Перейти к основному содержанию


1732 просмотра

Депутат из Темиртау намерен заставить КазАвтоЖол и Казавтодор заплатить за «аварийную» дорогу 50 млн тенге

По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди

Фото: из архива Ф. Курбанова

Депутат темиртауского маслихата Фарух Курбанов решил привлечь к ответственности компании АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «Казавтдор», которые обслуживают автобан Астана – Темиртау. По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди. 

Гололед и ДТП

Утром 28 февраля депутат городского маслихата Фарух Курбанов выехал из Астаны в Караганду. Накануне был теплый день, снег подтаял, а ночью «грянул» мороз, который превратил дорогу в ледяное зеркало. И если с ровной дорогой летящие по автобану в гололед машины справлялись, то возвышенности и спуски уже представляли угрозу.
 
Авария, которая стала поводом для подготовки иска в суд в отношении компаний, ненадлежащим образом обслуживающих дорогу, произошла недалеко от Темиртау. По словам депутата, участок дороги, находящийся рядом с воинской частью, проблемный. 

«Я ехал небыстро, но был гололед, и машину несло. На одном из подъемов в тот день стояла фура, из-за того что трасса закругленная, я не увидел, что грузовик стоит, думал, что он едет. Только потом, когда приблизился, понял, что машины из-за гололеда катятся вниз. Времени раздумывать не было. Расстояние между нами стремительно сокращалось, машину по льду несло, а у меня по бокам отбойники, посредине дороги фура, сбоку от нее «Жигули», и с другой стороны катится вниз Toyota Camry. Мне ничего не оставалось делать, как врезаться в иномарку, потому что перед «Жигулями» могли быть люди», – рассказывает Фарух Курбанов. 

В полиции сообщили, что водитель автомобиля Lexus 570 допустил столкновение с машиной марки Toyota Camry из-за того, что не соблюдал дистанцию. В результате чего Toyota по инерции столкнулась с грузовиком. Пассажир и водитель Toyota Camry были доставлены в больницу. В отношении водителя Lexus 570 составлен административный протокол, ст. 610 ч. 2 «Об административных правонарушениях».
 
То, что ДТП обошлось без жертв, Фарух Курбанов считает большим везением. На днях на этом проблемном участке дороги случилось сразу девять аварий, и их, по мнению автомобилистов, могло бы не быть, если бы автобан соответствовал нормам безопасности.

«Здесь в пяти местах надо обязательно посыпать дорогу смесью. И вообще следить нужно за этой трассой. Такие деньги платим, из них же можно выделить средства на то, чтобы качественно следили за дорогой. Специалисты говорят, что подрядчики должны бетон этот поливать специальной жидкостью, чтоб гололеда не было, на это тоже деньги выделены, но этого же никто не делает. Где эта жидкость, где эти деньги?» – спрашивает депутат. 

Фарух Курбанов обратился за помощью к юристам и написал претензионные письма в адрес компаний, которые обязаны обслуживать трассу и контролировать работы по безопасности на платной дороге. Претензия направлена в АО «НК «КазАвтоЖол», которое является национальным оператором по управлению автомобильными дорогами, и в фирму «Казавтдор», обслуживающую автобан. 

«Мы считаем, что по их вине случилось ДТП. Это хорошо, что в нашей аварии пострадали только три автомобиля и травмы у людей не сильные. А вот, например, случилось ДТП на этой трассе, умерли люди, и что дальше? Вопросы в первую очередь к обслуживающей компании должны быть», – считает Фарух Курбанов. 

Он рассказал, что ущерб от аварии, произошедшей 28 февраля с его участием, составил 50 млн тенге, столько же он хочет взыскать в качестве морального вреда, и если дорожные службы не согласятся выплатить эти деньги, депутат будет вынужден обратиться в суд. 

За проезд 5 млрд в год 

Тему сбора денег с платных участков дорог в Казахстане активно обсуждают и в правительстве. В ходе очередного заседания 5 марта министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр доложил, что ежегодный сбор средств с платных дорог составит более 5 млрд тенге.

«В текущем году сбор платы на участках платных дорог начат с конца января. Общая протяженность участков Алматы – Хоргос, Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай составляет 471 км. В целом по итогам 2019 года ежегодный сбор по платным участкам составит порядка 5,4 млрд тенге. Финансирование содержания этих дорог – 3,2 млрд тенге. В следующем году намереваются запустить систему взимания платы еще на 5,5 тыс. км», – сообщил Роман Скляр.

Он отметил, что по завершении 2022 года протяженность платных автодорог в стране составит 6,5 тыс. км, с них планируют собирать около 40 млрд тенге.

Безобразие за деньги

Деньги, поступающие в бюджет и направленные на развитие дорог, – это хорошо, считают автомобилисты. Однако первые месяцы работы платных участков уже вызвали шквал критики. У трассы Астана – Темиртау особые нарекания, люди жалуются на неухоженность автобана и полный хаос в оплате проезда. 

Как отмечает лидер ОО «Общество содействия автомобилистов» Руслан Лазута, проезд на автобанах очень дорогой и не соответствует заявленным суммам.

«Нам всем сообщили перед запуском дороги, что стоимость проезда для легковых автомобилей составит 1 тенге за 1 км, по факту получается в три раза дороже. Более того, когда проезд оплачиваешь через терминалы, комиссию берут 2,5%. Почему такое ценообразование, вообще непонятно», – говорит Руслан Лазута. 

По его словам, расценки, опубликованные на стендах перед платными дорогами, везде разные. «Мы ехали из Астаны – заплатили 150 тенге за проезд, а проехали из Ошаганды по трассе, дав крюк, этот путь короче, заплатили 160 тенге. Оказывается, чем дольше по трассе едешь, тем дешевле выходит. По информации, которая отображена на официальном сайте АО «НК «КазАвтоЖол», тоже немало вопросов. Там вообще речь идет об оплате проезда даже в биткоинах, как они намерены платить налоги с них? Эта валюта вообще не зарегистрирована у нас, это просто беспредельная какая-то ситуация», – недоумевает общественник. 

После тестирования платной автотрассы Руслан Лазута написал письма в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, транспортную прокуратуру, а также председателю правления АО «НК «КазАвтоЖол» Улану Алипову с просьбой разобраться в ситуации. 

Активист просит ответить на ряд вопросов, в частности, почему тариф взимания платы за проезд по автобану легкового автомобиля стоимостью в 1 тенге за 1 км был увеличен? Кроме того, общественные деятели попросили национальную компанию предоставить тарифную смету по всем платным дорогам страны с обоснованием действующей тарифной сетки. Задали автомобилисты вопрос и об обоснованности двойной разницы в тарифе за проезд легкового транспорта по предоплате. 

Монополист обещает

Между тем в интервью отечественным СМИ управляющий директор по развитию бизнеса национальной компании «КазАвтоЖол» Рустам Исаев также признает, что дорога Астана – Темиртау действительно проблемная. 

«Ее зимой даже закрывали на несколько дней в связи с погодными условиями. Возможно, не успевают убирать вовремя, но хочу сказать, что сам район этот – Осакаровка – очень заснеженный, поэтому мы всю технику стараемся перемещать в заснеженные районы. Уборкой снега сейчас занимается подрядная организация ТОО «Казавтдор», которая недавно была приватизирована, и надеемся, что в скором времени все будет нормально и необходимый уровень услуг и работ будет приведен в соответствие», – пообещал Рустам Исаев. 

Он также отметил, что в будущем в стране появится 13 платных участков дорог, среди них маршруты по направлению в сторону границ Российской Федерации, такие как Астана – Костанай, Щучинск – Кокчетав – Петропавловск, на западе Казахстана Атырау – Бейнеу и Бейнеу – Актау. 

Что касается тарифной схемы, то, как отмечает г-н Исаев, все ставки на платных дорогах такие же, как на трассе Астана – Щучинск.
 
«Все зависит от того, какие будут зоны. Если утверждаются ставки, то все платные участки делятся на определенные зоны, то есть имеются определенные округления, но цена для легковых машин – 1 тенге за 1 км. Также хотел отметить, что не везде будет взиматься плата с легковых машин, они будут оплачивать проезд только на дорогах первой технической категории», – заключил управляющий директор по развитию бизнеса НК «КазАвтоЖол».


716 просмотров

В Западно-Казахстанской области процедуру банкротства проходят почти 200 предприятий

Почему это происходит

Фото: Shutterstock.com

На стадии процедуры банкротства в области сегодня находятся 172 субъекта крупного и среднего бизнеса, но фактически компаний, оказавшихся в трудной ситуации, куда больше. Какие методы применяют налоговые органы, чтобы определить, как бизнес обходит закон, и что толкает предпринимателей на крайние меры, выяснял «Курсив». 

В финансовой коме

За последние два года в ЗКО 42 руководителя частных предприятий были привлечены к субсидарной (административной) ответственности за неисполнение закона о банкротстве. Попытки намеренно «убить» свое предприятие, заранее выведя из него активы, чтобы не платить по счетам кредиторов, или, напротив, не заявлять о банкротстве, обойдутся им в 1,9 млрд тенге по счетам кредиторов и штрафам. Сотрудники фискальных органов говорят: статья за лжебанкротство очень сложная и довести дело до суда бывает крайне трудно.

«Чтобы привлечь к уголовной ответственности, нужен ущерб в размере 10 тыс. МРП государству и другим кредиторам. Чаще факт лжебанкротства доказан, но ущерб меньше, и дела разваливаются», – сказал в комментариях «Курсиву» руководитель отдела реабилитации и банкротства ДГД ЗКО Алимжан Темирханов.

В 2018 году налоговики передали в службу экономических расследований департамента госдоходов (СЭР ДГД) 12 дел. Одно из них направлено в СЭР ДГД Алматы, одно переквалифицировано по статье «уклонение от налогов», три прекращены по нереабилитирующим основаниям – амнистия или истекший срок давности преступления. Остальные – на стадии рассмотрения. И только в 2019 году к уголовной ответственности за лжебанкротство привлечен один руководитель аксайского ТОО. Он получил полтора года ограничения свободы, хотя приговор не вступил в законную силу и оспаривается адвокатами предпринимателя.

«Этот приговор – один из первых в Казахстане по этой статье», – заметил Темирханов. 

Всего в суд было передано четыре уголовных дела по факту лжебанкротства, сообщили в департаменте госдоходов ЗКО.

Причиной такого явления, как лжебанкроство, аналитики ДГД считают высокую кредитную нагрузку и низкую финансовую грамотность субъектов МСБ, а банкротство называют способом бизнеса застраховаться от проблем в будущем.

«Бизнесменам выгодно банкротство, если сумма долга превышает активы. Тогда они могут списать все долги», – говорит Алимжан Темирханов.

Например, у одного из уральских предприятий-банкротов сумма долга по налогам достигла 200 млн тенге. Оно было контрагентом лжепредприятия плюс не указывало в своих отчетах часть оборотов. В 2017 году налоговые проверки это выявили, и ему доначислили налоги. В ходе анализа деятельности предприятия выяснилось также, что незадолго до банкротства, в 2015 году, предприятие продало около 20 автомашин и производственную базу.

По словам Темирханова, по балансовой стоимости имущество стоило около 300 млн тенге, а продали за 60 млн.

«Выясняем причину и узнаем: их вызывали в правоохранительные органы, потому что на их контрагента возбуждено уголовное дело о лжепредпринимательстве. И им будут выставлять уведомления. Проверка бухгалтерских документов показала: 60 млн на их счет не поступало», – рассказывает собеседник «Курсива».

В итоге было возбуждено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства по статье 238 УК РК, которая предусматривает штраф и лишение свободы.

Погашение долгов по налогам может длиться до 20 лет, говорят в департаменте. Поэтому налоговые органы имеют право сами подавать иски в суд, требуя банкротства того или иного предприятия, чтобы вернуть долг активами. Из 172 банкротов, которые сегодня есть в ЗКО, 97 признаны банкротами по искам ДГД, это более 50%.

«По закону предъявить претензию налоговые органы могут и супруге – по совместно нажитому имуществу: дом, машины, ценные вещи. Так что, если кто преднамеренно организовал банкротство, прыгать от счастья не стоит – могут забрать и личное имущество», – заметил спикер.

По данным ДГД, к субсидиарной ответственности за лжебанкротство в 2018 году было привлечено 34, а в 2019-м – восемь владельцев частных предприятий.

bankrupt.PNG

Вычислят по счетам и супругам

Признаки ложного банкротства в первую очередь видны по счетам. В основном оказавшиеся на грани краха владельцы предприятий снимают деньги, продают транспорт, производственные базы, квартиры, объяснили в департаменте.

«Есть лица, у которых по два, три, четыре предприятия. Он то одно обанкротит, то второе. Это лазейки, которые законом не запрещены и требуют внесения поправок», – говорит представитель ДГД.

Проекты-«титаники»

Банкротство крупных компаний порой демонстрирует крах самых смелых идей и надежд.

Так, ТОО «СПП «Металлоизделия» – завод, основанный в Уральске в 1929 году, специализировался на металлообработке и машиностроении. Это одно из первых в Казахстане предприятий, которое наладило производство сэндвич-панелей для каркасных домов. Предприятие активно участвовало в строительстве крупных социальных объектов области, одно из которых – Назарбаев Интеллектуальная школа. ТОО около четырех лет находится в процеду­ре банкротства. Долг перед банком-кредитором – 1,8 млрд тенге. Реализации имущества завода все еще продолжается.

ТОО «Жаиктранс» и ТОО «Жаик­транс-терминал» находятся в процедуре банкротства с 2014 года. Общая задолженность перед банком-кредитором и компаниями-партнерами – 12,8 млрд тенге. ТОО «Жаиктранс» было зарегистрировано в 1998 году, создано для реализации проекта по транспортировке нефти на экспорт с месторождений Западного Казахстана – неф­тепровода Уральск – Самара. Основным видом деятельности ТОО являлось хранение, транспортировка и реализация углеводородного сырья и продуктов его переработки.

В 2006 году строительство трубопровода закончилось, однако запуск так и не был произведен из-за отсутствия сырья. Проект закрыли. В надежде на перемены ТОО поддерживало техническое состояние объекта за счет собственных и заемных средств, говорится в решении специализированного межрайонного экономического суда ЗКО. Обязательства предприятия стали расти из-за начисления кредиторами штрафных санкций и пеней. В 2012 году образовалась налоговая задолженность. Сейчас оно полностью бездействует. Кстати, решением арбитражного суда Самарской области дочернее предприятие ООО «Жаиктранс», за которым также числится дебиторская задолженность в сумме 2,1 млрд тенге, тоже было признано банкротом.

«Нефтепровод построен, но не действует. ТОО несколько раз проверяли на лжебанкротство, но подозрения не подтвердились», – прокомментировал эту историю Алимжан Темирханов.

В списках более мелких банкротов такое предприятие, как ТОО «СВИТ». Компания занималась импортом и производством кондитерских изделий. Сейчас его долг перед банком-кредитором составляет 676,6 млн тенге.

Банкротство коснулось практически всех сфер экономики ЗКО – торговли, строительства, пищевой промышленности и электроэнергетики. С начала 2019 года в области завершена ликвидация 27 предприятий-банкротов. Еще по пяти компаниям дела переданы в суд – для вынесения решения о признании их банкротами. Часть из 172 предприятий-должников, которые сегодня проходят процедуру банкротства, находятся в производстве еще с 2014 года. В структуре их общего долга (42,1 млрд) 140 млн тенге – это невыплаченная зарплата, пенсионные отчисления, соцналог и индивидуальный подоходный налог. Долги по залоговым кредитам – 14,7 млрд. Долги по налоговым обязательствам составляют 9,7 млрд. Задолженность предпринимателей перед другим юрлицами и по беззалоговым кредитам составила 6 млрд, по штрафам и пеням – 11,4 млрд тенге.

Точка зрения

Алмас Чукин, экономист:

«Причина 90% банкротств – долги перед банками, а уже потом остальные кредиторы. До 2018 года банки прятали плохие кредиты: ситуация шаткая была, и все старались делать вид, что все хорошо – рефинансировали, пролонгировали кредиты, шли навстречу заемщикам, пытаясь не доводить до дефолта. В прошлом году банкам помогли убрать этот балласт, и они стали более смело чистить свои портфели. Плохие кредитные истории терпеть стало незачем, поэтому началась более жесткая политика. В результате кто был банкротом давно, но по разным причинам не был виден, сейчас повылазили.

Банкротство – это иммунитет экономики, если она здоровая. Не все могут быть успешными: кто-то должен с рынка уходить, кто-то – приходить. Например, неэффективный капиталист держит людей, а они должны работать, возможно, в другом месте. Он разорился, и на первый взгляд это выглядит плохо – люди потеряли работу. С другой стороны, это бывает благословением: люди устали от нерезультативной работы и ушли в другое место, где стали эффективны.

Бывают структурные банкроты. Например, компания Amazon. Все говорят об успехах онлайн-торговли Amazon. Но есть обратная сторона. Посмотрите, что у них происходит с традиционным ритейлом (розничная торговля. – «Курсив»). 20–30% товаров в магазинах они «похоронили»: покупки переходят в онлайн, и в торговых центрах компании теряют покупателей. Но и тут неожиданно обнаружилось: из торговых центров получаются отличные офисные комплексы, спортзалы. Поэтому плакать по поводу банкротства бизнеса не стоит.

Мы не совсем правильно выстраиваем экономическую политику. Наша экономика, хотим мы этого или нет, – часть глобальной экономики, а это жесткая конкурентная среда. Но я сторонник свободного рынка – он сам регулирует все процессы».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций