Плоды цифровизации

Предприятие Maker из Карагандинской области досрочно завершило модернизацию, начатую в 2014 году

фото: автора

Предприятие Maker из Карагандинской области досрочно завершило модернизацию, начатую в 2014 году. В рамках программы «Цифровой Казахстан» здесь внедрена система цифровизации производственных процессов, что позволило поднять производительность труда.

ТОО «Maker» создано на базе Карагандинского литейно-машиностроительного завода. Сегодня это сервисное предприятие, входящее в состав ТОО «Kazakhmys Holding», которое обслуживает горно-шахтное оборудование, производит ремонт оборудования обогатительных фабрик, медеплавильных заводов, а также занимается ремонтом и изготовлением подвижного состава. Продукция компании имеет более четырех тысяч номенклатурных наименований.

«Мы можем выпускать до 600 тонн металлоконструкций, в машиностроительной отрасли – 100–130 тонн готовой продукции в месяц. Выпускаем продукцию из металла, начиная от литейной заготовки и заканчивая выходом готовых машин. Мы производим скипы, краны, подземные автобусы, вагонетки, флотационные машины, конвейерные линии и многое другое», – говорит директор по производству ТОО «Maker» Дмитрий Романов.

По его словам, в этом году предприятию удалось закончить модернизацию производства досрочно, уложились на семь месяцев раньше. 

«Целью проекта модернизации является организация полного цикла разработки и изготовления запасных частей и оборудования для горно-металлургической промышленности. Проект профинансирован в рамках программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» при поддержке АО «БРК-Лизинг», дочерней организация АО «Банк развития Казахстана», – пояснил Дмитрий Романов.

По программе модернизации было поставлено и запущено в эксплуатацию 53 единицы основного оборудования, дополнительно поставлены станки с числовым программным управлением и 230 единиц вспомогательного оборудования и измерительных приборов.

Благодаря модернизации на предприятии появился самый обширный в Казахстане парк станков с числовым управлением. Как отмечают специалисты, после ввода цифровизации на предприятии значительно повысилась производительность.

«Раньше наши сотрудники на заводе проектировали все изделия вручную. На сегодняшнем этапе мы можем составлять эскизы и проекты, производить детали с помощью числового программного управления. Есть комплексы, которые сканируют готовое изделие, мы его переводим в 3D-модель, затем выгружаем ее в программу и уже дальше станок все делает сам – мы получаем на выходе готовое изделие. Время изготовления детали сокращается в 10 раз», – поясняет г-н Романов.

Все это, по его словам, экономит не только средства, но и время. Если для разработки простого чертежа нужен один человек, который работает месяц и выдает одну деталь, то в условиях цифровизации процессов один человек может делать в день 10–20 чертежей. В качестве инструмента для проведения конструкторско-технологической подготовки производства были выбраны программные продукты компании SIEMENS, а именно система автоматизированного проектирования SIEMENS NX и система управления жизненным циклом изделия Teamcenter. Работая в связке, программные продукты SIEMENS NX и Teamcenter создают единую среду для полного отслеживания жизненного цикла изделия. Путь изделия на производстве отслеживается на всех этапах, начиная от разработки 3D-модели, технологической подготовки производства и заканчивая выпуском готовой продукции. Параллельно идет контроль со стороны диспетчерских служб и руководства.

Новые подходы, говорят специалисты, требуют повышения профессионального уровня работников. На предприятии по программе повышения квалификации обучен 41 специалист рабочих специальностей и 52 специалиста инженерно-технических специальностей.

«Совместно с Карагандинским государственным техническим университетом ТОО «Maker» создана опорная кафедра университета. В рамках проекта модернизации на территории предприятия оборудован специализированный компьютерный класс для обучения CAD/CAM системе SIEMENS NX и PLM системе Teamcenter. Дополнительно класс оснащен интерактивными учебными стойками ЧПУ SINUMERIK Operate, что позволяет избежать рисков повреждения оборудования при обучении персонала», – отмечает г-н Романов.

В планах руководства ТОО «Maker» – создание единого инженерного комплекса по проектированию и техническому сопровождению изделий любой сложности. Стоит задача создать современный индустриальный центр. В республиканском масштабе эта концепция регламентирована программой индустриального развития, в которой предусмотрено внедрение технологии умных вещей.

В этом месяце работу предприятия с новым оборудованием изучил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр, который находился в регионе с рабочим визитом.

Горнорудный сектор в Карагандинской области сегодня наиболее подготовлен к внедрению цифровых технологий. В регионе четыре системообразующих предприятия, для которых реализация крупных цифровых проектов является приоритетной задачей. Это проекты корпорации «Казахмыс» на рудниках «Жомарт» и «Нурказган», АО «АрселорМиттал Темиртау» и ТОО «Казцинк», которое намерено построить высокоавтоматизированную обогатительную фабрику для Жайремского ГОКа.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Тенгизшевройл разместила евробонды на $1,25 млрд

В Moody's считают, что компания будет наращивать долги в рамках проектов будущего расширения

Фото: Tengizchevroil

Для финансирования реализации проекта будущего расширения (ПБР) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 15 июля разместило два выпуска евробондов на $500 миллионов и $750 миллионов со ставкой вознаграждения 2,6% и 3,2% годовых. Датой погашения обозначены 15 августа 2025 и 2030 годов. Организаторами размещения выступили Bank of China, HSBC, IMI – Intesa Sanpaolo и J.P. Morgan.

Двумя днями ранее агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) подтвердило рейтинг Baa2 в отношении облигаций, выпущенных Tengizchevroil Finance Company International Ltd (TFCI). «Эмитент является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл», созданному для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО», – сообщило Moody’s.

Выпуск ценных бумаг соответствует ожиданиям агентства о том, что ТШО будет регулярно наращивать долги в рамках проектов будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), реализуемых на месторождении Тенгиз.

Есть риски

В Moody’s считают, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль Тенгизшевройл, и что ее операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом.

В качестве положительных моментов агентство отмечает то, что ТШО имеет лицензионное соглашение с правительством Казахстана, предоставляющее ей исключительные права на добычу углеводородного сырья на Тенгизском и Королевском месторождениях до 2033 года. Кроме того, предприятие является важным источником денежных средств для его акционеров, в частности корпорации Chevron, имеющей рейтинг Aa2 стабильный, и правительства Казахстана, способных поддержать компанию.

Но и риски тоже есть. В Moody’s полагают, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в прошлом году. Казахстан взял на себя обязательства сократить производство нефти на 390 тыс. баррелей в день в течение мая-июля этого года. По некоторым данным, ТШО согласилось снизить суточную добычу более чем на 100 тыс. баррелей. 

Помимо этого, еще не определены сроки возобновления строительных работ на ПБР. С начала вспышки коронавируса в марте этого года ТШО значительно сократила персонал на площадке, отмечает агентство. Многие некритические работы на проекте были приостановлены. Компания рассчитывает завершить ПБР к середине 2023 года, а ПУУД – к концу 2022-го. Поэтому повторный запуск строительства на Тенгизе планируется в течение этого года. Однако сроки обратной мобилизации зависят от ситуации с коронавирусом в республике и являются неопределенными. Длительные задержки с ремобилизацией сделают достижение целевой даты завершения в середине 2023 года более сложной задачей, констатируют эксперты.

Также в качестве рисков отмечается возможный рост стоимости транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). При этом Moody’s считает, что ТШО обладает достаточной ликвидностью, чтобы выдержать задержки с проектом расширения, и ожидает ограниченного влияния коронавируса на текущую добычу нефти.

Базовый сценарий Moody’s предполагает, что в 2020 году цены на нефть марки Brent в среднем составят $35 за баррель, а в следующем – вырастут до $45. В прошлом году средняя цена на Brent находилась в пределах $64 за баррель, поэтому агентство ожидает, что в 2020 и 2021 годах доходы компании значительно снизятся. «В настоящее время ТШО имеет непогашенный долг в размере около $7,5 млрд, в то время как верхний предел задолженности составляет $21,5 млрд, как указано в финансовых документах ТШО», – отмечает агентство. Аналитики агентства полагают, что даже при более низких доходах в этом и следующем годах компания сможет профинансировать оставшиеся капитальные затраты в размере $14 млрд за счет сочетания долговых и операционных денежных потоков без привлечения помощи акционеров.

Moody’s может понизить рейтинг облигаций, если капитальные затраты на проект расширения существенно возрастут или произойдет задержка в завершении ПБР – такое развитие ситуации намного снижает способность ТШО погасить долги в течение периода концессии. Также на рейтинг могут повлиять снижение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, низкие цены на нефть и плохие операционные показатели.

8-полоса_ТШО_карта-Казахстана.jpg

Пособия вместо зарплаты

В самой компании «Курсиву» ответили, что на сегодняшний день проект расширения завершен на 77% и что «ТШО предпринимает действия для безопасного выполнения ключевых мероприятий». Данные отчета компании о прошлогодних итогах показывают, что на конец 2019 года проект был завершен на 74%, и это значит, что за последние полгода реализация проекта продвинулась всего лишь на 3%.

Первый случай заболевания коронавирусом на Тенгизе был зарегистрирован 8 апреля. Через неделю компания приступила к эвакуации персонала с месторождения. Из-за приостановки работ сотни казахстанских и иностранных нефтесервисных компаний, около 25 тыс. работников, участвовавших в реализации проекта, были отправлены в вынужденный отпуск. «Сейчас все находятся в процессе ожидания. ТШО надеется в сентябре возобновить критические работы на ПБР», – рассказал Нурлан Жумагулов, генеральный директор «Союза нефтесервисных компаний Казахстана».
 
По его словам, до 23 июня «Тенгизшевройл» оплачивала компенсацию в размере среднемесячной заработной платы всем рабочим, находящимся на простое. Позже она предложила подрядчикам равномерно разделить оплату половины зарплаты работников, то есть 25% платит ТШО, 25% – работодатели. Но подрядчики отказались, сославшись на отсутствие денег. Тем не менее ТШО решила не оставлять рабочих совсем без денег и согласилась до сентября (до возобновления работ) платить им ежемесячные пособия в размере 42,5 тыс. тенге на человека.

Сейчас на Тенгизе трудятся 13,7 тыс. человек, включая персонал основного производства и работников ПБР и ПУУД.
С момента обнаружения первого больного по сегодняшний день среди работников месторождения зарегистрировано 3650 случаев заражения коронавирусом, из них 333 – среди работников ТШО. 2444 человека излечились от болезни. На месторождении на данный момент проходят лечение около 260 работников. Проведено более 49 тыс. тестов на наличие коронавируса. «Основное количество выявляемых на сегодняшний день случаев приходится на работников, которые проходят скрининг перед своей вахтой», – отметили в ТШО.

8-полоса_ТШО.jpg

В долг и на свои деньги

По данным КТК, за первое полугодие по трубопроводной системе было перекачано свыше 14,1 млн тонн тенгизской нефти, это на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нефтепровод является основным экспортным маршрутом ТШО и по нему транспортируется практически все добытое на Тенгизе сырье. Если учесть, что нынешние цены на нефть намного ниже прошлогодних, то прогноз Moody’s относительно прибыли компании по итогам 2020 года может подтвердиться.

Согласно данным консолидированной финансовой отчетности ТШО за 2019 год, опубликованной на сайте Комиссии США по ценным бумагам и биржам, чистая прибыль компании в прошлом году по сравнению с предыдущим сократилась почти на 17%, до $5,9 млрд, а общая выручка на 5,8%, до $16,3 млрд. При этом капитальные затраты превысили $10,2 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3%, и на 38,8% по сравнению с 2017 годом. То есть за последние три года «капексы» ТШО превысили $27,5 млрд.

Напомним, о принятии окончательного решения по финансированию ПБР и ПУУД акционеры компании объявили летом 2016 года. Тогда же стало известно, что стоимость проекта, реализация которой позволит увеличить годовую добычу нефти на 12 млн тонн (с 27 до 39 млн тонн), составит $36,8 млрд. Однако осенью прошлого года ТШО объявило об удорожании проекта более чем на 22%, до $45,2 млрд. Оператор месторождения объяснил это повышением стоимости инженерных и строительных работ. Но и эта цифра, скорее всего, не является финальной. Нурлан Жумагулов говорит, что окончательного бюджета по ПБР все еще нет.

В ТШО ответили изданию, что компания продолжает финансировать проект за счет операционного денежного потока и внешнего долга, но отказались уточнять подробности операции.

Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, на начало 2020 года общая долгосрочная задолженность ТШО составляла $6,7 млрд, что на 67,5% больше, чем годом ранее. Из них самый большой долг у компании перед корпорацией Chevron – свыше $3,35 млрд.

Дело в том, что 27 июля 2016 год в целях привлечения средств для финансирования проекта будущего расширения TFCI выпустила облигации для институ­циональных инвесторов на $1 млрд и взяла кредит под залог в размере $2 млрд и $1 млрд у Chevron и ExxonMobil соответственно. Облигации и займы, имеющие процентную ставку 4% годовых, должны быть погашены в августе 2026 года.

Ранее в том же месяце TFCI открыла кредитную линию на $3 млрд от синдиката коммерческих банков, на $6 млрд – от Chevron, и $3 млрд – от ExxonMobil. Срок действия кредитной линии истекает в июле 2021 года, но по усмотрению товарищества может быть продлен еще на два года.

Как видно, финансирование проекта происходит за счет заемных средств, хоть и получены они в основном от двух основных акционеров. Казахстан, владеющий 20% предприятия, принимает участие в финансировании ПБР только через реинвестицию своей доли прибыли. Если в 2017–2018 годах ТШО перечислила своим акционерам в качестве дивидендов 1,4 млрд и 1,1 млрд соответственно, то в прошлом году не выплатила ничего.

Напомним, Chevron принадлежит 50% доли участия в ТШО, ExxonMobil – 25%, «КазМунайГаз» – 20%, российско-американскому СП «Lukarco» – 5%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg