Перейти к основному содержанию

1333 просмотра

SpaceX вернет космической программе США былую славу

В субботу компания провела испытания корабля с пассажирской капсулой. Первый полет был осуществлен без экипажа с целью проверить работу оборудования, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

В минувшую субботу Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сделало то, о чем в стране говорили давно – провело запуск на орбиту космического корабля, специально разработанного для полетов астронавтов. Запуск был осуществлен с той же стартовой площадки во Флориде, с которой впервые на Луну отправился человек. Этот полет стал первой попыткой запустить в космос космический аппарат с пассажирской капсулой, после того как в 2011 году из эксплуатации были выведены многоразовые транспортные корабли Space Shuttle.

Первый демонстрационный полет капсулы Crew Dragon, созданной  корпорацией Space Exploration Technologies был осуществлен без экипажа. Это потребовалось для испытания систем жизнеобеспечения и другого оборудования, необходимого для отправки на Международную космическую станцию (МКС) астронавтов NASA, запланированной на конец текущего года.

Во время стыковки с МКС был использован манекен, оснащенный датчиками для контроля физического состояния человека и параметров среды внутри 16-футового космического корабля. В честь героя когда-то популярного фильма «Чужой» манекен назвали «Рипли».

Целью испытательного полета было тестирование работы оборудования корабля, включая двигатели, электрооборудование, системы связи, и даже кресла, у которых измерялась степень деформации при ускорении. Все эти тесты и различные компьютерные симуляции  проводились и на земле, однако в компании считают, что только реальный полет может показать то, насколько эффективно экипаж сможет работать в условиях открытого космоса.

Для NASA и основателя SpaceX Илона Маска этот старт стал долгожданным, поскольку ему предшествовал целый ряд неудач, начиная с проблем с парашютами и неисправностями генератора кислорода, до протечки корпуса капсулы при приводнении.

Запуск корабля состоялся через три года после запланированной даты, а сама капсула Crew Dragon сильно отличается от того, что первоначально планировала построить SpaceX. В частности, в ней нет автоматизированных систем управления полетом и ее невозможно использовать повторно после возвращения на Землю. При этом в NASA все еще неуверенны в том, что, находясь в капсуле, астронавты достаточно хорошо защищены от орбитального мусора и микрометеоритов.

Однако в случае успеха запуск корабля со стартовой площадки 39А в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде, ознаменовал бы собой возрождение американской космической программы, которая вот уже восемь лет зависит от покупки мест на российских кораблях. При этом за последнее десятилетие стоимость полета выросла втрое до $80 млн за место.

Поскольку NASA вывело из эксплуатации свой парк кораблей Space Shuttle по причине высоких издержек и соображений безопасности, основной акцент был сделан на переход к использованию коммерческого оборудования, которое было бы разработано в США.

Однако, по словам некоторых представителей NASA и ряда политиков из Вашингтона, к этим расходам можно смело добавить потерю возможности самостоятельных запусков космических кораблей, а также несомненный ущерб для национальной гордости.

В зависимости от частоты полетов кораблей со сменными капсулами в течение года, а также количества членов экипажа на борту, NASA оценивает стоимость полетов на Crew Dragon в сумму менее $60 млн за место.

Иными словами и космическое агентство, и научные советники в Белом доме уже сделали ставку на коммерческую программу запусков, которая должна ознаменовать начало новой эры для космической программы США. Всего на эти цели NASA выделило почти $7 млрд. 

Свой собственный коммерческий космический корабль под названием CST-100 Starliner разрабатывает и компания Boeing. Его первый испытательный полет в автоматическом режиме без экипажа состоится не ранее апреля. При этом, как для Boeing, так и для SpaceX важно провести испытания аварийного отстрела капсулы с экипажем в случае, если на стартовой площадке или во время полета из строя выйдет разгонный блок.
  
По итогам первого полета корабля SpaceX с капсулой и ее безопасного возвращения через неделю, будет оценена степень надежности оборудования и корректность его работы, в частности во время стыковки с МКС. Если все пройдет успешно, NASA приступит к долгосрочной цели по продвижению коммерческих полетов на околоземной орбите.

По аналогичному примеру государственно-частного партнерства в NASA даже строят планы по созданию специальных платформ вокруг Луны, которые в дальнейшем могли бы стать плацдармом для изучения лунной поверхности, а затем и всей Солнечной системы.

В рамках этого сценария, NASA «больше заинтересовано в покупке доступа к космосу в качестве отдельной услуги, чем в создании и самостоятельной эксплуатации реальных транспортных систем». По крайней мере, прошлым летом об этом говорил представитель агентства Джеймс Брайденстайн на одном из мероприятий аэрокосмических отрасли.

«Мы заплатим за этот доступ и станем одним из многих клиентов надежного внутреннего рынка космических запусков», - недавно повторил он изданию The Wall Street Journal.

Так, федеральный надзор за техническими и бюджетными вопросами, связанными с созданием Crew Dragon был менее пристальным, если сравнивать этот проект с крупномасштабными проектами собственно NASA.

Пока неясно, какая именно компания станет первой, кто доставит американских астронавтов на МКС с космодрома на мысе Канаверал. Однако ряд представителей отрасли сообщили, что SpaceX планирует совершить более двух полетов с экипажем уже до декабря текущего года.

Предполагается, что в течение переходного периода сокращенный состав американских астронавтов продолжит полеты на российских космических кораблях. Более того, на случай, если SpaceX и Boeing будут отставать от графика, NASA забронировала два дополнительных места в российских «Союзах» на 2020 год.

Тем временем, некоторые официальные представители агентства, как и отраслевые эксперты, ставят под сомнение новаторский подход SpaceX по загрузке сверхохлажденного топлива в ракету Falcon 9 в тот момент, когда астронавты уже находятся на своих местах и пристегнуты ремнями. После продолжительных дискуссий с компанией руководство NASA согласилось на эту практику, но с существенными оговорками.

Так, даже в случае с успешным завершением демонстрационного полета капсулы Илона Маска, как и последующих полетов SpaceX и Boeing с экипажами, потребуется еще не один месяц, прежде чем астронавты смогут в плановом порядке совершать полеты на космических кораблях нового поколения.

«Я могу гарантировать, что обязательно вылезет какая-нибудь ошибка», - заявил журналистам на брифинге на прошлой неделе Уильям Герстенмайер, отвечающий в NASA за исследования возможностей человека. «Но мы намерены усвоить все, чему только можем научиться», - отметил он.

Во время пресс-брифинга на стартовой площадке в четверг представители NASA также сообщили, что им пришлось провести экстренные переговоры с российской стороной, чтобы получить согласие Кремля на стыковку. Россия является одним из главных партнеров США по МКС, и имеет право наложить вето на такие маневры.

Отвечая на вопрос о возможных рисках, связанных с осуществлением испытательного полета, представители NASA отметили, что правительство и компания SpaceX совместно проанализировали источники потенциальной опасности. «Мы осознаем риски и принимаем их», - заявила Кэти Людерс, менеджер коммерческой пилотируемой программы NASA.

Учитывая исторический характер запуска, Ханс Кенигсманн, глава SpaceX по вопросам безопасности полетов, рассказал журналистам, что это событие станет кульминацией его 17-летней работы над созданием совершенно нового космического корабля, рассчитанного на полеты человека.

Официальные представители NASA говорят о постепенном переходе к компромиссным решениям, сочетающим в себе исторически жесткие технические требования агентства и более гибкую инженерную культуру SpaceX. «Я испытываю настоящее благоговение, дойдя с командой до старта нашего корабля», – сказал Ханс Кенигсманн, назвав запуск Crew Dragon главной целью SpaceX с момента основания компании.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

258 просмотров

Единороги недосчитались $100 млрд

И повергли инвесторов из Кремниевой долины в настоящий шок

Иллюстрация: Lynne Carty/The Wall Street Journal

Некогда самые дорогие компании Кремниевой долины, начиная от WeWork и заканчивая Uber Technologies Inc., в общей сложности потеряли в этом году около $100 млрд. В результате венчурные инвесторы стали более осторожными во вложениях, и это побудило руководителей ряда стартапов сместить акцент с роста компаний на повышение их прибыльности.

wsj1.jpg

За последние несколько недель серьезно сократилось число сотрудников Fair – сервиса, предлагающего автомобили по подписке, и софтверной компании UiPath. Свою деятельность перестроила компания по прокату скутеров Lime – тоже для того, чтобы показать инвесторам свою способность приносить прибыль. 

«Мы были в самом эпицентре шумной вечеринки, которая продолжалась пять лет, ровно до тех пор, пока кто-то не нажал на выключатель», – говорит Крис Доувос, чья фирма Ahoy Capital инвестирует в венчурные компании и стартапы. «Мы все пытаемся адаптироваться к этой ситуации, но никто не знает, как пройдет остаток ночи. Вот как сейчас чувствует себя Кремниевая долина», – отмечает он.

Инвесторы говорят, что, пока индустрия стартапов по-прежнему буквально завалена деньгами, а процентные ставки остаются на исторически низком уровне, дальнейший спад на частных рынках маловероятен. 

Тем не менее масштабы падения стоимости компаний стали причиной возникновения в венчурной индустрии неопределенности, которой не было уже много лет. Это также привело к определенной внутренней переоценке и призывам со стороны инвесторов к ужесточению корпоративного управления.

Финансирование сделок теперь занимает больше времени – таким мнением делятся предприниматели, венчурные инвесторы и консультанты. Если еще полгода назад сделки с компаниями из сферы потребительских технологий можно было закрыть за одну-две недели, то теперь они занимают месяц и более, говорят венчурные инвесторы. Консультант Адам Дж. 

Эпштейн рассказывает, что те стартапы, которые раньше планировали привлечь от $80 до 100 млн, теперь могут рассчитывать лишь на $20–30 млн.

Особенно ошеломляющим было падение коворкингового сервиса WeWork, которое серьезно усугубилось после того, как его материнская компания We Co. подала заявку на первичное публичное размещение, раскрыв информацию о крупных убытках, слабом корпоративном управлении и многочисленных конфликтах интересов. К моменту, когда в октябре компания была спасена своим крупнейшим инвестором SoftBank Group Corp., она оценивалась примерно в $8 млрд. Для сравнения: в последнем раунде частного финансирования WeWork оценивалась в $47 млрд.

Рыночная капитализация Uber сегодня примерно на $32 млрд ниже оценки, полученной в ходе первичного публичного размещения акций компании в мае. С момента IPO Lyft в марте ее рыночная капитализация уменьшилась почти на $10 млрд. Производитель электронных сигарет Juul Labs, когда-то занимавший второе место после WeWork по сумме оценки со стороны участников частного рынка, в ноябре объявил о том, что сократит число сотрудников на 16%. Крупнейший инвестор Juul понизил оценку компании на $14 млрд после того, как на фоне ограничений со стороны регулятора та приостановила продажи своих наиболее популярных вейп-продуктов.

«Каждые несколько лет происходит что-то, что для людей оказывается словно снег на голову», – говорит Эпштейн, отметив, что «влияние WeWork на фондовый рынок было существенным».

По словам инвесторов, на встречах с фирмами по венчурному инвестированию последние два месяца некоторые вкладчики высказывают свои опасения по поводу возврата вложенных средств. Данные от управляющей и исследовательской компании Renaissance Capital показывают, что количество IPO в США (а IPO для вкладчиков – один из способов получения вознаграждения) в период со II по III квартал сократилось более чем на треть. По информации фирмы PitchBook, число раундов финансирования, проведенных стартапами-единорогами, то есть компаниями, оцененными в $1 млрд и более, а также средняя долларовая стоимость этих раундов в III квартале этого года упали до самого низкого уровня начиная со II квартала 2018 года.

0001_11.jpg

Расположенная в Сан-Франциско компания Lime была вынуждена сфокусировать свои усилия на повышении прибыльности. 

После того как Lime истратила свои финансовые запасы, а также столкнулась с конкуренцией и ограничениями со стороны регулятора, компания испытала серьезное недоверие со стороны инвесторов. Из-за этого последний раунд финансирования компании, который завершился в I квартале текущего года, занял примерно вдвое больше времени, чем планировалось изначально, утверждает информированный источник. По его словам, в некоторых городах Lime удалось выйти на прибыль благодаря тому, что скутеры стали более надежными и ремонтопригодными.

По данным источника, сейчас Lime снова ищет источники фондирования с целью привлечь пару сотен миллионов долларов к декабрю или январю. Сама компания сообщает, что с учетом корректировки и за вычетом ряда расходов, в том числе налогов, в 2020 году она выйдет на прибыльность.

По мнению Виталия Каценельсона, исполнительного директора Investment Management Associates Inc., текущий момент сильно напоминает коррекцию стоимости акций интернет-компаний, которая произошла 20 лет назад. «Мы находимся в пузыре доткомов образца 2.0. Разница лишь в том, что происходит это не на публичных, а на частных рынках», – говорит он.

В отрасли, которая была на подъеме в течение последних десяти лет, ощутимы даже незначительные признаки замедления. По данным PitchBook, объем ежегодных венчурных инвестиций в США с $27 млрд в 2009 году вырос до $138 млрд в 2018-м.

Нью-йоркская компания UiPath, занимающаяся продажей программного обеспечения для автоматизации, на фоне новых усилий по повышению прибыльности уволила в октябре почти 400 сотрудников. Об этом рассказала пресс-секретарь компании, отметив, впрочем, что UiPath продолжает нанимать сотрудников. По словам людей, знакомых с этим вопросом, увольнения произошли после того, как компания не достигла заявленных целей.

Другая компания – Fair из Санта-Моники (штат Калифорния) – в прошлом месяце уволила около 290 человек. Также бы уволен прежний генеральный директор компании, потративший большую часть привлеченных $380 млн менее чем за год. 

Компания Fair, которую поддерживает $100-миллиардный Vision Fund японского SoftBank, покупает автомобили и сдает их в аренду как простым потребителям, так и водителям райд-шерингового сервиса Uber.

Fair олицетворяет собой риски компании, нацеленной исключительно на рост. Эту стратегию раньше с энтузиазмом поддерживали многие инвесторы. По словам бывших сотрудников компании, всего за один квартал Fair потеряла около $300 тыс. из-за того, что высокие дилерские сборы не были должным образом учтены в стоимости автомобилей. По словам экс-работников стартапа, проблема затронула почти 60% всех сделок Fair по аренде автомобилей, поскольку, переплачивая за автомобили, компания сдавала их в аренду слишком дешево и не работала с должниками, когда те переставали платить.

SoftBank после краха WeWork стремится обеспечить более короткий период выхода на прибыльность, а также более жесткие стандарты корпоративного управления для тех стартапов, которые банк поддерживает. Менее чем через год после того, как SoftBank оценил Fair в $1,2 млрд, бывший генеральный директор компании Скотт Пейн­тер, который остался на посту председателя совета директоров, пытается привлечь дополнительный капитал для того, чтобы обеспечить нормальную работу сервиса.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций