Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

Депутат из Темиртау намерен заставить КазАвтоЖол и Казавтодор заплатить за «аварийную» дорогу 50 млн тенге

По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди

Фото: из архива Ф. Курбанова

Депутат темиртауского маслихата Фарух Курбанов решил привлечь к ответственности компании АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «Казавтдор», которые обслуживают автобан Астана – Темиртау. По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди. 

Гололед и ДТП

Утром 28 февраля депутат городского маслихата Фарух Курбанов выехал из Астаны в Караганду. Накануне был теплый день, снег подтаял, а ночью «грянул» мороз, который превратил дорогу в ледяное зеркало. И если с ровной дорогой летящие по автобану в гололед машины справлялись, то возвышенности и спуски уже представляли угрозу.
 
Авария, которая стала поводом для подготовки иска в суд в отношении компаний, ненадлежащим образом обслуживающих дорогу, произошла недалеко от Темиртау. По словам депутата, участок дороги, находящийся рядом с воинской частью, проблемный. 

«Я ехал небыстро, но был гололед, и машину несло. На одном из подъемов в тот день стояла фура, из-за того что трасса закругленная, я не увидел, что грузовик стоит, думал, что он едет. Только потом, когда приблизился, понял, что машины из-за гололеда катятся вниз. Времени раздумывать не было. Расстояние между нами стремительно сокращалось, машину по льду несло, а у меня по бокам отбойники, посредине дороги фура, сбоку от нее «Жигули», и с другой стороны катится вниз Toyota Camry. Мне ничего не оставалось делать, как врезаться в иномарку, потому что перед «Жигулями» могли быть люди», – рассказывает Фарух Курбанов. 

В полиции сообщили, что водитель автомобиля Lexus 570 допустил столкновение с машиной марки Toyota Camry из-за того, что не соблюдал дистанцию. В результате чего Toyota по инерции столкнулась с грузовиком. Пассажир и водитель Toyota Camry были доставлены в больницу. В отношении водителя Lexus 570 составлен административный протокол, ст. 610 ч. 2 «Об административных правонарушениях».
 
То, что ДТП обошлось без жертв, Фарух Курбанов считает большим везением. На днях на этом проблемном участке дороги случилось сразу девять аварий, и их, по мнению автомобилистов, могло бы не быть, если бы автобан соответствовал нормам безопасности.

«Здесь в пяти местах надо обязательно посыпать дорогу смесью. И вообще следить нужно за этой трассой. Такие деньги платим, из них же можно выделить средства на то, чтобы качественно следили за дорогой. Специалисты говорят, что подрядчики должны бетон этот поливать специальной жидкостью, чтоб гололеда не было, на это тоже деньги выделены, но этого же никто не делает. Где эта жидкость, где эти деньги?» – спрашивает депутат. 

Фарух Курбанов обратился за помощью к юристам и написал претензионные письма в адрес компаний, которые обязаны обслуживать трассу и контролировать работы по безопасности на платной дороге. Претензия направлена в АО «НК «КазАвтоЖол», которое является национальным оператором по управлению автомобильными дорогами, и в фирму «Казавтдор», обслуживающую автобан. 

«Мы считаем, что по их вине случилось ДТП. Это хорошо, что в нашей аварии пострадали только три автомобиля и травмы у людей не сильные. А вот, например, случилось ДТП на этой трассе, умерли люди, и что дальше? Вопросы в первую очередь к обслуживающей компании должны быть», – считает Фарух Курбанов. 

Он рассказал, что ущерб от аварии, произошедшей 28 февраля с его участием, составил 50 млн тенге, столько же он хочет взыскать в качестве морального вреда, и если дорожные службы не согласятся выплатить эти деньги, депутат будет вынужден обратиться в суд. 

За проезд 5 млрд в год 

Тему сбора денег с платных участков дорог в Казахстане активно обсуждают и в правительстве. В ходе очередного заседания 5 марта министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр доложил, что ежегодный сбор средств с платных дорог составит более 5 млрд тенге.

«В текущем году сбор платы на участках платных дорог начат с конца января. Общая протяженность участков Алматы – Хоргос, Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай составляет 471 км. В целом по итогам 2019 года ежегодный сбор по платным участкам составит порядка 5,4 млрд тенге. Финансирование содержания этих дорог – 3,2 млрд тенге. В следующем году намереваются запустить систему взимания платы еще на 5,5 тыс. км», – сообщил Роман Скляр.

Он отметил, что по завершении 2022 года протяженность платных автодорог в стране составит 6,5 тыс. км, с них планируют собирать около 40 млрд тенге.

Безобразие за деньги

Деньги, поступающие в бюджет и направленные на развитие дорог, – это хорошо, считают автомобилисты. Однако первые месяцы работы платных участков уже вызвали шквал критики. У трассы Астана – Темиртау особые нарекания, люди жалуются на неухоженность автобана и полный хаос в оплате проезда. 

Как отмечает лидер ОО «Общество содействия автомобилистов» Руслан Лазута, проезд на автобанах очень дорогой и не соответствует заявленным суммам.

«Нам всем сообщили перед запуском дороги, что стоимость проезда для легковых автомобилей составит 1 тенге за 1 км, по факту получается в три раза дороже. Более того, когда проезд оплачиваешь через терминалы, комиссию берут 2,5%. Почему такое ценообразование, вообще непонятно», – говорит Руслан Лазута. 

По его словам, расценки, опубликованные на стендах перед платными дорогами, везде разные. «Мы ехали из Астаны – заплатили 150 тенге за проезд, а проехали из Ошаганды по трассе, дав крюк, этот путь короче, заплатили 160 тенге. Оказывается, чем дольше по трассе едешь, тем дешевле выходит. По информации, которая отображена на официальном сайте АО «НК «КазАвтоЖол», тоже немало вопросов. Там вообще речь идет об оплате проезда даже в биткоинах, как они намерены платить налоги с них? Эта валюта вообще не зарегистрирована у нас, это просто беспредельная какая-то ситуация», – недоумевает общественник. 

После тестирования платной автотрассы Руслан Лазута написал письма в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, транспортную прокуратуру, а также председателю правления АО «НК «КазАвтоЖол» Улану Алипову с просьбой разобраться в ситуации. 

Активист просит ответить на ряд вопросов, в частности, почему тариф взимания платы за проезд по автобану легкового автомобиля стоимостью в 1 тенге за 1 км был увеличен? Кроме того, общественные деятели попросили национальную компанию предоставить тарифную смету по всем платным дорогам страны с обоснованием действующей тарифной сетки. Задали автомобилисты вопрос и об обоснованности двойной разницы в тарифе за проезд легкового транспорта по предоплате. 

Монополист обещает

Между тем в интервью отечественным СМИ управляющий директор по развитию бизнеса национальной компании «КазАвтоЖол» Рустам Исаев также признает, что дорога Астана – Темиртау действительно проблемная. 

«Ее зимой даже закрывали на несколько дней в связи с погодными условиями. Возможно, не успевают убирать вовремя, но хочу сказать, что сам район этот – Осакаровка – очень заснеженный, поэтому мы всю технику стараемся перемещать в заснеженные районы. Уборкой снега сейчас занимается подрядная организация ТОО «Казавтдор», которая недавно была приватизирована, и надеемся, что в скором времени все будет нормально и необходимый уровень услуг и работ будет приведен в соответствие», – пообещал Рустам Исаев. 

Он также отметил, что в будущем в стране появится 13 платных участков дорог, среди них маршруты по направлению в сторону границ Российской Федерации, такие как Астана – Костанай, Щучинск – Кокчетав – Петропавловск, на западе Казахстана Атырау – Бейнеу и Бейнеу – Актау. 

Что касается тарифной схемы, то, как отмечает г-н Исаев, все ставки на платных дорогах такие же, как на трассе Астана – Щучинск.
 
«Все зависит от того, какие будут зоны. Если утверждаются ставки, то все платные участки делятся на определенные зоны, то есть имеются определенные округления, но цена для легковых машин – 1 тенге за 1 км. Также хотел отметить, что не везде будет взиматься плата с легковых машин, они будут оплачивать проезд только на дорогах первой технической категории», – заключил управляющий директор по развитию бизнеса НК «КазАвтоЖол».


617 просмотров

Несмотря на провал Uber и Lyft, IPO-гонка продолжается

Большие ожидания, связанные с выходом на биржу компании Slack, сигнализируют об отменном аппетите инвесторов

Фото: Shutterstock

С момента неутешительного дебюта Uber Technologies и Lyft рынок IPO столкнулся с первым серьезным испытанием и с легкостью его преодолел.

Инвесторы моментально раскупили акции сразу трех компаний, ставших на прошлой неделе публичными. Речь идет о разработчике программного обеспечения для защиты от кибератак CrowdStrike Holdings, онлайн-продавце товаров для домашних животных Chewy и маркетплейсе для фрилансеров Fiverr International. В итоге спрос со стороны инвесторов подтолкнул акции этих компаний к росту на 50% и более.

Такая положительная динамика, по крайней мере на время, сняла все те опасения, которые охватили рынок после того, как этой весной не оправдались ожидания от IPO сервисов по вызову такси Uber и Lyft. Сегодня акции обеих компаний торгуются ниже цены IPO.

Ожидаемая оценка Slack Technologies Inc. во время дебюта на этой неделе – не менее $18 млрд (что вдвое выше частной оценки, полученной в прошлом году). И она еще раз показывает, что инвесторы по-прежнему жаждут появления новых публичных компаний, лишь бы они демонстрировали быстрый рост, а в идеале еще и приносили прибыль. По прогнозам, в текущем году по сумме привлеченных средств рынок IPO установит очередной рекорд.

По данным компании Dealogic, на момент закрытия торгов в прошлую пятницу рынок IPO в 2019 году в целом вырос почти на 30%. Для сравнения: за этот же период индекс Nasdaq Composite показал рост только на 18%. Кроме того, акции 10 из 26 технологических компаний, вышедших на биржу в этом году, выросли более чем на 50% по сравнению с ценами IPO.

«Последние несколько недель показали, что эффект от провальных сделок исчез безвозвратно. Сегодня инвесторы готовы работать с IPO, и их участие будет вознаграждено», – говорит Джастин Смолкин, директор Deutsche Bank по инвестициям в сегменте технологий, медиа и телекоммуникаций. 

Действительно, для многих инвесторов первичное публичное размещение новых компаний – это хорошая возможность сбалансировать свой инвестиционный портфель и компенсировать потери. Ведь основные фондовые индексы в США по-прежнему неустойчивы, хотя и демонстрируют рост в текущем году. Технологические гиганты, которые последние годы всегда были на пике роста, сегодня не так хороши. Например, акции холдинга Alphabet Inc., в который входит компания Google, с конца марта упали в цене почти на 8%, поскольку доминирующая роль этого поисковика вызвала повышенное внимание со стороны контролирующих органов, что расценивается рынком как сдерживающий рост фактор. В итоге победителями могут оказаться те компании, у которых есть хорошие перспективы и нет таких проблем. При этом на рынке IPO противоборство выходит за рамки технологического сектора с его громкими брендами и смещается в сторону потребительского сектора. Ярким подтверждением этого являются IPO стартапа по производству альтернативного мяса Beyond Meat и компании Chewy.

Однако каких-либо гарантий, что этот бум продолжится и дальше и 2019 год станет рекордным для новых IPO, не существует, поскольку на ситуацию могут повлиять различные факторы, в том числе спад на рынке. В частности, позитивная реакция инвесторов на убыточные компании, а именно это происходит сегодня в ряде случаев, возможно, является признаком раздувающегося пузыря.

Пока текущий бум IPO не слишком сильно повлиял на крупнейшее в истории сокращение числа публичных компаний в США. Приобрести акции быстрорастущих технологических компаний спешат не только инвесторы, но и крупные компании. В мае компания Salesforce.com Inc. дала согласие на приобретение платформы для анализа данных Tableau Software Inc. более чем за $15 млрд. Также холдинг Alphabet заявил о приобретении платформы для бизнес-аналитики и анализа больших данных Looker за $2,6 млрд. В итоге ограниченное предложение среди новых публичных компаний способствует повышению спроса на новые IPO.

Более того, по данным Dealogic, в этом году технологические компании в среднем выставили на продажу только 16% своих акций, тогда как в период с 1995 года этот показатель составлял 26%. Slack, одна из крупнейших компаний, которая должна дебютировать на бирже в этом году, вообще не выставляет на торги новые акции, осуществляя прямой листинг.

«Мы вступили в 2019 год в ожидании ренессанса IPO. В частности, нас воодушевили положительная ситуация на фондовых рынках и высокая степень интереса к быстрорастущим компаниям со стороны инвесторов», – говорит Билл Форд, исполнительный директор частной инвестиционной компании General Atlantic.

Символом ажиотажа на рынке IPO стала компания Beyond Meat, представитель только зарождающейся индустрии, в которой инвесторы видят большой потенциал. Акции этой убыточной пока компании выросли более чем в 6 раз с момента ее дебюта в мае.

На прошлой неделе в первый день торгов цена на акции CrowdStrike подскочила более чем на 70% после того, как стоимость компании значительно превысила ожидания. Оценочная стоимость CrowdStrike в $13 млрд почти в 4 раза превышает сумму частной оценки, проведенной в 2018 году. Однако каждый год работы компания закрывает с убытками и ожидает, что в обозримом будущем эта тенденция сохранится. Инвесторы говорят, что готовы закрыть на это глаза, поскольку компания жертвует прибылью в пользу масштабирования бизнеса. Общий доход CrowdStrike за прошлый календарный год вырос более чем в 2 раза, достигнув почти $250 млн.

«Инвесторы ценят рост, все меньше различая рост прибыльный и убыточный», – отмечает Бимал Шах, управляющий портфелем в Thornburg Investment Management.

Впрочем, инвесторы по-прежнему опасаются иметь дело с убыточными компаниями, чей рост застопорился.

Например, Uber и Lyft не только переживают спад, но и не имеют четкого видения путей достижения прибыльности.

Растут опасения и по поводу коворкинговой компании WeWork, подавшей заявку на проведение IPO. В первую очередь речь идет о том, как примут компанию инвесторы и является ли реалистичной оценка ее стоимости в размере $50 млрд. В прошлом году выручка WeWork выросла вдвое, но также быстро растут и расходы, хотя компания и заявляет, что сосредоточена на реализации огромных рыночных возможностей.

Независимо от того, состоится ли до конца года первичное размещение WeWork, процессы IPO по-прежнему будут проходить очень активно. В частности, во втором полугодии ожидается листинг компаний Peloton Interactive Inc., Poshmark Inc. и Postmates Inc.

«Сентябрь предстоит напряженный, однако окно возможностей на рынке закрывается внезапно и без всякого предупреждения», – говорит Дэвид Гольдшмидт, глобальный директор инвестиционной группы фирмы Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom LLP. 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций