Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


528 просмотров

Франчайзеры России, Беларуси и Казахстана обсудили особенности рынка

Популярность российских франшиз обусловлена несколькими факторами

Фото: Shutterstock.com

Рынок франшиз в Казахстане, Беларуси и России достаточно похож, как по проблематике, так и по потребительскому менталитету. Какие есть возможности для сотрудничества у стран, обсудили главы страновых франчайзинговых организаций. 

Казахстанские реалии

В Казахстане, как отмечает президент Казахстанской Ассоциации Франчайзинга «KazFranch» Бекнур Кисиков, остается устойчивым тренд – популярность российских франшиз растет на протяжении последних 4 лет. Из новшеств – набирают популярность франшизы делового формата – медицинские услуги, оздоровительные процедуры, обучающие центры. Вместе с тем, ресторанный бизнес и фаст-фуд переживают не лучшие времена. 

Популярность российских франшиз обусловлена несколькими факторами.

«Сейчас у нас изоляционный рынок в рамках ЕАЭС. Россия, Казахстан и Беларусь стали теснее сотрудничать и торговать активнее. К тому же политическая ситуация играет определенную роль – не все франшизы хотят на наш рынок, потому что некоторые санкции, которые против России направлены, касаются и нас – мы и рядом находимся, и в одном союзе и так или иначе мы тоже не очень комфортно чувствуем себя. Это обстоятельство сыграло на руку российским франшизам. Еще одно обстоятельство – это все-таки девальвация, доллар стал дорогой. Многий франшизы хорошо себя чувствовали, когда доллар был 120-125 тенге, а сейчас доллар вырос почти в три раза. Из-за девальвации стало дорого завозить из западноевропейские и американские франшизы. Уже значительно выросли и российские и наши казахстанские франшизы. Рынок уже стал более-менее самодостаточным и не так остро нуждается в новых технологиях. К тому же, большинство топовых франшиз мира у нас и у россиян уже присутствует. Казахстанские франшизы распространены в России, Беларуси, Украине и даже есть во Франции», - поделился наблюдениями Бекнур Кисиков. 

Алматы является центрально-азиатским центром развития франчайзинга. Большинство казахстанских франшиз формировались именно в здесь. Общий оборот франчайзинга в стране составляет примерно 0,5-1,5 млрд тенге. В Казахстане представлены 359 франчайзинговых систем, 5 137 франчайзинговых точек. Только в Алматы за этот год открылись 20 новых точек франчайзинга.

Белорусские планы 

Для Беларуси рынок Казахстан весьма интересен. В Беларуси уже выстроена национальная сеть и у компаний имеется возможность выхода за рубеж и производители (одежды, обуви, сувенирных изделий, пищепрома, кондитерской и мясной продукции) имеют наиболее высокий шанс выхода на казахстанский рынок, тем более, что ряд успешных проектов уже работает. К тому же, законодательство схожее, что упрощает сотрудничество.

«Если во всем мире франшиза - это товарный знак плюс ноу-хау, то в Беларуси это фирменное наименование плюс ноу-хау. Но это дополнительная возможность для сотрудничества с Казахстаном, потому что с вашим законодательством мы почти совпадаем и требуется минимальная адаптация», - отметила председатель Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.

В Беларуси действует около 80 национальных франчайзинговых концепций и больше 500 франчайзинговых объектов, несмотря на то, что это один из самых молодых рынков: до 2006 года в стране законодательно не было прав заключать договор о франчайзинге, в 2011 году создана ассоциация, в 2012 году прошло первое мероприятие, в 2013 году - первый международный форум по франчайзингу, а в 2018 году  - белорусская ассоциация франчайзинга стала членом всемирного совета по франчайзингу, что открыло прямой доступ для компаний на рынки более 40 стран и предоставило возможность привлекать оттуда инвестиции. Казахстан, несмотря на более продолжительную историю, пока не самый активный игрок на международной арене.

Российская история

В последнее десятилетие франчайзинг демонстрирует бурный рост как на российском, так и мировом рынке, отмечает директор по развитию и внешним коммуникациям Российской Ассоциации Франчайзинга Жанна Вартанова. Сегодня в РФ работает 55 тыс. франчайзинговых объектов и более 1400 сетевых концепций, из которых 67% - отечественные. Франчайзинговые предприятия в стране создали более 500 тыс. стабильных рабочих мест. В 2018 году более 600 региональных концепций вышло на федеральный уровень, и доля региональных брендов достигла 43%. 

«Что касается Казахстана, то на этом рынке работает множество международных франшиз, но российские занимают львиную долю. Сильные позиции России на казахстанском рынке объясняется схожестью менталитета, культуры, основы, традиций и совместной работе стран в различных отраслях. Франчайзинг имеет потенциал расширения деятельности, более того, согласно аналитическим прогнозам, спрос на них продолжит расти. Основной спрос создают города: Алматы, Астана, Шымкент, Актобе, Павлодар и Уральск. Франшизы из Казахстана тоже успешно осваивают российский рынок», - отметила Жанна Вартанова.

Европейский взгляд

Говоря об особенностях казахстанского рынка, представитель компании Ив Роше отметил, что в Алматы цена аренды площадей на 30-40% дороже, чем в европейских столицах.

«Магазинов Ив Роше в мире – 400, в Казахстане пока 20, но планируется увеличить их число до 40 через 2-3 года. Только я не понимаю, почему в Казахстане мы должны платить за аренду дороже, чем в Лондоне и Париже. Я не скажу, сколько я плачу в казахстанских ТЦ, но в Париже аренда на 30-40% дешевле», - делится Александр Удибин.

Бекнур Кисиков напомнил, что не только цена на аренду разнится, но и бюджетные бренды, приходя в Казахстан, становятся близкими к элитарным.

«Надо менять предпринимательскую ментальность. Дело в том, что, например, Carrefour в Европе - это наиболее бюджетный магазин, который позволяет работать без посредников. В Казахстане маржа оказалась слишком большой, и он стал почему-то дорогим. Вообще, у нас такая тенденция, что иностранные франшизы из демократического формата превращаются в элитарный, тот же фастфуд – «Макдональдс» самый недорогой в США, у нас же он среднего и иногда даже выше среднего. Через франчайзинг хотелось бы это решить», - отметил глава казахстанской ассоциации франчайзинга.
 


1690 просмотров

Дамир Жанбакиев назначен главным исполнительным директором АО «Кселл»

Полномочия Мансурджона Хамидова прекращены

Дамир Жанбакиев назначен главным исполнительным директором АО «Кселл». Об этом говорится в сообщении, опубликованном на KASE.

Согласно документу, главным исполнительным директором АО «Кселл» с 24 декабря 2018 года назначен Дамир Жанбакиев.

«Определить срок полномочий Дамира Жанбакиева на посту главного исполнительного директора АО "Кселл" до принятия советом директоров АО "Кселл" решения об избрании нового главного исполнительного директора», - говорится в сообщении.

Кроме того, из документа также следует, что полномочия Мансурджона Хамидова прекращены. Он занимал должность исполнительного директора.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank