Как заработать на IPO Uber

С 2016 года казахстанцы тратили деньги на сервис – рассказываем, как их можно «вернуть»

Фото: Shutterstock

11 апреля заявку на IPO подала компания Uber – это разработчик приложения с 91 млн активных пользователей с услугами различных в более чем 700 городах мира. Компания намерена получить оценку в $90-$100 млрд при возможном размещении в $10 млрд. Листинг ожидается в середине мая. По итогам последнего раунда финансирования, стоимость Uber составляла $76 млрд. Всего за свою историю компания привлекла $24,2 млрд.

Uber Technologies – онлайн-сервис автомобильных перевозок с базой водитель в более 3,9 млн водителей в 80 странах мира. На сегодняшний день Uber – это уже не просто сервис для заказа такси. Компания предлагает различные услуги по: доставке еды, транспортировке грузов, бизнес-услуги. Одним из главных драйверов роста можно считать – Uber Eats, который уже занимает 18% от общей валовой прибыли компании. С 2015 года, водители Uber заработали $78,2 млрд. К 2023 году компания планирует запустить воздушное такси, которое по оценкам аналитиков может стать еще одним дополнительным драйвером роста. Одними из крупных акционеров компании числятся SB Cayman (16,3%), Benchmark Capital (11%), Expa-1 LLC (6%), The Public Investment Fund (5,3%) и Alphabet (5,2%).

Стратегия роста

В 2018 году, темпы роста компании составили 42%, в 2017 году данный показатель был равен 106%. При этом, показатели EBIT маржи демонстрируют рост в 3 раза за последние 3 года - в 2016 году данный показатель был равен -79%, в 2018 году был -27%.

В своей стратегии компания сосредоточена на инвестициях в будущие технологии, продвижение уже существующих проектов с увеличением проникновения на текущих рынках и выходом на новые с потенциальной оценкой в более $3 трлн. Потенциальный адресный «ridesharing» рынок Uber оценивается в 4,3 трлн миль или $3 трлн в 63 странах мира. В 2018 году, пользователи платформы Uber проехали 26 млрд миль, что составляет охват менее 1%.
 
Адресный рынок еды Uber Eats оценивается в $795 млрд, а проникновения на рынок на сегодняшний день составляет примерно 1%. Адресный рынок грузоперевозок для Uber Freight составляет в $700 млрд с текущим проникновением на рынок менее 0,1%.

Какие услуги предлагает Uber

Помимо предложения заказа такси, компания также предлагает такие услуги, как: заказа еды с помощью Uber Eats, отправки грузов (Uber Freight), Uber для бизнеса (организация деловых поездок), организация поездок для пациентов и сотрудников медучреждений через Uber Health и аренда велосипедов с электроприводом (Uber Bike). 

Uber Eats - была запущена более трёх лет назад. На 31 декабря 2018 года, к данной сети было подключено более 220 тысяч ресторанов в 500 городах мира.

Uber Freight – сервис, который связывает водителей грузовых автомобилей с компаниями, которым нужно перевезти грузы. Данный сервис работал по всей территории США. На данный момент заключен контракт с более 36 тысячами перевозчиков (более 400 тысяч водителей).

Uber для бизнеса – сервис, для управления деловыми поездками, созданная как для больших так и для маленьких компаний. Пример работы сервиса: сотрудник компании отправился в командировку, где выполняет рабочие поездки, при этом оплата взимается с работодателя. В свою очередь работодатель может запрашивать отчет по затратам, управлять и оплачивать поездки своих сотрудников.

Uber Health – сервис был запущен в марте 2018 года. Uber Health сотрудничает с организациями здравоохранения для перевозки больных. Сотрудники медучреждений могут организовать поездку для пациентов на нужные процедуры в другие учреждения и обратно.

Автопилотные такси – в сентябре 2016 года, часть заказов Uber в Питтсбурге были проведена на автомобилях Ford Fusion оборудованные системой для беспилотного вождения. Компания активно тестирует данную технологию для дальнейшего развертывания в будущем.

Воздушное такси – в мае 2018 года, Uber впервые предоставил прототип воздушного такси. Согласно планам компании, запуск планируется на 2023 год. Летающее такси представляет собой гибрид самолета и вертолета. Аэротакси, по словам компании будет полностью электрическим и сможет летать на высоте 300-600 метров.

Uber Eats – новый драйвер роста компании

За последние три года трехзначными цифрами растет именно сегмент доставки еды. Многие аналитики отмечают, что Uber Eats может стать дальнейшим драйвером роста компании. Последние восемь кварталов, доля валовых заказов Uber Eats демонстрирует рост.  За этот же период доля в общей валовой стоимости выросла с 6% до 18%.

Компания заявляет, что адресный рынок Uber Eats составляет $795 млрд. За последний год Gross Bookings от Uber Eats достиг $7,9 млрд, что составляет 1% проникновения на рынок. Основываясь на Gross Booking, Uber Eats можно назвать одной из крупнейшей сетей по доставке еды в мире (без учета Китая). На декабрь 2018 года, из общей базы активных пользователей – 15 млн воспользовались услугой Uber Eats, а это 16,5% от всей общей базы Uber. Также стоит отметить, что Uber Eats приводит клиентов и для сервиса «ridesharing». В четвертом квартале 2018 года, 50% новых клиентов от Uber Eats начали пользоваться также и услугами «ridesharing». При этом, клиенты, которые используют услуги Uber Eats и Uber Taxi в 1 квартале имеют в среднем 11,5 поездок, в то время кто использовал только Uber Taxi в среднем имели только 4,9 поездок за квартал. Uber планирует расширить партнерскую сеть Uber Eats с 500 до 700 городов.

Ключевые показатели бизнеса Uber

База активных пользователей Uber за последние три года выросла чуть более чем в 2 раза с 45 млн на конец 2016 года до 91 млн на конец 2018 года.

Убер_Монтажная область 1 копия 6.jpg

В количество поездок входят все завершенные заказы (Uber Eats, Uber Pool, Uber X). Количество поездок за квартал выросло с 268 млн в первом квартале 2016 года до 1,4 млрд в четвертом квартале 2018 года.

Убер_Монтажная область 1 копия 7.jpg

Стоимость валовых заказов за последние два года также вырос в два раза с $6,9 млрд в первом квартале 2017 года $14,2 млрд в четвертом квартале 2018 года.

Убер_Монтажная область 1 копия 8.jpg

Средние темпы роста за последние три года – 74%. В 2018 году, темпы роста компании составили 42%, в 2017 году данный показатель был равен 106%.

Тренд роста валовой маржи за последние три года. Валовая маржа демонстрирует значительный прирост за последние три года. Таким образом, валовая маржа выросла с 42% в 2016 году до 50% в 2018 году.

1_3.jpg

Показатели EBIT маржи демонстрируют рост с 2016 года. В 2016 году данный показатель был равен -79%, в 2018 году был зафиксирован рост показателя в 3 раза до -27%.

Основными драйверами сокращения расходов в порядке убывания стали расходы на S&M - с 41,5% до 28%, себестоимость - с 57,9% до 49,9% от выручки, R&D - с 22,5% до 13,4%, G&A 25,5% до 18,5%, затраты на техподдержку с 22,9% до 13,5% от выручки.

2_5.jpg

За последние три года, компания дважды демонстрировала положительный Free Cash Flow. Uber последние три года генерировал наличность за счет своей финансовой деятельности – выпуск акций и получение долгосрочного долга

Как оцениваются доли крупнейших инвесторов Uber

Одним из самых ранних инвесторов компании, венчурный фонд Benchmark может получить доходность в более чем 76000%. Фонд в 2011 году инвестировал в Uber $9 млн, а сейчас эта сумма может оцениваться в $6-$7 млрд. На сегодняшний день, фонд владеет 11% акций компаний Uber. Крупнейшим инвестором считается – SoftBank с долей в 16,3% через фонд Vision Fund (SB Cayman Ltd). SoftBank купил долю в Uber в 2018 году за $7,7 млрд, сейчас эта доля может оцениваться в $12 млрд. Государственный фонд Саудовской Аравии также владеет долей в 5,3% через The Public Investment Fund. Данная доля может оцениваться в $4 млрд. Доля Alphabet составляет 5,2%. Данный пакет оценивается в 4 млрд, в случае если Uber разместит свои акции в $55 за штуку.

Риски: продукт, репутация и персонал 

Конкуренция. Uber работает на очень конкурентом рынке. Данные конкуренты могут быть значительно дешевле, иметь большой опыт работы на рынке определенной страны. 

Репутация и бренд. Компания Uber отмечает, что в прошлом приобрела негативный «облик» компании в связи со скандалами и не до конца смогла решить данную проблему. 

Инвестиции. Uber надеется в скором будущем запустить беспилотные автомобили. Есть риск, что запуск данной технологии может отложиться на неопределенное время, или же технология будет работать со сбоями или хуже, чем у конкурентов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

*Обязательное поле

Вы можете получить бесплатную консультацию у специалистов ИК «Freedom Finance» о том как заработать на IPO Uber, просто заполнив нижеследующую форму

banner_wsj.gif

 

Тенгизшевройл разместила евробонды на $1,25 млрд

В Moody's считают, что компания будет наращивать долги в рамках проектов будущего расширения

Фото: Tengizchevroil

Для финансирования реализации проекта будущего расширения (ПБР) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 15 июля разместило два выпуска евробондов на $500 миллионов и $750 миллионов со ставкой вознаграждения 2,6% и 3,2% годовых. Датой погашения обозначены 15 августа 2025 и 2030 годов. Организаторами размещения выступили Bank of China, HSBC, IMI – Intesa Sanpaolo и J.P. Morgan.

Двумя днями ранее агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) подтвердило рейтинг Baa2 в отношении облигаций, выпущенных Tengizchevroil Finance Company International Ltd (TFCI). «Эмитент является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл», созданному для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО», – сообщило Moody’s.

Выпуск ценных бумаг соответствует ожиданиям агентства о том, что ТШО будет регулярно наращивать долги в рамках проектов будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), реализуемых на месторождении Тенгиз.

Есть риски

В Moody’s считают, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль Тенгизшевройл, и что ее операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом.

В качестве положительных моментов агентство отмечает то, что ТШО имеет лицензионное соглашение с правительством Казахстана, предоставляющее ей исключительные права на добычу углеводородного сырья на Тенгизском и Королевском месторождениях до 2033 года. Кроме того, предприятие является важным источником денежных средств для его акционеров, в частности корпорации Chevron, имеющей рейтинг Aa2 стабильный, и правительства Казахстана, способных поддержать компанию.

Но и риски тоже есть. В Moody’s полагают, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в прошлом году. Казахстан взял на себя обязательства сократить производство нефти на 390 тыс. баррелей в день в течение мая-июля этого года. По некоторым данным, ТШО согласилось снизить суточную добычу более чем на 100 тыс. баррелей. 

Помимо этого, еще не определены сроки возобновления строительных работ на ПБР. С начала вспышки коронавируса в марте этого года ТШО значительно сократила персонал на площадке, отмечает агентство. Многие некритические работы на проекте были приостановлены. Компания рассчитывает завершить ПБР к середине 2023 года, а ПУУД – к концу 2022-го. Поэтому повторный запуск строительства на Тенгизе планируется в течение этого года. Однако сроки обратной мобилизации зависят от ситуации с коронавирусом в республике и являются неопределенными. Длительные задержки с ремобилизацией сделают достижение целевой даты завершения в середине 2023 года более сложной задачей, констатируют эксперты.

Также в качестве рисков отмечается возможный рост стоимости транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). При этом Moody’s считает, что ТШО обладает достаточной ликвидностью, чтобы выдержать задержки с проектом расширения, и ожидает ограниченного влияния коронавируса на текущую добычу нефти.

Базовый сценарий Moody’s предполагает, что в 2020 году цены на нефть марки Brent в среднем составят $35 за баррель, а в следующем – вырастут до $45. В прошлом году средняя цена на Brent находилась в пределах $64 за баррель, поэтому агентство ожидает, что в 2020 и 2021 годах доходы компании значительно снизятся. «В настоящее время ТШО имеет непогашенный долг в размере около $7,5 млрд, в то время как верхний предел задолженности составляет $21,5 млрд, как указано в финансовых документах ТШО», – отмечает агентство. Аналитики агентства полагают, что даже при более низких доходах в этом и следующем годах компания сможет профинансировать оставшиеся капитальные затраты в размере $14 млрд за счет сочетания долговых и операционных денежных потоков без привлечения помощи акционеров.

Moody’s может понизить рейтинг облигаций, если капитальные затраты на проект расширения существенно возрастут или произойдет задержка в завершении ПБР – такое развитие ситуации намного снижает способность ТШО погасить долги в течение периода концессии. Также на рейтинг могут повлиять снижение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, низкие цены на нефть и плохие операционные показатели.

8-полоса_ТШО_карта-Казахстана.jpg

Пособия вместо зарплаты

В самой компании «Курсиву» ответили, что на сегодняшний день проект расширения завершен на 77% и что «ТШО предпринимает действия для безопасного выполнения ключевых мероприятий». Данные отчета компании о прошлогодних итогах показывают, что на конец 2019 года проект был завершен на 74%, и это значит, что за последние полгода реализация проекта продвинулась всего лишь на 3%.

Первый случай заболевания коронавирусом на Тенгизе был зарегистрирован 8 апреля. Через неделю компания приступила к эвакуации персонала с месторождения. Из-за приостановки работ сотни казахстанских и иностранных нефтесервисных компаний, около 25 тыс. работников, участвовавших в реализации проекта, были отправлены в вынужденный отпуск. «Сейчас все находятся в процессе ожидания. ТШО надеется в сентябре возобновить критические работы на ПБР», – рассказал Нурлан Жумагулов, генеральный директор «Союза нефтесервисных компаний Казахстана».
 
По его словам, до 23 июня «Тенгизшевройл» оплачивала компенсацию в размере среднемесячной заработной платы всем рабочим, находящимся на простое. Позже она предложила подрядчикам равномерно разделить оплату половины зарплаты работников, то есть 25% платит ТШО, 25% – работодатели. Но подрядчики отказались, сославшись на отсутствие денег. Тем не менее ТШО решила не оставлять рабочих совсем без денег и согласилась до сентября (до возобновления работ) платить им ежемесячные пособия в размере 42,5 тыс. тенге на человека.

Сейчас на Тенгизе трудятся 13,7 тыс. человек, включая персонал основного производства и работников ПБР и ПУУД.
С момента обнаружения первого больного по сегодняшний день среди работников месторождения зарегистрировано 3650 случаев заражения коронавирусом, из них 333 – среди работников ТШО. 2444 человека излечились от болезни. На месторождении на данный момент проходят лечение около 260 работников. Проведено более 49 тыс. тестов на наличие коронавируса. «Основное количество выявляемых на сегодняшний день случаев приходится на работников, которые проходят скрининг перед своей вахтой», – отметили в ТШО.

8-полоса_ТШО.jpg

В долг и на свои деньги

По данным КТК, за первое полугодие по трубопроводной системе было перекачано свыше 14,1 млн тонн тенгизской нефти, это на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нефтепровод является основным экспортным маршрутом ТШО и по нему транспортируется практически все добытое на Тенгизе сырье. Если учесть, что нынешние цены на нефть намного ниже прошлогодних, то прогноз Moody’s относительно прибыли компании по итогам 2020 года может подтвердиться.

Согласно данным консолидированной финансовой отчетности ТШО за 2019 год, опубликованной на сайте Комиссии США по ценным бумагам и биржам, чистая прибыль компании в прошлом году по сравнению с предыдущим сократилась почти на 17%, до $5,9 млрд, а общая выручка на 5,8%, до $16,3 млрд. При этом капитальные затраты превысили $10,2 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3%, и на 38,8% по сравнению с 2017 годом. То есть за последние три года «капексы» ТШО превысили $27,5 млрд.

Напомним, о принятии окончательного решения по финансированию ПБР и ПУУД акционеры компании объявили летом 2016 года. Тогда же стало известно, что стоимость проекта, реализация которой позволит увеличить годовую добычу нефти на 12 млн тонн (с 27 до 39 млн тонн), составит $36,8 млрд. Однако осенью прошлого года ТШО объявило об удорожании проекта более чем на 22%, до $45,2 млрд. Оператор месторождения объяснил это повышением стоимости инженерных и строительных работ. Но и эта цифра, скорее всего, не является финальной. Нурлан Жумагулов говорит, что окончательного бюджета по ПБР все еще нет.

В ТШО ответили изданию, что компания продолжает финансировать проект за счет операционного денежного потока и внешнего долга, но отказались уточнять подробности операции.

Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, на начало 2020 года общая долгосрочная задолженность ТШО составляла $6,7 млрд, что на 67,5% больше, чем годом ранее. Из них самый большой долг у компании перед корпорацией Chevron – свыше $3,35 млрд.

Дело в том, что 27 июля 2016 год в целях привлечения средств для финансирования проекта будущего расширения TFCI выпустила облигации для институ­циональных инвесторов на $1 млрд и взяла кредит под залог в размере $2 млрд и $1 млрд у Chevron и ExxonMobil соответственно. Облигации и займы, имеющие процентную ставку 4% годовых, должны быть погашены в августе 2026 года.

Ранее в том же месяце TFCI открыла кредитную линию на $3 млрд от синдиката коммерческих банков, на $6 млрд – от Chevron, и $3 млрд – от ExxonMobil. Срок действия кредитной линии истекает в июле 2021 года, но по усмотрению товарищества может быть продлен еще на два года.

Как видно, финансирование проекта происходит за счет заемных средств, хоть и получены они в основном от двух основных акционеров. Казахстан, владеющий 20% предприятия, принимает участие в финансировании ПБР только через реинвестицию своей доли прибыли. Если в 2017–2018 годах ТШО перечислила своим акционерам в качестве дивидендов 1,4 млрд и 1,1 млрд соответственно, то в прошлом году не выплатила ничего.

Напомним, Chevron принадлежит 50% доли участия в ТШО, ExxonMobil – 25%, «КазМунайГаз» – 20%, российско-американскому СП «Lukarco» – 5%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg