Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3805 просмотров

«Дело миноритариев»: можно ли стать акционером по сделке РЕПО

АО «Казахтелеком» считает часть акционеров, подавших на него в суд, недобросовестными приобретателями своих акций

Фото: Специализированный межрайонный экономический суд города Нур-Султан

В столичном специализированном межрайонном экономическом суде 10 апреля прошло слушание по иску к АО «Казахтелеком» со стороны части миноритарных акционеров, которые приобрели свои акции после решения Совета директоров о вхождении в АО «Кселл», а затем потребовали обратного выкупа принадлежащих им ценных бумаг со значительной премией на основании несогласия с этим решением СД.

Напомним, что иски о понуждении к обратному выкупу своих акций к оператору связи подали пять из более чем 16 тыс. миноритарных акционеров АО «Казахтелеком». Причина требований у всех этих истцов одна – их несогласие с решением Совета директоров АО о заключении крупной сделки – приобретении 75% акций АО «Кселл», которое было принято 12 декабря 2018 года.

А вот состав этих пяти миноритариев разнится – три из них на момент заключения сделки являлись акционерами «Казахтелеком», поэтому компания не оспаривает их права на требование по обратному выкупу акций. Спор с этими акционерами продолжается только в части объема выплат при осуществлении этого выкупа: упомянутые миноритарии требуют выкупа по цене с премией, эквивалентной коэффициенту 2,755, то есть хотят получить за акции, которые на момент подачи исков стоили ориентировочно 280 млн тенге, свыше 770 млн.

Совет директоров компании же готов выкупить эти акции с коэффициентом 1,74, выплатив вместо 280 млн тенге номинальной их стоимости почти в два раза больше – порядка 500 млн тенге. Компания продолжает диалог с этой группой миноритариев, слушания по искам которых прошли в Нур-Султане 3 апреля. Неделю же спустя, 10 апреля, в столичном специализированном межрайонном экономическом суде 10 апреля прошло слушание сторон по иску к АО «Казахтелеком» со стороны миноритариев, которые приобрели акции оператора связи после завершения сделки по покупке «Кселл».

«Здесь к «Казахтелекому» обратились с требованием выкупить у них акции акционеры, купившие свои акции в период после и в день совершения крупной сделки по приобретению пакета «Kcell», - поясняет представляющий интересы «Казахтелекома» адвокат Джохар Утебеков. – Одним из них сделка была совершена 14 декабря прошлого года, то есть через два дня после того, как Совет директоров «Казахтелекома» принял решение купить сотовую компанию. Соответственно, это выглядит как-то странно и наивно – через два дня после того, как это решение состоялось, покупать акции и сразу же требовать обратного выкупа», - отмечает он.

Джохар Утебеков.jpg

Фото: Джохар Утебеков

Юрист отмечает, что, согласно нормам закона «Об акционерных обществах» правом требования обратного выкупа наделяются те акционеры, которые состояли в обществе на момент принятия компанией решения о заключение крупной сделки. При этом компания и этот миноритарий сейчас рассматривают возможность урегулирования споров. По второму миноритарию, слушания по иску которого проходили 10 апреля, все гораздо сложнее: Бахыт Джумабаев 12 декабря прошлого года совершил покупку акций «Казахтелекома» по сделке РЕПО (в этом случаи ценные бумаги продаются с одновременным заключением соглашения об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене).

И его представитель, отказавшаяся от общения с прессой по окончании судебного заседания, на слушаниях утверждала: данная сделка была заключена до публичного оглашения Советом директоров информации об одобрении покупки акций АО «Кселл». На этом основании сторона миноритария считает его состоявшимся акционером оператора связи, наделенным правом требования об обратном выкупе акций. При этом через два дня после совершения операции по сделке РЕПО данный миноритарий уже впрямую приобрел более 15 тыс. акций «Казахтелекома» на сумму порядка 500 млн тенге, которые теперь требует выкупить по стоимости более 1 млрд тенге.

«Тут ситуация немного сложнее: он, по сути, купил свои акции тоже после того, как состоялось решение о крупной сделке, - считает Утебеков. - При этом 12 декабря он тоже покупал акции, но по сделке РЕПО, сделав это спустя час после того, как было принято решение о сделке, плюс к тому же он фактически всего лишь эти акции позаимствовал, не купил. По настоящему акции он купил только 14 декабря, а акции, приобретенные по РЕПО, он фактически вернул после 21 декабря. И самое главное, что на вопрос к представителю истцов о том, зачем приобретался дополнительный пакет акций, если у них уже есть понимание, что приобретение предыдущего пакета невыгодно, тот подтверждает, что акции покупались с одной целью – получить выгоду от «Казахтелекома», предъявив ему акции по завышенной стоимости», - подчеркивает юрист.

Представитель миноритария на слушаниях назвала действия своих клиентов «инвестстратегией», с чем представители оператора связи категорически не согласны: по мнению Утебекова, в обоих случаях можно говорить о покупателях акций «Казахтелекома» как о недобросовестных приобретателях, которые покупали ценные бумаги не с целью инвестиций или участия в деятельности компании, а для возможности тут же потребовать обратного выкупа акций с изрядной премией.

«Все очень просто – на кону очень большие деньги: поняв, что идет сделка с «Кселл» и появляется возможность предъявить право к выкупу акций самим АО, они совершают колоссальную, необъяснимую по всем категориям, по всем признакам сделку на полмиллиарда тенге, чтобы получить сверху такую же прибыль, - говорит адвокат компании. - . Если ты покупаешь акции не для того, чтобы их выгодно перепродать на рынке, не для того, чтобы участвовать в управлении АО, не для того, чтобы получать дивиденды, а для того, чтобы, обладая инсайдерской информацией, попытаться получить компенсацию, думаю, можно смело говорить о недобросовестности, и именно это мы пытаемся доказать в суде», - подчеркивает он.

При этом у юристов «Казахтелекома» вызывают большие вопросы условия по сделке РЕПО с участием Джумабаева: по сведениям ответчика, заимствование там было произведено по ставке всего в 0,1%, что уже наводит на мысль о том, что сделка была произведена не с целью извлечения прибыли (стандартные ставки на рынке по аналогичным операциям превышают ставку по этой конкретной сделке в сто раз), а с какой-то иной целью. Конкретно в этом случае – с целью получения статуса миноритарного акционера на дату приобретения крупного пакета акций АО.

«Мы ждем, что после завершения данного судебного процесса прокуратурой будет принято решение о возобновлении расследования по наличию инсайдерской информации в действиях этих лиц, и если суд в Астане откажет в удовлетворении иска истцу, то у «Казахтелекома» появятся большие надежды на расследование действий данных акционеров», - отмечает Утебеков.

По сведениям компании, сотрудник АО «АзияКредит Банк» Бахыт Джумабаев, не занимающий в нем какой-либо высокой должности, и ранее приобретал ценные бумаги «Казахтелекома», но не в таком объеме, как в декабре прошлого года. При этом некоторое время назад – в 2010 году – он уже участвовал в другом корпоративном споре с АО «Альянс Банк» (ныне «Форте Банк»), в котором также являлся миноритарным акционером.

Следующее заседание по данному иску назначено на 26 апреля этого года, отметим, что еще 18 марта этого года Совет директоров компании принял решение о выкупе акций, принадлежащим 5 миноритарным акционерам, подавшим иски в суд. При этом цена выкупа, согласно этому решению, превышала рыночную стоимость акций на тот момент почти в два раза (в 1,74 раза по отношению к рыночной цене), что является существенной премией за выкуп. Особенно учитывая тот факт, что большая часть акционеров, обратившихся с требованием о выкупе их акций, приобрела бумаги «Казахтелекома» за несколько месяцев до, непосредственно в день (12 декабря 2018 года), и даже после подписания договора АО «Казахтелеком» с Telia Company и Fintur Holdings BV о приобретении 75% голосующих акций АО «Кселл».

В компании особо отмечают, что в период приобретения пакета акций сотового оператора сделки с ценными бумагами АО «Казахтелеком» заключались на нехарактерно большие объемы и по высокой цене. В связи с чем руководство крупнейшего оператора связи изначально заявляло, что действия отдельных акционеров свидетельствуют об использовании ими своего права об обратном выкупе в противоречии с его назначением по их защите. А также ставит под сомнение возможность защиты прав остальных миноритарных акционеров в части начисления им дивидендов в случае удовлетворения исковых требований в их заявленном истцами объеме.


1633 просмотра

Как летать с 90%-ной скидкой

Устраивайтесь в авиакомпанию

Фото: shutterstock

Авиаперевозчики предлагают перелеты на выгодных условиях своим сотрудникам и даже представителям конкурентов.

Слетать в Париж на выходные или провести день на пляже вдали от зимнего холода? А, может быть, вы никогда не были в Черногории, на Таити или в Южной Дакоте? Если так, то вперед!

Все, что требуется, – просто работать в авиакомпании. Большинство из них позволяют своим сотрудникам летать бесплатно, а сотрудникам своих конкурентов – почти бесплатно. Некоторые льготы также распространяются на детей и родителей сотрудников и тех работников авиакомпаний, кто уже вышел на пенсию.

Возможно, эта самая лучшая служебная привилегия (не называйте это дополнительной выплатой – она не облагается налогом). Более того, ни в одной другой отрасли компании не предоставляют столь щедрые льготы сотрудникам своих конкурентов. Это как если бы компания Ford раздавала своим сотрудникам бесплатные автомобили, а работникам General Motors предоставляла скидку до 90%.

Более 200 авиакомпаний по всему миру имеют соглашения, позволяющие сотрудникам конкурентов, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками склада, совершать перелеты без подтвержденного места примерно за 10% от стоимости билета. Возможность получить билет на льготных условиях позволяет сотрудникам авиакомпаний вести совершенно иной образ жизни, если, конечно, они свой шанс используют. Но даже если сотрудники путешествуют изредка, сама мысль о том, что они могут слетать в Лондон просто на выходные, становится действенным бонусом.

«Моя жена не раз мне говорила, что разведется со мной, если я решу уйти из Hawaiian Airlines или если меня оттуда уволят», – рассказывает Дамиан Балиновский, менеджер по внутренним коммуникациям авиакомпании Hawaiian Airlines.

Он часто бывает в Европе, а по выходным летает на остров Мауи.

«То, чем мы оба дорожим, – это гибкость», – отмечает Балиновский.

Путешествующие без подтвержденного места сотрудники авиакомпаний – их называют некоммерческими пассажирами – применяют столь сложные стратегии, что они способны смутить даже самых опытных путешественников. Имея наготове резервные планы B, C, D и E, они регистрируются одновременно на три-четыре рейса, стремясь попасть хотя бы на один из них. Они не бронируют номер в оте­ле и не используют Airbnb до тех пор, пока самолет не начнет выруливать на взлетную полосу, поскольку всегда есть риск потерять место в самую последнюю секунду. И в основном именно из-за них свободное место рядом с вами вдруг оказывается занятым за мгновение до закрытия двери самолета.

В течение своего первого года работы в United Airlines Джасприт Сингх провел дома в Чикаго только четыре выходных из 52. Всего за три года работы в авиакомпании старший аналитик по развлекательным программам на борту совершил 500 авиарейсов, преодолев 700 тыс. миль.

Иногда 25-летний Сингх отправляется в Канзас-Сити, штат Миссури, чтобы покосить газон у своей матери. В другой раз он проводит выходные в Лондоне, Брюсселе или в каком-нибудь городе в Германии. Чтобы избежать зимних холодов, он улетает на западное побережье.

«Я просто появляюсь в аэропорту, смотрю на расписание вылетов и понимаю, где, скорее всего, будут свободные места», – говорит он.

По данным Southwest, с начала года до 15 июля авиакомпания перевезла около двух миллионов некоммерческих пассажиров. Почти 1,5 миллиона из них – это работники авиакомпании и члены их семей, 487 тыс. других пассажиров – представители конкурентов, сообщил Роб Дюссо, старший менеджер Southwest, отвечающий за мотивацию сотрудников и организацию подобных поездок.

Примечательно, что Southwest не имеет с другими авиакомпания ни код-шеринговых соглашений, ни договоренностей по интерлайну, по которым оставшиеся без места пассажиры могут улететь с другим перевозчиком. Однако у компании есть соглашения со 140 авиакомпаниями на поездки сотрудников.

«Это серьезно влияет на жизнь людей», – говорит Дюссо, который уже 20 лет руководит в Southwest подобными поездками и возглавляет ассоциацию путешествующих сотрудников.

Сам он тоже активно летает по миру в свободное время – только в этом году он совершил 46 перелетов, преодолев общее расстояние в 45 451 милю. «Просто я подумал, что у меня должны быть хорошие воспоминания», – признается он.

Существуют разные теории о том, с чего началась эта практика. Исторически в среднем авиакомпании заполняли лишь три четверти имеющихся мест. Поэтому могли позволить себе привлекать на работу (в индустрию, где уровень оплаты труда был не слишком высоким) людей, используя бонусы в виде бесплатных перелетов.

Те, кто работает в отрасли давно, полагают: перевозчики хотят, чтобы офисные работники могли лично проверить продукт компании, и отслеживали при этом деятельность конкурентов. Также считается, что авиакомпании хотели бы убедить сотрудников в том, что на работу можно добираться и на самолете, и это сейчас уже происходит.

Благодаря практике бесплатных перелетов сотрудники авиакомпаний могут позволить себе более гибкий график отдыха, например, продлить свое пребывание где-то еще на несколько дней, что редко бывает доступно обычным коммерческим пассажирам. Как правило, за билеты на международные рейсы сотрудники платят только налоги и государственные сборы. Если полет совершается на борту авиа­компании-конкурента, то оплачивается еще так называемый тариф ZED (зональная скидка для сотрудников), размер которого рассчитывается в зависимости от расстояния. Он может составлять от $15 до $179 в случае, если маршрут пролегает через половину земного шара.

Правда, сегодня, когда авиакомпании продают практически все свободные места, путешествовать с неподтвержденным местом становится все сложнее. По данным авиакомпаний, заплатившие за билет пассажиры, как правило, обладают большим приоритетом, нежели некоммерческие пассажиры из числа сотрудников. Однако в случае, когда речь идет о представителях руководства или членах экипажа, которым необходимо срочно вылететь куда-либо, наивысший приоритет может быть отдан им. Во многих авиакомпаниях позицию в листе ожидания определяет ранг сотрудников. В других все зависит от времени регистрации на рейс. Однако всегда приоритет отдается сотрудникам собственной авиакомпании, тогда как представители конкурентов попадают в конец листа ожидания.

Из-за отсутствия гарантий, что свободное место будет, некоммерческие путешественники заранее просматривают данные по бронированию билетов и отслеживают определенные тенденции, например, какие рейсы обычно заполняются уже непосредственно перед вылетом. Для этого сотрудники используют доступ к данным по бронированию билетов в своей авиакомпании, а также при помощи специального приложения узнают о наличии свободных мест у других перевозчиков. Кроме того, они могут получить прогнозные данные о степени успешности запланированного полета без подтверждения места.

«Путешествие без подтверждения места – это своего рода игра, требующая определенной стратегии, энергии и азарта», – говорит Дюссо из Southwest.

Любой некоммерческий пассажир, кто летает достаточно часто, может рассказать историю о ночи, проведенной на полу в аэропорту, или о сумасшедших маршрутах, которые пришлось построить, чтобы вовремя успеть вернуться на работу. Так, сотруднику Hawaiian Airlines Алексу Да Силва пришлось преодолеть 2700 миль по пути в Лос-Анджелес (минуя Гавайские острова), затем в Лас-Вегас и лишь потом в родной Гонолулу.

В 2017 году сотрудники авиакомпании Jet Blue, увлеченные игрой в путешествия без подтверждения места, организовали собственное соревнование в стиле реалити-шоу Amazing Race, где три команды из трех человек узнают о месте назначения в три часа дня в пятницу в штаб-квартире авиакомпании в Нью-Йорке.

Эрик Таннер, сетевой планировщик Jet Blue и автор идеи конкурса, выиграл уже две таких гонки. Когда в одной из них пунктом назначения был назван испанский Сан-Себастьян, Таннер сразу понял: игру выиграет тот, кто первым попадет в Испанию вообще. Его команда зарегистрировалась на рейсах Нью-Йорк – Мадрид сразу двух авиакомпаний – Iberia и American, после чего члены команды разместились в разных терминалах. Вылет Iberia был в 17:15, все билеты на рейс были проданы, однако игроки не теряли надежды. И действительно, десять человек на рейс не явились, и команда отправилась в путь.

Для некоммерческих пассажиров у Jet Blue есть только одно условие: они должны помочь навести порядок на борту самолета после завершения полета.

«Для меня это интересный опыт и отличный способ помочь коллегам», – говорит Таннер.

Марианна Дао начала понимать, что такое путешествие без подтверждения места, уже в первую неделю работы в Jet Blue, когда в пятницу ее босс появился в офисе с чемоданом, заполненным купальными принадлежностями и свитерами. Она тоже отправилась в аэропорт в поисках свободного места на борту.

Менее чем за четыре года Дао, аналитик по стратегическому сорсингу, путешествуя без подтверждения места, посетила 36 стран. На выходные в День независимости США она отправилась на несколько дней на Бермудские острова, затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы вместе с коллегами полететь на черногорские пляжи. Она оставила рюкзак, с которым ездила на Бермуды, в аэропорту, поскольку заранее приготовила чистую одежду для поездки в Европу.

По ее словам, это путешествие было чрезвычайно захватывающим и увлекательным.

«Я буду продолжать делать это до тех пор, пока позволяет здоровье», – говорит Дао.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций