Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


684 просмотра

Франчайзеры России, Беларуси и Казахстана обсудили особенности рынка

Популярность российских франшиз обусловлена несколькими факторами

Фото: Shutterstock.com

Рынок франшиз в Казахстане, Беларуси и России достаточно похож, как по проблематике, так и по потребительскому менталитету. Какие есть возможности для сотрудничества у стран, обсудили главы страновых франчайзинговых организаций. 

Казахстанские реалии

В Казахстане, как отмечает президент Казахстанской Ассоциации Франчайзинга «KazFranch» Бекнур Кисиков, остается устойчивым тренд – популярность российских франшиз растет на протяжении последних 4 лет. Из новшеств – набирают популярность франшизы делового формата – медицинские услуги, оздоровительные процедуры, обучающие центры. Вместе с тем, ресторанный бизнес и фаст-фуд переживают не лучшие времена. 

Популярность российских франшиз обусловлена несколькими факторами.

«Сейчас у нас изоляционный рынок в рамках ЕАЭС. Россия, Казахстан и Беларусь стали теснее сотрудничать и торговать активнее. К тому же политическая ситуация играет определенную роль – не все франшизы хотят на наш рынок, потому что некоторые санкции, которые против России направлены, касаются и нас – мы и рядом находимся, и в одном союзе и так или иначе мы тоже не очень комфортно чувствуем себя. Это обстоятельство сыграло на руку российским франшизам. Еще одно обстоятельство – это все-таки девальвация, доллар стал дорогой. Многий франшизы хорошо себя чувствовали, когда доллар был 120-125 тенге, а сейчас доллар вырос почти в три раза. Из-за девальвации стало дорого завозить из западноевропейские и американские франшизы. Уже значительно выросли и российские и наши казахстанские франшизы. Рынок уже стал более-менее самодостаточным и не так остро нуждается в новых технологиях. К тому же, большинство топовых франшиз мира у нас и у россиян уже присутствует. Казахстанские франшизы распространены в России, Беларуси, Украине и даже есть во Франции», - поделился наблюдениями Бекнур Кисиков. 

Алматы является центрально-азиатским центром развития франчайзинга. Большинство казахстанских франшиз формировались именно в здесь. Общий оборот франчайзинга в стране составляет примерно 0,5-1,5 млрд тенге. В Казахстане представлены 359 франчайзинговых систем, 5 137 франчайзинговых точек. Только в Алматы за этот год открылись 20 новых точек франчайзинга.

Белорусские планы 

Для Беларуси рынок Казахстан весьма интересен. В Беларуси уже выстроена национальная сеть и у компаний имеется возможность выхода за рубеж и производители (одежды, обуви, сувенирных изделий, пищепрома, кондитерской и мясной продукции) имеют наиболее высокий шанс выхода на казахстанский рынок, тем более, что ряд успешных проектов уже работает. К тому же, законодательство схожее, что упрощает сотрудничество.

«Если во всем мире франшиза - это товарный знак плюс ноу-хау, то в Беларуси это фирменное наименование плюс ноу-хау. Но это дополнительная возможность для сотрудничества с Казахстаном, потому что с вашим законодательством мы почти совпадаем и требуется минимальная адаптация», - отметила председатель Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.

В Беларуси действует около 80 национальных франчайзинговых концепций и больше 500 франчайзинговых объектов, несмотря на то, что это один из самых молодых рынков: до 2006 года в стране законодательно не было прав заключать договор о франчайзинге, в 2011 году создана ассоциация, в 2012 году прошло первое мероприятие, в 2013 году - первый международный форум по франчайзингу, а в 2018 году  - белорусская ассоциация франчайзинга стала членом всемирного совета по франчайзингу, что открыло прямой доступ для компаний на рынки более 40 стран и предоставило возможность привлекать оттуда инвестиции. Казахстан, несмотря на более продолжительную историю, пока не самый активный игрок на международной арене.

Российская история

В последнее десятилетие франчайзинг демонстрирует бурный рост как на российском, так и мировом рынке, отмечает директор по развитию и внешним коммуникациям Российской Ассоциации Франчайзинга Жанна Вартанова. Сегодня в РФ работает 55 тыс. франчайзинговых объектов и более 1400 сетевых концепций, из которых 67% - отечественные. Франчайзинговые предприятия в стране создали более 500 тыс. стабильных рабочих мест. В 2018 году более 600 региональных концепций вышло на федеральный уровень, и доля региональных брендов достигла 43%. 

«Что касается Казахстана, то на этом рынке работает множество международных франшиз, но российские занимают львиную долю. Сильные позиции России на казахстанском рынке объясняется схожестью менталитета, культуры, основы, традиций и совместной работе стран в различных отраслях. Франчайзинг имеет потенциал расширения деятельности, более того, согласно аналитическим прогнозам, спрос на них продолжит расти. Основной спрос создают города: Алматы, Астана, Шымкент, Актобе, Павлодар и Уральск. Франшизы из Казахстана тоже успешно осваивают российский рынок», - отметила Жанна Вартанова.

Европейский взгляд

Говоря об особенностях казахстанского рынка, представитель компании Ив Роше отметил, что в Алматы цена аренды площадей на 30-40% дороже, чем в европейских столицах.

«Магазинов Ив Роше в мире – 400, в Казахстане пока 20, но планируется увеличить их число до 40 через 2-3 года. Только я не понимаю, почему в Казахстане мы должны платить за аренду дороже, чем в Лондоне и Париже. Я не скажу, сколько я плачу в казахстанских ТЦ, но в Париже аренда на 30-40% дешевле», - делится Александр Удибин.

Бекнур Кисиков напомнил, что не только цена на аренду разнится, но и бюджетные бренды, приходя в Казахстан, становятся близкими к элитарным.

«Надо менять предпринимательскую ментальность. Дело в том, что, например, Carrefour в Европе - это наиболее бюджетный магазин, который позволяет работать без посредников. В Казахстане маржа оказалась слишком большой, и он стал почему-то дорогим. Вообще, у нас такая тенденция, что иностранные франшизы из демократического формата превращаются в элитарный, тот же фастфуд – «Макдональдс» самый недорогой в США, у нас же он среднего и иногда даже выше среднего. Через франчайзинг хотелось бы это решить», - отметил глава казахстанской ассоциации франчайзинга.
 


13337 просмотров

«Казахтелеком» выкупает у шведов оставшиеся 49% местного Tele2

Таким образом казахстанский оператор консолидирует весь пакет

Фото: пресс-служба КТ.

«Казахтелеком» и Tele2 AB подписали договор о приобретении 49% доли шведского мобильного оператора в совместном предприятии Khan Tengri Holding B.V. Ожидается, что сделка будет завершена в конце июня, сообщает пресс-служба КТ. 

Напомним, что в конце февраля 2016 года стороны договорились о создании совместного предприятия в мобильном сегменте на базе бизнесов АО «АЛТЕЛ» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», в котором доля АО «Казахтелеком» составляла 51% акционерного капитала (49,48% голосующих акций). Tele2 реализовал пут-опцион, предусмотренный соглашением акционеров по выкупу АО «Казахтелеком» принадлежащих Tele2 Sverige AB 49% акций Khan Tengri Holding B.V.

Председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев считает, что с учётом опыта компании в развитии мобильного сегмента и реализации инфраструктурных проектов, приобретение доли Tele2 в Khan Tengri Holding B.V., наряду с покупкой 75% акций АО «Кселл», положительно скажется на телекоммуникационной отрасли, за счёт реализации ряда синергий при интеграции и совместном использовании технических возможностей трех операторов. «Совершение данной сделки увеличит инвестиционную привлекательность АО «Казахтелеком», благодаря диверсификации бизнеса, увеличению масштаба компании и росту рентабельности», - отметил Куанышбек Есекеев.

В «Казахтелекоме» также заявили, что компания как основной акционер обоих сотовых операторов готова способствовать совместному запуску 5G в Казахстане. Сотрудничество операторов позволит создать высокотехнологичную платформу, позволяющую оказывать услуги фиксированной и мобильной связи высокого качества. «Мы ожидаем увеличение покрытия, улучшение качества услуг сотовой связи и массовое внедрение инновационных цифровых технологий, доступных населению», - подчеркнули в «Казахтелекоме». 

В Tele2 прокомментировали выход компании с казахстанского рынка: «Tele2 построил успешный бизнес в Казахстане и развернул сеть для высококачественной передачи голосовых и мобильных данных. Совместному предприятию удалось значительно увеличить клиентскую базу и долю на рынке, повысить прибыльность, обеспечить высокое качество связи и значительный рост потребления мобильных данных на одного клиента, которое удвоилось в два раза с момента создания СП», - говорится в пресс-релизе компании со ссылкой на президента и главного исполнительного директора Tele2 Андерса Нильссона. 

Отметим, что по итогам первого квартала текущего года количество абонентов совместного предприятия значительно превысило 7 млн человек.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций