Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1157 просмотров

SpaceX вернет космической программе США былую славу

В субботу компания провела испытания корабля с пассажирской капсулой. Первый полет был осуществлен без экипажа с целью проверить работу оборудования, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

В минувшую субботу Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сделало то, о чем в стране говорили давно – провело запуск на орбиту космического корабля, специально разработанного для полетов астронавтов. Запуск был осуществлен с той же стартовой площадки во Флориде, с которой впервые на Луну отправился человек. Этот полет стал первой попыткой запустить в космос космический аппарат с пассажирской капсулой, после того как в 2011 году из эксплуатации были выведены многоразовые транспортные корабли Space Shuttle.

Первый демонстрационный полет капсулы Crew Dragon, созданной  корпорацией Space Exploration Technologies был осуществлен без экипажа. Это потребовалось для испытания систем жизнеобеспечения и другого оборудования, необходимого для отправки на Международную космическую станцию (МКС) астронавтов NASA, запланированной на конец текущего года.

Во время стыковки с МКС был использован манекен, оснащенный датчиками для контроля физического состояния человека и параметров среды внутри 16-футового космического корабля. В честь героя когда-то популярного фильма «Чужой» манекен назвали «Рипли».

Целью испытательного полета было тестирование работы оборудования корабля, включая двигатели, электрооборудование, системы связи, и даже кресла, у которых измерялась степень деформации при ускорении. Все эти тесты и различные компьютерные симуляции  проводились и на земле, однако в компании считают, что только реальный полет может показать то, насколько эффективно экипаж сможет работать в условиях открытого космоса.

Для NASA и основателя SpaceX Илона Маска этот старт стал долгожданным, поскольку ему предшествовал целый ряд неудач, начиная с проблем с парашютами и неисправностями генератора кислорода, до протечки корпуса капсулы при приводнении.

Запуск корабля состоялся через три года после запланированной даты, а сама капсула Crew Dragon сильно отличается от того, что первоначально планировала построить SpaceX. В частности, в ней нет автоматизированных систем управления полетом и ее невозможно использовать повторно после возвращения на Землю. При этом в NASA все еще неуверенны в том, что, находясь в капсуле, астронавты достаточно хорошо защищены от орбитального мусора и микрометеоритов.

Однако в случае успеха запуск корабля со стартовой площадки 39А в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде, ознаменовал бы собой возрождение американской космической программы, которая вот уже восемь лет зависит от покупки мест на российских кораблях. При этом за последнее десятилетие стоимость полета выросла втрое до $80 млн за место.

Поскольку NASA вывело из эксплуатации свой парк кораблей Space Shuttle по причине высоких издержек и соображений безопасности, основной акцент был сделан на переход к использованию коммерческого оборудования, которое было бы разработано в США.

Однако, по словам некоторых представителей NASA и ряда политиков из Вашингтона, к этим расходам можно смело добавить потерю возможности самостоятельных запусков космических кораблей, а также несомненный ущерб для национальной гордости.

В зависимости от частоты полетов кораблей со сменными капсулами в течение года, а также количества членов экипажа на борту, NASA оценивает стоимость полетов на Crew Dragon в сумму менее $60 млн за место.

Иными словами и космическое агентство, и научные советники в Белом доме уже сделали ставку на коммерческую программу запусков, которая должна ознаменовать начало новой эры для космической программы США. Всего на эти цели NASA выделило почти $7 млрд. 

Свой собственный коммерческий космический корабль под названием CST-100 Starliner разрабатывает и компания Boeing. Его первый испытательный полет в автоматическом режиме без экипажа состоится не ранее апреля. При этом, как для Boeing, так и для SpaceX важно провести испытания аварийного отстрела капсулы с экипажем в случае, если на стартовой площадке или во время полета из строя выйдет разгонный блок.
  
По итогам первого полета корабля SpaceX с капсулой и ее безопасного возвращения через неделю, будет оценена степень надежности оборудования и корректность его работы, в частности во время стыковки с МКС. Если все пройдет успешно, NASA приступит к долгосрочной цели по продвижению коммерческих полетов на околоземной орбите.

По аналогичному примеру государственно-частного партнерства в NASA даже строят планы по созданию специальных платформ вокруг Луны, которые в дальнейшем могли бы стать плацдармом для изучения лунной поверхности, а затем и всей Солнечной системы.

В рамках этого сценария, NASA «больше заинтересовано в покупке доступа к космосу в качестве отдельной услуги, чем в создании и самостоятельной эксплуатации реальных транспортных систем». По крайней мере, прошлым летом об этом говорил представитель агентства Джеймс Брайденстайн на одном из мероприятий аэрокосмических отрасли.

«Мы заплатим за этот доступ и станем одним из многих клиентов надежного внутреннего рынка космических запусков», - недавно повторил он изданию The Wall Street Journal.

Так, федеральный надзор за техническими и бюджетными вопросами, связанными с созданием Crew Dragon был менее пристальным, если сравнивать этот проект с крупномасштабными проектами собственно NASA.

Пока неясно, какая именно компания станет первой, кто доставит американских астронавтов на МКС с космодрома на мысе Канаверал. Однако ряд представителей отрасли сообщили, что SpaceX планирует совершить более двух полетов с экипажем уже до декабря текущего года.

Предполагается, что в течение переходного периода сокращенный состав американских астронавтов продолжит полеты на российских космических кораблях. Более того, на случай, если SpaceX и Boeing будут отставать от графика, NASA забронировала два дополнительных места в российских «Союзах» на 2020 год.

Тем временем, некоторые официальные представители агентства, как и отраслевые эксперты, ставят под сомнение новаторский подход SpaceX по загрузке сверхохлажденного топлива в ракету Falcon 9 в тот момент, когда астронавты уже находятся на своих местах и пристегнуты ремнями. После продолжительных дискуссий с компанией руководство NASA согласилось на эту практику, но с существенными оговорками.

Так, даже в случае с успешным завершением демонстрационного полета капсулы Илона Маска, как и последующих полетов SpaceX и Boeing с экипажами, потребуется еще не один месяц, прежде чем астронавты смогут в плановом порядке совершать полеты на космических кораблях нового поколения.

«Я могу гарантировать, что обязательно вылезет какая-нибудь ошибка», - заявил журналистам на брифинге на прошлой неделе Уильям Герстенмайер, отвечающий в NASA за исследования возможностей человека. «Но мы намерены усвоить все, чему только можем научиться», - отметил он.

Во время пресс-брифинга на стартовой площадке в четверг представители NASA также сообщили, что им пришлось провести экстренные переговоры с российской стороной, чтобы получить согласие Кремля на стыковку. Россия является одним из главных партнеров США по МКС, и имеет право наложить вето на такие маневры.

Отвечая на вопрос о возможных рисках, связанных с осуществлением испытательного полета, представители NASA отметили, что правительство и компания SpaceX совместно проанализировали источники потенциальной опасности. «Мы осознаем риски и принимаем их», - заявила Кэти Людерс, менеджер коммерческой пилотируемой программы NASA.

Учитывая исторический характер запуска, Ханс Кенигсманн, глава SpaceX по вопросам безопасности полетов, рассказал журналистам, что это событие станет кульминацией его 17-летней работы над созданием совершенно нового космического корабля, рассчитанного на полеты человека.

Официальные представители NASA говорят о постепенном переходе к компромиссным решениям, сочетающим в себе исторически жесткие технические требования агентства и более гибкую инженерную культуру SpaceX. «Я испытываю настоящее благоговение, дойдя с командой до старта нашего корабля», – сказал Ханс Кенигсманн, назвав запуск Crew Dragon главной целью SpaceX с момента основания компании.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


502 просмотра

Lego бьется над созданием биопластика

Отсутствие больших успехов говорит о том, что масштабное производство биоразлагаемого пластика пока под вопросом

Фото: LEGO

Биллунн, Дания. Последние семь лет компания Lego пытается наладить производство своих конструкторов из пластика на растительной основе, однако каких-либо существенных успехов в этом пока не добилась.

Сначала Lego пыталась делать детали конструктора из кукурузы, но они получались слишком мягкими. Потом в ход пошла пшеница, однако детали, изготовленные на основе этого сырья, невозможно было равномерно покрасить, и они не обладали нужным блеском. Элементы конструктора, изготовленные из других материалов, с трудом разъединялись, были ломкими либо теряли форму и разрушались, то есть «текли», как характеризуют этот процесс представители самой компании.

«В некотором смысле это можно сравнить с первым полетом человека на Луну, – говорит Тим Гай Брукс, глава отдела экологической ответственности Lego, описывая стремление компании производить детали игрушек из растительных материалов. – Когда Кеннеди заявил о том, что хочет отправить человека на Луну, многие необходимые технологии и условия тогда просто отсутствовали. То есть нам тоже нужно выйти из зоны комфорта и создать новую индустрию с нуля», – отмечает он.

В 2012 году крупнейший в мире производитель игрушек пообещал найти и начать использовать альтернативное сырье уже к 2030 году. Учитывая сложность поставленной задачи, в ее решение компания инвестировала $150 млн, чтобы привлечь ученых и профинансировать соответствующие исследования и разработки.

На данный момент Lego протестировала более 200 комбинаций различных материалов, но только 2% продукции датской компании сегодня производится из пластика на растительной основе. По сообщению Lego, она все еще изучает несколько многообещающих вариантов, однако найти подходящий материал для достижения поставленной цели оказалось далеко не просто.

В частности, формовку деталей из некоторых материалов затрудняют проблемы несовместимости с существующим оборудованием Lego. Неплохим вариантом остается вторично переработанный пластик, однако Lego нужны большие объемы именно пищевого сырья с гарантиями его происхождения и качества.

«Я бы не стал ставить на кон абсолютно все, но все же мы должны верить, что сумеем добиться своего, – говорит Брукс. Для поиска вдохновения он смотрит не только на Луну, но и на свой обед. – Разве можно было пять или десять лет назад представить вегетарианский бургер, который бы по вкусу напоминал мясо?», – вопрошает он.

Скромные успехи Lego весьма показательны с точки зрения более масштабных усилий по замещению нефти, главного сырья для производства пластика, такими растениями, как кукуруза и сахарный тростник. По словам сторонников этой идеи, в итоге это позволит сократить выбросы в атмосферу парниковых газов.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26.jpg

Отойти от нефти как основного сырья для пластмассы также пытается IKEA. Однако пока единственным пластиковым продуктом компании, сделанным на растительной основе, остается пакет для замораживания.

«Эти технологии только начинают разрабатываться. Мы по-прежнему сталкиваемся со множеством проблем, связанных с производством этих материалов наиболее эффективным способом», – говорит Йохан Брук, заместитель главы отдела IKEA по новым материалам.

В 2013 году Coca-Cola заявила, что к 2020 году все ее пластиковые бутылки будут включать растительный материал, однако позже компания отказалась от этой цели, ссылаясь на «ограниченность ресурсов» и сообщив, что все усилия будут сосредоточены на вторичной переработке пластика.

Что касается Lego, то на данный момент идти по этому пути компанию никто не заставляет – она делает это сама. Как правило, в вопросах загрязнения планеты пластиком потребителей и регулирующие органы больше беспокоят одноразовые предметы, такие как соломинки для коктейлей или пакеты, но не игрушки. Однако растущие опасения по поводу будущего окружающей среды привели к тому, что с подозрением стали смотреть и на другие товары, что побудило руководство компании защитить положительный имидж Lego.

«Мы не можем говорить, что вдохновляем и развиваем строителей завтрашнего дня, если сами разрушаем планету», – говорит по этому поводу Тим Гай Брукс.

Требования к новой продукции со стороны Lego достаточно жесткие. Детали конструкторов должны надежно соединяться и легко разбираться, сохранять свой цвет и форму в широком диапазоне температур и быть достаточно прочными, не разбиваясь при падении. Кроме того, детали не должны быть подвержены биодеградации, поскольку срок их эксплуатации исчисляется десятилетиями. Кроме того, они не могут содержать какие-либо химические вещества, способные навредить детям.

«Если вы строите большой замок, вы наверняка захотите, чтобы он простоял и пять, и десять лет. К тому, что детали конструктора изменят форму и башни замка рухнут, вы явно готовы не будете», – говорит Брукс.

В прошлом году Lego начал продавать игрушечные деревья, кустарники и листья, сделанные из пластика, который был получен из сахарного тростника, выращенного в Бразилии. Этот материал, альтернативный привычному полиэтилену из неф­тепродуктов, Lego использует для изготовления таких мягких деталей, как листва, крылья драконов и удочки.

Намного сложнее обеспечить присутствие растительного пластика в более чем 50 миллиардах деталей конструкторов, которые Lego продает ежегодно, поскольку природной версии полимера акрилонитрил-бутадиен-стирола, используемого в производственном процессе, просто не существуют. По крайней мере пока усилия по поиску такой альтернативы результатов не дали.

По данным ассоциации European Bioplastics, несмотря на то, что технология производства биопластика существует на протяжении многих десятилетий, материалы на растительной основе составляют менее 1% от 359 миллионов метрических тонн пластика, производимого ежегодно. В организации утверждают, что развитие отрасли сдерживают высокие затраты на исследования и разработки, а также неправильное представление об экологических преимуществах биопластика. Со своей стороны критики говорят о том, что выращивание сельскохозяйственных культур для производства пластмассы потребует сокращения угодий для производства продуктов питания. Впрочем, отраслевые эксперты этот довод легко опровергают, поскольку для производства биопластика используется всего 0,02% сельскохозяйственных территорий.

im-79449.jpg

Фото: Saabira Chaudhuri / The Wall Street Journal

Чтобы стимулировать производство биопластика, ассоциация European Bioplastics пытается убедить правительства внедрить соответствующие финансовые стимулы и не концентрировать усилия только на вторичной переработке.

По словам руководства компании, разработка новых материалов потребует инвестиций со стороны представителей всей индустрии, однако химические компании мотивированы инвестировать только тогда, когда есть гарантированный покупатель. При этом без участия отрасли Lego не сможет достичь своей цели, говорят в компании.

Чтобы выйти из тупика, Lego начала делиться полученными данными с другими компаниями, пытаясь создать цепочку поставок биопластика. Для этого компания даже присоединилась к альянсу, включающему Nestlé SA, Procter & Gamble Co. и McDonald’s Corp.

WhatsApp Image 2019-06-21 at 15.06.26 (1).jpg

Своей технологией производства одноразовых бутылок из биопластика с другими компаниями недавно начала делиться и Coca-Cola, надеясь таким образом повлиять на увеличение спроса на биопластик. Еще четыре года назад крупнейший в мире производитель газированных напитков разработал бутылку, сделанную целиком из биопластика и пригодную для вторичной переработки, однако не нашел эффективного способа наладить производство в промышленном масштабе.

Lego добилась определенных успехов в производстве пластика, частично сделанного из растительных компонентов. Примерно так же ситуация развивалась и в Coca-Cola, компания с 2009 года продает бутылки, в которых 30% полимера получено из источников на растительной основе. Однако в отличие от Coca-Cola, когда Lego не нашла подходящий источник сырья для оставшихся 70% продукта, она приняла решение не выпускать его на рынок.

«В конечном счете мы хотим получить продукт с нулевым воздействием на окружающую среду», – отмечает Брукс.

Пока же этого не произошло, действует вторичная переработка в стиле Lego.
В частности, когда клиенты обращаются в Lego с вопросом, принимает ли компания старые детали для переработки, ответ неизменен – необходимости в переработке деталей, совместимых с конструкторами последних поколений, нет. Лучше их кому-нибудь просто подарить, считают в компании.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций