Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


5986 просмотров

Предприниматель из Кыргызстана обвинил казахстанского олигарха в отъеме бизнеса

Создатель платежной системы «Мобильник» Адилет Боотаев считает, что его бизнес намеренно банкротят

Фото: Shutterstock.com

Бизнесмен из Кыргызстана, создатель платежной системы «Мобильник» Адилет Боотаев заявил, что казахстанский бизнесмен Кайрат Мажибаев захватывает его бизнес, сообщает КазТАГ со ссылкой на Kaktus Media.

Адилет Боотаев уверен, что бизнес, который он создавал 15 лет, намеренно ведут к банкротству.

«Представитель казахстанского собственника планирует обанкротить «Мобильник» и перевести все имущество в «QIWI Кыргызстан». Все явственнее становится первоначальный план Кайрата Мажибаева и его представителей, в том числе Александра Манаенко, – купить часть доли, чтобы после забрать весь бизнес», - заявил Боотаев.

Скандал вокруг платежной системы начался с обысков представителей финансовой полиции Кыргызстана по заявлению Боотаева. Множество организаций заявили, что приостанавливают работу с поставщиком из-за невыполнения обязательств, Нацбанк КР начал проверку, а банк «Бай Тушум», партнером которого являлся «Мобильник», начал выплачивать средства тем, у кого есть деньги на кошельке.

На момент конфликта со вторым учредителем компания предоставляла услуги более чем одному миллиону человек по всему Кыргызстану и 600 поставщикам товаров и услуг. У компании имелась сеть из 1 900 платежных терминалов и 10 тысяч агентов по загрузке единиц, а ее электронным кошельком пользовались 120 тыс. людей.

«В настоящее время, нарушая положения устава, Кайрат Мажибаев через своих лиц захватил управление компанией, лишил меня доступа к финансовой документации и к управлению компанией, обороты компании существенно сократились, стоимость компании упала, она управляется удаленно из Казахстана», - сказал киргизский бизнесмен.

Скандал вокруг «Мобильника» начался с того, что 23 января в бишкекском офисе компании сотрудники ГСБЭП (финпола) начали проводить проверки и изъятие документов. Как сообщили в самом «Мобильнике» - «по заявлению от аффилированных лиц одной из конкурирующих компаний». Нацбанк инициировал проверку, а банк-партнер «Мобильника» «Бай Тушум» начал выплату средств держателям электронных кошельков «Мобильник. Деньги».

Организации начали массово приостанавливать работу с платежной системой из-за невыполнения обязательств. Многие сотрудники покинули компанию и устроились в другую платежную систему «Асиснур».

Предысторию событий рассказал изданию Адилет Боотаев. Для развития бизнеса он взял крупный кредит, под который пришлось заложить почти все имущество семьи. Поэтому компанию оформили на мать Боотаева. После получения кредитов Боотаев приобрел часть доли платежной системы «QIWI Кыргызстан» и оформил ее на своего брата.

В сентябре 2017 года кыргызстанец познакомился с казахстанским олигархом Кайратом Мажибаевым, который предложил продать ему долю в «Мобильнике» и «QIWI Кыргызстан». Чтобы погасить кредиты, в феврале 2018 года Боотаев продал Мажибаеву 51% в ОсОО «Мобильник» и 75% в ОсОО «QIWI Кыргызстан», где Мажибаев также купил доли участия у Таайлабека Сагынова. Сделку вел помощник Мажибаева Александр Манаенко, говорит Боотаев.

У Боотаева осталось 49% в «Мобильник» и 25% в «QIWI Кыргызстан». По его словам, Мажибаев обещал, что бизнес они будут вести совместно, а Боотаев будет определять дальнейшую стратегию развития, но эти договоренности остались на словах.

«И чтобы погасить кредиты, в феврале 2018 года я продал Кайрату Мажибаеву доли в моем бизнесе: 51% в компании «Мобильник» и 75% доли в «QIWI Кыргызстан» (где, помимо моей доли, он купил доли участия у Таалайбека Сагынова). Собственность на доли в обеих компаниях Мажибаев оформил на свою дубайскую компанию «АРЕА ПЛЮС ДМСС», где руководителем является его сестра Анель Асанова и на своего родственника Эдиля Бейсенбекова. У меня осталось 49% в компании «Мобильник» и 25% в компании «QIWI Кыргызстан». Сделку вел его помощник Александр Манаенко», - уточнил предприниматель.

По его словам, управлять бизнесом Мажибаев обещал совместно, при этом Боотаев должен был определять дальнейшую стратегию развития платежной системы, «но договоренности были на словах». Договор о купле-продаже долей в компаниях стороны, как сообщается, подписали в марте 2018 года.

«В марте 2018 года Кайрат Куанышбаевич пригласил меня в Алматы – развивать платежную систему «Мобильник Казахстан». Там я пробыл полтора месяца, но так и не понял своего места. У меня сложилось ощущение, что меня туда пригласили, чтобы отдалить от коллектива, так как, несмотря на то, что меня туда позвали развивать бизнес, меня там никто не слушал и не слышал», - сказал Боотаев.

В начале июня 2018 года, по его словам, стороны пришли к соглашению, что новым председателем правления компании «Мобильник» станет его заместитель Эрнест Абышкаев, а он сам станет членом совета директоров, курирующим кадры, IT и стратегию компании.

«Примерно к концу июня мне позвонил Эрнест Абышкаев, на тот момент действующий председатель правления компании «Мобильник» и сообщил, что Александр Манаенко настаивает на подписании им договора, по которому «Мобильник» передаст в «QIWI Кыргызстан» свои эксклюзивные договора с поставщиками, тем самым переведет денежные потоки из одной компании в другую. В результате подписания такого договора я терял значительную часть своего дохода. Я вновь пытался связаться с Кайратом Куанышбаевичем, хотел выразить свое возмущение, но мне вновь указали, что я могу говорить только с Александром Манаенко. После чего я сообщил Александру Манаенко, что мое доверие к ним подорвано, так как они начинают меня обманывать в мелочах», - сообщил киргизский предприниматель.

В конце июля он поругался с Александром Манаенко, потребовал окончательно рассчитаться за продажу долей в «Мобильнике» и «QIWI Кыргызстан», и по истечении двух-трех дней, как отмечается, с ним, наконец, полностью рассчитались.

«В августе к Боотаеву опять обратился Эрнест Абышкаев и сообщил, что Александр Манаенко все так же настаивает на подписании все того же договора между «Мобильником» и «QIWI Кыргызстан», а если Абышкаев откажется, то это решение вынесут на обсуждение на совете директоров», - сказано в сообщении.

Боотаев уточнил, что сразу же связался с Манаенко.

«Но наш разговор ни к чему не привел, более того, он мне написал на WhatsApp: «Адилет, прошу Вас больше меня не беспокоить!» Мягко говоря, я был в шоке! В октябре меня без моего ведома сняли с должности члена совета директоров «Мобильника», собрание провели в Алматы. Видя все это, ключевые сотрудники «Мобильника» и «QIWI Кыргызстан» стали увольняться, хотя я просил их не делать этого. В ноябре уволили председателя правления Абышкаева» - заявил бизнесмен.

Отмечается, что после увольнения Абышкаева пригласили в платежную систему «Асиснур», позднее он ее возглавил, а его заместителем стал бывший председатель правления «QIWI Кыргызстан» Анатолий Безуглов. В настоящее время, как сообщается, основной костяк ключевых сотрудников «Мобильника» и «QIWI Кыргызстан» работает в платежной системе «Асиснур».

Платежные системы «Мобильник» и «QIWI Кыргызстан» имеют лицензии и регулярно отчитываются перед Национальным банком КР. Все электронные деньги «Мобильник. Деньги», по словам Боотаева, гарантированы коммерческим банком в соответствии с банковским законодательством – это значит, что все деньги из кошельков находятся под гарантией банка.

«Партнерам также хотел бы сказать, что, несмотря на споры между участниками, платежная система ликвидна, у компании есть сформированный уставной капитал, компания вернет все средства. Надеюсь, что у руководства «Мобильника» нет умысла вывести средства и где-то их обналичивать, так как в этом случае они будут нести персональную уголовную ответственность», - заключил Боотаев.

Справка:

Кайрат Мажибаев по состоянию на 2018 год являлся одним из 50 самых богатых бизнесменов Казахстана. Его состояние оценивается в $82 млн.

Ему принадлежат 62% ТОО «RG Brands», 58% АО «Группа компаний Resmi» и 29% АО «Инвестиционный финансовый дом Resmi». Мажибаев – председатель комитета торговли президиума НПП «Атамекен», член Казахстанско-Французского делового совета.

 


2867 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций