Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1790 просмотров

Wi-Fi-роутер от казахстанского стартапа будет продаваться на Amazon

Рассказываем о жизни стартапа после краудфандинга

Фото: Офелия Жакаева
Коллаж: Вячеслав Батурин

Nommi – первый hardware-стартап из Казахстана, который успешно прошел краудфандинг на международной площадке Indiеgogo и начал поставки девайса бекерам. Правда, с опозданием на девять месяцев. О жизни стартапа после краудфандинга в материале «Курсива».

В конце марта в App Store и Play Market появилось приложение Nommi, а несколькими днями ранее казахстанский стартап начал отправлять первым покупателям одноименный девайс. Nommi – это персональный Mi-Fi-роутер, который поддерживает технологию виртуальных SIM-карт и заодно служит пауэрбанком. Гаджет создан для того, чтобы путешественники не ограничивали себя в мегабайтах за границей и не искали в чужих городах, как подключиться к городскому Wi-Fi: у Nommi есть база с паролями публичных сетей. Основатели проекта Nommi – казахстанцы Кайрат Ахметов и Алена Ткаченко.

На Indiеgogo команда Nommi вышла в декабре 2017 года и за время краудфандинговой кампании собрала более $90 тыс. при заявленных $25 тыс. Доставка девайса бекерам (заказчики, которые поверили в проект и заплатили за еще не существующий продукт) была запланирована на июнь 2018 года. Но на практике Nommi отправился к первым покупателям только в марте 2019 года. 

Где мой Nommi? 

Первые новости от стартапа были обнадеживающими – команда работала над созданием предпромышленного образца. Но уже в мае прошлого года появилась информация о задержке. Уверив пользователей, что изрядно продвинулась в создании девайса, команда предупредила: из-за незапланированных изменений (в том числе в конструкции печатной платы) на тестирование и подготовку к массовому производству нужно больше времени. Бекеры получили новый график, где доставка оказалась перенесена на сентябрь. Тогда в небольшом хоре разочарованных комментариев от покупателей слышны были и слова поддержки от отдельных клиентов. «Я готов подождать, чтобы получить работающий, функциональный продукт», – писал один из бекеров. После затишья до осени недовольные голоса начали звучать все чаще: в сентябре 2018 года доставки снова не случилось. Команда Nommi, извиняясь перед своими первыми покупателями, постоянно откладывала начало производства. «Мне в какой-то момент стало страшно заходить в почту и соцсети. У нас всего шесть процентов клиентов из Казахстана, но когда ты находился в Алматы или Астане, складывалось ощущение, что все клиенты отсюда. И каждый задавал вопрос: «Где мой Nommi?» – вспоминает СЕО компании Алена Ткаченко.

Сейчас, когда свой Nommi получили почти все бекеры компании, а обвинения «вы скам-проект» сняты, можно говорить о главной причине задержки выхода девайса на рынок. Как ни странно, она связана не столько с технологическими нюансами, сколько с логистическими. 

Шэньчжэнь, долгий путь 

Традиционное место сборки девайсов – это китайский Шэньчжэнь, мегаполис производителей электроники и «железных» стартапов. Варианта работы два: либо стартап командирует одного-двух человек в Поднебесную, те там живут и курируют процесс производства; либо команда общается с производителем дистанционно, а продукт постоянно, после каждой итерации, присылается ей на проверку. Казахстанский стартап выбрал второй путь. Что получилось на практике? Китайский партнер отправляет образец, он идет до РК около двух недель через цепочку транзитных пунктов – из Шэньчжэня в Гонконг, потом Дюссельдорф и только после – Алматы. «На ранних этапах нам нужно было не только посмотреть образец самим, но и отправить украинской команде, которая нам помогала. А это еще около недели. В результате месяц ты теряешь просто на пересылках», – констатирует Ткаченко. Еще три-четыре дня уходит на тест образца: как он функционирует с половиной зарядки, как – почти разряженный. Производитель получает комментарии, что исправить, делает это, снова отправляет образец, снова две недели ожидания – и так по кругу. Еще одна головная боль стартапа оказалась связана с китайским стилем работы. «В процессе мы выяснили, что китайский производитель не работает в формате: было пять замечаний, они их исправили и продукт почти идеальный, ну, возможно, какие-то новые баги появились. Китайцы работают в формате «одно исправил – другое сломалось», – смеется Ткаченко, тут же серьезно добавляя: временные затраты на тесты выросли, поскольку перепроверять приходилось все. 

Стоило ли выбрать вариант с командировкой части специалистов в Китай – вопрос, который в Nommi до сих пор остается открытым. С одной стороны, расходы на жизнь в Шэньчжэне могли оказаться ниже, чем содержание всей команды в Казахстане в режиме ожидания, с другой – у Nommi кроме «железа» есть еще и софт, который создавался с партнерами в Алматы, и в случае отъезда части команды в Китай могли просесть внутренние коммуникации стартапа. Единственное, в чем Ткаченко точно уверена, – со своим человеком в Китае вопросы производства решаются быстрее.

Время поддержки 

Задержка выхода продукта для hardware-стартапов – скорее практика, чем исключение из нее. «Вовремя отгружают компании, которые уже производили продукт, для них это не первый опыт, и они правильнее закладывают время. Полгода-год – это время стандартной задержки. Если она больше, значит, команда сильно что-то не рассчитала или случилось что-то совсем незапланированное», – резюмирует Алена Ткаченко. Запуск Nommi обошелся без таких «совсем незапланированных» моментов – модель полностью казахстанский стартап не переделывал; комплектующие, пусть и после небольшого ожидания, были доступны; производитель в самом главном не подвел – возможности для сборки у него были. Все доработки, которые случились с осени прошлого года, касались скорее не технической стороны, а внешней – как все крепится и насколько легко собирается. «Мы поняли, что простота сборки имеет большое значение. Внутри можно сделать все, что угодно. Но если китайским рабочим на линии это сложно собрать, у тебя будет большой процент брака. Много и других моментов. Например, если ты не написал в инструкции «Не собирать платы жирными руками», то рабочий вполне может пойти есть лапшу на обед, а потом снова собирать. А девайс в результате не работает», – поясняет Ткаченко. 

Пока жалоб «не работает» в службу поддержки Nommi не поступало. Англоязычный саппорт в формате 24/7 сейчас обеспечивают сами члены команды. Вопросов приходит много, но большинство из них легко решаются советом прочесть инструкцию. Из 1,4 тыс. человек, которые заказали Wi-Fi-роутер от казахстанского стартапа, как минимум треть с поддержкой уже пообщалась – в основном по вопросам пересылки девайса. Но именно от бекеров основатели Nommi ждут информацию и отзывы. Лояльное комьюнити первых владельцев гаджета позволит быстро менять или адаптировать какие-то моменты под запросы пользователей.

Плановая экономика

В ближайших планах казахстанского стартапа Nommi – выход на стабильное промышленное производство, сразу после – на площадки e-commerce ритейлеров Amazon, Newegg, Lazada. С Amazon уже есть договоренность, но нет необходимого количества роутеров. Первая партия разошлась по бекерам, осталось только около 150 гаджетов, а для американского онлайн-ритейлера минимальная партия на месяц – 700 штук. «Что для нас это значит? Во-первых, мы должны показать все сертификаты, их получением мы сейчас занимаемся. А главное – у нас должна быть эта партия. Сейчас мы опять стоим перед задачей финансирования второй партии производства, сумма необходима приличная – порядка $200–300 тыс. Больше нет роскоши: сначала тебе заплатили, и только потом ты сделал», – делится оперативными планами Ткаченко. Увидеть свое детище на Amazon создатели хотят уже в середине лета, а привлекать деньги на производство новой партии компания планирует через долговое финансирование, инвесторов больше не ищет. 

После краудфандинговой кампании Nommi привлек еще $400 тыс. от SkyBridge и частных инвесторов. Производство первой партии вышло дорогим, бекеры получили роутеры по цене, близкой к себестоимости, сам стартап много не заработал. «2X мы точно не заработали, – говорит Алена Ткаченко. – И достаточно много денег потратили на R&D. Плюс, смотрите, корпус роутера состоит из двух элементов, пресс-форма для каждого стоит $15 тыс., а у нас еще и два варианта корпусов – Slim и Power…» Напомним, что Nommi позволяет создателям зарабатывать не столько на продаже девайсов, сколько на сервисе, то есть предоставлении трафика.

Второе направление, в котором решила двигаться компания, – интеграция с Wi-Fi-базами. Эта линия развития проявилась в процессе разработки устройства. «Мы поняли, что интеграция с Wi-Fi-базами – это вещь интересная не только применительно к Nommi, но и как самостоятельный элемент, который может интегрироваться либо с телекомом, либо с тревел-приложениями», – об открывшихся возможностях Ткаченко говорит с воодушевлением. 

Останется Nommi компанией одного продукта или продолжит развитие в hardware, в компании однозначно пока ответить не готовы. Сейчас здесь думают над версией роутера, предназначенной именно для локальных рынков. Ближайшие месяцы станут временем проверки гипотез, которых у компании все еще очень много. Но теперь наконец должно стать понятно, зачем все-таки бекеры купили Nommi и как собираются свои роутеры использовать. Многие клиенты – совершенно неожиданно для создателей стартапа – сразу же приобрели трафик в своей стране, просто чтобы попробовать девайс.


544 просмотра

В крупнейших американских компаниях генеральные директора моложе 50 лет по-прежнему редкость

На них смотрят как на «белых ворон»

Фото: F. CARTERSMITH/BLOOMBERGNEWS

Количество руководителей компаний из списка S&P 500 в возрасте 40 с лишним лет за последнее десятилетие сильно сократилось. В результате чего среди глав крупных компаний поколение Х представлено относительно слабо.

Когда три с лишним года назад Маурисио Гутьеррес стал исполнительным директором энергетической компании NRG Energy Inc., выбор его кандидатуры вызвал удивление.

Одна из причин заключалась в том, что он моложе большинства руководителей компаний из списка S&P 500. «Я «белая ворона», и люди обращают на это внимание», – говорит 48-летний менеджер.

В крупнейших американских компаниях генеральные директора моложе 50 лет по-прежнему редкость. Проведенный Wall Street Journal анализ компаний индекса S&P 500 до 1 мая подавших корпоративные отчеты с информацией о предстоящем ежегодном собрании акционеров, показывает, что лишь 28 из 493 генеральных директоров (6%) моложе 50 лет.

Среди представителей поколения X на высших руководящих должностях: 49-летняя Адена Фридман из Nasdaq Inc., а также руководители сети магазинов буррито Chritotle Mexican Grill Inc. и гигантской сети казино Wynn Resorts Ltd.

Эксперты по корпоративному управлению убеждают компании подходить к назначению в совет директоров более нестандартно и хотя бы иногда выбирать молодых директоров. Впрочем, возглавляют крупнейшие компании по-прежнему в основном бэби-бумеры (то есть те, кто родился в конце 1940-х и начале 1950-х годов). Как показывает проведенный WSJ анализ данных прокси-сервера MyLogIQ, средний возраст руководителя компаний из списка S&P 500 – 58 лет.

По словам Чарльза Элсона, директора Центра корпоративного управления Вайнберга Делавэрского университета, многие корпорации выбирают возрастных руководителей, поскольку считают, что они «стреляные воробьи», тогда как назначение молодых руководителей связано с большим риском.

«Это то, что называется управленческим опытом, приобрести который можно только со временем», – отмечает г-н Элсон.

В феврале 2018 года на должность руководителя компании Chipotle был назначен 45-летний Брайан Никкол, ранее возглавлявший Taco Bell. Компания пошла на этот шаг в надежде возродить свой бизнес после того, как скандал с загрязнением пищевых продуктов охватил десятки ресторанов и негативно отразился на уровне доверия со стороны посетителей и акционеров. В том же месяце Wynn Resorts назначила 43-летнего президента компании Мэтта Мэддокса на высшую руководящую должность после того, как Стив Уинн подал в отставку с поста председателя и главного исполнительного директора из-за сексуальных обвинений.

Как сообщил представитель Chipotle, Брайан Никкол и его опыт в области цифровых технологий обеспечили компании приток «свежей энергии».

Председатель Wynn Филип Сатр высказался о приходе Мэддокса так: «Сразу после вступления в должность генерального директора Мэтт осуществил значимые изменения на всех уровнях. При этом Wynn Resorts превратилась из компании, которой руководил основатель, в компанию, функционирующую по более традиционной модели корпоративного управления», – отметил он.

Сами руководители в возрасте до 50 лет считают, что привносят в работу нечто новое. По словам 48-летнего Джеймса Кэннона, назначенного руководителем компании Flir Systems (производитель тепловизионных камер и камер машинного зрения, радаров и систем обнаружения угроз для автономных транспортных средств) в возрасте 46 лет, во время хаоса финансового кризиса, когда продажи резко просели, многие генеральные директора поколения Х работали на руководящих рабочих должностях, всего на один-два уровня ниже уровня генерального директора.

Г-н Кэннон говорит, что он по-прежнему работает в соответствии с принципами, которые усвоил в 2009 году, занимая пост президента подразделения Stanley Works по производству промышленных инструментов и инструментов для ремонта автомобилей и когда этот бизнес пошел ко дну. Позже компания была объединена с Black & Decker Corp., а приобретенный опыт не пропал бесследно.

«Всегда важное значение имеет наличие свободных денежных средств», – говорит г-н Кэннон о своем бизнес-мышлении, отмечая, что он всегда действует так, будто «завтра рынок рухнет», задаваясь вопросом «как этим можно воспользоваться?».
 
Помимо Марка Цукерберга из Facebook, еще одним исполнительным директором из списка S&P 500 в возрасте от 30 до 40 лет является 38-летний Конор Флинн из Kimco Realty Corp. Компания Kimco, которая имеет долю в 430 американских торговых центрах с такими арендаторами, как TJX Cos., Home Depot Inc. и Walmart Inc., назначила Флинна на должность первого руководителя, когда тому было 34 года. Не так давно он заявил инвесторам о том, что, несмотря на все изменения в ландшафте розничной торговли, Kimco способна выдержать любые перемены на рынке торговой недвижимости. Стоимость акций Kimco превысила индекс S&P 500 и в текущем году выросла на 25%.

При этом руководители отраслей, где ситуация меняется достаточно быстро, например рынок недвижимости, считают, что опыт работы в различных экономических циклах может быть полезен. 58-летний исполнительный директор Extra Space Storage Inc. Джозеф Марголис сравнивает управление компанией с правилом 10 тыс. часов, необходимых для достижения мастерства в какой-либо сфере. Эта концепция стала популярной благодаря Малкольму Гладуэллу, автору книги «Outliers», который выдвинул идею о том, что преуспеть можно в любой области, если затратить значительное количество времени на практику.

«Задача выбрать генерального директора не из простых, поскольку на карту поставлено слишком многое. Поэтому часто проще выбрать того, у кого немного больше опыта», – говорит г-н Марголис.

Согласно данным, предоставленным компанией по корпоративным исследованиям Equilar Inc., число руководителей в компаниях из списка S&P 500 в возрасте 40 лет за последнее десятилетие значительно сократилось. По состоянию на конец 2018 года только около 7% руководителей были моложе 50 лет, для сравнения, в конце 2009 года таких было 16%.

Впрочем, есть и некоторые признаки того, что ситуация понемногу меняется. По данным компании Spencer Stuart, занимающейся поиском руководителей и консультированием, в 2018 году средний возраст руководителя компании из списка S&P 500 составлял 54 года, что на пять лет моложе, чем в 2017 году.

При этом любые изменения на уровне генеральных директоров исходят от корпоративных советов директоров, поскольку именно они выбирают того, кто будет сидеть в кресле директора. Такие организации, как California State Teachers’ Retirement Systems, подталкивают компании к тому, чтобы в советы директоров они вводили людей со свежими идеями. Тем не менее требования к должности генерального директора отличаются от требований к члену совета директоров, и «требуется время, чтобы добраться до уровня С», – говорит Аиша Мастаньи, портфельный менеджер в компании Calstrs.

«Если ваш совет директоров – это однородная группа, то вы не можете обвинять их в том, что они выбрали кого-то, кто выглядит и думает, как они», – говорит г-н Гутьеррес из NRG Energy.

Сам Гутьеррес женат и воспитывает детей, так что, по его словам, его возраст помогает ему лучше относиться к клиентам и сотрудникам. К примеру, он не испытывает дискомфорта, обсуждая политические темы, социальные сети или телешоу. «Я не тот генеральный директор, на которого смотрят как на полубога, все боятся и который сидит в огромном кабинете», – говорит он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций