Что могут предложить нефтяникам казахстанские IT-компании

Ежегодный спрос на их услуги в отрасли оценивается в $180 млн

Фото: Shutterstock.com

Индустрия информационно-коммуникационных технологий – один из динамично развивающихся рынков во всем мире. Аналогичная ситуация и в Казахстане. Несмотря на небольшой спад в 2016 году после резкой девальвации национальной валюты, в целом за последние 10 лет показатели данного рынка в республике демонстрируют ежегодный рост. Другое дело, что отечественные IT-компании в основном зависимы от заказов государственных органов.

Заслужить доверие

Большим компаниям и консорциумам нефтегазовой отрасли, вроде ТШО, НКОК и КПО, легче приглашать устоявшиеся большие иностранные компании, которые уже много лет работают на рынке, считает основатель Digital Academy Мухтар Манкеев.

«Однако потом эти же иностранцы на какие-то субподрядные работы привлекают казахстанские IT-компании. То есть мы стоим сейчас на таком этапе, когда большие компании пока не доверяют казахстанским разработчикам, потому что думают, что мы некачественно это сделаем, а наши компании не могут пробить этот ментальный барьер», – уверен г-н Манкеев.

В комментариях «Курсиву» он рассказал, что на сегодняшний день в Казахстане разработано и запатентовано порядка 10 высокотехнологичных интеллектуальных продуктов. В том числе проведена разработка цифровых двойников, интеллектуальной системы видеонаблюдения, передачи данных в режиме реального времени.

По мнению эксперта, казахстанские компании могли бы адаптировать те технологии, которые завозят зарубежные подрядчики операторов, а также отечественным разработчикам необходимо объединять усилия, создавать консорциумы, чтобы соответствовать требованиям крупных нефтегазовых операторов в части финансовых оборотов.

При этом, как сообщил 9 апреля в Атырау в ходе конференции «Цифровизация нефтегазовой отрасли и казсодержание» официальный представитель НПП «Атамекен» по взаимодействию с крупными нефтегазовыми операторами и развитию нефтесервиса Асылбек Джакиев, общий ежегодный спрос на IT-услуги в нефтегазовой отрасли оценивается в $180 млн.

«Сейчас мы оказываем нефтяникам небольшие по объемам услуги, но не в таких масштабах, на какие мы могли бы рассчитывать и на какие способны. При этом у нас сегодня уже есть хорошие специалисты, обученные за рубежом и имеющие практический опыт», – делится Мухтар Манкеев.

Пока на госуслугах

Между тем большинство разработок казахстанских программистов пользуется спросом и применяется в государственном или в квазигосударственном секторе.

К примеру, сейчас в нефтегазовой отрасли реализуется проект, разработанный государственным АО «Национальные информационные технологии» (НИТ). Программа «Системы учеты отдельных видов нефтепродуктов», подготовленная по заказу правительства Казахстана, ведет сбор и передачу данных с контрольных приборов учета в режиме реального времени.

«К системе подключено три больших и 17 малых нефтеперерабатывающих заводов и порядка 1,8 тыс. автозаправочных станций. Вся собранная информация в онлайн-режиме передается в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК», – рассказала в ходе конференции представитель АО «НИТ» Айжан Матышова.

Однако, по мнению экспертов, если казахстанские IT-компании хотят работать с крупными нефтегазовыми операторами, они должны быть готовы к жесткой конкуренции.

«Работать с нефтегазовыми операторами – это все равно что работать на зарубежных рынках. Требования к качеству очень высокие. Большинство из них управляются транснациональными компаниями, такими как, к примеру, Chevron, Eni, Shell. Поэтому нашим предприятиям требуется быть готовыми к очень серьезной конкуренции, ведь к нефтегазовым операторам приходят и зарубежные IT-компании», – поделился мнением с «Курсивом» управляющий партнер Dasco Consulting Group Дармен Садвакасов.

А вот директор компании Norsec Delta Projects Серик Уткельбаев рассказал «Курсиву», что казахстанские предприятия сейчас в основном занимаются поставками в нефтегазовые компании компьютерного оборудования и серверов, их обслуживанием, предоставлением персонала, хотя есть возможность предоставлять какое-либо адаптированное зарубежное программное обеспечение, если договориться с правообладателем.

Между тем IT-менеджер НКОК Иво Альбер отметил, что годовой бюджет компании по заказу IT-услуг может варьироваться от $10 млн до $50 млн.

«В своей стратегии мы действительно выражаем желание повысить местное содержание. Но мы ищем профессионалов нового поколения, которые одновременно являются не только высококлассными специалистами, но и хорошими менеджерами», – говорит представитель НКОК, считая, что многие казахстанские компании не могут соответствовать таким требованиям.

Для справки отметим, что, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, в 2018 году общая сумма затрат казахстанских организаций на закуп информационно-коммуникационных технологий (ИТК) превысила 305 млрд тенге. Это на 45 млрд тенге меньше, чем было в 2017 году (350 млрд), но почти в три раза больше, чем в 2008 году (78,1 млрд). За последние 10 лет объем рынка ежегодно увеличивался на десятки миллиардов тенге. Пик закупок ИТК пришелся на 2015 год – 375,6 млрд тенге. А в 2016 году затраты сократились более чем на 100 млрд тенге, составив 269,5 млрд тенге.

Из 305 млрд тенге, потраченных казахстанскими предприятиями на закуп ИТК в прошедшем году, 107,5 млрд пошли на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, более 52,2 млрд – на приобретение программного обеспечения, свыше 5,1 млрд – на самостоятельную разработку программ, 2,1 млрд – на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных технологий.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Инвесторы начали скупать акции Twitter на фоне сообщений о росте пользователей

Однако этот рост могут сопровождать и риски

Фото: Matt Rourke/Associated Press

Похоже, Twitter привлекает всех, кроме тех, в ком платформа нуждается больше всего. Итоги II квартала, опубликованные компанией в прошлый четверг, – это еще один неоднозначный результат: привлекательный на первый взгляд, но разочаровывающий, если взглянуть немного глубже.

Например, Twitter сообщил о том, что число пользователей, которые могут видеть рекламу на платформе, в этом квартале достигло рекордной отметки, однако доход соцсети от рекламы на фоне пандемии снизился. В прошлый четверг акции Twitter выросли на 4%.

Эти результаты подчеркивают сильные и слабые стороны всех тех усилий, которые прикладывает платформа, чтобы привлечь больше пользователей в преддверии президентских выборов. По данным компании, во II квартале года их общее число выросло на 20 млн активных пользователей, что больше по сравнению с прошлогодними показателями на 34%. Это наибольшие темпы роста, зафиксированные компанией с момента, когда она начала отчитываться по этому показателю в IV квартале 2018 года.

Факт использования Twitter такими известными людьми, как президент Дональд Трамп, Джо Байден, Илон Маск и Джефф Безос, делает платформу ценным, но противоречивым источником информации. Недавно Twitter начал помечать сообщения, содержащие то, что сеть расценивает как дезинформацию, предупреждениями о необходимости фактчекинга, а пару недель назад ей даже пришлось преодолевать последствия хакерской атаки на ряд важных аккаунтов.

По словам Джона Эгберта, аналитика компании Stifel, хакерские атаки могут угрожать самому существованию платформы. Так, потеряв доверие к Twitter, наиболее ценные пользователи платформы могут перенести свою активность на другую площадку, а вместе с ними уйдут простые пользователи и рекламодатели.

Это последнее, что нужно Twitter. Общий доход компании во II квартале уже снизился на 19% по сравнению с прошлым годом, тогда как падение рекламных доходов за аналогичный период составило 23%. Это оказалось даже хуже, чем опасались на Уолл-стрит. Спад произошел на фоне сокращения объемов рекламы со стороны брендов, а также рекламы путешествий, отдыха и офлайн-ивентов, поскольку все эти сегменты бизнеса серьезно пострадали из-за пандемии.

По данным Twitter, на доходах во II квартале негативно отразились не только проблемы бизнеса, возникшие из-за COVID-19, но и те непродолжительные рекламные бойкоты, которые были связаны с недавними гражданскими протестами в США. И хотя большинство аналитических данных показывает, что эти бойкоты оказали относительно небольшое влияние на общие доходы главного конкурента платформы – Facebook, Twitter утверждает, что именно они стали причиной 15%-ного сокращения рекламных доходов компании за последние три недели июня.

Что еще хуже, отмечает Эгберт из компании Stifel, так это то, что недавние хакерские атаки могут угрожать бизнесу Twitter по лицензированию данных, который пока еще является относительно успешным для компании направлением. За последние два квартала этот бизнес вырос, если сравнивать текущие итоги с данными за прошлый год. Эгберт считает, что принятая в компании практика продавать бизнесу лицензии на данные может попасть в поле зрения регулирующих органов, поскольку монетизация лицензирования данных «определенно в большой степени зависит от использования личных данных пользователей, чем таргетированная реклама».

И хотя на лицензирование данных приходится лишь 18% от общего дохода Twitter, значение этого бизнеса возрастает, поскольку доходы от рекламы падают. В прошлый четверг во время конференц-звонка с инвесторами Twitter подтвердил, что нанимает команды, которые работают над созданием таких новых источников доходов, как подписки и электронная коммерция, которые могут быть протестированы уже в этом году.

Уолл-стрит ожидает, что доходы от рекламы в Twitter продолжат снижаться в годовом исчислении и в III квартале, хотя и более умеренно, а затем в IV квартале покажут номинальный рост.

Положительным моментом является то, что недавние улучшения рекламных возможностей платформы способны ускорить процесс восстановления этого бизнеса – разумеется, при условии, что будет расти спрос.

Twitter утверждает, что планирует увеличить расходы в III квартале в тех областях, которые в этом определенно нуждаются. Однако чересчур активное использование и без того уязвимой платформы может создать угрозу для тех финансовых резервов компании, которые были созданы ранее.

WSJ_квартальные доходы Twitter_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg