Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


603 просмотра

Узбекистан продаст 5% акций АО «Кварц»

При первом размещении акций компании в 2018 году удалось привлечь 7,5 млрд сумов

Фото: facebook.com/kvartsuz/

В Ташкенте впервые прошла встреча в формате «День эмитента», где представители ферганского АО «Кварц» рассказали о состоянии дел и о планах по продаже 5% акций предприятия инвесторам.  

Председатель правления РФБ «Тошкент» Бекзод Усмонов отметил, что у инвесторов есть повышенный интерес к данному эмитенту, акции которого постоянно растут. Благодаря IPO АО «Кварц» активизировался и фондовых рынок. Например, если 2018 году количество сделок на бирже составляло 5-6 сделок в день по всем эмитентам, то сейчас проходит 200-300 сделок. После выхода АО «Кварц» на IPO сделки с акциями кварца в общем количестве составляет больше 30-40%. Это говорит о том, что есть интерес к акциям, к рынку. 

«Поэтому мы решили провести эту встречу, чтобы инвесторы узнали о планах компании. Если на момент выхода на биржу акции данного эмитента торговались по цене 3,5 тыс. сумов, то сейчас они выросли до 6,9 тыс. сумов», - отметил глава РФБ «Тошкент».

Напомним, 4 апреля 2018 года АО «Кварц» провело первое IPO. Тогда компания привлекла 7,5 млрд сумов, разместив 2,4 млн ценных бумаг. Согласно утвержденному плану, государство намерено поэтапно продать 20% акций. В июне 2019 года путем проведения вторичного SPO будет продано еще 5% акций предприятия.

С момента проведения IPO на РФБ «Тошкент» не было ни одного торгового дня, когда ценные бумаги АО «Кварц» не торговались, заметил также Бекзод Усмонов.

Затем председатель правления АО «Кварц» Акмаль Пулатов ознакомил присутствующих с результатами операционной и финансовой деятельности компании и стратегическими планами по дальнейшему развитию. По его словам, в 2018 году рыночная капитализация компании по отношению биржевой котировке составила 270 млрд сумов, а в текущем году планируется повысить данную отметку до 361,7 млрд сум. Чистая выручка предприятия в 2018 году составила 299,1 млрд сумов, к 2023 году планируется увеличить данный показатель более чем в 2 раза. Чистая прибыль предприятия в 2018 году составила 82 млрд  сумов против 88,2 млрд сумов по итогам 2017 года. Компания занимает 95% местного рынка по стекольной банке, 60% рынка по листовому стеклу, а также 50% рынка по стеклобутылке. 

По словам главы АО «Кварц», у компании есть стратегия развития на 5 лет. Прежде всего, идет работа над введением энергосберегающих технологий и оборудования. Эта работа будет закончена в ближайшие годы. 

«50% привлеченных средств направляются на увеличение капитализации. Более того, мы намерены ввести акции на зарубежные фондовые рынки. Привлеченные посредством IPO средства были размещены на банковские депозиты, а на полученные средства закуплено современное оборудование. С 2016 года компания работает только на местном сырье. Продукция компании экспортируется на рынки соседнего Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. Мы экспортируем около 5% всего объема производства, но этому мешает трудность логистики», - отметил глава «Кварц».

Сейчас компания строит новый стекольный завод по производства флоат-стекла стоимостью $70,2 млн, причем эта работа идет без остановки производства на основном предприятии. Завод будет сдан в эксплуатацию в марте-апреле 2020 года, что удвоит объем производства с нынешних 10,1 млн кв метров стекольной продукции до 20,2 млн кв метров. Кроме того, у предприятия есть планы по выпуску краткосрочных облигаций. 

На встрече говорилось и о факторах, препятствующих динамичному развитию фондового рынка. По словам первого заместителя директора Агентства по развитию рынка капитала Аскара Обидова, количество эмитентов в стране очень незначительно и составляет всего 600. 

«Наша задача – увеличить их число. Для этого необходимо убрать некоторые препятствия. У нас только 600 АО имеют право выпускать корпоративные облигации. Мы можем сказать, что это в каком-то смысле и ограничение. Это правило необходимо пересмотреть, ведь у нас есть сотни тысяч субъектов предпринимательства, работающих в других организационно-правовых формах. И они намерены привлечь средства на развитие. У них сейчас, кроме банковского кредита, нет возможности для привлечения финансовых средств. Многие из этих компаний имеют свои сильные бренды, истории, финансовые показатели. Если мы дадим им эту возможность, то они могут прийти на рынок в качестве эмитента и предложить свои корпоративные облигации, эти ценные бумаги будут востребованы и они могут привлечь средства ниже банковских процентов. Мы уже внесли это предложение, подготовили проект закона и представили на рассмотрение межведомственного совета. По регламенту, он должен пройти согласование в заинтересованных ведомствах, а далее будет представлен в Кабмин и в парламент для рассмотрения. Наш план – создать эту возможность в текущем году», - отметил Аскар Обидов.    

Кроме того, подобный формат взаимоотношений между участниками рынка капитала способствует налаживанию «обратной связи» эмитентов с инвесторами, в связи с чем, было решено проводить «Дни эмитента» на постоянной основе для всех эмитентов, включенных в котировальный лист РФБ «Тошкент» и ценные бумаги, которых являются наиболее ликвидными. Также на встрече было объявлено, что в 2019 году еще два узбекских банка выйдут на IPO и SPO через РФБ «Ташкент».

Отметим, встреча была организована инвестиционной компанией Freedom Finance в сотрудничестве с Агентством по развитию рынка капитала, Агентством по управлению государственными активами, Республиканской фондовой биржей «Тошкент». На встрече присутствовали представители эмитентов, листингованных на фондовой бирже, инвестиционные посредники, коммерческие банки.

Справка:

АО «Кварц» — одно из ведущих предприятий в Центральной Азии (создано в 1975 году). Основной деятельностью АО «Кварц» является: выпуск стеклянных банок, бутылок, стекла листового полированного, цветного и стекол для автомобильной промышленности, а также изготовление закаленного стекла. Стекольный завод был акционирован в 1995 году, а с 1996 года начался выпуск листового стекла.

Крупнейшими акционерами АО «Кварц» являются государство в лице Центра по управлению государственными активами с долей 71,15% от УК общества и АО «Узстройматериалы» с долей 23,63%.


615 просмотров

Дизайнеры одежды из СКО работают в убыток

В чем причины кризиса в отрасли, выяснил Kursiv

Фото: Pixabay

Петропавловским модельерам приходится работать в убыток. Штучные изделия они продают по средней рыночной цене, не оправдывая затрат. А выставляя образцы в интернете, становятся жертвами плагиаторов и не имеют возможности защитить авторство идей. В чем причины кризиса в отрасли, выяснял «Курсив».

Город без моды

На создание одной коллекции дизайнерской одежды у модельера уходит от 150 тыс. тенге. Это, конечно, минимум. Все зависит в первую очередь от тканей, говорит петропавловский дизайнер Зарина Черняева. Но найти деньги и создать линейку платьев – не самая большая сложность. Оказалось, что намного сложнее презентовать свое произведение массовой аудитории и организовать продажи. По словам спикера, в самом северном городе Казахстана попросту нет хороших презентационных площадок, а предприниматели, занимающиеся реализацией одежды, пока не готовы сотрудничать с казахстанскими модельерами.

«Наши бизнесмены сегодня не хотят работать с местными дизайнерами. Чтобы решить этот вопрос, я считаю, нужно найти золотую середину в ценнике. Я разговаривала с представителями магазинов «вечерней» моды. Они думают, что мы не сойдемся по цене, так как предполагают, что ручная работа будет стоить дороже», – рассказала «Курсиву» Зарина Черняева.

Поэтому костюм ручной работы, кроме как у автора, не купить. Рынок же переполнен привозной продукцией преимущественно китайского производства. Она недорогая, и часть копирует известные бренды. Однако такая ситуация нехарактерна для всей страны, отмечает Черняева.

«У нас в РК есть города, где наше направление хорошо развивается и предприниматели, торгующие одеждой, активно работают с дизайнерами. Они отказываются от брендов из Италии, Кореи, Китая в пользу отечественного продукта. Хорошие примеры этого – Шымкент, Мангистауская область, Алматы, Нур-Султан», – говорит петропавловский дизайнер.

То, что отечественное может быть не хуже импортного и при этом ненамного дороже, дизайнерам необходимо доносить до населения самостоятельно, говорит петропавловский модельер. Но рекламных групп в социальных сетях недостаточно. Популяризация работ местных мастеров в ходе массовых мероприятий тоже важна, считает спикер.

«У нас в городе просто нет ничего, связанного с модой. Внутригородских конкурсов нужно больше, театров моды. А в Петропавловске на сегодня такой театр только один. Профессия становится непопулярной. Мастера хорошие в дефиците сейчас. У студентов, оканчивающих учебные заведения по специальности «дизайнер», нет ни мотивации, ни желания работать. Основная масса уходит в другие отрасли. Из 20 человек, может быть, только двое попытаются проявить себя», – сетует Зарина Черняева.

В планах у модельера открыть областную ассоциацию дизайнеров. По мнению Черняевой, это может поспособствовать началу совместной работы с магазинами, откроет перед местными авторами возможность чаще презентовать свои коллекции на площадках Петропавловска и других городов страны.

Возможности будут?

Ситуация может измениться к лучшему в ближайшее время, считает исполнительный директор ТОО «Фабрика школьной и детской одежды» Александр Белоконенко. Помочь швейным цехам и небольшим ателье берется государство.

С этого года в Казахстане начинает действовать «Дорожная карта развития легкой промышленности на 2019–2021 годы». Одним из пунктов плана поддержки является помощь в реализации отечественной продукции с предоставлением торговых площадок.

«Мы открываем сами магазин в Петропавловске, но он находится в не слишком проходимом месте. Но сейчас государство берет на себя инициативу помочь отечественным товаропроизводителям выставляться и в крупных торговых домах. Как это будет происходить, мне сейчас сказать трудно. Сегодня в таких местах очень высокая арендная плата за место – 4 тыс. тенге с квадратного метра. Конечно, в этих условиях мы работать не сможем», – прокомментировал в телефонном разговоре корреспонденту «Курсива» Белоконенко.

В данный момент фабрика готовится к модернизации производства и созданию собственной дилерской сети в районах Северо-Казахстанской области. ТОО «Швейная фабрика школьной и детской одежды» сегодня ведет поиск предпринимателей, которые станут товаропроводящей ячейкой между производителем и районными центрами СКО.

Свои чужие идеи

Руководитель петропавловского дома моды «Хикаят» Гульнара Жансарина соглашается, что индустрия моды на севере РК сейчас находится в кризисе. Обилие импорта ставит дизайнеров в жесткие условия. Так, например, пошив платья в простой мастерской, где хозяйка сама является и швеей, и закройщиком, стоит порядка 5 тыс. тенге. За столько же можно купить вещь на обычном рынке или в магазинах сектора масс-маркета. Здесь уже на первый план выходит вопрос отношения к труду дизайнера в обществе.

«Модельер, логически, может запросить более дорогую цену за усложнение изделия, ручную вышивку или отделку, за свои актуальные знания мировых модных тенденций. Но для клиента сейчас нет разницы. Он знает: вот платье и можно потратить всего 5 тыс., а не больше. Качество индивидуального пошива, качество услуги того, кто придумал костюм и кто его просто реализует, сравнялись в понимании общества. Модельерам приходится придерживаться городских цен и дарить свой гений бесплатно, чтобы работа вышла в массы», – высказала мнение «Курсиву» Жансарина.

Местным дизайнерам часто приходится не просто работать себе в убыток. Они еще вынуждены выживать в условиях не слишком честной конкуренции. Как отмечает Гульнара Жансарина, биться за место под солнцем приходится не с коллегами из Петропавловска, а с зарубежными компаниями, которые не стесняются красть идеи у североказахстанских авторов. Речь идет о китайских швейных предприятиях. Причем доказать факт промышленного шпионажа практически невозможно, говорит спикер.

«Судиться не с кем. Патентов у нас на свои разработки нет, потому как патентовать каждую модель нерентабельно. Все это в итоге недоказуемо. А плагиат в мире моды – обычное дело. Мы сами открываем доступ к своей продукции для потенциальных покупателей. Кража же идей происходит настолько просто, что обидно до слез. Добавляются в соцсетях и мониторят аккаунты. Через год уже в нашем же городе открывается торговый дом, полный по крышу одежды, сшитой по моделям наших простодушных художниц. Меня не обошли стороной. В частности, мое направление – меха», – поделилась проблемами модельер.

Жансарина уверена, что местные дизайнеры одежды пока остаются наедине со своими трудностями. Для их преодоления нужен комплексный подход, не обойтись и без поддержки на государственном уровне.

«Ведь даже местным швейным фабрикам сейчас сложно удержаться на рынке, а индивидуальные мастера вообще едва сводят концы с концами», – резюмирует спикер.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций