Перейти к основному содержанию
3619 просмотров

Air Astana готова на допэмиссию на IPO

В фонде «Самрук-Казына» национальную авиакомпанию, а также «Казпочту» считают очень интересными для инвесторов

Фото: Marina Zezelina / Shutterstock.com

Часть вырученных от реализации выпущенных в рамках IPO акций национального авиаперевозчика может быть направлена на докапитализацию Air Astana, сообщил управляющий директор-руководитель дирекции по управлению активами АО «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев.

«В настоящее время нашими консультантами поднимается вопрос о возможном рассмотрении сценария дополнительной эмиссии акций (Air Astana), но это еще требует изучения. То есть мы понимаем возможные выгоды для растущих компаний именно такого размещения акций, и это один из наших сценариев», – сказал он «Курсиву» 17 мая.

Кроме того, отметил Саткалиев, при оценке параметров размещения учитывается и деятельность авиакомпании-лоукостера FlyArystan. Ранее президент Air Astana Питер Фостер сообщил журналистам, что лоукостер будет убыточным в первый год своей деятельности на фоне наработки маршрутной сети и клиентской базы.

«Авиакомпания Air Astana свой первый рейс осуществила в мае 2002 года. В 2002 году у нее был небольшой убыток. В 2003 году авиакомпания была уже прибыльной, то есть мы ожидаем, что такая же траектория окупаемости будет и у FlyArystan, то есть мы ожидаем небольшие убытки (по авиакомпании FlyArystan) в 2019 году, а в 2020 году ожидаем уже прибыль (по авиакомпании FlyArystan)», – сказал он журналистам 1 мая.

Вместе с тем Саткалиев считает, что в целом национальный авиаперевозчик останется прибыльным и привлекательным для потенциальных инвесторов.

«Что касается Air Astana, там принципиально структура бизнеса – когда инвесторы вкладываются в растущую компанию. То есть здесь очень большие перспективы роста», – сказал он.

По его мнению, при подготовке к размещению акций Air Astana принимаются в расчет все аспекты.

«В принципе мы планируем, что один из сценариев предполагает первичное размещение с дополнительной эмиссией акций. Так называемый механизм «кэш-ин», который позволит деньги от эмиссии хотя бы частично сохранить для реализации текущих инвестиционных потребностей компании. До конца года (планируется провести IPO Air Astana)», – сказал Саткалиев.

Он также уточнил, что в качестве одного из вариантов реализации акций рассматривается продажа пакетов акций обоими действующими акционерами Air Astana. Ранее сообщалось, что в рамках грядущего IPO два акционера Air Astana совокупно продадут 50% акций – по 25% каждый. В настоящее время 51% акций национального авиаперевозчика принадлежит АО «Самрук-Казына» и 49% акций – британской BAE Systems. То есть после IPO у «Самрук-Казына» и BAE Systems останется 26% и 24% соответственно. При этом казахстанский совладелец авиаперевозчика планировал продать свои 25% акций только казахстанским инвесторам, чтобы авиакомпания сохранила статус национального авиаперевозчика.

Теперь на параллельную реализацию пакетов национального авиаперевозчика согласие иностранного акционера уже получено.

«Да, в настоящее время именно так мы и рассматриваем данное IPO. То есть мы еще не определили окончательный объем. Для нас очень принципиальна координация со вторым акционером, то есть от них в настоящий момент мы уже получили предварительное согласие на такое же размещение части своего пакета акций», – сказал он.

Кроме того, на круглом столе в рамках XII Астанинского экономического форума Саткалиев сообщил, что в рамках подготовки к IPO национального авиаперевозчика госхолдинг привлекли инвестбанки JP Morgan и UBS, которые сейчас проводят due diligence Air Astana.

«Мы сейчас ожидаем некоторые результаты этого due diligence, чтобы принять решение о размере IPO и по другим вопросам», – сказал он.

Ранее сообщалось, что публичное размещение акций Air Astana запланировано на IV квартал 2019 года.

Кроме того, Саткалиев сообщил о подготовке к размещению других нацкомпаний.

«Что касается IPO «Казахстан темир жолы» и местного авиаперевозчика Qazaq Air, то мы считаем, что данным компаниям надо подготовиться. Сейчас мы работаем над финансовой стабилизацией активов и деятельности компаний. Как мы понимаем, эти компании должны пройти период в 2-3 года подготовки к IPO и стать активными», – сказал он.

«Что касается «Самрук-Энерго» – это сектор энергопроизводства, это местное распределение. Примерно 30% доля на внутреннем рынке. Мы планируем привлечь стратегического инвестора в эту компанию и мы также готовы к сотрудничеству», – отметил он.

Интересным для инвесторов в госхолдинге считают и АО «Казпочту».

«Я хотел бы представить «Казпочту» – это национальный почтовый оператор. Мы привлекли KPMG в качестве независимого консультанта для проведения дуе дилижанс, которые порекомендовали определенную долю продаж для IPO, а также стратегических продаж. Более того, текущие условия деятельности компании требуют привлечения субсидий со стороны правительства по таким видам деятельности как местные почтовые службы и это значительно сможет повлиять на решение метода продаж. Однако мы считаем, что эти компании являются очень перспективными, особенно «Казпочта». У них очень интересный проект по логистике», – резюмировал он.

banner_wsj.gif

211 просмотров

Big Tech не остановит даже пандемия

Почему большие компании становятся еще больше

Сравним, как глобальная пандемия влияет на технологических гигантов Америки, с тем, как она влияет на всех остальных.

12 мая компания Waymo (входит в холдинг Alphabet Inc.) объявила о том, что привлекла дополнительные $750 млн на коммерческий запуск беспилотных автомобилей. И этим она довела общую сумму внешнего финансирования до $3 млрд в течение всего двух месяцев. Несколькими днями позже, 18 мая, издание The Wall Street Journal сообщило о том, что Uber Technologies Inc. снижает свои постоянные расходы на общую сумму $1 млрд. В частности, предусматривается сокращение штата компании почти на четверть, а также пересматриваются такие дорогостоящие проекты, как работа над собственными беспилотными автомобилями.

Пострадал не только Uber. Многие известные ретейлеры уже обанкротились или находятся на грани. Всех их подкосили новые привычки покупателей совершать покупки онлайн. Кроме того, у интернет-компании в различных сферах бизнеса – от Airbnb и до WeWork – может оказаться недостаточно финансовых ресурсов, чтобы сохранить бизнес в его нынешнем виде.

Тем временем самое сильное преимущество Big Tech (так называют пятерку крупнейших американских технологических компаний) – бизнес-модель по конвертированию наличных денег в инновации, рыночную долю и все большее доминирование над конкурентами – благодаря пандемии только усиливается. Не только самый крупный из этих техногигантов – холдинг Alphabet, которому принадлежит Google, но и Amazon.com Inc., и Apple Inc., и Facebook Inc., и Microsoft Corp. – все они выстроили бизнес, который приносит огромную прибыль и способен оттеснить любого, кто встанет на их пути.

Учитывая, насколько значительны накопленные этими компаниями финансовые резервы, очевидно, у них есть и возможность поддерживать свои расходы на прежнем уровне, даже если нынешняя ситуация и окажет негативное влияние на их доходы и прибыль.

А она, безусловно, такое влияние окажет. Экономисты Международного валютного фонда прогнозируют, что миру грозит крупнейшая со времен Великой депрессии глобальная рецессия. Профессор школы бизнеса Леонарда Штерна при Нью-Йоркском университете Анинда Гос считает, что в ближайшие месяцы или чуть позже даже крупные технологические компании столкнутся с «более мрачным сценарием» развития событий. Уровень их дохода от основной деятельности может надолго снизиться, если снятие карантинных ограничений приведет к очередной волне заражений и к новому карантину.

По мнению Риты Макграт, профессора школы бизнеса Колумбийского университета, эти фирмы, вероятно, все равно выр­вутся вперед. Услуги и продукты, которые они продают: электронная коммерция, облачные сервисы, социальные сети, устройства, необходимые для удаленной работы, и так далее – все это сейчас пользуется высоким спросом, и, вероятно, он сохранится в обозримом будущем.

Но технологические гиганты, которые процветают сейчас, находятся на вершине успеха не только благодаря покупке конкурентов и доминированию на рынках. Как и многие монополисты прежних эпох, эти компании активно инвестируют в исследования и разработки.

В конце ревущих 1920-х годов компания General Electric изобрела первый телевизор. Во время Великой депрессии GE и ее дочерняя компания RCA продолжали инвестировать в эту разработку. В результате RCA заняла доминирующие позиции в этой сфере и удерживала их в течение последующих десятилетий.

Большие техногиганты придерживаются аналогичной стратегии и сегодня. Общие расходы на R&D в пяти крупнейших технологических компаниях в США продолжали расти даже в первые месяцы пандемии. Facebook, Apple, Amazon, Alphabet и Microsoft потратили в прошлом квартале на R&D почти $29 млрд, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это больше, чем весь годовой бюджет NASA.

Некоторые инициативы связаны с пандемией коронавируса. Так, Microsoft запускает сервисы, призванные помочь медицинским работникам, Facebook делает ставку на удаленную работу, а основатель Amazon Джефф Безос сообщил инвесторам, что компания планирует направить всю прибыль за второй квартал (около $4 млрд) на борьбу с COVID-19.

Любые трудности с расходами на R&D в будущем могут быть компенсированы за счет приобретений, что, по сути, является одним из видов R&D на аутсорсинге. Гиганты позволяют другим построить бизнес вокруг новой идеи, а затем покупают его.

Поскольку упомянутая пятерка – это публичные компании, никто из них не готов комментировать свои будущие планы помимо той информации, которую они уже озвучили в рамках конференц-звонков с инвесторами по финансовым итогам последнего квартала.

Как никто не смог предсказать коронавирус (почти никто), невозможно знать наверняка, каким будет доход этих компаний в будущем и не придется ли им задействовать свои резервы.

Вполне возможно, что рекламные доходы Facebook и Google снизятся, точно так же как они снизились и для традиционных медиакомпаний. Также вероятно, что спрос на смартфоны iPhone и другую потребительскую электронику начнет падать из-за высокого уровня безработицы и снижения уровня потребления. Может быть, конкуренты Amazon предпримут какие-то неожиданные шаги против электронного бизнеса этой компании.

Но даже если это произойдет, все эти компании обладают достаточными запасами свободных средств, чтобы поддержать свою инновационную природу и избежать сокращения дизайнеров, инженеров и талантливых разработчиков продуктов, привлечение которых в хорошие времена обходится совсем недешево.

Все сигналы рынка указывают на то, что инвесторы уверены: эти компании смогут обеспечить рост в долгосрочной перспективе. Стоимость этих пяти компаний в настоящий момент находится на своем пике или близка к нему.

Единственное, что может погубить пятерку техногигантов, – это борьба с монополиями. 15 мая издание The Wall Street Journal опубликовало данные о том, что Министерство юстиции США и генеральные прокуроры штатов планируют возбудить против Google дело в соответствии с антимонопольным законодательством. Планы Facebook по приобретению Giphy также вызвали вопросы в обеих палатах Конгресса по поводу вероятного нарушения антимонопольного законодательства.

После того как в ходе собственного расследования издание The Wall Street Journal обнаружило, что Amazon использовал данные о независимых продавцах для разработки конкурирующих продуктов, сенатор Джош Хоули (Республиканская партия, штат Миссури) потребовал от Минюста США начать расследование деятельности компании в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Впрочем, пока борьба с пандемией остается наиболее приоритетной задачей для правительств по всему миру, маловероятно, что регуляторы предпримут какие-либо действия по этим все еще не­официальным запросам. Это дает техногигантам дополнительное время для лоббирования своих интересов в политических кругах и для смягчения позиции регуляторов, а также для выстраивания хороших отношений с потребителями и использования своих ресурсов для обеспечения еще большего отрыва от конкурентов.

WSJ-02.jpg

 

Перевод с английского языка – Танат Кожманов

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png