Apple готовится к эпохе после iPhone

Компания намерена диверсифицировать источники дохода и снизить зависимость от продаж iPhone, пишет The Wall Street Journal

Фото: Shutterstock

Чтобы перестать зависеть от продаж iPhone, компания Apple проводит кадровые перестановки, а также меняет приоритеты в работе своих сервисов, технологии искусственного интеллекта, аппаратных средств и подразделений по розничной продаже. 

Начиная с прошлого года в Apple прошла целая волна изменений, включая реструктуризацию, громкие увольнения, кадровые перестановки и присоединение к компании новых лиц из числа весьма известных в индустрии менеджеров. Эти перемены привели в замешательство рядовых сотрудников компании, не привыкших к частым сменам руководства, а также вынудили Apple приостановить реализацию ряда проектов, чтобы дать новым менеджерам возможность расставить приоритеты. 

Основные причины конкретных перестановок варьируются в зависимости от подразделения, однако в целом они отражают усилия Apple по переходу от бизнес-модели, где основным драйвером является iPhone, к модели, где рост будут обеспечивать услуги и новейшие технологии. 

Произошли перемены и в составе руководства компании. Так, Джон Джаннандреа, возглавлявший подразделение искусственного интеллекта, вошел в руководящий состав Apple, руководителя розничной торговли Анжелу Арендтс на этом посту сменила начальник отдела кадров Дейдре О’Брайен, а глава подразделения голосового помощника Siri Билл Стасиор вообще покинул компанию. 

Также Apple уволила 200 сотрудников проекта по созданию автономного транспорта и перенаправила значительную часть инженерных ресурсов в свой сервисный бизнес возглавляемый Эдди Кью для дальнейшего развития языка программирования Голливуд.

«Это признак того, что компания пытается правильно сформулировать приоритеты на следующее десятилетие», - считает Джин Мунстер, давний аналитик Apple и управляющий партнер венчурной компании Loup Ventures. «Технологии развиваются, и Apple необходимо продолжать корректировать структуру компании, чтобы быть уверенной, что они на правильном пути», - отмечает он.

Эти перемены, а также недавние проблемы с продажами Apple, стали поводом для разговоров среди нынешних и бывших сотрудников компании. Отчасти это произошло потому, что обо всех этих изменениях говорится с того момента, как Apple возглавил Тим Кук. Незадолго до его вступления в должность в 2011 году, из компании ушел руководитель розничной торговли Рон Джонсон, а год спустя уволился глава подразделения по разработке мобильного программного обеспечения Скотт Форстол. В результате ухода этих менеджеров в компанию была приглашена Арендтс, Крэйг Федериги был назначен на высокую должность в отделе разработки программного обеспечения, а Кью начал курировать работу сразу нескольких служб, создав руководящую команду из 11 человек, состав которой практически не менялся в течение пяти лет.

Впрочем, намерение Apple диверсифицировать бизнес может столкнуться с рядом трудностей, учитывая серьезную конкуренцию в отрасли. Медиасервисы вроде Netflix Inc. и Spotify Technology SA начали свой бизнес намного раньше и имеют больше подписчиков; созданные Google автономные автомобили уже давно бороздят дороги США, а смартдинамики Amazon Echo стали проводником голосового помощника Alexa в дома миллионов американцев. 

В прошлом году на научные исследования и конструкторские разработки Apple израсходовала $14,24 млрд, что на 23% больше, чем в предыдущем году. И хотя компания по-прежнему работает над проектами в области дополненной реальности, автономного транспорта и здравоохранения, Apple еще не выпустила какой-либо новый продукт в этих областях. Продажи последних гаджетов - Apple Watch, AirPods и HomePod были весьма неоднозначными и явно не идут ни в какое сравнение с iPhone, одним из самых продаваемых продуктов в истории.

По словам бывших сотрудников компании, Тим Кук, который гордится своим долгосрочным управленческим видением, ожидал "перегрев" индустрии смартфонов еще в 2010 году и заранее планировал то, как компания обеспечит рост, когда продажи телефонов начнут замедляться. В этом году Apple перестала сообщать о количестве проданных iPhone, и многие наблюдатели расценили это, как наступление заката эры смартфонов. 

Хотя на долю iPhone все еще приходится около двух третей продаж Apple, компания призывает инвесторов сосредоточить свое внимание на растущем бизнесе в сфере услуг, включая платную подписку на трансляцию музыки, продажи в онлайн-магазине приложений и мобильные платежи. По данным Morgan Stanley, к 2020 финансовому году продажи подобных услуг превысят сумму в $50 млрд и обеспечат свыше 60% общего роста выручки Apple в течение пяти лет. В предыдущий пятилетний период рост продаж на 85% обеспечивал iPhone.

Бизнес на дополнительных услугах также является ключом к сохранению лояльности к iPhone. Подобно тому, как Amazon использовал мультимедийные и музыкальные предложения для повышения ценности членства в Prime, руководство Apple рассматривает мобильные платежи, трансляцию музыки и видеосервис, который будет запущен в ближайшее время, как способ побудить нынешних владельцев iPhone покупать и другие устройства Apple, которые будут выпущены в будущем. 

Apple заявила, что к 2020 году намерена реализовать через свою платформу 500 млн платных подписок. В настоящий момент компания продает 360 млн таких подписок. 

Для достижения этой цели в текущем году Apple потратит более $1 млрд на создание оригинальных шоу с участием таких звезд Голливуда первого дивизиона, как Риз Уизерспун. По словам людей, знакомых с планами компании, Apple планирует включить видео в пакет ежемесячной подписки, куда также войдет услуга по облачному хранению данных. Кроме того, компания ведет переговоры с крупными газетами по предоставлению подписки на новости, которая будет стоить $10 в месяц. По словам источника, также обсуждается возможность объединения всех этих сервисов в единую подписку вместе с хранилищем для фотографий и файлов iCloud. 

Как рассказали люди, знакомые с внутренней кухней Apple, Кью, которому в 2017 году удалось переманить двух топ-менеджеров из Sony Pictures Television, усилия своих инженеров направляет на создание видеосервиса, о появлении которого уже было объявлено. Ожидается, что новая услуга будет презентована на пресс-конференции в кампусе Apple Park, запланированной на 25 марта. 

Также ожидается, что Apple опираясь на свою команду по разработке искусственного интеллекта персонализирует свои сервисы для пользовательских устройств. В прошлом году компания пригласила Джаннандреа из Google Alphabet Inc., где он занимался аналогичной работой, внедряя искусственный интеллект в такие продукты, как почтовой приложение Gmail. 

В декабре, сразу вскоре после представления совету директоров Apple, Джаннандреа был введен в руководящий состав компании и принял на себя управление подразделением ИИ. По словам людей, знакомых с ситуацией в команде, Джаннандреа отстранил Стасиора от управления Siri -  флагманского продукта подразделения ИИ Apple. При этом Джаннандреа лично курирует это направление и намерен улучшить работу сервиса Siri. 

В августе Apple приняла на работу главного инженера Tesla Inc. Дуга Филда, возложив на него задачу по развитию проекта автономного транспортного средства, известного как проект «Титан». Всего в нем занято почти 1 400 человек, однако в прошлом месяце Филд сократил свою команду на 200 человек, о чем ранее сообщал телеканал CNBC. 

Также в начале февраля Apple объявила о том, что в апреле компанию покинет директор розничных продаж Арендтс, которая в течение пяти лет руководила работой свыше 500 магазинов по всему миру. Завершать реконструкцию магазинов и принимать решение о том, как лучше продвигать там услуги Apple, теперь будет опытный менеджер О’Брайен, назначение которой инициировал лично Тим Кук. Одна из таких запланированных инициатив – установка в магазинах Apple телевизоров, поскольку компания обещала партнерам в Голливуде, что будет анонсировать готовящиеся шоу.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

Инвесторы начали скупать акции Twitter на фоне сообщений о росте пользователей

Однако этот рост могут сопровождать и риски

Фото: Matt Rourke/Associated Press

Похоже, Twitter привлекает всех, кроме тех, в ком платформа нуждается больше всего. Итоги II квартала, опубликованные компанией в прошлый четверг, – это еще один неоднозначный результат: привлекательный на первый взгляд, но разочаровывающий, если взглянуть немного глубже.

Например, Twitter сообщил о том, что число пользователей, которые могут видеть рекламу на платформе, в этом квартале достигло рекордной отметки, однако доход соцсети от рекламы на фоне пандемии снизился. В прошлый четверг акции Twitter выросли на 4%.

Эти результаты подчеркивают сильные и слабые стороны всех тех усилий, которые прикладывает платформа, чтобы привлечь больше пользователей в преддверии президентских выборов. По данным компании, во II квартале года их общее число выросло на 20 млн активных пользователей, что больше по сравнению с прошлогодними показателями на 34%. Это наибольшие темпы роста, зафиксированные компанией с момента, когда она начала отчитываться по этому показателю в IV квартале 2018 года.

Факт использования Twitter такими известными людьми, как президент Дональд Трамп, Джо Байден, Илон Маск и Джефф Безос, делает платформу ценным, но противоречивым источником информации. Недавно Twitter начал помечать сообщения, содержащие то, что сеть расценивает как дезинформацию, предупреждениями о необходимости фактчекинга, а пару недель назад ей даже пришлось преодолевать последствия хакерской атаки на ряд важных аккаунтов.

По словам Джона Эгберта, аналитика компании Stifel, хакерские атаки могут угрожать самому существованию платформы. Так, потеряв доверие к Twitter, наиболее ценные пользователи платформы могут перенести свою активность на другую площадку, а вместе с ними уйдут простые пользователи и рекламодатели.

Это последнее, что нужно Twitter. Общий доход компании во II квартале уже снизился на 19% по сравнению с прошлым годом, тогда как падение рекламных доходов за аналогичный период составило 23%. Это оказалось даже хуже, чем опасались на Уолл-стрит. Спад произошел на фоне сокращения объемов рекламы со стороны брендов, а также рекламы путешествий, отдыха и офлайн-ивентов, поскольку все эти сегменты бизнеса серьезно пострадали из-за пандемии.

По данным Twitter, на доходах во II квартале негативно отразились не только проблемы бизнеса, возникшие из-за COVID-19, но и те непродолжительные рекламные бойкоты, которые были связаны с недавними гражданскими протестами в США. И хотя большинство аналитических данных показывает, что эти бойкоты оказали относительно небольшое влияние на общие доходы главного конкурента платформы – Facebook, Twitter утверждает, что именно они стали причиной 15%-ного сокращения рекламных доходов компании за последние три недели июня.

Что еще хуже, отмечает Эгберт из компании Stifel, так это то, что недавние хакерские атаки могут угрожать бизнесу Twitter по лицензированию данных, который пока еще является относительно успешным для компании направлением. За последние два квартала этот бизнес вырос, если сравнивать текущие итоги с данными за прошлый год. Эгберт считает, что принятая в компании практика продавать бизнесу лицензии на данные может попасть в поле зрения регулирующих органов, поскольку монетизация лицензирования данных «определенно в большой степени зависит от использования личных данных пользователей, чем таргетированная реклама».

И хотя на лицензирование данных приходится лишь 18% от общего дохода Twitter, значение этого бизнеса возрастает, поскольку доходы от рекламы падают. В прошлый четверг во время конференц-звонка с инвесторами Twitter подтвердил, что нанимает команды, которые работают над созданием таких новых источников доходов, как подписки и электронная коммерция, которые могут быть протестированы уже в этом году.

Уолл-стрит ожидает, что доходы от рекламы в Twitter продолжат снижаться в годовом исчислении и в III квартале, хотя и более умеренно, а затем в IV квартале покажут номинальный рост.

Положительным моментом является то, что недавние улучшения рекламных возможностей платформы способны ускорить процесс восстановления этого бизнеса – разумеется, при условии, что будет расти спрос.

Twitter утверждает, что планирует увеличить расходы в III квартале в тех областях, которые в этом определенно нуждаются. Однако чересчур активное использование и без того уязвимой платформы может создать угрозу для тех финансовых резервов компании, которые были созданы ранее.

WSJ_квартальные доходы Twitter_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg