Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1567 просмотров

Саудовская Aramco стала самой прибыльной компанией в мире, обогнав даже Apple

По итогам 2018 года компания заработала $111 млрд, тогда как у Apple этот показатель едва достигает $60 млрд, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

Саудовская Аравия на прошлой неделе впервые опубликовала отчетность компании Aramco. Из представленных данных следует, что национальная нефтяная компания страны является самым прибыльным предприятием в мире. Своими действиями одно из самых закрытых государств в мире сигнализирует о готовности участвовать в контроле над международными финансовыми потоками.

С чистой прибылью в $111 млрд по итогам 2018 года саудовская Aramco опережает Apple и Exxon Mobil, взятых вместе. По сообщению самой Aramco, до уплаты налогов и других выплат доход компании составил $212 млрд, что сопоставимо с расходами на оборону всех 28-ми стран – членов Европейского союза.

Вся эта финансовая информация была опубликована на прошлой неделе в проспекте по выпуску облигаций на сумму не менее $10 млрд. Средства предназначены для покупки за $69,1 млрд доли в национальной саудовской нефтехимической компании. Отдельно стоит отметить, что 470-страничный документ дает полное представление о финансовом положении Aramco, эти данные раскрыты впервые за последние 30 лет. После того как некогда американская компания была национализирована, ее доходы превратились в государственную тайну.
 
Раскрывая информацию о финансовом положении и доходах Aramco, саудовские власти рассчитывают развеять все сомнения относительно листинга компании, запланированного к 2021 году. Вероятно, это будет крупнейшее IPO в истории. Фактический руководитель государства, наследный принц Мухаммед ибн Салман, намерен при помощи IPO привлечь несколько десятков миллиардов долларов. Они пойдут на строительство новых футуристических городов, диверсификацию зависимой от нефти экономики королевства и финансирование развития не связанных с нефтью отраслей, например сферы технологий, индустрии развлечений и горнодобывающей промышленности.

Впервые об IPO 33-летний принц заговорил в 2016 году, но инициатива оказалась отложена на несколько лет именно из-за опасений по поводу раскрытия финансовых данных Aramco. Ситуация так затянулась, что многие банкиры и саудовские чиновники, работавшие над этим проектом, попросту не верили, что он когда-нибудь будет осуществлен.

«Финансовая отчетность для общественности была недоступна. А это важный вопрос, с которого начинается любое IPO», – говорит Теодор Холланд, главный портфельный управляющий расположенной в Цюрихе инвестиционной компании Fisch Asset Management AG. Его компания планирует принять участие покупке облигаций. По словам Холланда, бумаги Aramco, несомненно, вызовут большой интерес среди инвесторов.

Финансовые показатели компании, проверенные специалистами PricewaterhouseCoopers, рисуют образ бизнеса с превосходным финансовым положением. 

Если в 2017 году прибыль Aramco составила 284 млрд риялов, что эквивалентно $75,9 млрд, то в 2018 году она значительно выросла. Для сравнения: прибыль Apple за весь прошлый год едва достигает $60 млрд. У Amazon и Exxon Mobil эти показатели составляют $10 и 21 млрд соответственно.

При этом столь значительную прибыль Aramco удается генерировать, даже несмотря на налог в пользу государства в размере 50%, который формирует значительную часть бюджета страны. Также Aramco выплачивает правительству Саудовской Аравии роялти в размере 20% от доходов в том случае, если цены на нефть не превышают $70 за баррель. Если цены становятся выше этого уровня, то ставка роялти увеличивается по скользящей шкале. По оценке агентства Fitch Ratings, с 2015 по 2017 год выплаты Aramco составили порядка 70% от всех доходов Саудовской Аравии.

В то же время представленная в проспекте финансовая отчетность за последние три года показывает, насколько сильно прибыль Aramco зависит от текущих цен на нефть. В 2016 году Aramco отчиталась о значительно меньшей чистой прибыли в размере $13,2 млрд, поскольку в январе того же года цены на нефть упали до среднемесячного минимума в $31,90 за баррель. По итогам 2018 года прибыль компании за год выросла почти в 9 раз, так как росли и цены на нефть, превысив отметку $80 за баррель.

И все же публикация финансовой отчетности Aramco вовсе не означает, что компания гарантированно выйдет на IPO. Ранее принц Мохаммед говорил о том, что на листинг в 2018 году пойдет лишь 5% акций Aramco (на тот момент компания оценивалась примерно в $2 трлн). Этот процесс был отложен из-за опасений, что реальная стоимость компании может отличаться от оценки, представленной королевской семьей.

По данным Bernstein Research, а также саудовских чиновников, знакомых с внутренними расчетами, опубликованные цифры указывают на меньшую стоимость компании Aramco. Теперь это примерно $1,5 трлн, с учетом средней цены на нефть в районе $70 за баррель. 

Тем не менее раскрытие информации, необходимой для привлечения иностранных покупателей облигаций, стало для Aramco настоящим праздником.

Для управления своим первым размещением долговых обязательств и проведения роуд-шоу Aramco выбрала несколько коммерческих банков, включая JPMorgan Chase & Co. и Morgan Stanley. Роуд-шоу пройдет как минимум в восьми городах США, Европы и Азии. Независимым консультантом по продаже облигаций стал инвестиционный банк Lazard.

Как пишет The Wall Street Journal, вырученные средства будут использованы в качестве первоначального взноса в рамках приобретения 70% акций компании Saudi Basic Industries Corp. (Sabic), остальная часть долга будет погашена частями в течение определенного времени. Общая сумма сделки составляет $69,1 млрд. 

В своем проспекте по выпуску облигаций Aramco заявила, что выплатит 50% от суммы сделки к моменту ее закрытия в следующем году, а остальную часть долга частями погасит до 2021 года.

Продавцом доли в Sabic выступает суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии – Фонд государственных инвестиций, который, как ожидается, будет использовать вырученные средства для реализации программы принца Мухаммеда. Фонд уже выделил (или намерен сделать это в ближайшее время) порядка $100 млрд для сотрудничества с такими компаниями, как Vision Fund SoftBank Group Corp., а также на покупку долей в ряде таких технологических компаний, как, например, Uber Technologies Inc.

В преддверии выпуска облигаций Aramco мировые рейтинговые агентства впервые опубликовали свои рейтинги этой нефтяной компании. Так, Fitch присвоило Aramco максимальный инвестиционный класс A+ на уровне суверенных облигаций Саудовской Аравии. Fitch также заявила, что самостоятельный кредитный профиль компании, без увязки с суверенными рисками, оценивается на уровне AA+, то есть на три класса выше уровня, при котором правительство Саудовской Аравии может привлекать долговое финансирование.

Агентство Moody's также присвоило Aramco рейтинг A1, что соответствует оценке Fitch, отметив при этом, что тесные связи нефтяной компании с правительством страны означают, что ее рейтинг не может быть выше рейтинга государства.

Для сравнения: компании Exxon агентство Moody's присвоило рейтинг AAA, что является максимально возможной ее оценкой. Как отмечает Moody's, рейтинг облигаций саудовской Aramco ниже, чем у Exxon и других американских компаний, поскольку он «ограничен рейтингом правительства Саудовской Аравии», учитывая наличие между ними тесных финансово-кредитных связей.

По данным агентства Fitch, саудовская Aramco является крупнейшим в мире производителем нефти. В 2018 году общий объем добытых нефтяной компанией углеводородов составил в среднем 13,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в день, включая добычу природного газа, что значительно превышает показатели таких производителей, как Национальная нефтяная компания Абу-Даби, Royal Dutch Shell PLC, Total SA и BP PLC, сообщает Fitch.

Свои доказанные запасы нефти компания Aramco оценивает в 227 млрд баррелей, а общие запасы углеводородов – в 257 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Согласно представленным в проспекте облигаций данным, чистая денежная позиция Aramco на конец прошлого года составляла $48,8 млрд, а общая сумма заимствований – $27 млрд. При этом 69% доходов Aramco в прошлом году обеспечила добыча нефти и газа, остальная доходная часть была сформирована по итогам деятельности в сфере переработки углеводородного сырья.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1633 просмотра

Как летать с 90%-ной скидкой

Устраивайтесь в авиакомпанию

Фото: shutterstock

Авиаперевозчики предлагают перелеты на выгодных условиях своим сотрудникам и даже представителям конкурентов.

Слетать в Париж на выходные или провести день на пляже вдали от зимнего холода? А, может быть, вы никогда не были в Черногории, на Таити или в Южной Дакоте? Если так, то вперед!

Все, что требуется, – просто работать в авиакомпании. Большинство из них позволяют своим сотрудникам летать бесплатно, а сотрудникам своих конкурентов – почти бесплатно. Некоторые льготы также распространяются на детей и родителей сотрудников и тех работников авиакомпаний, кто уже вышел на пенсию.

Возможно, эта самая лучшая служебная привилегия (не называйте это дополнительной выплатой – она не облагается налогом). Более того, ни в одной другой отрасли компании не предоставляют столь щедрые льготы сотрудникам своих конкурентов. Это как если бы компания Ford раздавала своим сотрудникам бесплатные автомобили, а работникам General Motors предоставляла скидку до 90%.

Более 200 авиакомпаний по всему миру имеют соглашения, позволяющие сотрудникам конкурентов, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками склада, совершать перелеты без подтвержденного места примерно за 10% от стоимости билета. Возможность получить билет на льготных условиях позволяет сотрудникам авиакомпаний вести совершенно иной образ жизни, если, конечно, они свой шанс используют. Но даже если сотрудники путешествуют изредка, сама мысль о том, что они могут слетать в Лондон просто на выходные, становится действенным бонусом.

«Моя жена не раз мне говорила, что разведется со мной, если я решу уйти из Hawaiian Airlines или если меня оттуда уволят», – рассказывает Дамиан Балиновский, менеджер по внутренним коммуникациям авиакомпании Hawaiian Airlines.

Он часто бывает в Европе, а по выходным летает на остров Мауи.

«То, чем мы оба дорожим, – это гибкость», – отмечает Балиновский.

Путешествующие без подтвержденного места сотрудники авиакомпаний – их называют некоммерческими пассажирами – применяют столь сложные стратегии, что они способны смутить даже самых опытных путешественников. Имея наготове резервные планы B, C, D и E, они регистрируются одновременно на три-четыре рейса, стремясь попасть хотя бы на один из них. Они не бронируют номер в оте­ле и не используют Airbnb до тех пор, пока самолет не начнет выруливать на взлетную полосу, поскольку всегда есть риск потерять место в самую последнюю секунду. И в основном именно из-за них свободное место рядом с вами вдруг оказывается занятым за мгновение до закрытия двери самолета.

В течение своего первого года работы в United Airlines Джасприт Сингх провел дома в Чикаго только четыре выходных из 52. Всего за три года работы в авиакомпании старший аналитик по развлекательным программам на борту совершил 500 авиарейсов, преодолев 700 тыс. миль.

Иногда 25-летний Сингх отправляется в Канзас-Сити, штат Миссури, чтобы покосить газон у своей матери. В другой раз он проводит выходные в Лондоне, Брюсселе или в каком-нибудь городе в Германии. Чтобы избежать зимних холодов, он улетает на западное побережье.

«Я просто появляюсь в аэропорту, смотрю на расписание вылетов и понимаю, где, скорее всего, будут свободные места», – говорит он.

По данным Southwest, с начала года до 15 июля авиакомпания перевезла около двух миллионов некоммерческих пассажиров. Почти 1,5 миллиона из них – это работники авиакомпании и члены их семей, 487 тыс. других пассажиров – представители конкурентов, сообщил Роб Дюссо, старший менеджер Southwest, отвечающий за мотивацию сотрудников и организацию подобных поездок.

Примечательно, что Southwest не имеет с другими авиакомпания ни код-шеринговых соглашений, ни договоренностей по интерлайну, по которым оставшиеся без места пассажиры могут улететь с другим перевозчиком. Однако у компании есть соглашения со 140 авиакомпаниями на поездки сотрудников.

«Это серьезно влияет на жизнь людей», – говорит Дюссо, который уже 20 лет руководит в Southwest подобными поездками и возглавляет ассоциацию путешествующих сотрудников.

Сам он тоже активно летает по миру в свободное время – только в этом году он совершил 46 перелетов, преодолев общее расстояние в 45 451 милю. «Просто я подумал, что у меня должны быть хорошие воспоминания», – признается он.

Существуют разные теории о том, с чего началась эта практика. Исторически в среднем авиакомпании заполняли лишь три четверти имеющихся мест. Поэтому могли позволить себе привлекать на работу (в индустрию, где уровень оплаты труда был не слишком высоким) людей, используя бонусы в виде бесплатных перелетов.

Те, кто работает в отрасли давно, полагают: перевозчики хотят, чтобы офисные работники могли лично проверить продукт компании, и отслеживали при этом деятельность конкурентов. Также считается, что авиакомпании хотели бы убедить сотрудников в том, что на работу можно добираться и на самолете, и это сейчас уже происходит.

Благодаря практике бесплатных перелетов сотрудники авиакомпаний могут позволить себе более гибкий график отдыха, например, продлить свое пребывание где-то еще на несколько дней, что редко бывает доступно обычным коммерческим пассажирам. Как правило, за билеты на международные рейсы сотрудники платят только налоги и государственные сборы. Если полет совершается на борту авиа­компании-конкурента, то оплачивается еще так называемый тариф ZED (зональная скидка для сотрудников), размер которого рассчитывается в зависимости от расстояния. Он может составлять от $15 до $179 в случае, если маршрут пролегает через половину земного шара.

Правда, сегодня, когда авиакомпании продают практически все свободные места, путешествовать с неподтвержденным местом становится все сложнее. По данным авиакомпаний, заплатившие за билет пассажиры, как правило, обладают большим приоритетом, нежели некоммерческие пассажиры из числа сотрудников. Однако в случае, когда речь идет о представителях руководства или членах экипажа, которым необходимо срочно вылететь куда-либо, наивысший приоритет может быть отдан им. Во многих авиакомпаниях позицию в листе ожидания определяет ранг сотрудников. В других все зависит от времени регистрации на рейс. Однако всегда приоритет отдается сотрудникам собственной авиакомпании, тогда как представители конкурентов попадают в конец листа ожидания.

Из-за отсутствия гарантий, что свободное место будет, некоммерческие путешественники заранее просматривают данные по бронированию билетов и отслеживают определенные тенденции, например, какие рейсы обычно заполняются уже непосредственно перед вылетом. Для этого сотрудники используют доступ к данным по бронированию билетов в своей авиакомпании, а также при помощи специального приложения узнают о наличии свободных мест у других перевозчиков. Кроме того, они могут получить прогнозные данные о степени успешности запланированного полета без подтверждения места.

«Путешествие без подтверждения места – это своего рода игра, требующая определенной стратегии, энергии и азарта», – говорит Дюссо из Southwest.

Любой некоммерческий пассажир, кто летает достаточно часто, может рассказать историю о ночи, проведенной на полу в аэропорту, или о сумасшедших маршрутах, которые пришлось построить, чтобы вовремя успеть вернуться на работу. Так, сотруднику Hawaiian Airlines Алексу Да Силва пришлось преодолеть 2700 миль по пути в Лос-Анджелес (минуя Гавайские острова), затем в Лас-Вегас и лишь потом в родной Гонолулу.

В 2017 году сотрудники авиакомпании Jet Blue, увлеченные игрой в путешествия без подтверждения места, организовали собственное соревнование в стиле реалити-шоу Amazing Race, где три команды из трех человек узнают о месте назначения в три часа дня в пятницу в штаб-квартире авиакомпании в Нью-Йорке.

Эрик Таннер, сетевой планировщик Jet Blue и автор идеи конкурса, выиграл уже две таких гонки. Когда в одной из них пунктом назначения был назван испанский Сан-Себастьян, Таннер сразу понял: игру выиграет тот, кто первым попадет в Испанию вообще. Его команда зарегистрировалась на рейсах Нью-Йорк – Мадрид сразу двух авиакомпаний – Iberia и American, после чего члены команды разместились в разных терминалах. Вылет Iberia был в 17:15, все билеты на рейс были проданы, однако игроки не теряли надежды. И действительно, десять человек на рейс не явились, и команда отправилась в путь.

Для некоммерческих пассажиров у Jet Blue есть только одно условие: они должны помочь навести порядок на борту самолета после завершения полета.

«Для меня это интересный опыт и отличный способ помочь коллегам», – говорит Таннер.

Марианна Дао начала понимать, что такое путешествие без подтверждения места, уже в первую неделю работы в Jet Blue, когда в пятницу ее босс появился в офисе с чемоданом, заполненным купальными принадлежностями и свитерами. Она тоже отправилась в аэропорт в поисках свободного места на борту.

Менее чем за четыре года Дао, аналитик по стратегическому сорсингу, путешествуя без подтверждения места, посетила 36 стран. На выходные в День независимости США она отправилась на несколько дней на Бермудские острова, затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы вместе с коллегами полететь на черногорские пляжи. Она оставила рюкзак, с которым ездила на Бермуды, в аэропорту, поскольку заранее приготовила чистую одежду для поездки в Европу.

По ее словам, это путешествие было чрезвычайно захватывающим и увлекательным.

«Я буду продолжать делать это до тех пор, пока позволяет здоровье», – говорит Дао.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций