Перейти к основному содержанию
3770 просмотров

Модернизация Таразского завода минеральных удобрений вызывает обеспокоенность населения

В 2018 году химический гигант заплатил около 14 млрд тенге налогов и других обязательных платежей, в том числе около 2,5 млрд тенге – эмиссию в окружающую среду

Фото: Автора

Ожидается, что после реконструкции Таразского филиала «Казфосфата» увеличится доля предприятия в общем объеме промышленного производства области, составившей в прошлом году около 40%. Но горожан больше волнует не экономическая составляющая, а вопросы экологии.

Заново родившийся завод

Как сообщил «Курсиву» директор завода минеральных удобрений (ЗМУ) Толепберген Исаев, благодаря реконструкции объем главного продукта,  выпускаемого предприятием – удобрения для сельхозкультур аммофоса, – вырастет почти в два раза: с 256 тыс. т в год до 480–500 тыс. т.

«Уже сейчас в сутки мы производим 1 300–1 400 т аммофоса, тогда как в прошлом году этот показатель составлял около 800 т. Это (рост – «Курсив») произойдет за счет того, что мы будем использовать мощности цеха фосфорной кислоты. Ведь на старом оборудовании цеха аммофоса мы не могли обработать ее объем», – рассказал Толепберген Исаев.  

По его информации, при реконструкции в цехе аммофоса было установлено новое германское оборудование, автоматизирован весь производственный процесс. Также заменили выхлопную трубу. Если раньше вместе с паром в атмосферу попадали и капли воды, то сейчас только пар; жидкость же собирается в каплеуловителе. «Норма степени абсорбции, заложенная в регламент, соблюдается. Эта вода используется повторно, работает в замкнутом цикле», – пояснил директор ЗМУ.

Как добавил спикер, до реконструкции цеха аммофоса было модернизировано два других основных цеха завода. Практически заново отстроенный сернокислотный цех в 2013 году запустил Нурсултан Назарбаев. Чуть позже, в 2016 году, реконструкции подвергся цех по производству экстракционной фосфорной кислоты. На строительство цеха серной кислоты потратили 15 млрд тенге, цеха по производству фосфорной кислоты – около 9 млрд, а нынешняя модернизация цеха аммофоса обошлась более чем в 7 млрд тенге. 

А как же экология?

Однако техническим «перевооружением» ЗМУ остались недовольны жители близлежащих населенных пунктов. Так, к примеру, на прошедших общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) председатель ОО «Казакстан жастары» Ихтияр Мурзахметов заявил, что предприятие пагубно влияет на экологию края.

«Я живу в расположенном неподалеку селе Шайкорык и знаю ситуацию изнутри. Почему на ОВОС вы не пригласили жителей поселка Костобе, таразской улицы Сулейманова, сотрудников прокуратуры? – отмечает общественный деятель. – Куда уходят миллиардные налоги на эмиссию, почему на них не проводятся мероприятия для расположенных рядом поселков?! Из них адресно должны компенсировать вред, наносимый жителям сел. Независимая экспертиза не проводилась, поэтому дать независимую оценку невозможно. Закон нарушается в плане того, что промышленные отходы складируются в черте города».

Волнует общественного деятеля и вопрос фосфогипса – отходов при производстве фосфорной кислоты, которая, в свою очередь, используется для получения аммофоса. 

Горы фосфогипса, находящиеся на отвалах завода, можно увидеть при въезде в областной центр с северо-запада. 
В отделе предпринимательства и промышленности акимата Тараза «Курсиву» сообщили, что глава региона Аскар Мырзахметов издал протокольное решение о вывозе фосфогипса за пределы города. Но пока горы этого вещества все еще остаются на месте.

Экологи о безвредности

Между тем главный эколог завода минеральных удобрений Гулжанат Байзакова уверяет, что фосфогипс не вреден.

«Фосфогипс – это практически грунт, земля. Содержание фтора в нем не превышает 10 мг на один килограмм. Это абсолютно не вредно. От влаги после дождя или снега поверхность куч фосфогипса затвердевает и образуется корка. При ветре он не распыляется. А новые партии отходов вываливаются с влажностью до 40%. Если влажность составляет более 10%, материал не пылит. Да, наше предприятие химическое, но мы работаем в установленных рамках. Согласно проведенным экспертизам, нормы содержания вредных веществ в окружающей среде не превышают ПДК. Если кто-то не верит их заключениям, пожалуйста, пусть привлекают независимую экспертизу», – заключила эколог.

К слову, по словам гендиректора «Казфосфата» Мукаша Искандирова, на долю компании приходится около 40% объема промышленного производства всей области. В 2018 году химический гигант заплатил около 14 млрд тенге налогов и других обязательных платежей, в том числе около 2,5 млрд тенге – эмиссию в окружающую среду.

«Аммофос мы поставляем и на внутренний рынок, и экспортируем в Украину, Россию, Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай. Серную кислоту, которая используется на заводе для получения фосфорной кислоты, продаем «Казатомпрому». На этом же заводе третий, основной продукт – трикальцийфосфат кормовой, который применяется для добавки в комбикорм животных», – рассказал топ-менеджер.  
По его информации, 90% всей продукции «Казфосфат» отправляет на экспорт в 33 страны мира.

казфосфат 1.jpg

banner_wsj.gif

7862 просмотра

В Казахстане с 1 июня возобновят движение пассажирские поезда

Убытки национального перевозчика из-за остановки составили 3,8 млрд тенге в месяц

Фотографии: Аскар Ахметуллин

Риск нарушения социального дистанцирования в вагонах не пугает казахстанцев. Железнодорожные билеты появились в продаже 15 мая, и за два дня с момента запуска продаж казахстанцы оформили 96 тыс. билетов.

На часть популярных направлений билетов в продаже практически не осталось. 

IMG_5156.JPG

Билетные кассы

Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ), на чью долю приходится 80% железнодорожных пассажирских перевозок в стране, потратила более 900 млн тенге, чтобы запустить пассажирские поезда с соблюдением всех санитарных требований. Закуплено более 300 тыс. медицинских масок, 20 тыс. литров антисептиков, более 330 тыс. пар медицинских перчаток.

IMG_5255.JPG

КТЖ закуплены маски, антисептики, перчатки 

Сейчас все пассажирские вагоны проходят санитарную обработку. Дезинфекцию вагонов будут проводить перед каждым отправлением в рейс – сотрудники обработают пол и потолок, столы, диваны, окна, а также туалеты и мусорные ящики. Стирать постельные принадлежности также будут с применением дезинфицирующих средств. Санитарную обработку пройдет и автотранспорт, доставляющий постельные принадлежности.

IMG_5369.JPG

Вагоны проходят санитарную обработку 

IMG_5266.JPG

Постельное белье стирают с применением дезинфицирующих средств 

Перед сменой сотрудники поездов обязательно пройдут медицинский осмотр, их обеспечат масками, перчатками и антисептиками. В вагонах появятся дезинфицирующие средства, бесконтактные тепловизоры и пирометры. 

IMG_5326.JPG

Проводники обеспечены масками и перчатками 

IMG_5191.JPG

Вокзалы и поезда обеспечены тепловизорами и пирометрами 

IMG_5147.JPG

Дистанцирование на вокзале

Пассажирские поезда запускают в три этапа, с учетом спроса населения и эпидемиологической обстановки в регионах. 1 июня в рейс отправятся 54 поезда внутреннего сообщения, с 10 июня к ним добавятся еще 39 пар поездов. На третьем этапе начнут курсировать международные поезда. Точная дата запуска международного сообщения будет зависеть от согласования с соседними государствами. 

IMG_5308.JPG

Пассажирские поезда запускают в три этапа 

Напомним, пассажирское сообщение было ограничено с 16 марта 2020 года в связи с введением чрезвычайного положения в Казахстане. А с 1 апреля курсирование пассажирских поездов было остановлено полностью. 

IMG_5140.JPG

Пассажирское сообщение было остановлено на 2 месяца из-за пандемии 

За четыре месяца 2020 года пассажирооборот снизился на 36% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Убытки КТЖ из-за остановки пассажирских поездов, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, составили 3,8 млрд тенге за один месяц. 

IMG_5231.JPG

Проводники пассажирского поезда

Сотрудникам, находящимся в период ЧП на вынужденном простое, ҚТЖ выплачивал 50% от средней заработной платы. Например, проводники пассажирских поездов во время карантина получали в среднем 88 тыс. тенге ежемесячно. Государство обещало поддержать монополиста, предоставив субсидии для покрытия затрат на оплату труда и социальных отчислений. 

IMG_5078.JPG

Вход без масок запрещен

В апреле совет директоров ҚТЖ  утвердил скорректированный бюджет компании на 2020 год: операционные затраты сокращены на 43 млрд тенге, финансирование капиталовложений оптимизировано на 31 млрд тенге, сообщил зампред правления по финансам АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Даир Кушеров в интервью для «Қазақстан теміржолшысы».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png