Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2128 просмотров

Air Astana готова на допэмиссию на IPO

В фонде «Самрук-Казына» национальную авиакомпанию, а также «Казпочту» считают очень интересными для инвесторов

Фото: Marina Zezelina / Shutterstock.com

Часть вырученных от реализации выпущенных в рамках IPO акций национального авиаперевозчика может быть направлена на докапитализацию Air Astana, сообщил управляющий директор-руководитель дирекции по управлению активами АО «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев.

«В настоящее время нашими консультантами поднимается вопрос о возможном рассмотрении сценария дополнительной эмиссии акций (Air Astana), но это еще требует изучения. То есть мы понимаем возможные выгоды для растущих компаний именно такого размещения акций, и это один из наших сценариев», – сказал он «Курсиву» 17 мая.

Кроме того, отметил Саткалиев, при оценке параметров размещения учитывается и деятельность авиакомпании-лоукостера FlyArystan. Ранее президент Air Astana Питер Фостер сообщил журналистам, что лоукостер будет убыточным в первый год своей деятельности на фоне наработки маршрутной сети и клиентской базы.

«Авиакомпания Air Astana свой первый рейс осуществила в мае 2002 года. В 2002 году у нее был небольшой убыток. В 2003 году авиакомпания была уже прибыльной, то есть мы ожидаем, что такая же траектория окупаемости будет и у FlyArystan, то есть мы ожидаем небольшие убытки (по авиакомпании FlyArystan) в 2019 году, а в 2020 году ожидаем уже прибыль (по авиакомпании FlyArystan)», – сказал он журналистам 1 мая.

Вместе с тем Саткалиев считает, что в целом национальный авиаперевозчик останется прибыльным и привлекательным для потенциальных инвесторов.

«Что касается Air Astana, там принципиально структура бизнеса – когда инвесторы вкладываются в растущую компанию. То есть здесь очень большие перспективы роста», – сказал он.

По его мнению, при подготовке к размещению акций Air Astana принимаются в расчет все аспекты.

«В принципе мы планируем, что один из сценариев предполагает первичное размещение с дополнительной эмиссией акций. Так называемый механизм «кэш-ин», который позволит деньги от эмиссии хотя бы частично сохранить для реализации текущих инвестиционных потребностей компании. До конца года (планируется провести IPO Air Astana)», – сказал Саткалиев.

Он также уточнил, что в качестве одного из вариантов реализации акций рассматривается продажа пакетов акций обоими действующими акционерами Air Astana. Ранее сообщалось, что в рамках грядущего IPO два акционера Air Astana совокупно продадут 50% акций – по 25% каждый. В настоящее время 51% акций национального авиаперевозчика принадлежит АО «Самрук-Казына» и 49% акций – британской BAE Systems. То есть после IPO у «Самрук-Казына» и BAE Systems останется 26% и 24% соответственно. При этом казахстанский совладелец авиаперевозчика планировал продать свои 25% акций только казахстанским инвесторам, чтобы авиакомпания сохранила статус национального авиаперевозчика.

Теперь на параллельную реализацию пакетов национального авиаперевозчика согласие иностранного акционера уже получено.

«Да, в настоящее время именно так мы и рассматриваем данное IPO. То есть мы еще не определили окончательный объем. Для нас очень принципиальна координация со вторым акционером, то есть от них в настоящий момент мы уже получили предварительное согласие на такое же размещение части своего пакета акций», – сказал он.

Кроме того, на круглом столе в рамках XII Астанинского экономического форума Саткалиев сообщил, что в рамках подготовки к IPO национального авиаперевозчика госхолдинг привлекли инвестбанки JP Morgan и UBS, которые сейчас проводят due diligence Air Astana.

«Мы сейчас ожидаем некоторые результаты этого due diligence, чтобы принять решение о размере IPO и по другим вопросам», – сказал он.

Ранее сообщалось, что публичное размещение акций Air Astana запланировано на IV квартал 2019 года.

Кроме того, Саткалиев сообщил о подготовке к размещению других нацкомпаний.

«Что касается IPO «Казахстан темир жолы» и местного авиаперевозчика Qazaq Air, то мы считаем, что данным компаниям надо подготовиться. Сейчас мы работаем над финансовой стабилизацией активов и деятельности компаний. Как мы понимаем, эти компании должны пройти период в 2-3 года подготовки к IPO и стать активными», – сказал он.

«Что касается «Самрук-Энерго» – это сектор энергопроизводства, это местное распределение. Примерно 30% доля на внутреннем рынке. Мы планируем привлечь стратегического инвестора в эту компанию и мы также готовы к сотрудничеству», – отметил он.

Интересным для инвесторов в госхолдинге считают и АО «Казпочту».

«Я хотел бы представить «Казпочту» – это национальный почтовый оператор. Мы привлекли KPMG в качестве независимого консультанта для проведения дуе дилижанс, которые порекомендовали определенную долю продаж для IPO, а также стратегических продаж. Более того, текущие условия деятельности компании требуют привлечения субсидий со стороны правительства по таким видам деятельности как местные почтовые службы и это значительно сможет повлиять на решение метода продаж. Однако мы считаем, что эти компании являются очень перспективными, особенно «Казпочта». У них очень интересный проект по логистике», – резюмировал он.


1633 просмотра

Как летать с 90%-ной скидкой

Устраивайтесь в авиакомпанию

Фото: shutterstock

Авиаперевозчики предлагают перелеты на выгодных условиях своим сотрудникам и даже представителям конкурентов.

Слетать в Париж на выходные или провести день на пляже вдали от зимнего холода? А, может быть, вы никогда не были в Черногории, на Таити или в Южной Дакоте? Если так, то вперед!

Все, что требуется, – просто работать в авиакомпании. Большинство из них позволяют своим сотрудникам летать бесплатно, а сотрудникам своих конкурентов – почти бесплатно. Некоторые льготы также распространяются на детей и родителей сотрудников и тех работников авиакомпаний, кто уже вышел на пенсию.

Возможно, эта самая лучшая служебная привилегия (не называйте это дополнительной выплатой – она не облагается налогом). Более того, ни в одной другой отрасли компании не предоставляют столь щедрые льготы сотрудникам своих конкурентов. Это как если бы компания Ford раздавала своим сотрудникам бесплатные автомобили, а работникам General Motors предоставляла скидку до 90%.

Более 200 авиакомпаний по всему миру имеют соглашения, позволяющие сотрудникам конкурентов, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками склада, совершать перелеты без подтвержденного места примерно за 10% от стоимости билета. Возможность получить билет на льготных условиях позволяет сотрудникам авиакомпаний вести совершенно иной образ жизни, если, конечно, они свой шанс используют. Но даже если сотрудники путешествуют изредка, сама мысль о том, что они могут слетать в Лондон просто на выходные, становится действенным бонусом.

«Моя жена не раз мне говорила, что разведется со мной, если я решу уйти из Hawaiian Airlines или если меня оттуда уволят», – рассказывает Дамиан Балиновский, менеджер по внутренним коммуникациям авиакомпании Hawaiian Airlines.

Он часто бывает в Европе, а по выходным летает на остров Мауи.

«То, чем мы оба дорожим, – это гибкость», – отмечает Балиновский.

Путешествующие без подтвержденного места сотрудники авиакомпаний – их называют некоммерческими пассажирами – применяют столь сложные стратегии, что они способны смутить даже самых опытных путешественников. Имея наготове резервные планы B, C, D и E, они регистрируются одновременно на три-четыре рейса, стремясь попасть хотя бы на один из них. Они не бронируют номер в оте­ле и не используют Airbnb до тех пор, пока самолет не начнет выруливать на взлетную полосу, поскольку всегда есть риск потерять место в самую последнюю секунду. И в основном именно из-за них свободное место рядом с вами вдруг оказывается занятым за мгновение до закрытия двери самолета.

В течение своего первого года работы в United Airlines Джасприт Сингх провел дома в Чикаго только четыре выходных из 52. Всего за три года работы в авиакомпании старший аналитик по развлекательным программам на борту совершил 500 авиарейсов, преодолев 700 тыс. миль.

Иногда 25-летний Сингх отправляется в Канзас-Сити, штат Миссури, чтобы покосить газон у своей матери. В другой раз он проводит выходные в Лондоне, Брюсселе или в каком-нибудь городе в Германии. Чтобы избежать зимних холодов, он улетает на западное побережье.

«Я просто появляюсь в аэропорту, смотрю на расписание вылетов и понимаю, где, скорее всего, будут свободные места», – говорит он.

По данным Southwest, с начала года до 15 июля авиакомпания перевезла около двух миллионов некоммерческих пассажиров. Почти 1,5 миллиона из них – это работники авиакомпании и члены их семей, 487 тыс. других пассажиров – представители конкурентов, сообщил Роб Дюссо, старший менеджер Southwest, отвечающий за мотивацию сотрудников и организацию подобных поездок.

Примечательно, что Southwest не имеет с другими авиакомпания ни код-шеринговых соглашений, ни договоренностей по интерлайну, по которым оставшиеся без места пассажиры могут улететь с другим перевозчиком. Однако у компании есть соглашения со 140 авиакомпаниями на поездки сотрудников.

«Это серьезно влияет на жизнь людей», – говорит Дюссо, который уже 20 лет руководит в Southwest подобными поездками и возглавляет ассоциацию путешествующих сотрудников.

Сам он тоже активно летает по миру в свободное время – только в этом году он совершил 46 перелетов, преодолев общее расстояние в 45 451 милю. «Просто я подумал, что у меня должны быть хорошие воспоминания», – признается он.

Существуют разные теории о том, с чего началась эта практика. Исторически в среднем авиакомпании заполняли лишь три четверти имеющихся мест. Поэтому могли позволить себе привлекать на работу (в индустрию, где уровень оплаты труда был не слишком высоким) людей, используя бонусы в виде бесплатных перелетов.

Те, кто работает в отрасли давно, полагают: перевозчики хотят, чтобы офисные работники могли лично проверить продукт компании, и отслеживали при этом деятельность конкурентов. Также считается, что авиакомпании хотели бы убедить сотрудников в том, что на работу можно добираться и на самолете, и это сейчас уже происходит.

Благодаря практике бесплатных перелетов сотрудники авиакомпаний могут позволить себе более гибкий график отдыха, например, продлить свое пребывание где-то еще на несколько дней, что редко бывает доступно обычным коммерческим пассажирам. Как правило, за билеты на международные рейсы сотрудники платят только налоги и государственные сборы. Если полет совершается на борту авиа­компании-конкурента, то оплачивается еще так называемый тариф ZED (зональная скидка для сотрудников), размер которого рассчитывается в зависимости от расстояния. Он может составлять от $15 до $179 в случае, если маршрут пролегает через половину земного шара.

Правда, сегодня, когда авиакомпании продают практически все свободные места, путешествовать с неподтвержденным местом становится все сложнее. По данным авиакомпаний, заплатившие за билет пассажиры, как правило, обладают большим приоритетом, нежели некоммерческие пассажиры из числа сотрудников. Однако в случае, когда речь идет о представителях руководства или членах экипажа, которым необходимо срочно вылететь куда-либо, наивысший приоритет может быть отдан им. Во многих авиакомпаниях позицию в листе ожидания определяет ранг сотрудников. В других все зависит от времени регистрации на рейс. Однако всегда приоритет отдается сотрудникам собственной авиакомпании, тогда как представители конкурентов попадают в конец листа ожидания.

Из-за отсутствия гарантий, что свободное место будет, некоммерческие путешественники заранее просматривают данные по бронированию билетов и отслеживают определенные тенденции, например, какие рейсы обычно заполняются уже непосредственно перед вылетом. Для этого сотрудники используют доступ к данным по бронированию билетов в своей авиакомпании, а также при помощи специального приложения узнают о наличии свободных мест у других перевозчиков. Кроме того, они могут получить прогнозные данные о степени успешности запланированного полета без подтверждения места.

«Путешествие без подтверждения места – это своего рода игра, требующая определенной стратегии, энергии и азарта», – говорит Дюссо из Southwest.

Любой некоммерческий пассажир, кто летает достаточно часто, может рассказать историю о ночи, проведенной на полу в аэропорту, или о сумасшедших маршрутах, которые пришлось построить, чтобы вовремя успеть вернуться на работу. Так, сотруднику Hawaiian Airlines Алексу Да Силва пришлось преодолеть 2700 миль по пути в Лос-Анджелес (минуя Гавайские острова), затем в Лас-Вегас и лишь потом в родной Гонолулу.

В 2017 году сотрудники авиакомпании Jet Blue, увлеченные игрой в путешествия без подтверждения места, организовали собственное соревнование в стиле реалити-шоу Amazing Race, где три команды из трех человек узнают о месте назначения в три часа дня в пятницу в штаб-квартире авиакомпании в Нью-Йорке.

Эрик Таннер, сетевой планировщик Jet Blue и автор идеи конкурса, выиграл уже две таких гонки. Когда в одной из них пунктом назначения был назван испанский Сан-Себастьян, Таннер сразу понял: игру выиграет тот, кто первым попадет в Испанию вообще. Его команда зарегистрировалась на рейсах Нью-Йорк – Мадрид сразу двух авиакомпаний – Iberia и American, после чего члены команды разместились в разных терминалах. Вылет Iberia был в 17:15, все билеты на рейс были проданы, однако игроки не теряли надежды. И действительно, десять человек на рейс не явились, и команда отправилась в путь.

Для некоммерческих пассажиров у Jet Blue есть только одно условие: они должны помочь навести порядок на борту самолета после завершения полета.

«Для меня это интересный опыт и отличный способ помочь коллегам», – говорит Таннер.

Марианна Дао начала понимать, что такое путешествие без подтверждения места, уже в первую неделю работы в Jet Blue, когда в пятницу ее босс появился в офисе с чемоданом, заполненным купальными принадлежностями и свитерами. Она тоже отправилась в аэропорт в поисках свободного места на борту.

Менее чем за четыре года Дао, аналитик по стратегическому сорсингу, путешествуя без подтверждения места, посетила 36 стран. На выходные в День независимости США она отправилась на несколько дней на Бермудские острова, затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы вместе с коллегами полететь на черногорские пляжи. Она оставила рюкзак, с которым ездила на Бермуды, в аэропорту, поскольку заранее приготовила чистую одежду для поездки в Европу.

По ее словам, это путешествие было чрезвычайно захватывающим и увлекательным.

«Я буду продолжать делать это до тех пор, пока позволяет здоровье», – говорит Дао.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций