Нацкомпания «Тау-Кен Самрук» высказала свою позицию по созданию холдинга в горно-металлургической отрасли

Они не считают, что создание холдинга ущемит права частных инвесторов

Фото: Shutterstock

В нацкомпании «Тау-Кен Самрук» считают абсолютно необоснованными опасения, что создание государственного вертикального интегрированного холдинга в горно-металлургической отрасли повлияет на структуру рынка и будут ущемлены права частных компаний. 

Напомним, на форуме Minex-2019 исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец назвал принципиальным вопросом для отрасли процессы разгосударствления в сфере ГМК и развитие национальных компаний в этой сфере с учетом интересов частников. По его словам, в республике в последнее время обсуждается вопрос создания государственного вертикального интегрированного холдинга в горно-металлургической отрасли.

«А нужно ли это: дальше развивать и укреплять государственную собственность или все-таки стоит дать больше простора для частников? Мне кажется, все-таки этот вопрос ключевой. Я бы очень хотел сказать, что те приоритетные права, которые имеют национальные компании, должны быть сведены к минимуму», - заявил Радостовец. 

В нацкомпании «Тау-Кен Самрук» рассказали, что в Казахстане успешно действуют как иностранные, так и местные крупные игроки горнорудной отрасли. Это Казахмыс, KAZ Minerals, ArcelorMittal, ERG, Казцинк, российский Полиметалл и т.д.

«"Тау-Кен Самрук", как Национальная компания, является субъектом гражданско-правовых отношений и не имеет каких-либо административных полномочий. Это бизнес-структура, принадлежащая государству. Мы остаемся равноправным партнёром для всех компаний, работающих в горнорудной отрасли, и не намерены создавать доминирующее положение на рынке. Мы сконцентрированы на решении государственных задач путем реализации бизнес-решений. И именно поэтому мы говорим о необходимости создания вертикально интегрированной компании, где будут консолидированы горнорудные активы государства», - рассказали в нацкомпании. 

Также представители компании добавили, что «Тау-Кен Самрук» нацелен на формирование инфраструктуры и комфортной среды для всех компаний горнорудного сектора. Поступательное развитие отрасли сегодня сдерживают два фактора – недостаточный объём геологоразведки и несистемное, разрозненное развитие прикладной науки. 

«Запасы месторождений, которые сейчас стоят на балансе государства, были обнаружены, изучены и подтверждены в советский период. Все мы знаем, что в казахстанской земле содержится практически вся таблица Менделеева. Но при этом налажена добыча и производство лишь отдельных видов металлов», - подчеркнули в компании. 

По официальным данным, в Казахстане на развитие геологоразведки тратится не более $50-60 млн в год. К примеру, Австралия и Канада вкладывают в геологию около $500 млн, то есть в 10 раз больше. Очевидно, что, для эффективного пополнения запасов твёрдых полезных ископаемых, мы должны существенно увеличить инвестиции в геологоразведку, в противном случае стагнация горнорудной отрасли неизбежна. 

«Тау-Кен Самрук» при поддержке АО «ФНБ «Самрук-Казына» имеет необходимые ресурсы для развития геологии, и потому выступает с инициативой о передаче государственного пакета акций АО «Казгеология» в уставный капитал «Тау-Кен Самрук» через Фонд «Самрук-Казына».

Кроме того, в компании рассказали, что ситуация в прикладной науки оставляет желать лучшего. В Казахстане нет аккредитованных сертифицированных лабораторий, чьи заключения признавались бы международными финансовыми институтами и инвесторами. С момента начала геологоразведочных работ до этапа завершения плана разработки месторождений недропользователи все исследования заказывают за рубежом – в Англии, Китае, России, Кыргызстане. 

«В Казахстане нужен собственный тестовый центр. Это минимодули горнообогатительного комплекса, гидрометаллургии и т.д., где можно провести специальные тесты на извлекаемость металла из руды, подобрать реагенты, откалибровать все технологические нюансы. Еще одна проблема, с которой сталкиваются предприятия-недропользователи – отсутствие кернохранилищ. Чтобы комплексно подойти к решению всех этих вопросов, сократить стоимость и сроки проведения исследований, мы предлагаем создать научно-технологический центр. В отличие от дорогостоящих услуг международных лабораторий и тестовых центров, услуги отечественного сервисного центра будут доступны, в том числе для средних и мелких, так называемых юниорских компаний. Важно понимать: мы хотим это сделать на базе существующих институтов, которые находятся на балансе государства», - говорят представители компании. 

Также в «Тау-Кен Самрук» подчеркнули, что они поддерживают главу АГМП Николая Радостовца в том, что необходимо укреплять позиции частных компаний. 

«Развитие проектов с участием стратегических партнёров - это часть нашей новой Стратегии. Мы активно привлекаем международных и местных инвесторов, и заявляем о своей приверженности политике разгосударствления. "Тау-Кен Самрук" готов взять на себя такие затратные и сложные направления, как геологоразведка и прикладная наука. В их развитие частные компании не будут вкладывать средства в силу низкой рентабельности и высокого риска», - считают в компании.

В «Тау-Кен Самрук» добавили, что таким образом, решаются две задачи. Первая - государственная, когда национальная компания занимается развитием геологии с уклоном на решение социально-экономических проблем, в первую очередь, моногородов, и прикладной науки, стимулируя рынок созданием необходимой инфраструктуры и сервиса. Вторая - это ведение бизнеса в перспективных направлениях - обнаружение новых месторождений международного уровня, развитие редкоземельного сектора и т.д.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Из пандемии Tesla выходит победителем

Автопроизводитель из Кремниевой долины намерен выйти из кризиса с заделом на будущее

Фото: Agence France-Presse/Getty Images

Хотя Илон Маск публично жаловался на трудности, возникшие из-за пандемии, похоже, что Tesla Inc. может стать одним из крупнейших бизнес-победителей эпохи COVID-19.

После многолетних финансовых убытков, когда все больше инвесторов уже не были уверены в том, что автопроизводитель из Кремниевой долины когда-либо сможет выйти в плюс, Tesla сумела стать прибыльной в период одного из сильнейших экономических потрясений в истории. Отчасти компании удалось достичь этого благодаря продаже регуляторных кредитов. Сегодня Tesla быстро расширяет свой бизнес – в то время как другие крупные автопроизводители терпят убытки и сокращают объемы производства, хотя и продолжают конкурировать с Tesla за лидерство на рынке электромобилей.

на волне успеха.jpg

В текущем году цена акций Tesla взлетела в 4 раза, до уровня, который даже Маск считает чрезмерным.
За этой чередой успехов стоит целая серия важных шагов, предпринятых Илоном Маском за последний год. Именно они позволили компании обеспечить себе сильные позиции на момент начала пандемии. Также важную роль сыграла решимость Маска поддерживать во время пандемии работу компании в максимально полном объеме, даже если это шло вразрез с требованиями органов здравоохранения.

Однако дальнейшие успехи Tesla, как и подтверждение ее высокой рыночной оценки, которая на сегодня превышает оценку Volkswagen AG и Toyota Motor Corp., вместе взятых, пока не очевидны, особенно если учесть риск дальнейшего экономического спада. Кроме того, Маск намерен быстро нарастить производственные мощности и планирует выпуск новых моделей автомобилей, то есть снова использовать тот подход, который уже был источником проблем для Tesla.

Но если ему это удастся, Маск сможет достичь своей давней цели – превратить Tesla из нишевой компании в крупного автопроизводителя. И он мог бы вывести Tesla из пандемии точно так же, как из рецессии 2007–2009 годов вышла компания Ford Motor – в гораздо лучшей форме, чем ее конкуренты.

«Существует заметное сходство между тем, как Ford стал лидером после Великой рецессии, и почему Tesla имеет все шансы стать лидером после пандемии», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер инвестиционной и исследовательской компании Loup Ventures.

По его словам, обе компании приняли стратегически важные меры еще до начала экономического спада, что позволило им занять свою долю рынка и генерировать значительные денежные средства.

Илон Маск уже чуть было не потерял компанию и личное состояние во время предыдущей рецессии, когда поставил на то, что электромобили станут популярными, если только он сумеет выиграть время, привлечь больше средств и разработать лучший автомобиль.

В прошлом году Tesla снова оказалась в тяжелой ситуации после того, как на протяжении ряда лет инвестировала значительные суммы в седан Model 3 и в будущий кроссовер Model Y. Давние сторонники Tesla, такие как Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley и ветеран отрасли, стали проявлять большую осторожность, когда продажи компании замедлились, а убытки начали расти. Тогда план Маска открыть завод в Китае всего через год казался попросту нереальным.

Однако Маску удалось исправить ситуацию очень своевременно. Он сосредоточился на получении прибыли и в декабре торжественно открыл новый завод в Китае. Предприятие в Шанхае помогло Tesla нарастить продажи за последние несколько месяцев и частично компенсировало временное закрытие единственного в США завода компании из-за санитарных требований со стороны местных властей. По данным компании, выручка во II квартале в США упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в Китае она выросла более чем вдвое.

На руку Tesla сыграло и то, что в марте в производство была запущена Model Y. Тот факт, что заказы были набраны еще до пандемии, помог поддержать уровень поставок в период, когда многие потенциальные покупатели новых авто оказались на самоизоляции.

Чтобы получить прибыль во II квартале, Маск использовал все доступные возможности. Например, когда в экономике США начался спад, Tesla сократила зарплату сотрудников, отправила рабочих в отпуска без содержания и начала вести переговоры с целью получить отсрочку по платежам по аренде.

бизнес на электричестве.jpg

В прошлом году Маск также выступил за продажу Tesla регулирующих кредитов, что помогло компании получить прибыль в первом полугодии текущего года. Впервые за свою историю Tesla показала прибыль в течение четырех кварталов подряд, что позволило компании претендовать на включение в индекс S&P 500.

«Изменился сам этот подход: мол, «у Tesla дела идут хорошо, когда ситуация на рынке благоприятная, но будьте осторожны, когда это не так». Что ж, сейчас ситуация на рынке далеко не простая и традиционным автопроизводителям действительно нужна удача», – говорит Джонас. 

То, насколько сильно рецессия может повлиять на автомобильную индустрию, продемонстрировал 2009 год. Tesla тогда производила всего несколько автомобилей в месяц и недотягивала до крупного игрока.

А вот компания Ford, собрав перед рецессией миллиарды долларов для финансирования плана своей трансформации, этим моментом воспользовалась. Компания сократила расходы, закрыла дилерские центры, избавилась от ряда брендов и сосредоточилась на основных продуктах. Акции Ford взлетели с минимума в $1,01 в ноябре 2008 года до максимума в $18,81 в начале 2011-го, когда компания показала самую большую с 1998 года прибыль. 

На этот раз стать сильнее собирается Tesla. Компания уже строит автомобильный завод в пригороде Берлина, а также объявила о своих планах разместить четвертый сборочный завод в Остине, штат Техас.

Согласно прогнозу Джонаса, в течение десяти лет годовой доход Tesla с прошлогоднего уровня в $24,6 млрд вырастет до $170 млрд. По этому показателю компания может превзойти прошлогодние продажи Ford в размере $156 млрд, хотя общий объем поставок автомобилей Tesla все равно будет значительно меньше.

Но ситуация с Ford может также служить и предупреждением о том, что удача в делах иногда отворачивается очень быстро. В последнее время инвесторы с сомнением оценивают стратегию компании, которая приостановила выплату дивидендов и привлекла свыше $20 млрд наличными с целью пережить нынешний экономический кризис. В четверг Ford сообщил, что во II квартале операционные убытки компании достигли $2,76 млрд.

Критики Tesla отмечают, что доход компании за последние кварталы снизился, и ставят под сомнение ее способность обеспечить устойчивость прибыли. Кроме того, та обширная финансовая поддержка, которую некоторые страны, и в первую очередь США, использовали для стимулирования роста рынка электромобилей, постепенно исчезает.

Tesla пыталась лоббировать в Вашингтоне тему сохранения налоговых льгот внутри страны, однако решение этого вопроса в большей степени будет зависеть от результатов президентских выборов в ноябре, чем от дара убеждения Маска.

Аналитик компании Sanford C. Bernstein & Co. Тони Сакконаги в прошлом месяце понизил рейтинг автопроизводителя, хотя лично сам верит в будущее электромобилей и те преимущества, которыми обладает Tesla.

«Текущие оценки Tesla просто ошеломляющие», – говорит он.

Между тем Маск обещает принять дополнительные меры для стимулирования роста, включая разработку малогабаритного автомобиля, предназначенного для рынков Европы и Китая. При этом он делает акцент на том, что компания намерена развить свой успех в плане роста прибыли.

«Мы хотим быть прибыльными, максимизировать наш рост и сделать наши автомобили как можно более доступными. Это то, чего мы пытаемся достичь», – сообщил он инвесторам в прошлом месяце.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg