехать», - сказал спикер.

Он напомнил, что в начале апреля компания предлагала ужесточить ответственность тех лиц, которые злоупотребляют или занимаются такими мошенническими действиями вплоть до уголовной ответственности.

«Мы также говорили, что практики с нарушением правил перевозок в виде безбилетного проезда или махинации с билетом в некоторых странах достаточно строгие. За первое нарушение - штраф, они измеряются сотнями евро, при повторном нарушении это пятикратное или десятикратное увеличение штрафов и в некоторых странах, например, в Германии, при третьем факте могут привлечь к общественным работам. В других странах действительно несколько месяцев могут прям до тюремного заключения», - сказал Султанов.

В Казахстане, по его оценке, законодательство в этой сфере более либеральное, при этом отдельной статьи за спекуляцию железнодорожными билетами нет, есть статья за приставание, под которую больше подпадают таксисты, работающие в зданиях вокзалов и аэропортов.

«Она так и называется – «за назойливое приставание», 5-10 МРП ответственность предполагается, соответственно, это 12 тыс. тенге, что не является какой-то серьезной карательной мерой», - констатировал представитель АО.

По его сведениям, цены у перекупщиков варьируются в зависимости от сезона: в новогодний период перекупщики могут перепродать билеты в 3-4 раза дороже номинальной их стоимости.

«Мне кажется, что все зависит от пассажира, который нуждается, которому критично или некритично заплатить ту или иную сумму за проезд», - пояснил он.

При этом представитель компании затруднился оценить общий объем ежегодного безбилетного и совершаемого с различными нарушениями проезда на железнодорожном транспорте в Казахстане.

«Мы смотрим на статистику, которая есть в западно-европейских странах, они говорят, что 3-4% — это безбилетники. К сожалению, мы не можем точно сказать, какой объем, в прошлом году, например, мы сделали 9 тыс. проверок, внутренними силами своих сотрудников, также порядка 2-2,5 тыс. раз нас проверял Комитет транспорта – и это позволило выявить порядка 800-900 фактов безбилетного провоза», - сказал Султанов.

При этом, заметил он, «Пассажирские перевозки» перевозят в год 17 млн пассажиров, и если брать за основу европейскую методику с 3-4% безбилетников, то в Казахстане с нарушениями проезжают 6 тыс. пассажиров в год, что при средней стоимости билета в 5 тыс. тенге дает объем недополученной прибыли в 30 млн тенге в год. При этом, отмечает эксперт, общий объем безбилетных перевозок в стране может быть намного больше.

«На данный момент в Казахстане пассажирские перевозки осуществляются 10 компаниями, мы – лишь одна из них, работающая на 115 маршрутах, половина из которых – это пригородные сообщения, вторая половина – это поезда, так скажем, дальнего следования», - заключил Султанов.


1434 просмотра

В Западно-Казахстанской области процедуру банкротства проходят почти 200 предприятий

Почему это происходит

Фото: Shutterstock.com

На стадии процедуры банкротства в области сегодня находятся 172 субъекта крупного и среднего бизнеса, но фактически компаний, оказавшихся в трудной ситуации, куда больше. Какие методы применяют налоговые органы, чтобы определить, как бизнес обходит закон, и что толкает предпринимателей на крайние меры, выяснял «Курсив». 

В финансовой коме

За последние два года в ЗКО 42 руководителя частных предприятий были привлечены к субсидарной (административной) ответственности за неисполнение закона о банкротстве. Попытки намеренно «убить» свое предприятие, заранее выведя из него активы, чтобы не платить по счетам кредиторов, или, напротив, не заявлять о банкротстве, обойдутся им в 1,9 млрд тенге по счетам кредиторов и штрафам. Сотрудники фискальных органов говорят: статья за лжебанкротство очень сложная и довести дело до суда бывает крайне трудно.

«Чтобы привлечь к уголовной ответственности, нужен ущерб в размере 10 тыс. МРП государству и другим кредиторам. Чаще факт лжебанкротства доказан, но ущерб меньше, и дела разваливаются», – сказал в комментариях «Курсиву» руководитель отдела реабилитации и банкротства ДГД ЗКО Алимжан Темирханов.

В 2018 году налоговики передали в службу экономических расследований департамента госдоходов (СЭР ДГД) 12 дел. Одно из них направлено в СЭР ДГД Алматы, одно переквалифицировано по статье «уклонение от налогов», три прекращены по нереабилитирующим основаниям – амнистия или истекший срок давности преступления. Остальные – на стадии рассмотрения. И только в 2019 году к уголовной ответственности за лжебанкротство привлечен один руководитель аксайского ТОО. Он получил полтора года ограничения свободы, хотя приговор не вступил в законную силу и оспаривается адвокатами предпринимателя.

«Этот приговор – один из первых в Казахстане по этой статье», – заметил Темирханов. 

Всего в суд было передано четыре уголовных дела по факту лжебанкротства, сообщили в департаменте госдоходов ЗКО.

Причиной такого явления, как лжебанкроство, аналитики ДГД считают высокую кредитную нагрузку и низкую финансовую грамотность субъектов МСБ, а банкротство называют способом бизнеса застраховаться от проблем в будущем.

«Бизнесменам выгодно банкротство, если сумма долга превышает активы. Тогда они могут списать все долги», – говорит Алимжан Темирханов.

Например, у одного из уральских предприятий-банкротов сумма долга по налогам достигла 200 млн тенге. Оно было контрагентом лжепредприятия плюс не указывало в своих отчетах часть оборотов. В 2017 году налоговые проверки это выявили, и ему доначислили налоги. В ходе анализа деятельности предприятия выяснилось также, что незадолго до банкротства, в 2015 году, предприятие продало около 20 автомашин и производственную базу.

По словам Темирханова, по балансовой стоимости имущество стоило около 300 млн тенге, а продали за 60 млн.

«Выясняем причину и узнаем: их вызывали в правоохранительные органы, потому что на их контрагента возбуждено уголовное дело о лжепредпринимательстве. И им будут выставлять уведомления. Проверка бухгалтерских документов показала: 60 млн на их счет не поступало», – рассказывает собеседник «Курсива».

В итоге было возбуждено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства по статье 238 УК РК, которая предусматривает штраф и лишение свободы.

Погашение долгов по налогам может длиться до 20 лет, говорят в департаменте. Поэтому налоговые органы имеют право сами подавать иски в суд, требуя банкротства того или иного предприятия, чтобы вернуть долг активами. Из 172 банкротов, которые сегодня есть в ЗКО, 97 признаны банкротами по искам ДГД, это более 50%.

«По закону предъявить претензию налоговые органы могут и супруге – по совместно нажитому имуществу: дом, машины, ценные вещи. Так что, если кто преднамеренно организовал банкротство, прыгать от счастья не стоит – могут забрать и личное имущество», – заметил спикер.

По данным ДГД, к субсидиарной ответственности за лжебанкротство в 2018 году было привлечено 34, а в 2019-м – восемь владельцев частных предприятий.

bankrupt.PNG

Вычислят по счетам и супругам

Признаки ложного банкротства в первую очередь видны по счетам. В основном оказавшиеся на грани краха владельцы предприятий снимают деньги, продают транспорт, производственные базы, квартиры, объяснили в департаменте.

«Есть лица, у которых по два, три, четыре предприятия. Он то одно обанкротит, то второе. Это лазейки, которые законом не запрещены и требуют внесения поправок», – говорит представитель ДГД.

Проекты-«титаники»

Банкротство крупных компаний порой демонстрирует крах самых смелых идей и надежд.

Так, ТОО «СПП «Металлоизделия» – завод, основанный в Уральске в 1929 году, специализировался на металлообработке и машиностроении. Это одно из первых в Казахстане предприятий, которое наладило производство сэндвич-панелей для каркасных домов. Предприятие активно участвовало в строительстве крупных социальных объектов области, одно из которых – Назарбаев Интеллектуальная школа. ТОО около четырех лет находится в процеду­ре банкротства. Долг перед банком-кредитором – 1,8 млрд тенге. Реализации имущества завода все еще продолжается.

ТОО «Жаиктранс» и ТОО «Жаик­транс-терминал» находятся в процедуре банкротства с 2014 года. Общая задолженность перед банком-кредитором и компаниями-партнерами – 12,8 млрд тенге. ТОО «Жаиктранс» было зарегистрировано в 1998 году, создано для реализации проекта по транспортировке нефти на экспорт с месторождений Западного Казахстана – неф­тепровода Уральск – Самара. Основным видом деятельности ТОО являлось хранение, транспортировка и реализация углеводородного сырья и продуктов его переработки.

В 2006 году строительство трубопровода закончилось, однако запуск так и не был произведен из-за отсутствия сырья. Проект закрыли. В надежде на перемены ТОО поддерживало техническое состояние объекта за счет собственных и заемных средств, говорится в решении специализированного межрайонного экономического суда ЗКО. Обязательства предприятия стали расти из-за начисления кредиторами штрафных санкций и пеней. В 2012 году образовалась налоговая задолженность. Сейчас оно полностью бездействует. Кстати, решением арбитражного суда Самарской области дочернее предприятие ООО «Жаиктранс», за которым также числится дебиторская задолженность в сумме 2,1 млрд тенге, тоже было признано банкротом.

«Нефтепровод построен, но не действует. ТОО несколько раз проверяли на лжебанкротство, но подозрения не подтвердились», – прокомментировал эту историю Алимжан Темирханов.

В списках более мелких банкротов такое предприятие, как ТОО «СВИТ». Компания занималась импортом и производством кондитерских изделий. Сейчас его долг перед банком-кредитором составляет 676,6 млн тенге.

Банкротство коснулось практически всех сфер экономики ЗКО – торговли, строительства, пищевой промышленности и электроэнергетики. С начала 2019 года в области завершена ликвидация 27 предприятий-банкротов. Еще по пяти компаниям дела переданы в суд – для вынесения решения о признании их банкротами. Часть из 172 предприятий-должников, которые сегодня проходят процедуру банкротства, находятся в производстве еще с 2014 года. В структуре их общего долга (42,1 млрд) 140 млн тенге – это невыплаченная зарплата, пенсионные отчисления, соцналог и индивидуальный подоходный налог. Долги по залоговым кредитам – 14,7 млрд. Долги по налоговым обязательствам составляют 9,7 млрд. Задолженность предпринимателей перед другим юрлицами и по беззалоговым кредитам составила 6 млрд, по штрафам и пеням – 11,4 млрд тенге.

Точка зрения

Алмас Чукин, экономист:

«Причина 90% банкротств – долги перед банками, а уже потом остальные кредиторы. До 2018 года банки прятали плохие кредиты: ситуация шаткая была, и все старались делать вид, что все хорошо – рефинансировали, пролонгировали кредиты, шли навстречу заемщикам, пытаясь не доводить до дефолта. В прошлом году банкам помогли убрать этот балласт, и они стали более смело чистить свои портфели. Плохие кредитные истории терпеть стало незачем, поэтому началась более жесткая политика. В результате кто был банкротом давно, но по разным причинам не был виден, сейчас повылазили.

Банкротство – это иммунитет экономики, если она здоровая. Не все могут быть успешными: кто-то должен с рынка уходить, кто-то – приходить. Например, неэффективный капиталист держит людей, а они должны работать, возможно, в другом месте. Он разорился, и на первый взгляд это выглядит плохо – люди потеряли работу. С другой стороны, это бывает благословением: люди устали от нерезультативной работы и ушли в другое место, где стали эффективны.

Бывают структурные банкроты. Например, компания Amazon. Все говорят об успехах онлайн-торговли Amazon. Но есть обратная сторона. Посмотрите, что у них происходит с традиционным ритейлом (розничная торговля. – «Курсив»). 20–30% товаров в магазинах они «похоронили»: покупки переходят в онлайн, и в торговых центрах компании теряют покупателей. Но и тут неожиданно обнаружилось: из торговых центров получаются отличные офисные комплексы, спортзалы. Поэтому плакать по поводу банкротства бизнеса не стоит.

Мы не совсем правильно выстраиваем экономическую политику. Наша экономика, хотим мы этого или нет, – часть глобальной экономики, а это жесткая конкурентная среда. Но я сторонник свободного рынка – он сам регулирует все процессы».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций