Перейти к основному содержанию
2574 просмотра

Депутат из Темиртау намерен заставить КазАвтоЖол и Казавтодор заплатить за «аварийную» дорогу 50 млн тенге

По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди

Фото: из архива Ф. Курбанова

Депутат темиртауского маслихата Фарух Курбанов решил привлечь к ответственности компании АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «Казавтдор», которые обслуживают автобан Астана – Темиртау. По его мнению, из-за того, что платную трассу республиканского значения не чистят от снега и наледи, там происходят аварии и гибнут люди. 

Гололед и ДТП

Утром 28 февраля депутат городского маслихата Фарух Курбанов выехал из Астаны в Караганду. Накануне был теплый день, снег подтаял, а ночью «грянул» мороз, который превратил дорогу в ледяное зеркало. И если с ровной дорогой летящие по автобану в гололед машины справлялись, то возвышенности и спуски уже представляли угрозу.
 
Авария, которая стала поводом для подготовки иска в суд в отношении компаний, ненадлежащим образом обслуживающих дорогу, произошла недалеко от Темиртау. По словам депутата, участок дороги, находящийся рядом с воинской частью, проблемный. 

«Я ехал небыстро, но был гололед, и машину несло. На одном из подъемов в тот день стояла фура, из-за того что трасса закругленная, я не увидел, что грузовик стоит, думал, что он едет. Только потом, когда приблизился, понял, что машины из-за гололеда катятся вниз. Времени раздумывать не было. Расстояние между нами стремительно сокращалось, машину по льду несло, а у меня по бокам отбойники, посредине дороги фура, сбоку от нее «Жигули», и с другой стороны катится вниз Toyota Camry. Мне ничего не оставалось делать, как врезаться в иномарку, потому что перед «Жигулями» могли быть люди», – рассказывает Фарух Курбанов. 

В полиции сообщили, что водитель автомобиля Lexus 570 допустил столкновение с машиной марки Toyota Camry из-за того, что не соблюдал дистанцию. В результате чего Toyota по инерции столкнулась с грузовиком. Пассажир и водитель Toyota Camry были доставлены в больницу. В отношении водителя Lexus 570 составлен административный протокол, ст. 610 ч. 2 «Об административных правонарушениях».
 
То, что ДТП обошлось без жертв, Фарух Курбанов считает большим везением. На днях на этом проблемном участке дороги случилось сразу девять аварий, и их, по мнению автомобилистов, могло бы не быть, если бы автобан соответствовал нормам безопасности.

«Здесь в пяти местах надо обязательно посыпать дорогу смесью. И вообще следить нужно за этой трассой. Такие деньги платим, из них же можно выделить средства на то, чтобы качественно следили за дорогой. Специалисты говорят, что подрядчики должны бетон этот поливать специальной жидкостью, чтоб гололеда не было, на это тоже деньги выделены, но этого же никто не делает. Где эта жидкость, где эти деньги?» – спрашивает депутат. 

Фарух Курбанов обратился за помощью к юристам и написал претензионные письма в адрес компаний, которые обязаны обслуживать трассу и контролировать работы по безопасности на платной дороге. Претензия направлена в АО «НК «КазАвтоЖол», которое является национальным оператором по управлению автомобильными дорогами, и в фирму «Казавтдор», обслуживающую автобан. 

«Мы считаем, что по их вине случилось ДТП. Это хорошо, что в нашей аварии пострадали только три автомобиля и травмы у людей не сильные. А вот, например, случилось ДТП на этой трассе, умерли люди, и что дальше? Вопросы в первую очередь к обслуживающей компании должны быть», – считает Фарух Курбанов. 

Он рассказал, что ущерб от аварии, произошедшей 28 февраля с его участием, составил 50 млн тенге, столько же он хочет взыскать в качестве морального вреда, и если дорожные службы не согласятся выплатить эти деньги, депутат будет вынужден обратиться в суд. 

За проезд 5 млрд в год 

Тему сбора денег с платных участков дорог в Казахстане активно обсуждают и в правительстве. В ходе очередного заседания 5 марта министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр доложил, что ежегодный сбор средств с платных дорог составит более 5 млрд тенге.

«В текущем году сбор платы на участках платных дорог начат с конца января. Общая протяженность участков Алматы – Хоргос, Астана – Темиртау и Алматы – Капшагай составляет 471 км. В целом по итогам 2019 года ежегодный сбор по платным участкам составит порядка 5,4 млрд тенге. Финансирование содержания этих дорог – 3,2 млрд тенге. В следующем году намереваются запустить систему взимания платы еще на 5,5 тыс. км», – сообщил Роман Скляр.

Он отметил, что по завершении 2022 года протяженность платных автодорог в стране составит 6,5 тыс. км, с них планируют собирать около 40 млрд тенге.

Безобразие за деньги

Деньги, поступающие в бюджет и направленные на развитие дорог, – это хорошо, считают автомобилисты. Однако первые месяцы работы платных участков уже вызвали шквал критики. У трассы Астана – Темиртау особые нарекания, люди жалуются на неухоженность автобана и полный хаос в оплате проезда. 

Как отмечает лидер ОО «Общество содействия автомобилистов» Руслан Лазута, проезд на автобанах очень дорогой и не соответствует заявленным суммам.

«Нам всем сообщили перед запуском дороги, что стоимость проезда для легковых автомобилей составит 1 тенге за 1 км, по факту получается в три раза дороже. Более того, когда проезд оплачиваешь через терминалы, комиссию берут 2,5%. Почему такое ценообразование, вообще непонятно», – говорит Руслан Лазута. 

По его словам, расценки, опубликованные на стендах перед платными дорогами, везде разные. «Мы ехали из Астаны – заплатили 150 тенге за проезд, а проехали из Ошаганды по трассе, дав крюк, этот путь короче, заплатили 160 тенге. Оказывается, чем дольше по трассе едешь, тем дешевле выходит. По информации, которая отображена на официальном сайте АО «НК «КазАвтоЖол», тоже немало вопросов. Там вообще речь идет об оплате проезда даже в биткоинах, как они намерены платить налоги с них? Эта валюта вообще не зарегистрирована у нас, это просто беспредельная какая-то ситуация», – недоумевает общественник. 

После тестирования платной автотрассы Руслан Лазута написал письма в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, транспортную прокуратуру, а также председателю правления АО «НК «КазАвтоЖол» Улану Алипову с просьбой разобраться в ситуации. 

Активист просит ответить на ряд вопросов, в частности, почему тариф взимания платы за проезд по автобану легкового автомобиля стоимостью в 1 тенге за 1 км был увеличен? Кроме того, общественные деятели попросили национальную компанию предоставить тарифную смету по всем платным дорогам страны с обоснованием действующей тарифной сетки. Задали автомобилисты вопрос и об обоснованности двойной разницы в тарифе за проезд легкового транспорта по предоплате. 

Монополист обещает

Между тем в интервью отечественным СМИ управляющий директор по развитию бизнеса национальной компании «КазАвтоЖол» Рустам Исаев также признает, что дорога Астана – Темиртау действительно проблемная. 

«Ее зимой даже закрывали на несколько дней в связи с погодными условиями. Возможно, не успевают убирать вовремя, но хочу сказать, что сам район этот – Осакаровка – очень заснеженный, поэтому мы всю технику стараемся перемещать в заснеженные районы. Уборкой снега сейчас занимается подрядная организация ТОО «Казавтдор», которая недавно была приватизирована, и надеемся, что в скором времени все будет нормально и необходимый уровень услуг и работ будет приведен в соответствие», – пообещал Рустам Исаев. 

Он также отметил, что в будущем в стране появится 13 платных участков дорог, среди них маршруты по направлению в сторону границ Российской Федерации, такие как Астана – Костанай, Щучинск – Кокчетав – Петропавловск, на западе Казахстана Атырау – Бейнеу и Бейнеу – Актау. 

Что касается тарифной схемы, то, как отмечает г-н Исаев, все ставки на платных дорогах такие же, как на трассе Астана – Щучинск.
 
«Все зависит от того, какие будут зоны. Если утверждаются ставки, то все платные участки делятся на определенные зоны, то есть имеются определенные округления, но цена для легковых машин – 1 тенге за 1 км. Также хотел отметить, что не везде будет взиматься плата с легковых машин, они будут оплачивать проезд только на дорогах первой технической категории», – заключил управляющий директор по развитию бизнеса НК «КазАвтоЖол».

banner_wsj.gif

836 просмотров

Спасение Lufthansa правительством Германии – это палка о двух концах

Берлин хочет сохранить обширную внутреннюю сеть маршрутов авиакомпании, но это отрицательно сказывается на ее прибыльности

Фото: Pixabay

Компания-гигант в области авиа­перевозок Lufthansa получила от правительства Германии почти все, что требовала. У инвесторов эта новость вызвала как облегчение, так и новые опасения.

В понедельник официальный Берлин одобрил €9 млрд ($9,8 млрд) правительственной помощи в адрес крупнейшей по доходности авиакомпании Европы. На данный момент это один из самых крупных пакетов помощи, выделенных из-за пандемии COVID-19. Взамен правительство Германии получит 20%-ную долю в компании и два места в ее наб­людательном совете.

В США авиакомпаниям для получения помощи пришлось передать правительству лишь около 10% доли в виде варрантов. Тем не менее условия, предложенные Lufthansa, инвесторов в целом удовлетворили, поскольку правительство страны сразу сообщило о том, что планирует продать свою долю к 2023 году и не собирается вмешиваться в повседневную деятельность компании. Свой голос в компании оно намерено использовать лишь для того, чтобы заблокировать поглощение Lufthansa. Акции авиаперевозчика на этой неделе выросли примерно на 12%.

инвестиции WSJ-02.jpg

Сделке предшествовало многонедельное обсуждение деталей договора. Однако в реальности стратегия компании и видение правительства Германии всегда совпадали.

Lufthansa уже давно испытывает проблемы с прибыльностью из-за высокой стоимости рабочей силы и перенасыщения сети маршрутов. Хотя в последние годы компания активизировала усилия по решению некоторых из этих проблем, показатели ее рентабельности (рассчитанные до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2018 и 2019 годах снова упали и оказались ниже, чем у конкурентов. Кроме того, кризис, вызванный коронавирусом, Lufthansa встретила с весьма скромным резервным капиталом.

Одна из главных причин, почему европейские авиакомпании менее прибыльны в сравнении с американскими компаниями, заключается в том, что крупные города Европы расположены недалеко друг от друга, из-за чего возникает высокая конкуренция с другими авиаперевозчиками, а также с железнодорожными и автомобильными компаниями. В Германии это проявляется особенно ярко: в отличие от Великобритании и Франции, столицы которых являются безоговорочными центрами, в германской экономике большую роль играют множество городов среднего размера, включая Франкфурт и Мюнхен (где расположены узловые аэропорты Lufthansa, хотя эти города разделяет всего 305 км), а также Гамбург, Кёльн и Штутгарт.

 

инвестиции WSJ-04.jpg

Чтобы заполнить международные авиарейсы в Северную Америку и Азию, Lufthansa приходится поддерживать обширную сеть во всех этих городах и соседних странах, что объясняет приобретение ею других европейских авиакомпаний – Swiss Air Lines и Brussels Airlines. Однако на фоне конкуренции с такими соперниками, как лоукостеры Ryanair и easyJet, эта стратегия обходится крайне дорого. Неоднократно Lufthansa пыталась вывести на прибыль свое бюджетное подразделение Eurowings, но безуспешно.

Даже несмотря на все сложности, авиакомпания могла бы попытаться оптимизировать свой бизнес в Германии, вместо того чтобы агрессивно защищать его всеми возможными способами от новых игроков. При поддержке официального Берлина компания может позволить себе продолжить функционировать как прежде, хотя все другие европейские авиакомпании под влия­нием COVID-19 трансформируются. Например, British Airways может пойти на сокращение до четверти своего персонала, а также покинуть базу в аэропорту Гатвик, чтобы полностью сосредоточиться на лондонских рейсах в Хитроу. Норвежские авиалинии Air Shuttle, вероятно, ограничат свою деятельность скандинавским рынком.

Несомненно, Lufthansa тоже внедрит ряд изменений. Не исключено значительное сокращение расходов, а также то, что все планы использовать авиакомпанию Eurowings на протяженных авиамаршрутах, скорее всего, будут надолго забыты. Руководство Lufthansa уже объявило о том, что другое подразделение компании – лоукостер Germanwings – будет закрыто.

Тем не менее компания по-преж­нему нацелена на обеспечение немецких экспортеров надежным авиасообщением. Как сообщают местные СМИ, правительство страны противится дав­ле­нию со стороны Европейского союза, который требует, чтобы Lufthansa отказалась от слотов в аэропортах Франкфурта и Мюнхена.

Вне зависимости от того, подразумевает акция по спасению Lufthansa контроль со стороны правительства или нет, она преследует цель сохранить текущую сеть авиамаршрутов в Германии. И это совсем не то, что может по-настоящему восхитить инвесторов.

 

инвестиции WSJ-03.jpg

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png